Коррекционно-развивающие и дидактические игры для детей с ОВЗ | Голуб Светлана Викторовна. Работа №339301
Аннотация. Статья посвящена важности использования коррекционно-развивающих и дидактических игр на уроках начальной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Автор подчеркивает значение игр в создании комфортной и эффективной образовательной среды, стимулирующей когнитивное развитие, коммуникативные навыки и психоэмоциональное благополучие детей с ОВЗ.
Ключевые слова: коррекционно-развивающие игры, дети с ОВЗ, образовательная среда, индивидуальный подход, психоэмоциональное развитие.
В современном мире важно обеспечить равные возможности для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Особое внимание уделяется использованию коррекционно-развивающих и дидактических игр на уроках начальной школы, чтобы создать комфортную и эффективную образовательную среду для всех учеников.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Голуб Светлана Викторовна, учитель начальных классов
ГБОУ «Школа № 123 городского округа Донецк», ДНР
Аннотация. Статья посвящена важности использования коррекционно-развивающих и дидактических игр на уроках начальной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Автор подчеркивает значение игр в создании комфортной и эффективной образовательной среды, стимулирующей когнитивное развитие, коммуникативные навыки и психоэмоциональное благополучие детей с ОВЗ.
Ключевые слова: коррекционно-развивающие игры, дети с ОВЗ, образовательная среда, индивидуальный подход, психоэмоциональное развитие.
В современном мире важно обеспечить равные возможности для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Особое внимание уделяется использованию коррекционно-развивающих и дидактических игр на уроках начальной школы, чтобы создать комфортную и эффективную образовательную среду для всех учеников.
Коррекционно-развивающие игры специально разработаны для помощи детям с различными нарушениями в развитии навыков, необходимых для успешной учебы и общения. Они стимулируют когнитивные процессы, развивают моторику, улучшают координацию движений и восприятие окружающего мира.
С помощью коррекционно-развивающих игр дети с ОВЗ могут улучшить свою концентрацию, память, внимание и умение решать проблемы. Игры способствуют развитию речи, логического мышления и навыков самообслуживания. Они также помогают детям поддерживать социальные контакты, работать в группе и развивать чувство сотрудничества.
Важно отметить, что коррекционно-развивающие игры не только помогают детям с ОВЗ в учебе, но и способствуют их психоэмоциональному благополучию. Играя, дети испытывают радость, уверенность в себе и чувство успеха, что повышает их мотивацию к обучению.
Принципы использования дидактических игр на уроках начальной школы в работе с детьми, страдающими от отклонений в развитии, включают в себя несколько важных аспектов.
Во-первых, игры должны быть специально подобраны и адаптированы под потребности и особенности каждого ребенка с ОВЗ. Для этого важно учитывать уровень развития, мотивацию, способности и интересы каждого конкретного ученика.
Во-вторых, игровая деятельность должна сочетать в себе элементы развития и коррекции. Таким образом, игры должны стимулировать когнитивные, социально-эмоциональные и моторные навыки, развивать коммуникативные способности и формировать у детей навыки сотрудничества и взаимодействия.
Третий принцип – это индивидуальный подход к каждому ученику. Поскольку дети с ОВЗ имеют разные потребности и особенности, важно разрабатывать персонализированные игровые задания, учитывая специфику их состояния и возможностей.
Наконец, игры должны быть четко структурированы и иметь определенные цели и задачи, ориентированные на достижение конкретных образовательных результатов. Такой подход позволяет эффективно использовать игры в учебном процессе, делая их не только увлекательными, но и эффективными инструментами коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
При выборе коррекционно-развивающих и дидактических игр для детей с ОВЗ на уроках в начальной школе необходимо учитывать их индивидуальные особенности. Каждый ребенок с ОВЗ уникален, поэтому игры должны быть подобраны с учетом его возможностей и потребностей. Важно предоставить разнообразные варианты игр, учитывая уровень развития ребенка, его интересы и способности.
При подборе игр важно учитывать тип и характер ОВЗ. Например, для детей с расстройствами аутичного спектра могут быть предпочтительны игры с минимальным количеством зрительных и звуковых раздражителей, с простыми правилами и структурой. Для таких детей эффективными могут быть игры, которые позволяют им развивать социальные навыки и взаимодействие с окружающими. Например, ролевые игры, где дети могут имитировать поведение и коммуникацию в различных ситуациях.
Также стоит учитывать физические возможности детей с ОВЗ при выборе игр. Если у ребенка есть ограничения в двигательной активности, следует предпочесть игры, которые не требуют активных физических действий, но стимулируют интеллектуальное развитие.
Практические примеры коррекционно-развивающих и дидактических игр могут включать в себя использование различных материалов и методик. Например, игровая деятельность с использованием разноцветных карточек с изображениями предметов может помочь развить навыки ассоциации, памяти и внимания у детей с задержкой в развитии. Детям с нарушениями речи могут быть полезны игры, направленные на развитие артикуляционных навыков через имитацию звуков и движений.
С помощью игровых методов дети с ОВЗ могут легче усваивать новые знания и умения, развивать свои способности и уверенность в себе. Игры помогают детям активно участвовать в уроке, повышая их мотивацию к обучению. Они способствуют лучшему восприятию материала, развитию креативного мышления и логического мышления.
Эффективность игровых методов в обучении детей с ОВЗ также проявляется в развитии их социальных навыков. Игры способствуют формированию коммуникативных навыков, умения работать в коллективе и соблюдать правила поведения. Дети развивают умение сотрудничать, вырабатывать стратегии решения задач, а также общаться и принимать решения в непривычных ситуациях.
Таким образом, применение коррекционно-развивающих и дидактических игр на уроках начальной школы является не только эффективным методом обучения детей с ОВЗ, но и способом создания интересной и познавательной образовательной среды. Поддержка таких методов со стороны педагогов и специалистов играет важную роль в успешной адаптации детей к учебному процессу и их всестороннем развитии.
Список литературы
Аксенова, А. К. Дидактические игры на уроках русского языка вспомогательной школы
[Текст]/ А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская. –
М. :
Издательство «Просвещение», 1987. – 176 с.
Бгажнокова
, И. М. Обучение детей с выраженными нарушениями интеллекта.
Программно
– методические материалы [Текст]/ И. М.
Бгажнокова
. – М.:
Гуманитарно
– издательский центр
Владос
, 2007. – 181с.
Левина, Р.Е.
Характеристика ОНР у детей [Текст] /
Р.Е.Левина
,
Н.А.Никашина
// Основы теории и практики логопедии. —М.: Просвещение,
1968,—
67-85 с.