Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей | Мой кабинет. Работа №353456
Доклад на методическое объединение на тему:
«Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей»
С. Прохладное
2023 г
Современное общество характеризуется стремительным изменением темпа жизни, новыми технологиями, ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Задача нас - педагогов состоит в том, чтобы создать такую модель обучения и воспитания детей, в процессе которой у каждого обучающегося появился бы механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. В настоящее время, с введением ФГОС начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), открываются большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания.
Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.
Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.
Традиционные технологии обучения
В коррекционной работе основным методом является применение традиционных технологий обучения, основанных на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся. Путем модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения.
Объяснительно – иллюстративные технологии
Результатом применения является экономия времени, сохранение сил учителей и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.
Важное место в воспитательном процессе, занимает коррекционно – развивающая модель обучения, которая обеспечивает школьников комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию. В результате коррекционно - развивающего обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий, обеспечивает развивать у детей познавательную активность, творческие способности, мотивацию в учебно-воспитательном процессе.
Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.
Применение современных образовательных технологий в учебном процессе позволяет:
- сделать занятия более интересными, убедительными, а поток изучаемой информации легко доступным;
- управлять познавательной деятельностью школьников, учитывать индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложностей, интересы и прочее;
- поддержать интерес к обучению и воспитанию учащихся, творческим проектам, способствовать раскрытию индивидуальных способностей, обеспечить качество образования, открытость образовательной системы;
Соотношение коррекционных компонентов (обучения, воспитания и развития) выражено в схеме, предложенной В.С.Леднёвым.
Цели и задачи обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей, с одной стороны, общие с задачами воспитания всех детей вообще, с другой – глубоко специфичные.
Рассмотрим современные коррекционно - развивающие педагогические технологии, элементы которых возможно применять на уроках и внеурочной деятельности в образовательном учреждении для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
1. Технология разноуровневого обучения
2. Игровые технологии
3. Здоровьесберегающие технологии
4. Технология проблемного обучения (элементы)
5. Проектная деятельность (элементы)
6. Информационно-коммуникационные технологии
7. Нравственная технология
Технология разноуровневого обучения
(Технология уровневой дифференциации.)
Относительно новая технология, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребёнка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности обучающихся, развивающая их мышление, самостоятельность. Относительно новая потому, что она базируется на тех же принципах, что и индивидуализация и дифференциация обучения, которые используются в педагогике давно.
Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого обучающегося. Особенно актуальна она в нашем образовательном учреждении, где обучаются дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности обучающихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов. Чаще всего проверочные разноуровневые работы следует проводить на контрольно - обобщающих уроках.
Можно также применять уровневую дифференциацию и при изучении новой темы или в начале воспитательского часа, объясняя материал от простого к сложному, в конце можно определить уровень усвоения материала на уроке или внеклассном занятии.
Например, многие задания в учебнике по математике (по ФГОС ОВЗ) содержат разноуровневый по степени сложности материал, согласованный с двумя уровнями программных требований:
- 1 уровень - минимальный;
- 2 уровень - достаточный.
В таких заданиях по математике под буквой «а» даётся материал, доступный для выполнения обучающимися, овладевающими математическими знаниями и умениями по сниженным программным требованиям; под буквой «б» даётся более сложный материал, который доступен детям, усваивающим программный материал в полном объёме. Кроме этого, в учебнике присутствуют задания повышенной сложности (такие задания отмечены знаком «*») для обучающихся, наиболее успешно овладевших изучаемым материалом.
Разноуровневый подход реализован и в содержании контрольных заданий, которые содержат два варианта:
1-й вариант – для детей, усваивающих программный материал в полном объёме;
2-й вариант – для детей, усваивающих программный материал по сниженным программным требованиям.
Применение технологии разноуровневого обучения способствует переводу обучения на дифференцированное, с учетом индивидуальных особенностей учащихся; повышается рефлексивность и мотивация учения; повышается уровень удовлетворения или удовлетворенности результатами обучения учителем и учениками.
