Коррекционная работа воспитателя в группе компенсирующей направленности | Паулкина Евгения Ивановна. Работа №299026
Автор: Паулкина Евгения Ивановна
Задержка психического развития детей дошкольного возраста вовсе не является приговором, это особенность развития психических процессов ребёнка. Одним из действенных способов решения данной проблемы являются коррекционно-развивающие игры, благодаря которым дошкольники с ЗПР способны преодолеть отставание от своих сверстников. Регулярное обращение к играм такого характера позволяет значительно снизить выраженность ЗПР у дошкольников, а также помогает им быстро и успешно включиться в учебно-воспитательный процесс.
Коррекционная работа воспитателя
в группе компенсирующей направленности
Значительное место в развитии ребёнка дошкольного возраста занимает игровая деятельность. Целью использования педагогом игры является обучение ребёнка различным действиям с предметами, формам и средствам общения. С помощью игровой деятельности дошкольник формируется как личность, у него происходит развитие психических процессов (памяти, мышления, ощущения, восприятия и др.), которые в дальнейшем оказывают влияние на учебную деятельность ребёнка и его взаимоотношение с окружающими людьми.
Однако у некоторых детей игровая мотивация выражена в слабой форме, т.е. у ребёнка отсутствует желание играть, или он не может принять и осознать правила и условия игры, что характерно для детей с задержкой психического развития.
Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение развития психических процессов ребёнка, темповое отставание психического развития или отдельных его функций от нормы. В данное понятие входят замедленное развитие познавательной деятельности, нарушения в эмоционально-волевой сфере, снижение умственной работоспособности ребёнка. Нарушения развития у таких детей проявляется в различных сферах деятельности, в том числе и игровой, поэтому особое значение для дошкольников с ЗПР приобретают коррекционно-развивающие игры. Такие игры входят в общую программу обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии.
Задачи коррекционно-развивающих игр разнообразны: они являются некой разрядкой для детей, снимают психическое и физическое напряжение; помогают развивать познавательные интересы и правильно организовать деятельность ребёнка, скорректировать его моторные навыки; помогают овладеть коммуникативными умениями и навыками.
Дошкольникам с задержкой психического развития трудно самостоятельно организовать игровой процесс. Это проявляется в следующем:
– неумение выстраивать сюжетно-ролевое взаимодействие друг с другом;
– слабое воображение;
– неумение ставить цель и искать способы их реализации;
– неумение замещать предметы;
– слабая мотивация к играм;
– импульсивность;
– трудности в реализации своей роли в игровом процессе.
Игровые упражнения для детей дошкольного возраста, страдающих от ЗПР, должны быть направлены на развитие разных психических процессов ребёнка. В зависимости от того, какие стороны личности совершенствуют коррекционно-развивающие игры, условно их можно разделить на несколько категорий:
– игры на развитие внимания;
– игры на развитие памяти;
– игры на развитие мышления;
– игры, развивающие эмоционально-волевую сферу;
– игры на развитие воображения;
– игры на развитие восприятия;
– игры на развитие и понимание речи.
Особая роль педагога в игровой деятельности дошкольников с ЗПР заключается в том, что он является не только организатором и координатором игры, но и помощником для каждого ребёнка. Педагогу необходимо создать доброжелательную атмосферу, его речь должна быть спокойной на протяжении всей игры, чтобы все дети чувствовали себя комфортно.
Учитывая вышеуказанные факторы, педагог выстраивает коррекционную работу, результат которой следует ожидать, как правило, после 4-10 месяцев занятий. В результате регулярного обращения к коррекционно-развивающим играм, педагог наблюдает у дошкольников с ЗПР следующие показатели:
1) увеличивается объём зрительной и слуховой памяти;
2) повышается способность детей взаимодействовать друг с другом;
3) повышается концентрация внимания;
4) развиваются речевые навыки;
5) совершенствуются навыки организации самостоятельной деятельности;
6) дошкольники обретают знания о социальных ролях в обществе, об окружающем мире;
7) развивается способность легко и быстро переключаться с одного вида деятельности на другой;
8) прорабатываются моторные навыки пальцев и рук;
9) приобретается навык обобщения и объединения предметов по определённому признаку.
Ребёнок, имеющий задержки психического развития, трудно поддается обучению, поэтому для успешного его сопровождения в детском саду, педагогу необходимо предусмотреть в методическом обеспечении достаточное количество коррекционно-развивающих игр. Регулярное проведение таких игр и упражнений для дошкольников с ЗПР создаёт положительную динамику, помогает сократить отставание от сверстников, значительно снижает выраженность ЗПР, тем самым позволяет подготовить ребёнка к школьному обучению.