Коррекционная работа со старшими дошкольниками с ОВЗ | Борщева Анна Николаевна. Работа №308630
Вашему вниманию представлен конспект подгруппового логопедического занятия по речевому развитию «Каша-матушка наша» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в группе компенсирующей направленности. На занятии в повествовании сказки про кашу учитель-логопед использует технологию активного сторителлинга. На основе заданного события, с её проблемами, целями и задачами дети вовлекаются в процесс создания деталей сюжета сказки через использование авторских кубиков историй по заданной теме. На занятии использовались наглядные, практические, словесные методы работы. Структура занятия была направлена на реализацию принципа динамичности: смена разных видов деятельности, активное участие детей, создание условий для коммуникации. Содержание занятия определялось с учётом индивидуальных речевых возможней воспитанников.
дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка – детский сад № 463
городского округа Самара
Конспект подгруппового логопедического занятия
по речевому развитию Каша-матушка наша
для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
в группе компенсирующей направленности
Подготовила: учитель - логопед
Борщева Анна Николаевна
Тема: Каша- матушка наша
Форма организации детей: подгрупповая
Образовательная область: Речевое развитие
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие,Физическое развитие.
Цель: формирование представлений у детей о пользе каши с использованием сторителлинга, видах круп, из которых варят кашу, полезных добавках для каши, правильном питании.
Задачи:
Образовательные
Развивать коммуникационные навыки у детей в процессе создания деталей сюжета сказки Про волшебную кашу с использованием авторских кубиков историй.
Учить устанавливать логическую последовательность в процессе построения связного высказывания.
Познакомить, научить различать и называть злаковые культуры и крупы, из которых варят полезную кашу.
Познакомить с алгоритмом Варим кашу, видами каш и научить детей делать кашу вкусной.
Коррекционные
Расширять и активизировать словарный запас.
Развивать связную речь.
Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление, воображение.
Развивать дыхание и длительный выдох.
Развивать координацию речи с движением, мелкую моторику.
Развивать межполушарное взаимодействие.
Развивать тактильные ощущения детей.
Воспитательные
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и питанию.
Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Воспитывать уважение к труду людей, которые выращивают злаковые культуры.
Материалы и оборудование: 9 авторских кубиков, мешочки с крупами (гречневая, пшеничная, манная, геркулес, пшённая, ячневая, рисовая, перловая, гороховая, кукурузная), картинный материал, ноутбук, музыка В гостях у сказки, схема приготовления каши, использование материала Сказки на ночь про волшебную кашу.
Предварительная работа: с детьми проводилась работа по обогащению словаря, составлению рассказов с использованием кубиков с картинками, по ознакомлению с различными крупами.
В повествовании сказки учитель-логопед использует активный сторителлинг. На основе заданного события, с её проблемами, целями и задачами дети вовлекаются в процесс создания деталей сюжета сказки через использование авторских кубиков историй.
Ход занятия
Организационный момент
Учитель-логопед: Ребята, давайте поприветствуем друг друга:
Здравствуй, солнце золотое! Поднимаем руки вверх.
Здравствуй, небо голубое! Качаем руками влево - вправо.
Здравствуй, вольный ветерок! Вращаем руками впереди себя.
Здравствуй, маленький цветок! Складываем ладони вместе и раскрываем их.
Мы живём в одном краю- Показываем на себя.
Всех я вас, приветствую! Обнимаем себя.
Основная часть
Введение в тему
Учитель-логопед: Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие и мне понадобится ваша помощь. Когда нужно будет нам узнать о чём то, вы по очереди будете бросать вот эти кубики. Ответ на наш вопрос, будет на верхней грани кубика, и вы должны будете об этом сказать. Вы готовы помочь?
Дети: Да.
Учитель-логопед: Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
Сказка- ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок!
Чтобы попасть в сказку, нам нужно вызвать ветерок. Я буду произносить слова, а вы будете дуть. Сделайте глубокий вдох через нос и выдох через рот.
Ветер, ветер, ветерок,
В страну сказок путь далек.
Дуй сильнее ветерок,
Чтоб попали в сказку в срок.
Дети вызывают ветерок, делают вдох и выдох.
Звучит музыка В гостях у сказки.
Учитель-логопед:
Жила-была каша _________. Давайте узнаем какая каша, бросайте кубик. (Грани кубика: гречка, рис, пшено, овёс, пшеница, кукуруза). Кладём на стол крупу, которая выпала на кубике.
В горшочке _________. Давайте узнаем в каком горшочке, бросайте кубик. (Грани кубика: глина, стекло, маленький, большой, широкий, высокий).
Варилась она в нём днём и ночью. Каша никогда не заканчивалась.
