Коррекционно-воспитательное занятие « Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб- драгоценность, им не сори!»» | Александра Витальевна Черномаз. Работа №355833
Коррекционно-воспитательное занятие « Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб- драгоценность, им не сори!».Это мероприятие преднозначено для младших школьников. Учит ценить труд хлеборобов,знать пословицы и стихотворения о хлебе, бережно относиться к хлебу.Познакомить детей с некоторыми особенностями выращивания хлеба, с трудом хлеборобов. Развивать логическое внимание, мышление, память, творческое воображение. Воспитать уважительное отношение к труду людей, к хлебу
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Горловская специальная школа-интернат № 24»
Коррекционно-воспитательное занятие на тему :
« Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб- драгоценность, им не сори!»»
Учитель- дефектолог : Черномаз А.В.
2024-2025 учебный год
Цель: дать представление обучающимся о значимости хлеба в жизни человека. Познакомить детей с некоторыми особенностями выращивания хлеба, с трудом хлеборобов. Развивать логическое внимание, мышление, память, творческое воображение. Воспитать уважительное отношение к труду людей, к хлебу.
Оборудование: выставка хлебных изделий: каравай, хлеб ржано-пшеничный, формовой, домашний пшеничный хлеб, батон, пироги, печенье, пряники; колосья ржи, пшеницы; плакаты в классе , рассказ И.Сенченко « Хлеб святой»
Ход занятия
1.Организационный момент
Девизом нашего занятия будут слова: «Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб – драгоценность , им не сори!»
Учитель: Здравствуйте , дорогие дети. Рада Вас всех видеть на нашем занятии.
Интеллектуальная игра « Микрофон»
Правила работы:
-говорит только тот, у кого « условный» микрофон;
-данные ответы не комментируются и не оцениваются.
Учитель: Скажите, пожалуйста, какой продукт питания всегда присутствует на нашем столе и на завтрак , и на обед , и на ужин?
Ответы детей.
Учитель: И так сегодня на занятии речь пойдет о хлебе , о том как он попадает к нам на стол.
Учитель: Хлеб. Какое трепетное и теплое чувство уважения вызывает это слово в сердце каждого человека.
С давних времен заведено, что хлеб в доме - это богатство, соль – это гостеприимство и щедрость. Для нашего народа хлеб был не просто пищею – это была основа его жизни и самой дорогой святыней.
По давним обычаям в каждом доме должны лежать на столе хлеб – соль. Зайдешь и сразу видно : здесь с радостью встречают каждого гостя.
Во все времена хлеб берегли. Он с человеком от рождения и до самой старости. Хлеб – гениальное изобретение человечества. Сколько ни думай, лучше хлеба не придумаешь. У хлеба нет, и не может быть конкурентов, никакая другая еда не выдерживает сравнение с хлебом.
Но хлеб не только продукт питания, это – освещенный веками символ труда, доброты, дружбы. Его именем люди клялись, краюху материнского хлеба брали с собой в дорогу как благословение. Хлебом и солью русские люди до сих пор встречают и провожают дорогого, любимого человека, которому желают оказать почтение.
Дети:
Хлеб – наше главное богатство.
Так повелось на моей земле:
Из года в год, из рода в род – веками
Тот хлеб, что в каждом доме на столе,
Согрет был человечьими руками.
Он их теплом, он их добром пропах
И песней той, что жаворонком спета
Под синим небом в золотых хлебах.
В июльский полдень солнечного лета
Пройдется пахарь утром по жнивью
И сыну, указав на поле,
Негромко молвит: «Поклонись ему,
Как матери, как нашей общей доле».
Ты вырастешь и через много лет
Опять сюда вернешься на рассвете,
И скажешь: «Ничего дороже нет,
Чем тёплый хлеб на этом белом свете!»
( звучит песня А.Черного « Песня о хлебе»)
Учитель: А знаете ли вы как пахнет жизнь ? Давайте затихнем на минутку и почувствуем этот запах. Это пахнет хлеб. Неповторимый запах делает хлеб живым, частичкою души каждого из нас.
