Название статьи:
Коррекционно-педагогическая работа по формированию связной речи | Коробкова Людмила Алексеевна. Работа №363023
Дата публикации:
19.03.2025
Автор:
Коробкова Людмила Алексеевна
Описание:
Аннотация. В статье представлен опыт работы по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи в логопедической группе детского сада. Автор предлагает систему работы для формирования связной речи детей на начальном этапе работы.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дошкольники, связная речь.
Людмила Алексеевна Коробкова
учитель-логопед,
МБДОУ № 56 Искорка,
г. Сургут, Россия
Коррекционно-педагогическая работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в логопедической группе детского сада.
Аннотация. В статье представлен опыт работы по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи в логопедической группе детского сада. Автор предлагает систему работы для формирования связной речи детей на начальном этапе работы.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дошкольники, связная речь.
В современном мире все чаще возникает проблема в формировании связной речи у детей дошкольного возраста. Не смотря на развитие информационных технологий, развитие многообразия средств обучения, вчерашние дошкольники не готовы к эффективному обучению в школе, так как сформированная связная речь является одним из ключевых факторов успешного освоения школьной программы. Она предполагает умения школьников в формулировке связного логичного ответа на поставленный вопрос, составление описательного рассказа по картинке, составление рассказа из заданных слов, составление рассказа по сюжетной картинке или по серии сюжетных картинок.
К сожалению, многие родители не совсем корректно интерпретируют мнение ученых о том, что развитие каждого ребенка происходит в соответствии с его индивидуальными особенностями. Надеются, что к пяти годам речь дошкольника достигнет уровня возрастной нормы. При этом очень поздно осознают, что их ребенок остро нуждается в коррекционной помощи специалистов.
Очень часто специалисты встречаются с проблемой, когда их воспитаннику в сжатые сроки требуется помочь развить связную речь. Для решения подобных задач требуется подбор наиболее эффективных методов коррекции, что обуславливает необходимость всестороннего изучения особенностей связной речи.
Связная речь показывает логику построения мысли ребенка, его понимание объекта. Соответственно, перед педагогами дошкольного учреждения стоит задача научить детей правильно и последовательно формулировать свои мысли, строить описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение, умение запомнить необходимую информацию, выделить главную мысль и передать ее с помощью пересказа [5, с. 76-78].
Данную цель нелегко достичь с учетом того, что в современном мире очень много внешних раздражителей представленных в виде изобилия ярких картинок, звуков, дети часто смотрят короткие видео, не всегда с начала и до конца, играют в электронные игры, все это мешает сконцентрировать внимание детей на образовательном процессе.
Связная речь – это такой вид речи, который отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.
Для того, чтобы правильно составить план коррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи необходимо понимать, какие именно механизмы построения связного высказывания у детей нарушены или недостаточно развиты.
В целях формирования связной речи Р. Е. Левина предлагает выстраивать последовательную, тщательно продуманную систему воспитания коммуникативной функции речи, чередования и преемственности наглядных и отвлеченных средств общения, нормального соотношения активной и пассивной речи, формирования внутренней речи, а также развития поясняющей и планирующей речи [3, с. 7-8].
Развитие речи как средства коммуникации как раз и достигается через поэтапное, последовательное, системное развитие связной речи детей.
Предлагаемая система работы будет полезна в логопедических группах детских садов для детей с тяжелыми нарушениями речи, с общим недоразвитием речи первого, второго уровней, а также для детей с заиканием, так как нижеописанная методика может использоваться в режиме молчания и в режиме ограничения речи.
Из опыта работы автора, в текущем учебном году в логопедической группе для заикающихся дошкольников из двенадцати детей одиннадцать в заключении территориальной психолого-медико-педагогической комиссии наряду с диагнозом логоневроз имеют диагноз общее недоразвитие речи второго, третьего или четвертого уровней (как правило уровни смешаны), а один ребенок помимо заикания имеет диагноз фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Этот факт подтверждает исследования Р. Е. Левиной о том, что заикание чаще всего возникает у детей с замедленным речевым развитием. Поэтому важность работы по развитию связной речи у детей с заиканием невозможно переоценить.
Логопедическая работа по коррекции заикания в группе дошкольного образования проходит следующие этапы: диагностический, режим молчания, режим ограничения речи (речь по запросу взрослого) и далее уже самостоятельная речь детей. Периоды молчания и ограничения речи в общей сложности составляют более четырех месяцев, поэтому очень важно в эти периоды грамотно выстроить работу по развитию связной речи детей.
