Коррекционная работа в условиях инклюзивного образования | Иванова Наталья Игоревна. Работа №347320
Аннотация. В статье рассматриваются ключевые аспекты коррекционной работы учителя-дефектолога в условиях инклюзивного образования. В современных образовательных учреждениях становится необходимостью создание среды, которая учитывает потребности всех учащихся, включая детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Особое внимание уделяется задачам создания адаптированной образовательной программы и психологической поддержки как учащихся, так и педагогов.
Ключевые слова: коррекционная работа, инклюзивное образование, дети с ОВЗ, учитель-дефектолог, индивидуальный подход, адаптированная образовательная программа, психологическая поддержка.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Иванова Наталья Игоревна, учитель-дефектолог
Департамент образования и науки города Москвы ГБОУ г. Москвы «Школа №763»
Аннотация. В статье рассматриваются ключевые аспекты коррекционной работы учителя-дефектолога в условиях инклюзивного образования. В современных образовательных учреждениях становится необходимостью создание среды, которая учитывает потребности всех учащихся, включая детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Особое внимание уделяется задачам создания адаптированной образовательной программы и психологической поддержки как учащихся, так и педагогов.
Ключевые слова: коррекционная работа, инклюзивное образование, дети с ОВЗ, учитель-дефектолог, индивидуальный подход, адаптированная образовательная программа, психологическая поддержка.
Инклюзивное образование является одним из приоритетных направлений современного образовательного процесса, направленного на создание условий для обучения детей с различными образовательными потребностями в общем образовательном пространстве. Введение инклюзии предполагает необходимость адаптации образовательных программ и условий обучения для детей с ОВЗ, что требует квалифицированной коррекционной работы. Центральная роль в этом процессе принадлежит учителю-дефектологу, который является специалистом в области диагностики, коррекции и развития познавательной и эмоциональной сфер у детей с особыми образовательными потребностями.
Одной из ключевых задач учителя-дефектолога в инклюзивной школе является оценка индивидуальных особенностей каждого ребенка с ОВЗ и разработка коррекционных мероприятий, направленных на развитие его потенциала. Это требует комплексного подхода, включающего как педагогическую диагностику, так и взаимодействие с другими специалистами, такими как психологи, логопеды и социальные педагоги. Учитель-дефектолог оценивает уровень развития когнитивных и эмоциональных процессов у ребенка, его готовность к учебной деятельности и способности взаимодействовать с окружающими. На основе этой информации формируется адаптированная образовательная программа, в которой учитываются как сильные, так и слабые стороны ученика.
Коррекционная работа в инклюзивной школе также предполагает активное участие дефектолога в образовательном процессе как в индивидуальном, так и в групповом формате. Индивидуальные занятия направлены на коррекцию речевых, когнитивных и эмоциональных нарушений, что способствует повышению учебной мотивации и успешности ребенка. При этом важно, чтобы занятия не были изолированы от общей образовательной программы: они должны органично вписываться в учебный процесс, обеспечивая интеграцию ребенка в коллектив и адаптацию к условиям массовой школы. Таким образом, учитель-дефектолог выступает посредником между ребенком и образовательной средой, обеспечивая ему необходимые условия для полноценного развития.
Инклюзия предъявляет новые требования к организации образовательного процесса, где значимым аспектом становится взаимодействие между всеми участниками образовательной среды: учителями, родителями и специалистами сопровождения. Учитель-дефектолог должен наладить взаимодействие с педагогами общего образования для обеспечения коррекционно-развивающего сопровождения в рамках учебной программы. Это требует создания диалога между специалистами, где учитель-дефектолог делится своими рекомендациями, помогает в разработке адаптированных методов преподавания и поддерживает эмоциональное состояние педагогов, испытывающих сложности при работе с детьми с ОВЗ.
Кроме того, значимым аспектом работы дефектолога в условиях инклюзии является поддержка психологического благополучия детей с ОВЗ. Эти дети часто сталкиваются с трудностями в адаптации к школьной среде и вхождению в коллектив сверстников, что может вызывать у них стресс и тревожность. Учитель-дефектолог должен создавать для них безопасную и поддерживающую среду, помогать им справляться с эмоциональными трудностями, обучать навыкам социального взаимодействия и саморегуляции. Одновременно важно работать с коллективом класса, развивая у сверстников толерантное отношение к детям с особыми образовательными потребностями, создавая условия для инклюзивного взаимодействия, основанного на уважении и взаимопонимании.
Важнейшим аспектом коррекционной работы является непрерывное наблюдение за динамикой развития ребенка. Учитель-дефектолог постоянно оценивает эффективность проводимых коррекционных мероприятий и при необходимости вносит изменения в образовательную программу. Это требует гибкости и готовности адаптировать как содержание, так и методы коррекционной работы в зависимости от текущих потребностей ребенка и его успехов. Таким образом, коррекционная работа в инклюзивной среде становится непрерывным процессом, направленным на поддержание позитивной динамики развития ребенка и его интеграции в школьную среду.
Также следует отметить, что коррекционная работа в инклюзивной школе невозможна без поддержки со стороны родителей. Родители детей с ОВЗ часто испытывают значительные эмоциональные и информационные трудности, связанные с обучением и воспитанием своего ребенка. Учитель-дефектолог должен наладить тесное взаимодействие с родителями, предоставляя им необходимую информацию о развитии ребенка, консультируя их по вопросам организации коррекционного процесса и поддерживая в сложных ситуациях. Это сотрудничество помогает создать благоприятные условия для развития ребенка не только в школе, но и в домашней среде.
Таким образом, коррекционная работа в условиях инклюзивного образования представляет собой многоаспектный и комплексный процесс, который требует от учителя-дефектолога высокой профессиональной компетенции, гибкости и способности к междисциплинарному взаимодействию. Благодаря совместной работе педагогов, родителей и специалистов сопровождения становится возможным создание таких условий, которые способствуют полноценному развитию и интеграции детей с ОВЗ в образовательную среду.
Список литературы
1. Борисова Н. В. Инклюзивное образование: право, принципы, практика / Н. В. Борисова, С. А. Прушинский. М.: РООИ «Перспектива», 2019. — 127 с.
2. Тюменцева А. Р. Обучение детей с ОВЗ в начальной школе в условиях общеобразовательной школы / А. Р. Тюменцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 358-361.