Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра | Мой кабинет. Работа №353202. Номер работы: №353202

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра

Коррекционно-реабилитационная работа должна проводиться комплексно, группой специалистов различного профиля, включая детских психиатров, невропатологов, логопедов, психологов, учителей – дефектологов, воспитателей, музыкального работника, а также родителей.

Коррекционная работа должна осуществляться поэтапно, исходя из степени выраженности аутистического синдрома.

Используются адаптированные для работы с аутистами обычные программы по обучению и организации игр для обычных и специализированных детских яслей и садов.

Оценка состояния ребенка-аутиста, всеми специалистами  служит основой разработки индивидуального плана коррекционных мероприятий.

Этапы коррекционной  работы

На первых этапах отрабатывается важнейшая реакция оживления и слежения, формируется зрительно-моторный комплекс. В последующем, развивают тактильное, зрительно-тактильное, кинестетическое, мышечное восприятие. Затем проводится работа по воспитанию навыков самообслуживания.

На следующем этапе задача усложняется переходом от манипулятивной игры к сюжетной. Наиважнейшей стороной работы остается побуждение к деятельности, многократное повторение игр, формирование игровых штампов, с постоянным использованием зрительно-моторного комплекса, словесные комментарии необходимо давать в краткой форме.

 

Собственно образовательная программа должны быть направлены на обучение детей понятиям числа, счету, определению временных категорий, ориентировке в пространстве. Этап от этапа решается задача усложнения деятельности, увеличивается предлагаемый объем навыков и знаний. Любые задания должны предлагаться в наглядной форме, объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, речевые задания должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность.

И на последующих этапах работы по-прежнему решается задача усложнения деятельности, с постепенным переходом от индивидуальных к направленным игровым заданиям, еще позднее к сложным играм, упражнениям в группах по 3-5 и более детей.

Развитие навыков коммуникации и игровой деятельности

Логопедическая работа начинается с определения особенностей речевого развития свойственной детям-аутистам. соответствующая коррекция направлена на развитие слухового внимания, фонематического, речевого слуха. Осуществляется постановка звуков, вводится дыхательные, голосовые упражнения. Важной является задача расширения словарного запаса, развитие способности к составлению предложений по картинкам, работа над связным текстом.

В связи с этим ставятся конкретные задачи:

Создание ситуаций общения, мотивации к общению, положительных эмоций, связанных с общением.

Формирование невербальных форм коммуникации: умение фиксировать взгляд на лице партнёра, смотреть в глаза партнера по общению, выполнять предметно – игровые действия со сверстниками, пользоваться жестом, понимать и выполнять инструкции «дай», «на», «возьми».

Развитие потребности в речевом высказывании с целью общения с взрослыми и сверстниками.

Развитие умения задавать вопросы и отвечать на них, строить простейшие сообщения.

Развитие диалогической формы речи.

Стимулирование интереса и внимания к различным эмоциональным состояниям человека.

Развитие способности выражать своё настроение и потребности с помощью речевых, мимических и пантомимических средств общения.

Развитие умения наблюдать за предметно – игровыми действиями взрослого и воспроизводить их при поддержке взрослого, подражая его действиям.

Развитие умения обыгрывать игрушки.

Стимуляция интереса к выполнению предметно – игровых действий по подражанию и показу действий взрослых.

Формирование эмоционального отношения к обыгрываемому предмиту или игрушке.

Развитие умения воспроизводить цепочку игровых действий, вводить в игру элементы сюжетной игры.

Развитие умения играть вместе, небольшими группами, согласовывая действия между собой.

Восстановление и развитие речи проводится последовательно.

Вначале в манипуляции с игрушкой формируем тактильное восприятие, затем зрительное понимание предмета, после чего предмет определяем словесно и формируем соотнесение словесного определения с конкретным предметом.

На следующем этапе добиваемся того, чтобы ребенок услышанное слово научился правильно произносить (воспроизводить). Для этого делим слово на слоги, многократно повторяем начальные, последние и ударные слоги, после чего сливаем их в необходимое слово.

 Обучаем умению спонтанно воспроизводить словесные штампы. У всех детей выявляется тенденция к повтору слов. Словарный запас расширяем постепенно.

Для максимального увеличения понимания сокращаем и упрощаем форму языка – его грамматику, этого добиваемся путем уменьшения длины фраз. Второстепенные слова опускаем.

Обучаем фразам с помощью изображенных на картинках событий. Слова сочетаем с определенной ситуацией. Затем составляем целый рассказ по картинкам. Далее проводим занятия состоящие из бесед на определенные темы, пересказа. Большое внимание уделяем логоритмике.

Очень осуществимым разделом работы является развитие слухового внимания, фонематического и речевого слуха. С этой целью проводим голосовые, мимические упражнения, осуществляем постановку и автоматизацию звуков.

Детей пытаемся обучить навыкам разговора (социальному использованию речи), предлагая тематику интересную и важную для ребенка.

Последовательно переходим от индивидуального обучения к занятиям небольшими группами.

Основной принцип обучения заключается в постоянном проигрывании речевого общения по изучаемой теме, закреплении полученных знаний в игре с учителем – дефектологом, педагогом - психологом, воспитателем, дома с родителями.