Безречевой период в коррекции заикания помогает снять чрезмерную возбудимость, отключить привычку ускоренной и неправильной речи и подготовить нервную систему ребенка к формированию правильного речевого навыка [2, с. 55].
Развивать связную речь в период молчания (для группы заикающихся детей) или же на начальном этапе формирования связной речи для детей с общим недоразвитием речи мы начинаем с того, что предлагаем ребенку проанализировать и понять взаимосвязь слов в предложении. Для этого ребенку предлагается прослушать предложение и набор слов, не связанных общей мыслью. Жестами, знаками или карточками ребенок сигнализирует о том, какой из зачитанных отрывков является предложением, а какой нет. С этим заданием дети справляются легко, а в случае затруднений применяются предметные или сюжетные картинки.
Далее, ребенку зачитывается небольшой связный текст и набор предложений, не связанных по смыслу. Ребенку предстоит определить, какой отрывок является рассказом, а какой нет. Усвоив навык узнавания связного текста, начинаем обучать ребенка находить взаимосвязь, последовательность между частями текста. Зачитываем детям части истории, при этом меняя порядок смысловых частей. Вначале, к примеру, читаем конец истории, затем середину и затем зачин. Ребенок при помощи карточек (сюжетных изображений) выкладывает логическую последовательность рассказа. При затруднении текст прочитывается несколько раз, и когда получен верный ответ, можно прочитать текст от начала до конца в верной последовательности.
Следующий блок работы, это распознавание логической связи между частями сложносочиненного предложения. Логические связи выстраиваем, приводя в пример предложения, состоящие из двух действий, а ребенок должен определить, правильно ли оно построено: что было в начале, а что потом. Например, Мама пришла домой и купила хлеб, Сначала я уснул, а топом почистил зубы. Конечно же, все наоборот: Мама купила хлеб и пришла домой. Дети очень любят находить ошибки в подобных примерах, занятие проходит весело и незаметно для них самих дошкольники усваивают логическую последовательность построения предложений и причинно-следственные связи.
Далее переходим к построению синтаксически правильных предложений. Для этого обучаем детей понятиям слово-предмет, отдельно выделяем слово-одушевленный предмет, слово-действие, слово-признак и знакомим их с графическим обозначением данных категорий: квадрат – это слово-предмет, смайл – одушевленный предмет, треугольник – признак предмета, стрелка – действие и маленький круг обозначает предлог [1]. Для детей изготавливаются рабочие карточки с данными символами. Когда дети легко научились определять, к какой категории относится слово, и безошибочно поднимают верную карточку с символом, переходим к построению предложений.
В режиме молчания с детьми отрабатывается только структура предложения. Работа начинается с простого двусоставного предложения, например Оля читает. Затем постепенно предложение распространяется, удлиняется (Оля читает книгу, Оля читает интересную книгу) и т.д. Дети слушают фразу и выкладывают карточки в соответствии со словами – членами предложения. Например, Оля читает интересную книгу про торты выглядит как набор карточек смайл – стрелка – треугольник – квадрат – круг – квадрат.
Итак, на данном этапе работы дети изучают структуру предложения: от простого двусоставного к развернутому предложению. Они автоматизируют различные структуры предложения на слух. У детей запускается процесс внутреннего проговаривания, что формирует умение планировать высказывание. Они развивают слуховое внимание, улавливают ошибки, совершенствуют понимание сказанного. Кроме того, в период молчания идет интенсивная работа над дыханием и выработкой длительного выдоха.
В режиме ограничения речи заикающимся детям разрешается говорить только по запросу взрослого, сопровождая свою речь движениями руки. Процесс выхода на речь происходит постепенно. У детей за период молчания достаточно сформировался длительный выдох. Задача данного этапа выработать длительный фонационный выдох, а затем и речевой. Для этого мы учим ребенка пропевать гласные как можно дольше, насколько хватает воздуха. Затем переходим к работе со словами, постепенно увеличивая количество слов, которые ребенок может произнести за один речевой выдох. Например, на одном выдохе произнести все времена года, все дни недели, все месяцы. Соревновательный момент подогревает интерес к выполнению данного упражнения.
