Коррекционно - развивающее занятие "Знатоки леса" | Елена Владимировна Москалева. Работа №345366
Занятие с детьми с ОВЗ в коррекционной школе ( начальные классы). Дети знакомятся с растительным и животным миро леса, посредством стихотворений,загадок, ребусов. Занятие проходит в игровой, доступной форме. применяются наглядности. яркие иллюстрации. природный материал. Занятию предшествовала экскурсия в лес.
Государственное образовательное казенное учреждение
Иркутской области
«Специальная ( коррекционная) школа п. Усть –Уда»
Воспитательский час
« Знатоки леса»
Подготовила и провела:
Е.В. Москалева, воспитатель
1 квалификационной категории
2023 год
Воспитательский час
«Знатоки леса»
Цель: прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
Задачи:
образовательные: обобщить и расширить представления детей о лесной фауне;
коррекционно - развивающие: корригировать познавательные интересы детей; развивать их творческие способности, память, мышление;
воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, вызвать сочувствие ко всему живому миру.
Словарная работа: Экология.
Оборудование: раздаточный материал; карточки со знаками природы; картинки цветов, деревьев, грибов; природный материал: шишки ели и сосны; жёлудь, грецкий орех; листья рябины, берёзы; мох.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Нервно-психологическая подготовка.
Дидактическая игра “Корзинка добрых пожеланий”.
Воспитатель показывает детям красивую корзинку.
Инструкция: “Эта нарядная красивая корзина так и светится любовью, радостью, теплом. Называется она “Корзина добрых пожеланий”. Какие это пожелания? Посмотрим.
Дети достают из корзины пожелания, читают их:
Желаю победы!
У тебя всё получится!
Ты всё знаешь!
Желаю тебе успехов!
Будь самым внимательным!
Будь самым активным!
Ты самый умный!
Лени – нет, ученью – да!
Успехов на занятии!
Будь самый решительный!
– Ребята я присоединяюсь к этим пожеланиям и желаю всем вам быть активными на нашем занятии.
Коррекционное упражнение на узнавание.
Цель: развитие зрительного, слухового, речевого и тактильного анализаторов.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям посмотреть, что находится у него на столе. Дети отгадывают, что это и откуда.
(Шишки ели, и сосны, жёлуди, грецкий орех, листочки рябины и берёзы; мох).
Введение в тему:
Вступительное слово воспитателя.
Сегодня нам предстоит встреча с нашим другом. Он близок вам, так как вы не раз бывали у него в гостях, читали о нём, и он ещё далёкий для нас, так как вам ещё не раз предстоит встреча с прекрасным миром, полным сказок, чудес, красоты!
Коррекционное упражнение “Зашифрованное слово в листьях”.
Цель: Упражнение на развитие логического мышления.
Задание: На доске разбросаны листья разных деревьев. Детям предлагается составить из этих листьев тему занятия.
Л
Е
С
И
М
Ы
1
2
3
4
5
6
II. Основная часть:
Мы сегодня совершим удивительное путешествие в лес на нашем школьном автобусе. Усаживайтесь поудобнее. Наш автобус отправляется. Но прежде чем мы начнём наше путешествие по лесу, нам нужно вспомнить с вами правила поведения в лесу.
Дидактическое упражнение “Будь природе другом”
Цель: Развитие способности к восприятию мысленных образов.
Задание: У каждого ребёнка на столе лежит конверт со знаками природы и комментарием к нему, воспитатель по очереди выкладывает на доске знаки охраны природы и ребёнок, у которого в конверте есть, такой знак с надписью читает его и выкладывает рядом со знаком.
– Не обижайте лягушек и жаб
– Не ломайте ветки деревьев и кустарников
– Не ловите диких животных и не уносите их домой
– Не ловите бабочек, шмелей стрекоз и других насекомых
– Не подходите близко к гнёздам птиц
– Не рвите луговые и лесные цветы.
– Наш автобус сделал остановку на поляне с красивым названием
“Хоровод деревьев”.
Игра-упражнение: “Хоровод деревьев”
Цель: Развитие высших психических функций.
Задание:
Работа с картинками деревьев и загадками.
Иллюстративные ответы детей выкладываются на доске.
– Наш автобус останавливается, и вот мы в лесу. Хором говорим: “Здравствуй, лес, могучий лес, полный сказок и чудес”.
– Ребята, посмотрите, какая удивительная полянка?
Давайте узнаем, что растёт на полянке.
1.Разбежались по опушке, в белых платьицах подружки
(Берёза)
2.Что же это за девица? Не швея, не мастерица. Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год.
(Ель)
3. Весной зелена,
Летом загорела.
Осенью надела
Красные кораллы.
(Рябина).
4.У меня длинней иголки.
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки только на макушке.
(Сосна).
5.Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит?
