Название статьи:
Коррекционная работа с детьми с умственной отсталостью умеренной степени | Лагунова Елена Валентиновна. Работа №342638
Дата публикации:
09.09.2024
Автор:
Лагунова Елена Валентиновна
Описание:
Аннотация. В статье рассматриваются особенности коррекционной работы с детьми с умственной отсталостью умеренной степени в условиях начального образования. Описаны основные методы и приемы, используемые для развития когнитивных, социальных и эмоциональных навыков у таких детей. Акцент делается на важности индивидуального подхода, сотрудничества с семьей и создания условий, способствующих адаптации детей в образовательной среде.
Ключевые слова: коррекционная работа, умственная отсталость, умеренная степень, дети, индивидуальный подход, адаптация, начальное образование.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ УМЕРЕННОЙ СТЕПЕНИ
Лагунова Елена Валентиновна, учитель начальных классов
КГОБУ "Елизовская школа-интернат для детей с ОВЗ" г. Елизово
Аннотация. В статье рассматриваются особенности коррекционной работы с детьми с умственной отсталостью умеренной степени в условиях начального образования. Описаны основные методы и приемы, используемые для развития когнитивных, социальных и эмоциональных навыков у таких детей. Акцент делается на важности индивидуального подхода, сотрудничества с семьей и создания условий, способствующих адаптации детей в образовательной среде.
Ключевые слова: коррекционная работа, умственная отсталость, умеренная степень, дети, индивидуальный подход, адаптация, начальное образование.
Коррекционная работа с детьми с умственной отсталостью умеренной степени является важной и сложной задачей для учителей начальных классов. Дети с таким диагнозом сталкиваются с серьезными затруднениями в усвоении знаний, развитии когнитивных способностей, а также в социализации. Поэтому основной целью коррекционной работы становится не только передача учебного материала, но и создание условий для развития у детей базовых навыков, необходимых для их повседневной жизни и общения в обществе.
Одной из главных особенностей работы с детьми с умеренной степенью умственной отсталости является необходимость индивидуализации обучения. Педагогу важно учитывать уровень развития каждого ребенка, его возможности и потребности. Планирование уроков и заданий требует гибкости и постоянной корректировки в зависимости от успехов или затруднений, с которыми сталкивается ученик. Например, детям с такими особенностями могут потребоваться более длительные промежутки времени для усвоения материала и постоянное повторение пройденных тем.
Кроме того, в процессе обучения важно использовать наглядные методы и методы практического обучения. Дети с умственной отсталостью легче воспринимают информацию через конкретные предметы, картинки или модели. Игровые методики, творческие задания и манипуляции с предметами способствуют развитию у детей понимания окружающего мира и помогают осваивать навыки самообслуживания и взаимодействия с другими.
Социальная адаптация детей с умственной отсталостью также является важной составляющей коррекционной работы. В процессе обучения педагогу необходимо создавать условия для общения детей между собой, развивать у них навыки взаимодействия с окружающими. Совместные игры, коллективные задания и участие в простых проектах способствуют развитию коммуникативных навыков, умению решать конфликты и взаимодействовать в группе.
Не менее важным аспектом является работа с семьей. Родители детей с умственной отсталостью часто испытывают трудности в понимании особенностей своего ребенка и в том, как организовать его развитие дома. Педагог должен оказывать консультативную поддержку, объясняя родителям методы, которые могут помочь в домашней обстановке. Совместная работа учителя и семьи позволяет создать единую образовательную среду, в которой ребенок может чувствовать себя уверенно и получать необходимую поддержку не только в школе, но и дома.
Использование адаптированных образовательных программ также играет ключевую роль в успешной коррекционной работе. Такие программы строятся на основе общего образовательного стандарта, но содержат упрощенные задания и материалы, соответствующие уровню развития детей с умственной отсталостью. Например, для освоения навыков чтения и письма могут использоваться упрощенные математические задачи, тексты и специальные пособия, позволяющие детям постепенно осваивать учебный материал.
Важное значение в коррекционной работе имеет постоянная оценка прогресса ребенка. Учитель должен регулярно отслеживать успехи ученика, фиксировать достижения и корректировать учебный план в соответствии с его потребностями. Индивидуальные достижения, даже самые незначительные, должны отмечаться, чтобы мотивировать ребенка и его родителей к дальнейшей работе.
Таким образом, коррекционная работа с детьми с умственной отсталостью умеренной степени требует комплексного и системного подхода, где ключевую роль играет индивидуализация обучения, использование практических методов и активное вовлечение семьи в образовательный процесс. Такие меры помогают не только в усвоении школьных знаний, но и способствуют успешной социальной адаптации и развитию необходимых навыков для повседневной жизни.
