КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА В ДОУ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ | Иордатий Наталья Леонидовна. Работа №269715
Автор: Иордатий Наталья Леонидовна
Целевые ориентиры в воспитании дошкольников обуславливают необходимостьсовершенствования форм, технологий и техник коррекционно-развивающей работы в области речевого развития детей в связи с тем, что речь является условием и показателем развития мыслительных процессов. Личностное развитие дошкольника и его нервной системы, физическое созревание детского организма требуют благоприятной биологической среды и должны происходить в условиях психологического комфорта, создание которого зависит от окружающих взрослых.
ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Иордатий Наталья Леонидовна учитель-логопед;
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 110 г. Рязань
Введение. Целевые ориентиры в воспитании дошкольников обуславливают необходимостьсовершенствования форм, технологий и техник коррекционно-развивающей работы в области речевого развития детей в связи с тем, что речь является условием и показателем развития мыслительных процессов. Возникающие речевые нарушения негативно влияют на личностное развитие ребенка, его поведение и коммуникацию, накладывают отпечаток на формирование его сенсорной и аффективно-волевой сферы. Следует также учитывать, что приоритет интересов и потребностей личности ребенка требует принципиально нового подхода к созданию окружающей его микро- и макросреды, содержанию и организации направленных на него форм влияния. Личностное развитие дошкольника и его нервной системы, физическое созревание детского организма требуют благоприятной биологической среды и должны происходить в условиях психологического комфорта, создание которого зависит от окружающих взрослых. При этом важно обеспечить безопасность жизнедеятельности ребенка, которая понимается нами как удовлетворение его интересов путем создания комфортных условий взаимодействия с миром людей и миром вещей. Но любое взаимодействие сопряжено с определенными опасностями, характеризующимися следующими признаками: угроза для жизни;возможность нанесения ущерба здоровью и нарушения нормального функционирования системы [2].
Основная часть. Система «ребенок — дошкольное образовательное учреждение» состоит из ряда взаимодействующих субъектов и элементов и обладает определенными свойствами. Взаимодействие в рамках данной системы определяется рядом факторов и оказывает влияние, как на ребенка, так и на окружающих его людей и среду. Это влияние, с одной стороны, носит положительный характер: возможность использовать в деятельности богатство развивающей среды ДОУ, развитие разнообразного общения со сверстниками и взрослыми и т.д. Но, в то же время, оно может негативно сказываться на его психоэмоциональном благополучии.
В. Запорожец отмечал, что на протяжении детства особенности эмоций изменяются в связи с изменением общего характера деятельности ребенка и ее мотивов, а также в связи с усложнением отношений ребенка с окружающим миром. Ученый указывал на то, что наряду с переживаниями удовольствия и неудовольствия, связанными с удовлетворением или неудовлетворением непосредственных желаний, у ребенка возникают более сложные чувства. Они вызваны тем, насколько хорошо он выполнил свои обязанности, какое значение имеют совершаемые им действия для других людей и в какой мере соблюдаются им самим и окружающими определенные нормы и правила поведения [7, с.24].
И.
Слободчиков
, Е. И. Исаев подчеркивают, что формирование чувств является необходимым условием развития человеческой субъективности. Возникая как результат обобщения эмоционального опыта. Чувства становятся ведущими образованиями эмоциональной сферы человека и начинают определять динамику и содержание ситуативных эмоций [4].
Основой всестороннего и качественного социально-личностного развития ребенка является его позитивное самоощущение, которое, в свою очередь, базируется на основе уверенности в себе, своих силах ивозможностях. В связи с этим взрослым следует заботиться о психоэмоциональном благополучии дошкольников, положительно воспринимать и оценивать их достижения, устанавливать с ними доверительные отношения, способствовать формированию чувства собственного достоинства, уважительно относиться к детским интересам и предпочтениям, обеспечивать их физическую и психическую безопасность и развитие.
Актуальным направлением в системе логопедического воздействия и методов коррекции, реализующимся в ДОУ, является изучение состояния мимико-жестовой сферы в симптоматике ОНР и путей ее формирования. Мимико-жестовая выразительность во многом зависит от эмоционального состояния ребенка, и ее развитие успешно осуществляется на фоне таких эмоций как удивление, радость, интерес. Формирование такого фона предполагает выполнение различных упражнений и этюдов психогимнастики, создание ситуаций для проявления удивления, радости и интереса путем включения в структуру занятий сюрпризных моментов, персонажей сказок, элементов театрализованной деятельности. Целенаправленное управление эмоциональным состоянием ребенка и использование системы специальных упражнений позволяет формировать мимико-жестовую выразительность речи детей-логопатов и оказывать влияние на процесс улучшения их артикуляции.
