«Коррекционная работа по устранению миофункциональных расстройств (МФР) у детей.» | Зацерковная Юлия Алексеевна. Работа №344029
Очень часто именно логопед является первым специалистом, к которому обращаются родители ребенка по поводу неправильного произношения звуков, причиной которого могут быть миофункциональные нарушения. При подобных нарушениях очень важно поставить правильный диагноз, а также объяснить родителям первопричину этих расстройств как комплексную проблему, а не только речевую. ИТАК, что же такое МФР и какая коррекция подойдет?
Коррекционная работа по устранению миофункциональных расстройств (МФР) у детей.
За последние годы количество детей с различными речевыми нарушениями неуклонно растет. По этой причине крайне важна своевременная профилактика дефектов речи у детей, начиная уже с раннего возраста. Это совместная работа, в которой участвуют логопеды, психологи, педагоги, ортодонты и стоматологи.
Очень часто именно логопед является первым специалистом, к которому обращаются родители ребенка по поводу неправильного произношения звуков, причиной которого могут быть миофункциональные нарушения. При подобных нарушениях очень важно поставить правильный диагноз, а также объяснить родителям первопричину этих расстройств как комплексную проблему, а не только речевую.
Миофункциональные расстройства (МФР) — это нарушение работы внутриротовых мышц и мышц лица (языка, мышц щек, круговой мышцы рта), которые приводят к аномальному развитию челюстей и формированию неправильного прикуса, а также к ухудшению качества жизни.
С помощью мышц наша зубочелюстная система выполняет такие функции как:
сосание;
глотание;
жевание;
речь;
дыхание.
Если выполнение хоть одной функции будет нарушено, это приведет к дисгармонии всей зубочелюстной системы.
Ортодонтические проблемы:
неправильное расположение зубов;
неправильный прикус;
ортодонтический рецидив (например, зубы смещаются назад после брекетов);
дисфункция височно-нижнечелюстного сустава (например, боль в челюсти, затрудненное жевание, щелканье или запирание челюсти).
Проблемы с речью:
шепелявость;
трудности с произношением других звуков;
неточная или невнятная речь.
Дети, которым сложно произносить звуки правильно, часто сталкиваются с трудностями, когда начинают учиться читать и писать.
Проблемы с приемом пищи:
ограничительная диета (часто с предпочтением мягких, обработанных пищевых продуктов);
трудности с грудным вскармливанием;
слюнотечение во время еды или питья;
грязный или шумный прием пищи;
чавканье, пережевывание пищи с открытым ртом.
Проблемы со сном и дыханием:
храп (явление это частое, но не нормальное в любом возрасте — человек должен проконсультироваться с врачом-отоларингологом);
апноэ во сне;
плохое качество сна (это может привести к проблемам с вниманием, поведением и повлиять на успеваемость в школе или на работе);
частое дыхание ртом, а не носом;
аллергии.
В носу у нас есть волоски-фильтры, которые очищают воздух и способствует согреванию воздуха. Человек с рождения должен дышать через нос. А вот рот нужен нам, чтобы жевать и глотать. Дышать ртом так же неестественно, как есть носом.
Предлагаю родителям понаблюдать за дыханием ребенка:
ночью поднесите к носу и рту ребенка зеркало или мокрый палец, чтобы понять, чем дышит ребенок;
днем сделайте это, когда ребенок смотрит мультики или играет.
📌у реб-ка Нижняя позиция языка? В норме язык находится вверху, на нёбе.
📌 Слабые губы? (Укреплять упражнениями!)
Если ребенок привык дышать ртом, его язык всегда находится внизу, а не прижат к нёбу. В этом случае мышцы языка слабые. Во сне язык еще больше расслабляется и западает назад, блокируя дыхательные пути.
Также при нижнем положении языка верхняя челюсть хуже развивается, сужается. А значит, сужаются и носовые ходы — становится еще труднее дышать носом.
Когда ребенок спит с закрытым ртом и прижимает язык к верхней челюсти, это стимулирует правильное челюстно-лицевое развитие. Расширяется челюсть и носовые ходы, улучшается тонус языка, ровные зубы.