Однажды крестьянский сын Федот увидел на дороге этот горшок с кашей. Горшок ему и говорит: Давайте узнаем, что говорит горшок Федоту, бросайте кубик. (Грани кубика пословицы и поговорки, читает педагог: Каша- матушка наша. Щи да каша- пища наша. Когда каша в печи стоит, не страшен мороз, что на дворе трещит. Кашу маслом не испортишь. Каша — мать наша, а хлеб — кормилец. Без каши обед не в обед.)
- Поешь, Федот, каши, она волшебная.___________ Силы и здоровья прибавит.
Наелся Федот досыта каши сладкой, да и говорит:
- Полезай, горшок, ко мне___________ . Давайте узнаем, куда полез горшок, бросайте кубик. (Грани кубика: рюкзак, чемодан, сумка, карман, пакет, котомка).
Горшок и залез. Идёт Федот по дороге, Давайте узнаем, что он делает, бросайте кубик. (Грани кубика: танцует, поёт песню, смотрит, слушает, рисует, хлопает в ладоши) песню напевает.
Вдруг задрожала земля, закачались деревья. Звери по норам попрятались, птицы за реку улетели. Осталась только одна бойкая птица _________ Давайте узнаем, какая птица осталась, бросайте кубик. (Грани кубика: сорока, ворона, кукушка, соловей, дятел, сова), которая сообщила Федоту, что у реки Иван-Царевич со Змеем Горынычем бьются. А случилось всё из-за того _______________ Давайте узнаем, из-за чего случилась битва, бросайте кубик. (Грани кубика читает педагог: украл Марью-Царевну, сжёг дом, украл золото, забрал детей, забрал коня, сломал забор), что Змей Горыныч пытался украсть Марью-Царевну. Вот Иван-Царевич и встал на её защиту.
Посмотрел Федот на Змея Горыныча. Ух, _____________ Давайте узнаем, какой Змей Горыныч, бросайте кубик. (Грани кубика: злой, страшный, большой, сильный, зелёный, хитрый) и страшный! Коленки у крестьянского сына затряслись, зуб на зуб не попадает. Но решил Федот всё-таки помочь Ивану-Царевичу. Человек человеку ведь помогать должен. Собрал Федот волю в кулак, да как гаркнет:
-Да ты, Иван-Царевич, мало каши ел! Поешь каши волшебной. Она тебе силы прибавит!
Поел Иван каши и почувствовал _____________________. Давайте узнаем, что почувствовал Иван, когда каши поел, бросайте кубик. (Грани кубика: сила, радость, ум, ловкость, смелость, дружба, помощь) Представил в себе силу семи богатырей. Начал наступать на грозного Змея! Испугался Змей Горыныч Ивановой силы и пропал – как его не бывало.
Поблагодарил Иван-царевич крестьянского сына Федота и с собой его забрал.
-Мне верные люди нужны, - сказал Иван-Царевич.
Горшок с кашей Федот, конечно, с собой взял.
А вы, ребята, любите волшебную кашу? Ту, что дает силы и здоровье?
За что вы её любите?
Ответы детей.
Учитель-логопед: Волшебная каша – это не только та, что из сказки, но и та, которую варит вам по утрам мама, бабушка и наши повара в детском саду. Каша - это кладезь витаминов и полезных веществ. Ешьте кашу, ребята, и будете здоровыми!
Учитель-логопед: Сегодня мы поговорим о каше. Кашу на Руси стали готовить и есть очень давно, потому что крестьяне с давних времен занимались хлеборобством и возделыванием зерновых культур. Само слово каша в древнем его значении означает кушанье, приготовленное из растёртого зерна. Первоначально каша представляла собой жидкую похлёбку из муки, но впоследствии, с появлением и распространением гречихи, слово каша стало означать преимущественно гречневую кашу.
Учитель-логопед: Какие еще каши вы знаете? Из каких круп их готовят? Откуда у нас берётся крупа? Знаете ли вы, как кашу сделать ещё вкуснее?
Ответы детей.
Игра Знатоки
Цель: определить по виду колоса название растения (пшеница, овес, кукуруза, рис, гречка просо, ячмень)и найти в блюдцах соответствующую крупу и назвать её (манная, пшеничная, гречневая, рисовая, кукурузная, овсяная, ячневая, пшённая).
Игра Повар
Цель: определить и назвать кашу из разных круп.
Ребята, назовите, какая каша получится?
Ответы детей.
Из пшеницы - манная каша, пшеничная каша;
из проса - пшённая каша;
из ячменя - перловая и ячневая каши;
из риса - рисовая каша;
из овса - овсяная каша.
из кукурузы- кукурузная каша.
Учитель-логопед: Ребята, давайте встанем и выполним физминутку.