От слов постепенно переходим к предложениям. Логопед дает скелет предложения из двух слов. Дети должны повторять предложение друг за другом, каждый раз добавляя одно новое слово, обязательно помня, что все слова произносятся на одном речевом выдохе. Например, от основы Оля читает можно сочинить распространенное предложение с однородными членами Восьмилетняя соседская девочка Оля увлеченно читает красочную, интересную книгу про бисквитные торты с заварным кремом. Конечно, предложение дано для примера, а фантазия детей безгранична. На этом этапе также продолжается работа над выкладыванием схемы предложения по карточкам-символам, а затем и составление предложений по заданным схемам.
Подведем итог. В результате коррекционной работы у детей с тяжелыми нарушениями речи формируется понятие о предложении, о связном тексте, умение их отличить от набора слов и бессвязных предложений. Дети учатся составлять схемы предложений и приводить свои примеры по заданным схемам, заикающиеся дети в этот период усваивают навык диафрагмального дыхания с длительным речевым выдохом, что позволяет сделать речь более плавной и мелодичной и укротить запинки.
Когда дошкольники с тяжелыми нарушениями речи осваивают навыки понимания и схематического обозначения предложения и текста, использования диафрагмального дыхания, они готовы перейти на этап самостоятельной речи. Таким образом, данная работа является пропедевтической для проведения традиционных занятий по развитию связной речи, когда обучающиеся учатся описывать предметы, пересказывать текст, составлять описательный рассказ по картине, рассказывать истории из личного или коллективного опыта, придумывать сюжет по данному началу истории или наоборот закончить историю. У детей закладываются предпосылки к вступлению в коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми.
Список литературы
1. Бардышева, Т.Ю. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 5-6 лет с ОНР / Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова. – М. : Скрипторий, 2016. – 274 с.
2. Выгодская, И. Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: Кн. для логопеда / И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская. – М. : Просвещение, 1993. – 223 с.
3. Левина, Р.Е. О генезисе заикания у детей в связи с развитием коммуникативной функции речи / Р. Е. Левина // Дефектология. – 2018. – № 5. – С. 5–9.
4. Логопедия. Теория и практика / под ред. д.п.н. профессора Т. Б. Филичевой. – М.: Эксмо, 2018. – 608 с.
5. Коротовских, Т.В., Развитие связной речи как одна из главных проблем современного дошкольника / Т.В. Коротовских, А.Г.Гуриенкова, Л.А. Коробкова // Перспективы науки. – 2022. - № 4(151). – С.76-80.
Скачать работу
учитель-логопед,
МБДОУ № 56 Искорка,
г. Сургут, Россия
Коррекционно-педагогическая работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в логопедической группе детского сада.
Аннотация. В статье представлен опыт работы по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи в логопедической группе детского сада. Автор предлагает систему работы для формирования связной речи детей на начальном этапе работы.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дошкольники, связная речь.
В современном мире все чаще возникает проблема в формировании связной речи у детей дошкольного возраста. Не смотря на развитие информационных технологий, развитие многообразия средств обучения, вчерашние дошкольники не готовы к эффективному обучению в школе, так как сформированная связная речь является одним из ключевых факторов успешного освоения школьной программы. Она предполагает умения школьников в формулировке связного логичного ответа на поставленный вопрос, составление описательного рассказа по картинке, составление рассказа из заданных слов, составление рассказа по сюжетной картинке или по серии сюжетных картинок.
К сожалению, многие родители не совсем корректно интерпретируют мнение ученых о том, что развитие каждого ребенка происходит в соответствии с его индивидуальными особенностями. Надеются, что к пяти годам речь дошкольника достигнет уровня возрастной нормы. При этом очень поздно осознают, что их ребенок остро нуждается в коррекционной помощи специалистов.
Очень часто специалисты встречаются с проблемой, когда их воспитаннику в сжатые сроки требуется помочь развить связную речь. Для решения подобных задач требуется подбор наиболее эффективных методов коррекции, что обуславливает необходимость всестороннего изучения особенностей связной речи.
Связная речь показывает логику построения мысли ребенка, его понимание объекта. Соответственно, перед педагогами дошкольного учреждения стоит задача научить детей правильно и последовательно формулировать свои мысли, строить описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение, умение запомнить необходимую информацию, выделить главную мысль и передать ее с помощью пересказа [5, с. 76-78].