✔️При правильном глотании язык находится на нёбе, делает движение волны. Очень важно для правильного глотка положение языка в покое. Точка покоя находится вверху за передними зубами — примерно там, где мы говорим звук Н. От точки покоя начинается соматический глоток
(У многих детей язык не в точке покоя, а лежит внизу — сохраняются инфантильный и смешанный типы глотания, при которых во время глотка участвуют мышцы шеи и лица. А они должны быть неподвижны во время глотания)
✔️Как глотать? Взять небольшую порцию воды в рот, сомкнуть губы и зубы, поднять язык на нёбо, проглотить. Внимание! Мышцы лица не участвуют в глотании. Двигается только «подъязычная косточка».
💪🏻Родителю предлагается понаблюдать за своим ребенком в течение трех дней, а затем отметить следующие пункты:
⬜️Ребенок дышит ртом во время сна;
⬜️ Ребенок постоянно дышит ртом;
⬜️ Ребенок с трудом разжевывает пищу;
⬜️ Ребенок глотает, напрягая губы, щеки;
⬜️ Ребенок нечетко выговаривает звуки;
⬜️ Ребенок часто закусывает губу;
⬜️ У ребенка неровно прорезаются зубы;
⬜️ Ребенок грызет ногти или карандаши;
⬜️ Ребенок сосет палец;
⬜️ Ребенок подсасывает нижнюю губу;
⬜️ Ребенок подсасывает язык;
⬜️ Ребенок в возрасте от двух лет и выше сосет пустышку, бутылочку, грудь.
✔️Комплексы упражнений для нормализации функции глотания.
Первый комплекс.
Упражнения выполняются в медленном темпе, на счет 1 — 2 — 3 — 4, повторение от 10 до 15 раз.
Упражнение 1. Язык поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого неба. Переместить язык по своду твердого неба максимально назад к мягкому небу.
Упражнение 2. Язык поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого неба. Переместить язык по нёбной поверхности зубов справа и слева, касаясь кончиком каждого зуба.
Упражнение 3. Язык переместить максимально вперед, повернуть его вправо и влево.
Второй комплекс. Тренировка глотания в стадии отправного толчка.
Упражнение 1. Язык поднять вверх, расположить его в середине небного шва, ударить напряженным кончиком языка по небу, произвести звук «щелчка».
Упражнение 2. Набрать в рот воду (глоток), губы сомкнуть, зубы сжать, язык поднять вверх, проглотить воду, упираясь языком в область зубных бугров передних зубов и складок неба (вся группа мимических мышц должна находиться в стадии «покоя»).
Комплекс упражнений для нормализации функции смыкания губ. Тренировка круговой мышцы рта.
Упражнения выполняются в медленном темпе, на счет 1 — 2 — 3- 4, повторение от 10 до 15 раз.
Упражнение 1. Губы вытянуть вперед, изобразить рупор, хоботок.
Упражнение 2. Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить трубочку, широко растянуть.
Упражнение 3. Сомкнутые мизинцы положить в угол рта, губы не сжимать. Пальцы слегка развести в стороны, губы сомкнуть.
Упражнение 4. В уголки рта при несомкнутых губах установить мизинцы рук и в таком положении стремиться сомкнуть губы.
Упражнение 5. Губы сомкнуть, натянуть верхнюю губу на зубы, натянуть нижнюю губу на зубы.
Упражнение 6. Губы сомкнуть, затем переместить их вправо и влево.
Упражнение 7. Губы сомкнуть, надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы.
Упражнение 8. Губы сомкнуть, надуть воздух под верхнюю губу.
Упражнение 9. Губы сомкнуть, надуть воздух под нижнюю губу.
Ежедневно используя миофункциональную гимнастику в сочетании с артикуляционной гимнастикой при коррекции звукопроизношения у детей с патологиями строения органов артикуляции, постановка и автоматизация звуков будет происходить быстрее.
19.09.2024г. Логопед Зацерковная Юлия Алексеевна