Учитель: Можете ли вы представить, как получается хлеб, каравай? Возьмите в руки колоски и посмотрите , что там внутри ?
Дети: Зернышки.
Учитель: Да, начало хлеба – маленькое зернышко. Зернышко хлеба напоминает маленького ребенка в колыбельке. Это искорка жизни,
Поговорим, с вами о том, как возделывают хлеб на полях в наши дни. Сначала хлеборобы готовят почву к посеву. Затем трактора вспахивают и боронят землю, рыхлят ее и начинают сев. К трактору прицепляют сеялки, и они ровными аккуратными рядами укладывают в землю зерна пшеницы и ржи.
-Наступают жаркие летние деньки. Вот и взошла пшеница!
- За ее ростом следит – агроном. Когда зерна хлебов созрели, начинается горячая пора для хлебопашцев – жатва. На поля выходят комбайны. Комбайны срезают колосья, выколачивают из них зерна, которые по специальному рукаву высыпают в грузовые машины.
-Зерно везут на элеватор, в зернохранилище. Там его сушат и очищают. - А потом зерно везут на мельницу, где из зерна мелют муку.
-Муку везут на хлебозавод или пекарню, где из нее выпекают различные хлебобулочные изделия.
-А что дальше?
Готовые изделия доставляют в магазины.
Сейчас мы с вами поиграем в игру: «Мы посеяли зерно». Я буду вам говорить слова и показывать движения, а вы будете за мной повторять.
Весной давно
Мы посеяли зерно (поочередно разводим руки в стороны сперва вправо, затем влево)
Прорастут ростки, (приседаем на корточки, затем медленно встаем в
Скоро будут колоски. (полный рост и поднимаем руки вверх над головой)
А придет пора
Выйдут в поле трактора. (руки сгибаем в локтях ритмично двигая вперед назад)
Уберем урожай. (наклоны, имитируем сбор колосьев)
Испечем каравай! (руки на уровни груди сцепляем в замок в виде круга)
игра проводится 2-3 раза
Дети:
Хлеба пекутся.
Тонкой струйкой сытной
Змеится теплый запах по углам.
Вдыхаю мир отрадный, самобытный
С любовью и слезами пополам.
Как просто пониманье Мирозданья,
Когда, проснувшись по утру в тепле,
Под солнечное лучика лобзанье,
Домашний хлеб увидишь на столе
Учитель: Отгадайте загадки
Без выходных из года в год
Работает хлебозавод.
Ванилью пахнет улочка,
Когда печется…(Булочка)
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
В нем здоровье наша, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!( Хлеб)
Учитель : Труд хлебороба очень нелегкий и напряженный! А чтобы мы могли принести домой обычный батон белого или ржаного хлеба, на славу поработали и комбайнеры, и трактористы, и шоферы, и пекари. Много рук прикоснулось к зерну, чтобы оно превратилось в каравай хлеба!
Вы видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей был в доме хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Не бери больше хлеба, чем можешь съесть. Никогда не выбрасывай хлеб!
Учитель: В устном творчестве русского народа, упоминание хлеба встречается часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы. Послушайте и задумайтесь о том , как важен хлеб для человека.
-Береги хлеб для еды, а деньги для беды.
-Тот счастлив, у кого есть хлеба с душу, платья с тушу, денег с нужу.
-И богат мужик, да без хлеба — не крестьянин.
-У нищего хлеб на уме, у скупого и корочки на счету.
-Всяк на себя хлеб добывает.
-Хлеб – батюшка, вода – матушка.
-Хлеб хлебу брат.
-Худ обед, когда хлеба нет.
-Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
-Хлеб да вода – мужицкая еда.