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса. Обучающиеся по адаптированным программам очень неоднородны по своим возможностям в усвоении программного материала. Основными причинами такой неоднородности являются дефекты и нарушения в интеллектуальном развитии учащихся, а также условия семейного и дошкольного воспитания. Учитывая разные возможности школьников с нарушением интеллекта в усвоении программного материала, необходимо осуществлять дифференцированный подход в обучении.
В. В. Воронкова условно выделяет 4 группы учащихся в зависимости от возможностей усвоения ими учебного материала и определены их типологические особенности.
Проблема индивидуального и дифференцированного подхода будет оставаться актуальной всегда, т. к. значительная неоднородность состава учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида является её специфической особенностью. На это указывал в своих работах Г. М. Дульнев.
В качестве примера приведём работу проверки домашнего задания по развитию речи тема «Кустарники»
Базовый уровень: Расскажи о шиповнике
1 К какому виду растений он относится?
2 Назовите части растения.
3 Как человек использует это растение?
Минимально-допустимый уровень: Расскажи о шиповнике
Что это: дерево, кустарник, травянистое растение?
В почве ………………… удерживают ……………………… .
Вверх растут тонкие …………………… .
Весной ветки покрываются ……………………………….. .
Летом на ветках …………….. распускаются …………………. .
Осенью на месте цветов появляются …………………. .
………………… шиповника очень …………….. .
Русский язык Базовый уровень
Прочитай предложения, составь и запиши рассказ. Закончи рассказ.
Минимально-допустимый уровень
Прочитай предложения. Запиши ответы на вопросы. Выбери окончание рассказа. Математика Базовый уровень Реши задачу.
Ребята посадили около школы 4 ряда тополей, по 3 тополя в каждом ряду, и 19 клёнов. Сколько всего деревьев посадили школьники?
Минимально-допустимый уровень Оказывается помощь в составлении краткой записи
Игровые технологии.
Понятие «игровые педагогические технологии» включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Цель игровых технологий - пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению.
Почему сейчас использование игровых технологий актуально в коррекционной работе? С одной стороны, это вызвано распространением проблемного обучения, с другой стороны, обусловлено социальными и экономическими потребностями формирования разносторонне активной личности. Также важно обратить внимание на введение новых стандартов образования, основанных на деятельностном и дифференцированном подходах, которые в полной мере можно реализовать именно средствами игровых технологий.
Практика показывает, что уроки и внеклассные занятия с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока или воспитательского часа, например игра – путешествие.
Таким образом, дидактическая игра на уроках и внеклассных занятиях пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствует самоутверждению ребёнка.
Игровые технологии - единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.
Здоровьесберегающие технологии.
Их цель – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, должны проводиться физкультпаузы, различные виды гимнастики, зарядка для глаз, строго соблюдаться правильная осанка, режим проветривания кабинета. Все педагоги школы сотрудничают со школьным медицинским работником и педагогом-психологом для выстраивания более эффективной деятельности по формированию здоровьесберегающего пространства для учащихся.
Методы здоровьесберегающих технологий
-Все виды гимнастики: пальчиковая, зрительная, дыхательная, артикуляционная, пробуждения
-Динамические паузы, физкультминутки, подвижные и спортивные игры
-Закаливание, самомассаж, релаксация
-Сказкотерапия
Технология проблемного обучения (элементы).
Это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению.
На современном уроке ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока.
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
- сталкивает противоречия в практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения).
Результат проблемного обучения: творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
· Создание проблемной ситуации
· Подводящий диалог
· Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема.
Метод проектов
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XX века. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод проектов становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.
Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов обучающихся, дающий возможность каждому ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Технология проектного обучения. По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. Тематика и содержание проектов для детей школьного возраста могут быть очень разнообразны. По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев). Используя метод проектов в работе с детьми с ОВЗ, необходимо помнить, что проект - продукт сотрудничества и сотворчества учителей, воспитателей, детей, родителей. Но в условиях нашей школы сотрудничество с родителями затруднено, поэтому большая часть ложится на плечи педагога. Он направляет учащихся, готовит дополнительный материал, с которым работают дети. Приходится направлять ребят, раздавать задания, тщательно их продумывать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости учитель мог предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти. Последний этап проекта - защита - всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей, учащихся другого класса. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют в дальнейшем успешному обучению детей. Роль взрослого на этом этапе - развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее. Значимость проектной деятельности заключается в том, что: педагог предоставляет детям возможность проявлять познавательную активность.
