Коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений письма у детей младшего школьного возраста с ЗПР | Пугинская Анастасия Витальевна. Работа №365194
Аннотация. В статье рассматриваются особенности коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Раскрываются причины формирования трудностей письма у данной категории обучающихся, дается теоретическое обоснование логопедической коррекции с учетом нейропсихологических и психолого-педагогических подходов. Представлены направления и содержание коррекционной работы, направленной на формирование предпосылок письменной речи, развитие языкового анализа и синтеза, графо-моторных навыков и орфографической зоркости. Подчеркивается значимость комплексного подхода и междисциплинарного взаимодействия в рамках образовательного процесса.
Ключевые слова: логопедия, ЗПР, письменная речь, дисграфия, коррекционно-развивающее обучение, младший школьный возраст, нарушения письма, логопедическая помощь.
КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
Пугинская Анастасия Витальевна, учитель-логопед
БОУ "Тарногская средняя школа" Вологодская область
Аннотация. В статье рассматриваются особенности коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Раскрываются причины формирования трудностей письма у данной категории обучающихся, дается теоретическое обоснование логопедической коррекции с учетом нейропсихологических и психолого-педагогических подходов. Представлены направления и содержание коррекционной работы, направленной на формирование предпосылок письменной речи, развитие языкового анализа и синтеза, графо-моторных навыков и орфографической зоркости. Подчеркивается значимость комплексного подхода и междисциплинарного взаимодействия в рамках образовательного процесса.
Ключевые слова: логопедия, ЗПР, письменная речь, дисграфия, коррекционно-развивающее обучение, младший школьный возраст, нарушения письма, логопедическая помощь.
Коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений письма у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития представляет собой одно из наиболее актуальных направлений современной логопедии. Письменная речь — сложный вид речевой деятельности, формирующийся на базе устной речи, полноценного фонематического слуха, лексико-грамматического строя языка, зрительного и моторного восприятия, пространственных представлений, памяти и внимания. У детей с ЗПР большинство этих процессов имеют частичную несформированность или качественное своеобразие развития, что напрямую влияет на овладение письмом в процессе школьного обучения.
Задержка психического развития характеризуется недостаточной сформированностью познавательной деятельности, снижением продуктивности восприятия, нестабильностью внимания, затруднённым запоминанием, слабостью логического мышления, а также низким уровнем саморегуляции. Все это обусловливает неспособность младших школьников с ЗПР самостоятельно овладевать сложными видами учебной деятельности, в частности письмом. Согласно исследованиям Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, М.Н. Львова, Е.М. Мастюковой, Е.А. Негневицкой, трудности письма у детей с ЗПР обусловлены комплексом факторов, включая незрелость межанализаторных связей, ограниченный словарный запас, нарушение фонематических процессов и слабую произвольную регуляцию действий.
Письменная речь опирается на сформированность сложной системы языковых и психофизиологических функций, в том числе фонематического восприятия, навыков звуко-буквенного анализа и синтеза, а также графо-моторных умений. У детей с ЗПР нередко наблюдаются стойкие нарушения фонематического анализа, искаженное произношение звуков, трудности в установлении звуко-буквенных соответствий, замены и пропуски букв, несформированность навыков словообразования и словоизменения, аграмматизмы в письменной речи. Эти особенности свидетельствуют о необходимости своевременной логопедической помощи, направленной не только на коррекцию выявленных нарушений, но и на развитие предпосылок к полноценному овладению письменной речью.
Эффективная коррекционно-логопедическая работа должна быть построена с учетом возрастных и психофизических особенностей ребенка с ЗПР, а также на базе диагностических данных, отражающих уровень развития речевых и неречевых функций. Основу коррекционной работы составляет формирование полноценного фонематического восприятия, развитие языкового анализа и синтеза, коррекция звукопроизношения, работа над лексико-грамматическими категориями. Существенное место занимает формирование зрительно-пространственных представлений, укрепление зрительной и слуховой памяти, а также развитие графических навыков через специальные упражнения, способствующие совершенствованию мелкой моторики и координации движений руки.
Особое внимание уделяется формированию орфографической зоркости, навыков самопроверки, выработке устойчивых графических образов слов. Письменные задания логопедического характера включают упражнения на списывание, диктанты с предварительным анализом слов, восстановление деформированных слов и предложений, составление текстов по опорным схемам. Большую роль в коррекции играет речевое сопровождение письменной деятельности, позволяющее актуализировать языковой материал и стимулировать произвольное внимание.
Практика показывает, что наиболее успешной является система логопедической помощи, основанная на принципах поэтапности, системности, индивидуального подхода и постоянной обратной связи. Важную роль играет включение родителей и педагогов в коррекционный процесс, проведение консультативной и просветительской работы с целью создания благоприятных условий для закрепления полученных на занятиях умений в повседневной жизни и учебной деятельности ребенка. Междисциплинарное взаимодействие логопеда, психолога, дефектолога и учителя начальных классов обеспечивает целостность и преемственность коррекционной работы.
Таким образом, преодоление нарушений письменной речи у младших школьников с ЗПР требует не только систематической логопедической коррекции, но и создания условий для гармоничного развития всех компонентов речевой деятельности. Письмо для таких детей становится не просто учебным навыком, а средством самовыражения и социальной адаптации. Профессиональная логопедическая помощь, построенная на научно обоснованной диагностике и комплексном подходе, является основой успешного формирования письменной речи и дальнейшего образовательного маршрута ребенка.
Коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений письма у младших школьников с ЗПР является важной составляющей процесса обучения и социализации. Ее эффективность зависит от раннего выявления речевых нарушений, индивидуального подхода, опоры на теоретические знания о речевом и психическом развитии ребенка, а также от тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Только в условиях системной и последовательной логопедической помощи возможно достижение устойчивых положительных результатов в развитии письменной речи у данной категории детей.
Список литературы
Аристова Т. А. Коррекция нарушений письменной речи. Учебно
-
методическое пособие. СПб
. :
Каро, 2019. 208 с.
Ефименкова
, Л.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей / Л.Н.
Ефименкова
, И.Н. Садовникова. – М, 2015.
Сухонина Н. С. Проблема формирования каллиграфического письма у младших школьных с ОВЗ // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69. С. 301-304.