Физминутка Весёлый гном
Жил-был маленький гном Приседают, встают
У гнома был маленький дом Изображают руками крышу над головой
Гномик кашу варил помешивают кашу
И всем - всем говорил: показывают друг на друга
Все мы, ты и я – друзья! кладут руку на плечо соседа
В гости ко мне прибегайте, бег на месте
Ноги вытирайте! вытирают ноги
Садитесь за стол, приседают
Кашей угощайтесь! имитируют действия с ложкой
И друг другу - улыбайтесь! улыбаются
Учитель-логопед: Как вы думаете, почему в сказке Федот сказал про Ивана-Царевича, что он мало каши ел?
Ответ детей: Потому что у Ивана-Царевича не было сил победить Змея Горыныча, он был слабым.
Учитель-логопед: Слабые люди, кашу не едят. С утра у людей много работы и разных забот. Вы сейчас пришли в садик, занимаетесь, потом пойдёте гулять, играть. Многие из вас любят бегать. На всё это нужно много сил, а в каше очень много витаминов и полезных веществ, которые и дают людям жизненную энергию.
Каши улучшают пищеварение. Гречневая каша – одна из самых полезных для сердца. Пшённая каша дает много сил и энергии. Овсяная каша содержит витамин С, который защищает организм от старения. Перловую кашу называют - Каша красоты, так как она сохраняет молодость.
С давних времен на Руси детям рассказывали маленькие стишки о каше, пословицы и поговорки, которые дошли до наших дней. Сейчас мы с вами поиграем. Будьте внимательными, смотрите , повторяйте слова и движения за мной.
Пальчиковая гимнастика
Шалун
Наша Маша варила кашу
Кашу сварила, малышей кормила.
на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала, на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов
А этому - не дала.
Он много шалил,
Свою тарелку разбил.
со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать
Каша попеременно на каждый ударный слог хлопать в ладоши и сжимать пальцы в кулак обеими руками
В каше - сила,
В каше - смелость.
В каше - русская душа!
Каша - молодость и честность,
Каша очень хороша!
Дружба с кашей играем парами в ладушки
На столе дымится каша,
Где большая ложка наша?
С кашей будем мы дружить,
Лет до ста мы будем жить!
Учитель-логопед: Послушайте поговорки и пословицы о каше.
Каша- матушка наша.
Щи да каша- пища наша.
Когда каша в печи стоит, не страшен мороз, что на дворе трещит.
Кашу маслом не испортишь.
Учитель-логопед: Ребята, мы с вами теперь много знаем о разновидностях круп, злаковых культурах, из которых делают кашу. Давайте вспомним, как варить кашу.
Дети по схеме рассказывают, как приготовить кашу.
Игра Варим кашу
Учитель-логопед: Сейчас мы поиграем в игру Варим кашу.
Что нужно взять для того, чтобы варить кашу?
Ответы детей.
Учитель-логопед: Нам нужен горшок, чтобы варить кашу. Дети встают в круг - это горшок. Какие продукты нам нужны?
Ответы детей.
Учитель-логопед: Для каши нужны продукты: молоко, соль, сахар, крупа, сливочное масло. Молоком будет Андрей, солью - Захар, сахаром - Илья, крупой - Никита, сливочным маслом- Матвей. Как только услышите называние своего продукта - выходите в центр круга. Да смотрите, не зевайте, а то каша у нас невкусная получится, если чего-то не добавим в неё.
Дети ходят по кругу взявшись за руки и говорят слова:
Раз, два, три, кашу нам, горшок, вари!
Мы внимательными будем, ничего не позабудем! Наливаем молоко...
Мы внимательными будем, ничего не позабудем! Насыпаем соль...
Мы внимательными будем, ничего не позабудем! Насыпаем сахар...
Мы внимательными будем, ничего не позабудем! Насыпаем крупу...
Мы внимательными будем, ничего не позабудем! Положили сливочное масло...
Все продукты поместили, ничего не позабыли!
Каша варится пых-пых для друзей и для родных!
Кашу вместе поедим, вкусной кашей угостим!
Игра Узнай крупу на ощупь
Учитель-логопед: Сейчас вам нужно угадать крупу на ощупь.
Крупа насыпана в хлопчатобумажные мешочки (ткань тонкая), дети ощупывают мешочки и называют крупу.
Ребята, как вы думаете, что полезно есть на завтрак, обед и ужин?
Ответы детей.
Учитель-логопед: Давайте посмотрим видео, в котором ребята расскажут, какие полезные продукты они едят на завтрак, обед и ужин.
Просмотр видео: https://www.youtube.com/watch?v=PoZOxuEfLzE Песенка Каша-вкусняша. Беседа с детьми.
Заключительная часть
Учитель-логопед: Сегодня мы с вами побывали в сказке. Ребята, что вы узнали интересного о каше и крупах, из которых варят кашу? Какие они бывают? Какие игры вам понравились? Какие пословицы и поговорки вам запомнились? Назовите вашу любимую кашу.