Учитель: Нелегок труд землепашца. День и ночь, в палящий зной и в дождь идет битва за урожай. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делайте и вы так. Смолоду учитесь ценить труд других. Помните, для выпечки одного батона требуется более 10 тысяч зерен.
Учитель: Люди каких профессий трудятся для того , чтобы хлеб был на столе? Выберите картинки , раскрасьте их и расскажите , что делают люди этих профессий.( на доске картинки разных профессий: артист, циркач, комбайнер, спортсмен, учитель, пекарь, тракторист и т.д.)
Учитель: Молодцы ребята. Хорошо справились с заданием. Продолжаем нашу беседу. Хлебных зерновых культур в природе встречается множество. В годы войны, когда в блокадном Ленинграде нечего было есть, люди хранили сорта зернышек , чтобы в мирное время можно было их посеять.
Учитель : Ребята, послушайте рассказ И.Сенченко « Хлеб святой».Слушаем внимательно.
Принесла бабушка хлеб из магазина.
А Катя не была голодна, откусила кусок и даже нос сморщила:
- Фу, какой плохой хлеб!
Бабушка рассердилась и стала поучать внучку:
- Так про хлеб говорить нельзя. Его уважать надо. Если невкусный, говорят: хлеб плохо выпечен….
- А Юра тоже хлеб не уважает, - насупилась Катя. – На улице не доел кусочек и бросил на землю. Потом с Сергеем стали его футболить.
- Ай, как нехорошо! – разгневалась бабушка. – Ты так никогда не делай и Юре не позволяй. Не доела – в хлебницу положи, после доешь. А если кто бросит на землю, вели поднять. Ведь без хлеба – голод, смерть. Сколько на свете людей умерло без хлеба. Хлеб святой.
Катюша задумалась. Потом прижалась к бабушке и сказала:
- Я больше никогда не буду плохо говорить про хлеб. И разбрасывать не буду. Юрочке тоже не позволю. Только не надо на меня сердиться. Приголубь меня…
Бабушка погладила внучку по голове и ласково обняла ее.
Обсуждение проблемной ситуации: Как вы оцените слова Кати о хлебе?
- Катя не хорошо говорит о хлебе, так не правильно, так говорить нельзя. ( ответ детей)
- Какой совет дала бабушка внучке?
-Бабушка сказала, что так не делай и Юре не разрешай плохо поступать с хлебом. Не доела хлеб , положи в хлебницу. ( ответ детей)
- Что пообещала Катя бабушке ?
- Пообещала не говорить плохо о хлебе и разбрасывать его, и не позволять Юрочке не хорошо обращаться с хлебом. ( ответ детей)
-Так как вы думаете, почему рассказ называется «Хлеб святой»?
- Потому, что хлеб – это богатство народа, он прошел через тысячи натруженных рук, прежде чем попал на стол( ответы детей)
Итог: Ребята, сегодня мы с Вами узнали какой долгий путь, проходит хлебное зернышко, до кого как оказаться у нас на обеденном столе. Теперь я думаю, каждый из Вас будет, бережно и уважительно относиться к хлебу. Человек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих людей.
Учитель : Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб?
(Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный).
Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.
Дети:
- Вот он – хлебушко душистый.
Вот он – теплый, золотистый.
В нем — здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Учитель: В наше время мы легко можем пойти в магазин и купить любое хлебобулочное изделие и даже порой забываем как оно попало на прилавки магазинов.
Учитель : А сейчас угощайтесь, берите сушки, печенье, пряники. Ешьте, не стесняйтесь, здоровья набирайтесь и благодарите тех, кто их испек!
Список использованной литературы и источников:
1. М. Ивин «Хлеб сегодня, хлеб завтра». Детская литература, 1980г.
2 zagadki- dlya- detey.otvetami.produnty/hleb 2018г.
3. rodnaya - tropinka.ru.Детям о хлебе .2018г
4.intourok.ru Сборник художественных произведений “Всё о хлебе”2018г.
5.nsportal/ru/Хлеб всему голова.