Коррекционная работа через физические упражнения с детьми ОВЗ в школьном возрасте | Чернецова София Викторовна. Работа №347706
Аннотация. В статье рассматривается коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) через физические упражнения. Описываются подходы к организации занятий физической культурой в школе, направленных на коррекцию физических и психоэмоциональных нарушений. Особое внимание уделено индивидуальному подходу и выбору упражнений в зависимости от типа ограничений здоровья у детей. Также приведены рекомендации для педагогов по эффективному использованию физической активности в коррекционной работе.
Ключевые слова: коррекционная работа, физические упражнения, дети с ОВЗ, школьный возраст, адаптивная физическая культура, индивидуальный подход.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ЧЕРЕЗ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТЬМИ ОВЗ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Чернецова София Викторовна,
учитель МКОУ г. Искитима Новосибирской области
"Коррекционная школа № 7"
Аннотация. В статье рассматривается коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) через физические упражнения. Описываются подходы к организации занятий физической культурой в школе, направленных на коррекцию физических и психоэмоциональных нарушений. Особое внимание уделено индивидуальному подходу и выбору упражнений в зависимости от типа ограничений здоровья у детей. Также приведены рекомендации для педагогов по эффективному использованию физической активности в коррекционной работе.
Ключевые слова: коррекционная работа, физические упражнения, дети с ОВЗ, школьный возраст, адаптивная физическая культура, индивидуальный подход.
Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья является важной составляющей процесса их образования и социализации. Одним из эффективных инструментов коррекции нарушений является физическая активность, которая помогает детям с различными физическими и когнитивными ограничениями улучшать свое состояние. Физические упражнения могут стать как средством укрепления здоровья, так и способом преодоления различных нарушений.
Основной целью коррекционной работы через физические упражнения является улучшение физического состояния ребенка, его адаптации к социальным условиям и улучшение качества жизни. Коррекционные программы разрабатываются с учетом специфики каждого вида нарушений и должны быть направлены не только на укрепление организма, но и на социализацию, повышение самооценки и развитие двигательной активности.
Каждому ребенку с ОВЗ необходимо предложить индивидуально подобранную программу физических упражнений, учитывающую его возможности, ограничения и состояние здоровья. Это особенно важно, поскольку спектр нарушений у детей с ОВЗ может варьироваться от двигательных до сенсорных и когнитивных. Индивидуализация помогает не только избежать перегрузок, но и повысить мотивацию детей к занятиям.
Для детей с двигательными нарушениями (например, детским церебральным параличом) важны упражнения, направленные на улучшение координации движений, развитие гибкости и силы. Это могут быть упражнения на растяжку, тренировки с использованием специализированного оборудования, такие как гимнастические маты или мячи.
Для детей с нарушениями зрения или слуха упражнения должны быть адаптированы таким образом, чтобы минимизировать сенсорную нагрузку и акцентировать внимание на развитии остальных физических качеств. Например, в случае нарушения зрения возможно использование упражнений, основанных на развитии тактильных ощущений и координации.
Игра — это мощный стимул для детей, в том числе и для тех, кто имеет ОВЗ. Включение игровых элементов в физическую культуру способствует повышению интереса к занятиям, стимулирует командную работу и коммуникативные навыки. Также соревнования, адаптированные под физические возможности детей, помогают им почувствовать себя успешными и способными на достижения.
Для многих детей с ОВЗ ключевой задачей является улучшение моторики и координации. Физические упражнения могут включать как крупные двигательные активности (бег, ходьба, прыжки), так и мелкую моторику (работа с мелкими предметами, тренировки пальцев и кистей рук). Развитие этих навыков способствует не только физическому, но и когнитивному развитию, улучшая концентрацию, внимание и общую успеваемость.
Физические упражнения оказывают положительное влияние на психоэмоциональное состояние детей с ОВЗ. Регулярные занятия помогают снизить уровень стресса, улучшают настроение, а также способствуют социализации, особенно при групповых занятиях. Педагоги должны создавать поддерживающую и мотивирующую атмосферу, в которой ребенок будет чувствовать себя уверенно и комфортно.
Предложим практические рекомендации для учителей:
1. Оценка физического состояния перед началом занятий. Перед началом занятий с детьми с ОВЗ необходимо провести оценку их физического состояния, чтобы правильно подобрать интенсивность и виды упражнений. Важно учитывать рекомендации врачей и специалистов по работе с конкретными видами ограничений.
2. Постепенное увеличение нагрузки. Начинать занятия следует с минимальной физической нагрузки, постепенно увеличивая ее по мере улучшения состояния ребенка. Это поможет избежать переутомления и травм, а также повысит эффективность занятий.
3. Включение разнообразных видов активности. Разнообразие упражнений и форм активности способствует лучшему усвоению материала и поддержанию интереса у детей. Можно использовать как традиционные виды спорта (бег, плавание, игры с мячом), так и специальные упражнения, адаптированные под потребности детей с ОВЗ.
4. Интеграция физических упражнений в повседневную жизнь. Коррекционная работа через физические упражнения должна не ограничиваться уроками физической культуры. Важно привлекать детей к активности в повседневной жизни: на переменах, прогулках, в домашних условиях. Это поможет закрепить результаты и сделать физическую активность привычной частью жизни ребенка.
5. Создание инклюзивной среды. Для эффективной коррекционной работы важно создавать инклюзивную образовательную среду, где дети с ОВЗ могут взаимодействовать со сверстниками, принимая участие в общих мероприятиях. Это способствует их социализации и развитию коммуникативных навыков.
В заключение отметим, что коррекционная работа через физические упражнения с детьми с ограниченными возможностями здоровья является неотъемлемой частью их общего развития и образования. Индивидуальный подход, разнообразие методов и поддержка со стороны педагогов позволяют детям с ОВЗ не только улучшить физическое состояние, но и повысить уровень социальной адаптации, улучшить самооценку и развить коммуникативные навыки. Применение физической активности в рамках коррекционной работы способствует гармоничному развитию личности ребенка и его успешной интеграции в общество.
Список литературы
Волкова, А. С. Коррекционная педагогика и физическое воспитание: методические рекомендации. — М.: Академкнига, 2021.
Данилова, М. В. Коррекционные программы для детей с особыми образовательными потребностями: практика и подходы. — Екатеринбург: Уральский университет, 2023.
Лебедева, И. Н. Физические упражнения в системе коррекции детей с ОВЗ. Журнал "Инклюзивное образование", 2022, № 2.