(Осина).
6.Каждый год на нём с охотой
Врастают самолёты.
Жаль, что это вертолет
На всего один полёт.
(Клён)
7.Не загадка это даже,
Сразу назовём,
Если только кто-то
Скажет-
Жёлуди на нём.
(Дуб)
8.С моего цветка берёт пчёлка самый вкусный мёд.
(Липа)
– Как можно назвать, одним словом: ель, берёзу, сосну, рябину, клён, осину?
(Деревья)
– Ребята посмотрите внимательно на поляну, что вы можете сказать о деревьях? (у одних есть листья, а у других – иголки; лиственные и хвойные).
Затем дети классифицируют деревья на лиственные и хвойные.
– Мы продолжаем наше путешествие и следующей остановкой будет поляна “Хоровод цветов”.
Чтение и обсуждение рассказа И.Соколова.
“Цветы лета”
Идешь, бывало, в лес по давно знакомой тропинке. Справа и слева широким многоцветным и радостным морем рассыпаются луговые и лесные цветы. Качаются на ветру красные маки, голубые колокольчики, желтеют бесчисленные одуванчики.
А у самой тропинки, по обочинам канав, на зелёных лужайках, цветут, кланяются вам знакомые белые ромашки.
На радостную улыбку похожи скромные красные маки.
(И.Соколов)
– О каких растениях говорится в рассказе? (Мак, ромашка, колокольчик, одуванчик)
– А какого цвета эти цветы? (Мак-красный, ромашка – белая, колокольчик – синий, одуванчик – жёлтый).
(Иллюстративные ответы детей выкладываются на доске).
– Посмотрите, какая красивая у нас поляна.
– Как можно назвать одним словом ромашку, колокольчик, одуванчик.
(Цветы)
Физминутка “Ветер дует…”
Цель: поддержание здоровьесберегающих технологий
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок всё тише, тише
Деревцо всё выше, выше.
– Мы продолжаем наше путешествие и следующей остановкой будет поляна “Хоровод грибов”.
– Посмотрите, сколько грибов вокруг! Какая это поляна? (грибная).
Давайте узнаем, а какие грибы мы встретили на поляне?
Дидактическая игра “Угадай-ка”.
Цель: развитие высших психических функций.
Задание: Дети по очереди отгадывают загадки, а иллюстративные ответы выкладывают на доске.
1. Нет грибов дружней, чем эти,-
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята)
2. Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
В пищу не пригодный. (Подосиновик)
3. Золотистые …(лисички)
Очень дружные сестрички,
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
4. В лесу, в бору…
Стоят, стары старички,
На них красны колпачки (Подосиновик)
5. Не спорю – не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно…
В березовой роще,
В роще у березки…
Повстречались тёзки! (Подберезовик)
6. Бледная она стоит,
У нее съедобный вид.
Принесешь домой – беда,
Будет ядом та еда.
Знай, что это гриб – обманка
Враг наш – бледная… (Поганка)
7. Глубоко был спрятан он,
Раз-два-три– и вышел вон,
И стоит он на виду,
Белый, я тебя найду. (Боровик)
8. В шляпе Розовой, мохнатой,
Но не выглядит растяпой,
Будто плюшевое ушко,
Для соления…(Волнушка)
– Как можно назвать одним словом : опята, мухомор, волнушки, боровик, лисички, поганки, подосиновик. (Грибы).
Игра: “Съедобное и несъедобное”.
Цель: учить распознавать по внешним признакам съедобные и несъедобные грибы.
Ход игры:
– Ребята, сколько красивых грибов мы встретили на полянке?
– Давайте, проверим, все ли они съедобные?
(дети по очереди выходят к доске и классифицируют грибы на съедобные и несъедобные).
III. Словарная работа: Экология.
IV. Заключительная часть:
Чтение и обсуждение рассказа на экологическую тему.
“Воскресенье в лесу”.
За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес.
В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже магнитофон.
Веселой музыкой мы оповестили лес – мы приехали! Дни стояли жаркие сухие. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.
В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ежа. Решив, что мать бросила его, взяли с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошел поезд. Весело прошел день.
(В. Маркин)
– Ребята перечислите ошибки, которые совершили школьники во время прогулки. (Фронтальный опрос).
Вопросы:
– Почему нельзя брать домой диких животных?
– Почему нельзя разжигать костры в лесу?
– Почему нельзя ломать ветки деревьев?
– Почему нельзя пинать и сбивать палками грибы?
– Почему нельзя трогать яйца птиц?
– Почему луговые и лесные цветы рвать нельзя?
(Ответы детей)
V. Итог занятия:
Скажем на прощанье
Лесу до свидания!
Ты расти на радость людям,
Мы любить тебя все будем,
Добрый лес, красивый лес
Полный сказок и чудес.