По мере проведения занятий по развитию речи, речь детей становится все более понятной и коммуникативной.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра

Коррекционно-реабилитационная работа должна проводиться комплексно, группой специалистов различного профиля, включая детских психиатров, невропатологов, логопедов, психологов, учителей – дефектологов, воспитателей, музыкального работника, а также родителей.

Коррекционная работа должна осуществляться поэтапно, исходя из степени выраженности аутистического синдрома.

Используются адаптированные для работы с аутистами обычные программы по обучению и организации игр для обычных и специализированных детских яслей и садов.

Оценка состояния ребенка-аутиста, всеми специалистами служит основой разработки индивидуального плана коррекционных мероприятий.

Этапы коррекционной работы

На первых этапах отрабатывается важнейшая реакция оживления и слежения, формируется зрительно-моторный комплекс. В последующем, развивают тактильное, зрительно-тактильное, кинестетическое, мышечное восприятие. Затем проводится работа по воспитанию навыков самообслуживания.

На следующем этапе задача усложняется переходом от манипулятивной игры к сюжетной. Наиважнейшей стороной работы остается побуждение к деятельности, многократное повторение игр, формирование игровых штампов, с постоянным использованием зрительно-моторного комплекса, словесные комментарии необходимо давать в краткой форме.

 

Собственно образовательная программа должны быть направлены на обучение детей понятиям числа, счету, определению временных категорий, ориентировке в пространстве. Этап от этапа решается задача усложнения деятельности, увеличивается предлагаемый объем навыков и знаний. Любые задания должны предлагаться в наглядной форме, объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, речевые задания должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность.

И на последующих этапах работы по-прежнему решается задача усложнения деятельности, с постепенным переходом от индивидуальных к направленным игровым заданиям, еще позднее к сложным играм, упражнениям в группах по 3-5 и более детей.

Развитие навыков коммуникации и игровой деятельности

Логопедическая работа начинается с определения особенностей речевого развития свойственной детям-аутистам. соответствующая коррекция направлена на развитие слухового внимания, фонематического, речевого слуха. Осуществляется постановка звуков, вводится дыхательные, голосовые упражнения. Важной является задача расширения словарного запаса, развитие способности к составлению предложений по картинкам, работа над связным текстом.

В связи с этим ставятся конкретные задачи:

Создание ситуаций общения, мотивации к общению, положительных эмоций, связанных с общением.

Формирование невербальных форм коммуникации: умение фиксировать взгляд на лице партнёра, смотреть в глаза партнера по общению, выполнять предметно – игровые действия со сверстниками, пользоваться жестом, понимать и выполнять инструкции «дай», «на», «возьми».

Развитие потребности в речевом высказывании с целью общения с взрослыми и сверстниками.

Развитие умения задавать вопросы и отвечать на них, строить простейшие сообщения.

Развитие диалогической формы речи.

Стимулирование интереса и внимания к различным эмоциональным состояниям человека.

Развитие способности выражать своё настроение и потребности с помощью речевых, мимических и пантомимических средств общения.

Развитие умения наблюдать за предметно – игровыми действиями взрослого и воспроизводить их при поддержке взрослого, подражая его действиям.

Развитие умения обыгрывать игрушки.

Стимуляция интереса к выполнению предметно – игровых действий по подражанию и показу действий взрослых.

Формирование эмоционального отношения к обыгрываемому предмиту или игрушке.

Развитие умения воспроизводить цепочку игровых действий, вводить в игру элементы сюжетной игры.

Развитие умения играть вместе, небольшими группами, согласовывая действия между собой.

Восстановление и развитие речи проводится последовательно.

Вначале в манипуляции с игрушкой формируем тактильное восприятие, затем зрительное понимание предмета, после чего предмет определяем словесно и формируем соотнесение словесного определения с конкретным предметом.

На следующем этапе добиваемся того, чтобы ребенок услышанное слово научился правильно произносить (воспроизводить). Для этого делим слово на слоги, многократно повторяем начальные, последние и ударные слоги, после чего сливаем их в необходимое слово.

Обучаем умению спонтанно воспроизводить словесные штампы. У всех детей выявляется тенденция к повтору слов. Словарный запас расширяем постепенно.

Для максимального увеличения понимания сокращаем и упрощаем форму языка – его грамматику, этого добиваемся путем уменьшения длины фраз. Второстепенные слова опускаем.

Обучаем фразам с помощью изображенных на картинках событий. Слова сочетаем с определенной ситуацией. Затем составляем целый рассказ по картинкам. Далее проводим занятия состоящие из бесед на определенные темы, пересказа. Большое внимание уделяем логоритмике.

Очень осуществимым разделом работы является развитие слухового внимания, фонематического и речевого слуха. С этой целью проводим голосовые, мимические упражнения, осуществляем постановку и автоматизацию звуков.

Детей пытаемся обучить навыкам разговора (социальному использованию речи), предлагая тематику интересную и важную для ребенка.

Последовательно переходим от индивидуального обучения к занятиям небольшими группами.

Основной принцип обучения заключается в постоянном проигрывании речевого общения по изучаемой теме ,закреплении полученных знаний в игре с учителем – дефектологом, педагогом - психологом, воспитателем, дома с родителями.

По мере проведения занятий по развитию речи, речь детей становится все более понятной и коммуникативной.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×