Информационно – коммуникационные технологии.
В каком-то смысле все педагогические технологии являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информацией между педагогом и обучаемыми. Но в современном понимании информационная технология обучения (ИТО) – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные средства) для работы с информацией.
Одной из эффективных информационных технологий, используемых в учебном процессе, является мультимедиа. Мультимедиа – сравнительно молодая отрасль новых информационных технологий. «Мультимедиа» означает «multi» - «многие», «media» - «среды». В широком смысле термин «мультимедиа» означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя, одновременно и читателем и слушателем, и зрителем информации.
Применение ИКТ в образовательном учреждении для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.
Подробно рассмотрим такой вид наглядности как мультимедийная презентация, так как именно она является одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам и внеклассным занятиям. Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ и презентации значительно экономят время учителя, повышают культуру занятия, позволяют дифференцировать подход к учащимся, способствуют формированию интереса к предмету и теме разговора и, следовательно, положительно влияют на качество образования обучающихся.
Преимущество использования информационных компьютерных технологий в работе педагога:
1. Огромный интерес детей заниматься всем, что связано с компьютером.
2. Широкие мультимедийные возможности.
3. Возможности учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка.
4. Интерактивность компьютерных программ.
5. Доступ к разнообразным источникам информации благодаря Интернет.
6. Возможность опосредованного консультирования и просвещения.
7. Точность и быстрота обработки диагностического материала.
8. Наличие компьютерных развивающих тренажеров.
9. Высокое качество и наглядность стимулирующего материала.
Новые информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи.
В учебно- воспитательном процессе используются:
- компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения;
-использование мультимедиа презентаций на уроках и внеклассных мероприятиях;
- тестовые технологии (презентации);
-аудиовизуальные технологии;
- компьютерные тренажеры.
Технология нравственного воспитания
Способствует становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека, путем раскрытия его личностных качеств. Развитие и становление у обучающихся гуманной позиции по отношению к окружающим его людям. Развивает самовоспитание. На уроках и внеклассных мероприятиях воспитывается правильное отношение обучающихся к сверстникам. Обучение «мастерству общения». Также применяются презентации на нравственные темы для иллюстрации своего рассказа, так как они помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение для нравственного развития обучающихся.
Вывод
В заключении хочется отметить, что в результате систематического применения коррекционно-развивающих технологий в процессе обучения и воспитания у умственно отсталых детей возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации.
Перечисленные коррекционно - развивающие технологии лишь небольшая часть из существующих в современной образовательной практике. Коррекционно - развивающие технологии, применяемые в нашем центре содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения ,что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.
Образовательные технологии позволяют повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривают разные формы подачи и усвоения программного материала, заключают в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.
Литература:
1. Гаврилова Т.П., Соколова О.В., Суслова А.В. Развивающие игры для детей с нарушениями интеллекта: программно – методические материалы. – Пермь: Пермский государственный педагогический университет. Центр развития образования г. Пермь, 2001.
2. Демьянов Ю.Г, Диагностика психических нарушений. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
3. Основы специальной психологии, / под ред. Кузнецовой Л.В. - М., «АСАДЕМА», 2003.
4. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. - М.: АСАДЕМА, 2002.
5. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. – М.: Секачев, 2001.
6. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
7. Бажнокова И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта. // Дефектология. - 1995г. - №5 - с.30
8. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. - 1999г. - №6 - с.25.
9. Левченко И.Ю., Приходько О.Г Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата М: «Академия», 2001
10. Морозова С.С. Аутизм: Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: Пособие для учителя-дефектолога М: «Вдадос», 2007.