Данную цель нелегко достичь с учетом того, что в современном мире очень много внешних раздражителей представленных в виде изобилия ярких картинок, звуков, дети часто смотрят короткие видео, не всегда с начала и до конца, играют в электронные игры, все это мешает сконцентрировать внимание детей на образовательном процессе.
Связная речь – это такой вид речи, который отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.
Для того, чтобы правильно составить план коррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи необходимо понимать, какие именно механизмы построения связного высказывания у детей нарушены или недостаточно развиты.
В целях формирования связной речи Р. Е. Левина предлагает выстраивать последовательную, тщательно продуманную систему воспитания коммуникативной функции речи, чередования и преемственности наглядных и отвлеченных средств общения, нормального соотношения активной и пассивной речи, формирования внутренней речи, а также развития поясняющей и планирующей речи [3, с. 7-8].
Развитие речи как средства коммуникации как раз и достигается через поэтапное, последовательное, системное развитие связной речи детей.
Предлагаемая система работы будет полезна в логопедических группах детских садов для детей с тяжелыми нарушениями речи, с общим недоразвитием речи первого, второго уровней, а также для детей с заиканием, так как нижеописанная методика может использоваться в режиме молчания и в режиме ограничения речи.
Из опыта работы автора, в текущем учебном году в логопедической группе для заикающихся дошкольников из двенадцати детей одиннадцать в заключении территориальной психолого-медико-педагогической комиссии наряду с диагнозом логоневроз имеют диагноз общее недоразвитие речи второго, третьего или четвертого уровней (как правило уровни смешаны), а один ребенок помимо заикания имеет диагноз фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Этот факт подтверждает исследования Р. Е. Левиной о том, что заикание чаще всего возникает у детей с замедленным речевым развитием. Поэтому важность работы по развитию связной речи у детей с заиканием невозможно переоценить.
Логопедическая работа по коррекции заикания в группе дошкольного образования проходит следующие этапы: диагностический, режим молчания, режим ограничения речи (речь по запросу взрослого) и далее уже самостоятельная речь детей. Периоды молчания и ограничения речи в общей сложности составляют более четырех месяцев, поэтому очень важно в эти периоды грамотно выстроить работу по развитию связной речи детей.
Безречевой период в коррекции заикания помогает снять чрезмерную возбудимость, отключить привычку ускоренной и неправильной речи и подготовить нервную систему ребенка к формированию правильного речевого навыка [2, с. 55].
Развивать связную речь в период молчания (для группы заикающихся детей) или же на начальном этапе формирования связной речи для детей с общим недоразвитием речи мы начинаем с того, что предлагаем ребенку проанализировать и понять взаимосвязь слов в предложении. Для этого ребенку предлагается прослушать предложение и набор слов, не связанных общей мыслью. Жестами, знаками или карточками ребенок сигнализирует о том, какой из зачитанных отрывков является предложением, а какой нет. С этим заданием дети справляются легко, а в случае затруднений применяются предметные или сюжетные картинки.
Далее, ребенку зачитывается небольшой связный текст и набор предложений, не связанных по смыслу. Ребенку предстоит определить, какой отрывок является рассказом, а какой нет. Усвоив навык узнавания связного текста, начинаем обучать ребенка находить взаимосвязь, последовательность между частями текста. Зачитываем детям части истории, при этом меняя порядок смысловых частей. Вначале, к примеру, читаем конец истории, затем середину и затем зачин. Ребенок при помощи карточек (сюжетных изображений) выкладывает логическую последовательность рассказа. При затруднении текст прочитывается несколько раз, и когда получен верный ответ, можно прочитать текст от начала до конца в верной последовательности.
Следующий блок работы, это распознавание логической связи между частями сложносочиненного предложения. Логические связи выстраиваем, приводя в пример предложения, состоящие из двух действий, а ребенок должен определить, правильно ли оно построено: что было в начале, а что потом. Например, Мама пришла домой и купила хлеб, Сначала я уснул, а топом почистил зубы. Конечно же, все наоборот: Мама купила хлеб и пришла домой. Дети очень любят находить ошибки в подобных примерах, занятие проходит весело и незаметно для них самих дошкольники усваивают логическую последовательность построения предложений и причинно-следственные связи.