Список литературы
Психолого-педагогическая поддержка школьников с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе (уровневый подход): метод. рекомендации/сост. Елисеева И.Г., Аханова Ж.Б. -Алматы: ННПЦ РСИО, 2020. - 76 с.
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии / Е.А. Стребелова. – М.: Владос. – 2016. – С. 184.
Пикина В.В. Индивидуальные формы коррекционного обучения детей с умственной отсталостью // Интерактивная наука. 2018. №8 (30).
Скачать работу
Лагунова Елена Валентиновна, учитель начальных классов
КГОБУ "Елизовская школа-интернат для детей с ОВЗ" г. Елизово
Аннотация. В статье рассматриваются особенности коррекционной работы с детьми с умственной отсталостью умеренной степени в условиях начального образования. Описаны основные методы и приемы, используемые для развития когнитивных, социальных и эмоциональных навыков у таких детей. Акцент делается на важности индивидуального подхода, сотрудничества с семьей и создания условий, способствующих адаптации детей в образовательной среде.
Ключевые слова: коррекционная работа, умственная отсталость, умеренная степень, дети, индивидуальный подход, адаптация, начальное образование.
Коррекционная работа с детьми с умственной отсталостью умеренной степени является важной и сложной задачей для учителей начальных классов. Дети с таким диагнозом сталкиваются с серьезными затруднениями в усвоении знаний, развитии когнитивных способностей, а также в социализации. Поэтому основной целью коррекционной работы становится не только передача учебного материала, но и создание условий для развития у детей базовых навыков, необходимых для их повседневной жизни и общения в обществе.
Одной из главных особенностей работы с детьми с умеренной степенью умственной отсталости является необходимость индивидуализации обучения. Педагогу важно учитывать уровень развития каждого ребенка, его возможности и потребности. Планирование уроков и заданий требует гибкости и постоянной корректировки в зависимости от успехов или затруднений, с которыми сталкивается ученик. Например, детям с такими особенностями могут потребоваться более длительные промежутки времени для усвоения материала и постоянное повторение пройденных тем.
Кроме того, в процессе обучения важно использовать наглядные методы и методы практического обучения. Дети с умственной отсталостью легче воспринимают информацию через конкретные предметы, картинки или модели. Игровые методики, творческие задания и манипуляции с предметами способствуют развитию у детей понимания окружающего мира и помогают осваивать навыки самообслуживания и взаимодействия с другими.
Социальная адаптация детей с умственной отсталостью также является важной составляющей коррекционной работы. В процессе обучения педагогу необходимо создавать условия для общения детей между собой, развивать у них навыки взаимодействия с окружающими. Совместные игры, коллективные задания и участие в простых проектах способствуют развитию коммуникативных навыков, умению решать конфликты и взаимодействовать в группе.
Не менее важным аспектом является работа с семьей. Родители детей с умственной отсталостью часто испытывают трудности в понимании особенностей своего ребенка и в том, как организовать его развитие дома. Педагог должен оказывать консультативную поддержку, объясняя родителям методы, которые могут помочь в домашней обстановке. Совместная работа учителя и семьи позволяет создать единую образовательную среду, в которой ребенок может чувствовать себя уверенно и получать необходимую поддержку не только в школе, но и дома.
Использование адаптированных образовательных программ также играет ключевую роль в успешной коррекционной работе. Такие программы строятся на основе общего образовательного стандарта, но содержат упрощенные задания и материалы, соответствующие уровню развития детей с умственной отсталостью. Например, для освоения навыков чтения и письма могут использоваться упрощенные математические задачи, тексты и специальные пособия, позволяющие детям постепенно осваивать учебный материал.
Важное значение в коррекционной работе имеет постоянная оценка прогресса ребенка. Учитель должен регулярно отслеживать успехи ученика, фиксировать достижения и корректировать учебный план в соответствии с его потребностями. Индивидуальные достижения, даже самые незначительные, должны отмечаться, чтобы мотивировать ребенка и его родителей к дальнейшей работе.
Таким образом, коррекционная работа с детьми с умственной отсталостью умеренной степени требует комплексного и системного подхода, где ключевую роль играет индивидуализация обучения, использование практических методов и активное вовлечение семьи в образовательный процесс. Такие меры помогают не только в усвоении школьных знаний, но и способствуют успешной социальной адаптации и развитию необходимых навыков для повседневной жизни.
Список литературы
Психолого-педагогическая поддержка школьников с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе (уровневый подход): метод. рекомендации/сост. Елисеева И.Г., Аханова Ж.Б. -Алматы: ННПЦ РСИО, 2020. - 76 с.
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии / Е.А. Стребелова. – М.: Владос. – 2016. – С. 184.
Пикина В.В. Индивидуальные формы коррекционного обучения детей с умственной отсталостью // Интерактивная наука. 2018. №8 (30).