Доклад на методическое объединение на тему:
«Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей»
С. Прохладное
2023 г
Современное общество характеризуется стремительным изменением темпа жизни, новыми технологиями, ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Задача нас - педагогов состоит в том, чтобы создать такую модель обучения и воспитания детей, в процессе которой у каждого обучающегося появился бы механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. В настоящее время, с введением ФГОС начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), открываются большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания.
Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.
Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.
Традиционные технологии обучения
В коррекционной работе основным методом является применение традиционных технологий обучения, основанных на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся. Путем модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения.
Объяснительно – иллюстративные технологии
Результатом применения является экономия времени, сохранение сил учителей и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.
Важное место в воспитательном процессе, занимает коррекционно – развивающая модель обучения, которая обеспечивает школьников комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию. В результате коррекционно - развивающего обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий, обеспечивает развивать у детей познавательную активность, творческие способности, мотивацию в учебно-воспитательном процессе.
Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.
Применение современных образовательных технологий в учебном процессе позволяет:
- сделать занятия более интересными, убедительными, а поток изучаемой информации легко доступным;
- управлять познавательной деятельностью школьников, учитывать индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложностей, интересы и прочее;
- поддержать интерес к обучению и воспитанию учащихся, творческим проектам, способствовать раскрытию индивидуальных способностей, обеспечить качество образования, открытость образовательной системы;
Соотношение коррекционных компонентов (обучения, воспитания и развития) выражено в схеме, предложенной В.С.Леднёвым.
Цели и задачи обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей, с одной стороны, общие с задачами воспитания всех детей вообще, с другой – глубоко специфичные.
Рассмотрим современные коррекционно - развивающие педагогические технологии, элементы которых возможно применять на уроках и внеурочной деятельности в образовательном учреждении для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
Т
ехнология
разноуровневого
обучения
И
гровые технологии
З
доровьесберегающие
технологии
Т
ехнология проблемного обучения
(элементы)
П
роект
ная деятельность (элементы)
И
нформационно-коммуникационные технологии
Н
равственная технология
Технология разноуровневого обучения
(Технология уровневой дифференциации.)
Относительно новая технология, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребёнка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности обучающихся, развивающая их мышление, самостоятельность. Относительно новая потому, что она базируется на тех же принципах, что и индивидуализация и дифференциация обучения, которые используются в педагогике давно.
Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого обучающегося. Особенно актуальна она в нашем образовательном учреждении, где обучаются дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности обучающихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов. Чаще всего проверочные разноуровневые работы следует проводить на контрольно - обобщающих уроках.
Можно также применять уровневую дифференциацию и при изучении новой темы или в начале воспитательского часа, объясняя материал от простого к сложному, в конце можно определить уровень усвоения материала на уроке или внеклассном занятии.
Например, многие задания в учебнике по математике (по ФГОС ОВЗ) содержат разноуровневый по степени сложности материал, согласованный с двумя уровнями программных требований:
- 1 уровень - минимальный;
- 2 уровень - достаточный.
В таких заданиях по математике под буквой «а» даётся материал, доступный для выполнения обучающимися, овладевающими математическими знаниями и умениями по сниженным программным требованиям; под буквой «б» даётся более сложный материал, который доступен детям, усваивающим программный материал в полном объёме. Кроме этого, в учебнике присутствуют задания повышенной сложности (такие задания отмечены знаком «*») для обучающихся, наиболее успешно овладевших изучаемым материалом.
Разноуровневый подход реализован и в содержании контрольных заданий, которые содержат два варианта:
1-й вариант – для детей, усваивающих программный материал в полном объёме;
2-й вариант – для детей, усваивающих программный материал по сниженным программным требованиям.
Применение технологии разноуровневого обучения способствует переводу обучения на дифференцированное, с учетом индивидуальных особенностей учащихся; повышается рефлексивность и мотивация учения; повышается уровень удовлетворения или удовлетворенности результатами обучения учителем и учениками.
