Коррекционная работа через физические упражнения с детьми ОВЗ в дошкольном возрасте | Джердж Иван Богданович. Работа №363138
Аннотация: Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) через физические упражнения в дошкольном возрасте играет важную роль в развитии их физических, психоэмоциональных и социальных навыков. Важно, чтобы эта работа была направлена не только на устранение нарушений в физическом состоянии, но и на всестороннюю помощь в интеграции таких детей в общество, развитие их самосознания и уверенности в своих силах. Использование физической активности как метода коррекции позволяет улучшить координацию движений, укрепить мышечный тонус, развить пространственное восприятие, а также положительно влияет на психоэмоциональное состояние детей с ОВЗ. В данной статье рассматриваются основные принципы и подходы к организации физкультурных занятий для детей с ОВЗ в дошкольном возрасте, а также приводятся примеры эффективных упражнений.
Ключевые слова: коррекционная работа, физическая культура, дети с ОВЗ, дошкольный возраст, физические упражнения, педагогика, психологическая помощь, развитие детей, моторика, социализация.
С ДЕТЬМИ ОВЗ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Джердж Иван Богданович, инструктор по физической культуре
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение Ханты-Мансийского района "Детский сад "Березка"
п. Горноправдинск"
Аннотация: Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) через физические упражнения в дошкольном возрасте играет важную роль в развитии их физических, психоэмоциональных и социальных навыков. Важно, чтобы эта работа была направлена не только на устранение нарушений в физическом состоянии, но и на всестороннюю помощь в интеграции таких детей в общество, развитие их самосознания и уверенности в своих силах. Использование физической активности как метода коррекции позволяет улучшить координацию движений, укрепить мышечный тонус, развить пространственное восприятие, а также положительно влияет на психоэмоциональное состояние детей с ОВЗ. В данной статье рассматриваются основные принципы и подходы к организации физкультурных занятий для детей с ОВЗ в дошкольном возрасте, а также приводятся примеры эффективных упражнений.
Ключевые слова: коррекционная работа, физическая культура, дети с ОВЗ, дошкольный возраст, физические упражнения, педагогика, психологическая помощь, развитие детей, моторика, социализация.
Физическая культура является важным инструментом воспитания и коррекции здоровья детей дошкольного возраста, особенно детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В этом контексте работа инструктора по физической культуре требует особого подхода и гибкости в методах, которые направлены на развитие детей с особенностями психофизического развития. Основной целью такой коррекционной работы является не только улучшение физического состояния ребенка, но и его социализация, психологическое развитие, а также создание условий для более успешной адаптации в социальной среде.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это особая категория воспитанников, для которых физические упражнения становятся важнейшей составляющей их развития. Важно учитывать, что ОВЗ могут проявляться в различных формах: от нарушения слуха, зрения, речи до более сложных моторных расстройств. Поэтому методы и приемы работы должны быть адаптированы с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Основное внимание при этом следует уделять не только физическим аспектам, но и развитию эмоциональной и социальной составляющей личности ребенка.
Ключевым моментом в коррекционной работе является выбор упражнений, которые соответствуют возрастным особенностям и состоянию здоровья ребенка. Прежде всего, это должны быть простые, но эффективные физические упражнения, которые не вызывают чрезмерной нагрузки, но в то же время стимулируют развитие движений и укрепляют физическое состояние. Это могут быть упражнения для развития координации, гибкости, укрепления мышц спины и шеи, а также для улучшения общего тонуса организма. Важную роль в коррекционной работе играют игровые формы, которые не только делают процесс занятий более увлекательным, но и создают дополнительные возможности для социальной адаптации детей.
Для детей с нарушениями двигательной активности важными являются упражнения на равновесие, шаги по полосам препятствий, упражнения с мячом, на развитие реакции и точности движений. Например, упражнения, направленные на развитие моторики рук и пальцев, помогут ребенку улучшить свои навыки, такие как держание ложки, чашки, удержание предметов. Важно, чтобы упражнения проводились в игровой форме, что позволяет снизить психоэмоциональное напряжение и создать положительный настрой у детей.