Далее переходим к построению синтаксически правильных предложений. Для этого обучаем детей понятиям слово-предмет, отдельно выделяем слово-одушевленный предмет, слово-действие, слово-признак и знакомим их с графическим обозначением данных категорий: квадрат – это слово-предмет, смайл – одушевленный предмет, треугольник – признак предмета, стрелка – действие и маленький круг обозначает предлог [1]. Для детей изготавливаются рабочие карточки с данными символами. Когда дети легко научились определять, к какой категории относится слово, и безошибочно поднимают верную карточку с символом, переходим к построению предложений.
В режиме молчания с детьми отрабатывается только структура предложения. Работа начинается с простого двусоставного предложения, например Оля читает. Затем постепенно предложение распространяется, удлиняется (Оля читает книгу, Оля читает интересную книгу) и т.д. Дети слушают фразу и выкладывают карточки в соответствии со словами – членами предложения. Например, Оля читает интересную книгу про торты выглядит как набор карточек смайл – стрелка – треугольник – квадрат – круг – квадрат.
Итак, на данном этапе работы дети изучают структуру предложения: от простого двусоставного к развернутому предложению. Они автоматизируют различные структуры предложения на слух. У детей запускается процесс внутреннего проговаривания, что формирует умение планировать высказывание. Они развивают слуховое внимание, улавливают ошибки, совершенствуют понимание сказанного. Кроме того, в период молчания идет интенсивная работа над дыханием и выработкой длительного выдоха.
В режиме ограничения речи заикающимся детям разрешается говорить только по запросу взрослого, сопровождая свою речь движениями руки. Процесс выхода на речь происходит постепенно. У детей за период молчания достаточно сформировался длительный выдох. Задача данного этапа выработать длительный фонационный выдох, а затем и речевой. Для этого мы учим ребенка пропевать гласные как можно дольше, насколько хватает воздуха. Затем переходим к работе со словами, постепенно увеличивая количество слов, которые ребенок может произнести за один речевой выдох. Например, на одном выдохе произнести все времена года, все дни недели, все месяцы. Соревновательный момент подогревает интерес к выполнению данного упражнения.
От слов постепенно переходим к предложениям. Логопед дает скелет предложения из двух слов. Дети должны повторять предложение друг за другом, каждый раз добавляя одно новое слово, обязательно помня, что все слова произносятся на одном речевом выдохе. Например, от основы Оля читает можно сочинить распространенное предложение с однородными членами Восьмилетняя соседская девочка Оля увлеченно читает красочную, интересную книгу про бисквитные торты с заварным кремом. Конечно, предложение дано для примера, а фантазия детей безгранична. На этом этапе также продолжается работа над выкладыванием схемы предложения по карточкам-символам, а затем и составление предложений по заданным схемам.
Подведем итог. В результате коррекционной работы у детей с тяжелыми нарушениями речи формируется понятие о предложении, о связном тексте, умение их отличить от набора слов и бессвязных предложений. Дети учатся составлять схемы предложений и приводить свои примеры по заданным схемам, заикающиеся дети в этот период усваивают навык диафрагмального дыхания с длительным речевым выдохом, что позволяет сделать речь более плавной и мелодичной и укротить запинки.
Когда дошкольники с тяжелыми нарушениями речи осваивают навыки понимания и схематического обозначения предложения и текста, использования диафрагмального дыхания, они готовы перейти на этап самостоятельной речи. Таким образом, данная работа является пропедевтической для проведения традиционных занятий по развитию связной речи, когда обучающиеся учатся описывать предметы, пересказывать текст, составлять описательный рассказ по картине, рассказывать истории из личного или коллективного опыта, придумывать сюжет по данному началу истории или наоборот закончить историю. У детей закладываются предпосылки к вступлению в коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми.
Список литературы
1. Бардышева, Т.Ю. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 5-6 лет с ОНР / Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова. – М. : Скрипторий, 2016. – 274 с.
2. Выгодская, И. Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: Кн. для логопеда / И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская. – М. : Просвещение, 1993. – 223 с.
3. Левина, Р.Е. О генезисе заикания у детей в связи с развитием коммуникативной функции речи / Р. Е. Левина // Дефектология. – 2018. – № 5. – С. 5–9.
4. Логопедия. Теория и практика / под ред. д.п.н. профессора Т. Б. Филичевой. – М.: Эксмо, 2018. – 608 с.
5. Коротовских, Т.В., Развитие связной речи как одна из главных проблем современного дошкольника / Т.В. Коротовских, А.Г.Гуриенкова, Л.А. Коробкова // Перспективы науки. – 2022. - № 4(151). – С.76-80.