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса. Обучающиеся по адаптированным программам очень неоднородны по своим возможностям в усвоении программного материала. Основными причинами такой неоднородности являются дефекты и нарушения в интеллектуальном развитии учащихся, а также условия семейного и дошкольного воспитания. Учитывая разные возможности школьников с нарушением интеллекта в усвоении программного материала, необходимо осуществлять дифференцированный подход в обучении.
В. В. Воронкова условно выделяет 4 группы учащихся в зависимости от возможностей усвоения ими учебного материала и определены их типологические особенности.
Проблема индивидуального и дифференцированного подхода будет оставаться актуальной всегда, т. к. значительная неоднородность состава учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида является её специфической особенностью. На это указывал в своих работах Г. М. Дульнев.
В качестве примера приведём работу проверки домашнего задания по развитию речи тема «Кустарники»
Базовый уровень: Расскажи о шиповнике
1 К какому виду растений он относится?
2 Назовите части растения.
3 Как человек использует это растение?
Минимально-допустимый уровень: Расскажи о шиповнике
Что это: дерево, кустарник, травянистое растение?
В почве ………………… удерживают ……………………… .
Вверх растут тонкие …………………… .
Весной ветки покрываются ……………………………….. .
Летом на ветках …………….. распускаются …………………. .
Осенью на месте цветов появляются …………………. .
………………… шиповника очень …………….. .
Русский язык Базовый уровень
Прочитай предложения, составь и запиши рассказ. Закончи рассказ.
Минимально-допустимый уровень
Прочитай предложения. Запиши ответы на вопросы. Выбери окончание рассказа. Математика Базовый уровень Реши задачу.
Ребята посадили около школы 4 ряда тополей, по 3 тополя в каждом ряду, и 19 клёнов. Сколько всего деревьев посадили школьники?
Минимально-допустимый уровень Оказывается помощь в составлении краткой записи
Игровые технологии.
Понятие «игровые педагогические технологии» включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Цель игровых технологий - пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению.
Почему сейчас использование игровых технологий актуально в коррекционной работе? С одной стороны, это вызвано распространением проблемного обучения, с другой стороны, обусловлено социальными и экономическими потребностями формирования разносторонне активной личности. Также важно обратить внимание на введение новых стандартов образования, основанных на деятельностном и дифференцированном подходах, которые в полной мере можно реализовать именно средствами игровых технологий.
Практика показывает, что уроки и внеклассные занятия с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока или воспитательского часа, например игра – путешествие.
Таким образом, дидактическая игра на уроках и внеклассных занятиях пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствует самоутверждению ребёнка.
Игровые технологии - единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.
Здоровьесберегающие технологии.
Их цель – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, должны проводиться физкультпаузы, различные виды гимнастики, зарядка для глаз, строго соблюдаться правильная осанка, режим проветривания кабинета. Все педагоги школы сотрудничают со школьным медицинским работником и педагогом-психологом для выстраивания более эффективной деятельности по формированию здоровьесберегающего пространства для учащихся.
Методы здоровьесберегающих технологий
-Все виды гимнастики: пальчиковая, зрительная, дыхательная, артикуляционная, пробуждения
-Динамические паузы, физкультминутки, подвижные и спортивные игры
-Закаливание, самомассаж, релаксация
-Сказкотерапия
Технология проблемного обучения (элементы).
Это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению.
На современном уроке ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока.
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
- сталкивает противоречия в практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения).
Результат проблемного обучения: творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Создание проблемной ситуации
Подводящий диалог
Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема.
Метод проектов
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XX века. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод проектов становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.
Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов обучающихся, дающий возможность каждому ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Технология проектного обучения. По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. Тематика и содержание проектов для детей школьного возраста могут быть очень разнообразны. По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев). Используя метод проектов в работе с детьми с ОВЗ, необходимо помнить, что проект - продукт сотрудничества и сотворчества учителей, воспитателей, детей, родителей. Но в условиях нашей школы сотрудничество с родителями затруднено, поэтому большая часть ложится на плечи педагога. Он направляет учащихся, готовит дополнительный материал, с которым работают дети. Приходится направлять ребят, раздавать задания, тщательно их продумывать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости учитель мог предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти. Последний этап проекта - защита - всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей, учащихся другого класса. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют в дальнейшем успешному обучению детей. Роль взрослого на этом этапе - развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее. Значимость проектной деятельности заключается в том, что: педагог предоставляет детям возможность проявлять познавательную активность.
Информационно – коммуникационные технологии.
В каком-то смысле все педагогические технологии являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информацией между педагогом и обучаемыми. Но в современном понимании информационная технология обучения (ИТО) – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные средства) для работы с информацией.
Одной из эффективных информационных технологий, используемых в учебном процессе, является мультимедиа. Мультимедиа – сравнительно молодая отрасль новых информационных технологий. «Мультимедиа» означает «multi» - «многие», «media» - «среды». В широком смысле термин «мультимедиа» означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя, одновременно и читателем и слушателем, и зрителем информации.
Применение ИКТ в образовательном учреждении для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.
Подробно рассмотрим такой вид наглядности как мультимедийная презентация, так как именно она является одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам и внеклассным занятиям. Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ и презентации значительно экономят время учителя, повышают культуру занятия, позволяют дифференцировать подход к учащимся, способствуют формированию интереса к предмету и теме разговора и, следовательно, положительно влияют на качество образования обучающихся.
Преимущество использования информационных компьютерных технологий в работе педагога:
1. Огромный интерес детей заниматься всем, что связано с компьютером.
2. Широкие мультимедийные возможности.
3. Возможности учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка.
4. Интерактивность компьютерных программ.
5. Доступ к разнообразным источникам информации благодаря Интернет.
6. Возможность опосредованного консультирования и просвещения.
7. Точность и быстрота обработки диагностического материала.
8. Наличие компьютерных развивающих тренажеров.
9. Высокое качество и наглядность стимулирующего материала.
Новые информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи.
В учебно- воспитательном процессе используются:
- компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения;
-использование мультимедиа презентаций на уроках и внеклассных мероприятиях;
- тестовые технологии (презентации);
-аудиовизуальные технологии;
- компьютерные тренажеры.
Технология нравственного воспитания
Способствует становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека, путем раскрытия его личностных качеств. Развитие и становление у обучающихся гуманной позиции по отношению к окружающим его людям. Развивает самовоспитание. На уроках и внеклассных мероприятиях воспитывается правильное отношение обучающихся к сверстникам. Обучение «мастерству общения». Также применяются презентации на нравственные темы для иллюстрации своего рассказа, так как они помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение для нравственного развития обучающихся.
Вывод
В заключении хочется отметить, что в результате систематического применения коррекционно-развивающих технологий в процессе обучения и воспитания у умственно отсталых детей возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации.
Перечисленные коррекционно - развивающие технологии лишь небольшая часть из существующих в современной образовательной практике. Коррекционно - развивающие технологии, применяемые в нашем центре содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения ,что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.
Образовательные технологии позволяют повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривают разные формы подачи и усвоения программного материала, заключают в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.
Литература:
Гаврилова Т.П., Соколова О.В., Суслова А.В. Развивающие игры для детей с нарушениями интеллекта: программно – методические материалы. – Пермь: Пермский государственный педагогический университет. Центр развития образования г. Пермь, 2001.
Демьянов Ю.Г, Диагностика психических нарушений. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
Основы специальной психологии, / под ред. Кузнецовой Л.В. - М., «АСАДЕМА», 2003.
Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. - М.: АСАДЕМА, 2002.
Забрамная
С.Д.,
Костенкова
Ю.А. Развивающие занятия с детьми. – М.: Секачев, 2001.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Б
ажнокова
И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта. // Дефектология. - 1995г. - №5 - с.30
Екжанова
Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. - 1999г. - №6 - с.25.
Левченко И.Ю., Приходько О.Г Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата М: «Академия», 2001
Морозова С.С. Аутизм: Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: Пособие для учителя-дефектолога М: «
Вдадос
», 2007
.