Профессор Л. С. Волкова, характеризуя различные формы речевых расстройств, отмечала вялость мимики, нарушение общей моторики, динамическую неуклюжесть, дискоординацию, замедленность или расторможенность в поведенческих реакциях детей. Дошкольники с ОНР характеризуются невыразительностью мимики и жестикуляции, а крайне редкое использование этих приемов в общении обусловлено физиологическими, неврологическими и речевыми нарушениями. При этом, мимика рассматривается как «движения мышц лица, глаз, отражающие разнообразные чувства человека: радость, печаль, беспокойство, удивление, страх и т.д.» [3]. По мнению О. А. Куревиной, Г. Е. Селезневой мимика —это выразительные движения мышц лица, одна из форм проявления чувств человека [1]. М.И. Чистякова выделяет качества мимики и указывает на то, что она бывает живой, вялой, бедной, богатой, маловыразительной, напряженной, спокойной [6].
Исходя из вышеизложенных определений, мы пришли к выводу о том, что мимика — это компонент выражения различных эмоциональных состояний, играющий важную роль в общении и проявляющийся в движениях лицевых мышц.
Наряду с мимикой, особое значение в процессе общения играют жесты. М. И. Чистякова определяет жест как «выразительное движение рук, служащее одним из средств уточнения речевой коммуникации» [6, с. 157]. Органичное сочетание жестов и мимики осуществляется в пантомимике, которая характеризуется М. И. Чистяковой как один из видов выразительных движений человека, охватывающий те изменения в походке, осанке, жестах, которые передают его психическое состояние, переживания, отношения к тем или иным явлениям.
О. А. Куревина справедливо отмечает, что система жестов и телодвижений используется наряду со звучащей речью для усиления ее смысла или взамен ее. При этом необходимо учитывать, что владение жестом не является врожденным навыком и зависит от воспитания, социальных и национальных особенностей. Педагогическая работа по формированию жестовой выразительности должна быть направлена на развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватного использования жестов.
Проведенное нами обследование мимической и жестовой выразительности у детей с ОНР показало, что у 71% из них наблюдается отставание развития лицевой моторики, а у 85% — маловыразительная жестикуляция. В связи с чем, изучение состояния мимико-жестовой сферы в симптоматике этого речевого нарушения и путей ее формирования является важным и актуальным направлением в системе логопедического воздействияи методов коррекции. Опыт работы убедительно доказывает, что мимико - жестовая выразительность во многом зависит от эмоционального состояния ребенка. Существует определенная связь эмоциональных состояний с уровнем развития мимико-жестовой выразительности. Положительные эмоции увеличивают мотивацию и качество выразительности, а отрицательные их уменьшают.
Учитывая необходимость формирования мимико-жестовой выразительности речи у детей-логопатов с целью улучшения их артикуляции, подвижности речевого аппарата, коррекции звукопроизношения, мы сгруппировали различные упражнения по определенным направлениям, используя рекомендации ученых М.И. Чистяковой, О.В. Хухлаевой, Н.Г. Яковлевой, Э.Г. Чуриловой и др.
Все упражнения нами условно разделены на следующие блоки:
— мимико-артикуляционные;
— релаксационные;
— жестикуляционные;
— по преодолению двигательной неловкости.
При проведении занятий игры и упражнения подбираются таким образом, чтобы удачно сочетались речь, мимика и жесты. Нами сделана подборка различных упражнений, которые могут быть использованы на фронтальных занятиях по формированию лексико-грамматических категорий с детьми старшего дошкольного возраста, разработано содержание занятий с использованием разнообразных упражнений [5].
Заключение. Систематическое использование этих упражнений позволяет создавать положительный фон занятия, целенаправленно управлять эмоциональным состоянием ребенка. Их применение способствует формированию мимико-жестовой выразительности речи, развитию познавательной активности детей и улучшению коррекционной работы с ними, что в свою очередь, обеспечивает безопасность жизнедеятельности дошкольников в целом путем комфортности и успешности коммуникаций.
Список источников
Куревина
О. А., Селезнева Г.Е. Путешествие
в
прекрасное. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. — М., 1999.
Лекции по БЖД. Ьйр://ш\у\
у
.5ка.ги/9/ 20261.Ь1тп1.
Логопедия: Учеб, пособие для студентов
пед
. ин-
ов
по
спец
. «Дефектология» / Л.С. Волкова, Р.И.
Лалаева
, Е.М.
Маслюкова
и др.; Под ред. Л.С. Волковой. — М., 1989.
Слободчиков
В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. — М., 1995.
Формирование мимико-жестовой выразительности у детей с общим недоразвитием речи. Методическое пособие
/ С
ост. Н.Л. Иордатий, С.А. Баранова, Л.Т. Ткач. — Тирасполь, 2008. — 56 с.
Чистякова М.И.
Психогимнастика
/ Под ред. М.И.
Буянова
— 2-е изд. — М., 1995.
Эмоциональное развитие дошкольника / А.В. Запорожец, Я.З.
Неверович
, А.Д. Кошелева и др.; Под ред. А.Д. Кошелевой. — М., 1985.