Работа инструктора по физической культуре с детьми с ОВЗ должна быть систематичной, регулярной и индивидуально подобранной для каждого воспитанника. Одним из важных моментов является то, что занятия физической культурой должны проводиться с максимальной включенностью родителей, которые могут продолжать работу дома, поддерживая процесс коррекции и развития навыков ребенка. Этим можно достичь не только улучшения физического состояния, но и формирования у ребенка более позитивного отношения к своему здоровью.
Психологическое сопровождение в процессе занятий физической культурой имеет не меньшее значение. Для детей с ОВЗ часто характерны проблемы с самооценкой, стеснительность, замкнутость. Таким образом, важно создать атмосферу, в которой ребенок чувствует себя уверенно и комфортно. Важной частью работы инструктора является стимулирование положительных эмоций, использование похвалы, создание условий для проявления инициативы, принятия решений в игре или упражнении. Это не только способствует улучшению физической активности, но и оказывает положительное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка.
Одним из примеров эффективных упражнений является простая игра с мячом, которая позволяет развивать координацию, ловкость, глазомер. Для детей с нарушениями слуха можно предложить игры, где основной акцент сделан на зрительную координацию, на выполнение команд с визуальными сигналами. Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата можно использовать упражнения на развитие гибкости и растяжки, начиная с простых упражнений на растяжку и заканчивая играми, направленными на развитие подвижности суставов.
Особое внимание необходимо уделять созданию разнообразных условий для занятий: использование разнообразных пособий, игрушек, конструирования полос препятствий, что делает занятия увлекательными и интересными для детей. Важно помнить, что в коррекционной работе с детьми с ОВЗ тренировка физической силы и выносливости должна сочетаться с развитием чувствительности, внимания и других психофизических навыков.
Кроме того, необходимо учитывать, что такие занятия требуют от инструктора значительной профессиональной подготовки и психоэмоциональной зрелости. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья предполагает наличие не только педагогических, но и психологических знаний, а также высокой степени терпимости и внимания к каждому ребенку.
Важно, чтобы все занятия носили индивидуальный характер, что позволяет учитывать физиологические и психологические особенности каждого ребенка, а также способствовать его интеграции в коллектив. Упражнения должны быть разнообразными, направленными на развитие как крупных, так и мелких движений. Важно в процессе работы внедрять элементы игры, что делает коррекционные занятия более интересными и эффективными.
Коррекционная работа через физическую культуру является необходимым инструментом для гармоничного развития детей с ОВЗ в дошкольном возрасте. Занятия физической культурой помогают не только укрепить здоровье ребенка, но и создать основу для его психоэмоционального развития, социальной адаптации и формирования уверенности в себе. Задача инструктора — не только развить физическую подготовленность детей, но и способствовать их социализации, развивать позитивные отношения с окружающим миром и формировать здоровые привычки, которые будут сопровождать их в жизни.
Таким образом, важно осознавать, что работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья через физическую культуру — это сложная и многогранная задача, требующая индивидуального подхода, терпения, творческого подхода и профессионализма. В конечном итоге это работа, направленная на создание равных условий для детей с ОВЗ, на улучшение их здоровья, уверенности и возможностей для полноценной жизни в обществе.
Список литературы
Козырева Л. А. Развитие двигательных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. №28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-dvigatelnyh-sposobnostey-u-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-doshkolnogo-vozrasta
Кочиева Э.Р. Организация физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения // БГЖ. 2018. №3 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-fizkulturno-ozdorovitelnoy-deyatelnosti-v-usloviyah-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya
Кузьмина О.С., Синевич О.Ю., Багаутдинова Н.В., Диких Э.Р. Мультидисциплинарный подход к коррекционной работе с дошкольниками, имеющими задержку психического развития // МиД. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/multidistsiplinarnyy-podhod-k-korrektsionnoy-rabote-s-doshkolnikami-imeyuschimi-zaderzhku-psihicheskogo-razvitiya
Сухотченко Я.А., Хазова С.А., Вержбицкая Е.Г. Модель организации занятий оздоровительной гимнастикой для детей старшего дошкольного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2020. №4 (268). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-organizatsii-zanyatiy-ozdorovitelnoy-gimnastikoy-dlya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta