"Коррекционно–педагогическая помощь приемным семьям." | Сергеева Наталья Владимировна. Работа №324736
Известно, что семья для ребенка является первым и главным социальным институтом. Именно в семье закладываются основы личности ребенка, особенности его характера, ценности и мировоззрение, формируется отношение к миру, людям и самому себе. На нравственный облик ребенка влияет вся жизнь семьи с ее повседневными заботами, бытом, семейными устоями. Семья является основополагающим фактором успешной социализации и психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Работа учителя – дефектолога, психолога и логопеда с родителями, на которых ложится ответственность за воспитаниетакого ребенка, направлена на обучение их педагогическим формам общения и взаимодействия с ребенком через совместную предметно – игровую деятельность, на формирование адекватных способов взаимодействия матери с ребенком.
На практике коррекционные специалисты Дома ребенка наиболее активно используют следующие формы работы с родителями: анкетирование, беседы, консультации, лекции, индивидуальные занятия педагога с ребенком в присутствии взрослого, включение матери в совместное выполнение упражнений, анализ проведенных занятий.
Консультативная форма работы включает первичное психолого – педагогическое обследование, где родители получают ответы на интересующие их вопросы, касающиеся оценки специалистом уровня психического развития ребенка, возможности его развития и рекомендации по организации дальнейших условий воспитания ребенка в семье.
Беседы (как форма работы) проводятся в непринужденной обстановке и, как правило, носят личный характер. Специалист, выслушивая маму, ее семейные проблемы, предлагает варианты их разрешения.
На лекционных занятиях родители получают необходимые знания по различным вопросам воспитания и развития детей, знакомятся с литературой, помогающей понять их проблемы.
На практических занятиях родители получают знания по формированию у детей необходимых умений и навыков, таких как: формирование предметных действий, познавательной деятельности, развития речи, навыков самообслуживания, взаимодействия взрослого с ребенком.
Так же используются комбинированные занятия, где вначале организована лекция на определенную тему, затем – практическое занятие. Темы практических занятий всегда соответствуют запросам родителей. Тематика лекций может быть разнообразной: «Развитие детей раннего возраста», «Особенности развития детей с отклонениями развития», Значение и роль общения в развитии ребенка раннего возраста», «Роль и значение игрушки в психическом развитии ребенка», «Познавательная деятельность у ребенка раннего возраста» и др.
Педагогическую работу с родителями коррекционные специалисты планируют исходя из индивидуальной программы развития ребенка. Такая работа нацелена на формирование потребностей родителей в общении с ребенком, адекватной позиции по отношению к ребенку; умение решать познавательные задачи в ходе игрового взаимодействия; обучение наблюдению в процессе общения с малышом и умение делать соответствующие выводы.
Работа с родителями выстраивается поэтапно. На первом этапе происходит знакомство педагога с родителями малыша, где изучаются особенности семьи, отношение к особенностям развития ребенка, намерения сотрудничать сспециалистом. Полученные сведения в дальнейшем используются при планировании занятий с малышом в присутствии матери и выбора способов включения ее в процесс развития и воспитания.
В следующей части педагогической работы с близкими взрослыми планируется индивидуальный маршрут развития ребенка на основе анамнестических данных, результатов психолого – педагогического обследования, анкетирования родителей, наблюдения за игрой матери с ребенком. В ходе беседы специалист знакомит родителей с требованиями к проведению занятий с ребенком и раскрывает содержание индивидуальной коррекционно – развивающей программы. Здесь же даются рекомендации к подбору пособий и игрушек для проведения игр с малышом в домашних условиях с учетом его особенностей психофизического развития, предлагается список педагогической литературы.
Так же педагог рекомендует родителям использование различныхприемов.
Формы организации занятий с детьми и их родителями могут быть различными. Родителям необходимо понимать, что они самые заинтересованные участники коррекционно – педагогического процесса, что от близкого окружения малыша, во многом, зависит, как будет организован, чем наполнится этот особый, удивительный возрастной этап раннего детства.
В ОКУЗ СДР у каждого коррекционного специалиста создана картотека консультаций, лекций и бесед для оказания помощи родителям и опекунам.
За 2022год было проведено:
психологами-26 консультаций,
дефектологами и логопедами:
1гр-10 консультаций;
2гр.-12 консультаций, 1 практическое занятие по запросу опекунов;
3гр.-12 консультаций, 2 практических занятия по запросу опекунов;
4 гр.-9 консультаций, 3 практических занятия по запросу опекунов;
5гр.-7 консультаций;
7гр.-8 консультаций;
8гр.-8 консультаций;
9 гр.-9 консультаций, 1 практическое занятиепо запросу опекунов:
10гр.-15 консультаций, 1 практическое занятие по запросу опекунов.
Так же педагогом-психологом Долгиной Л.Н. для группы «Передышка» были адаптированы анкеты «Готов ли ваш ребенок к поступлению в группу и удовлетворенность родителей работой группы «Передышка» в ОКУЗ СДР»
С 01.01.22г.-01.01.23г. выбыло:
-в биологическую семью-24 ребенка;
-под опеку-24 ребенка.
При выбывании коррекционные специалисты предоставляют подробные рекомендации для родителейпо организации дальнейшегообучения ребенка в семье.
В 2023 году планируется так же продолжить активное взаимодействие с биологическими родителями и опекунами по оказанию эффективной помощи будущим семьям; ввести новые формы работы-ведение дневников наблюдений, просмотр видеоматериалов.
Коррекционно – педагогическая помощь приемным и биологическим семьям, воспитывающих детей раннего возраста с ОВЗ
на базе ОКУЗ СДР
Подготовила
учитель – дефектолог ОКУЗ СДР Сергеева Н.В.
Известно, что семья для ребенка является первым и главным социальным институтом. Именно в семье закладываются основы личности ребенка, особенности его характера, ценности и мировоззрение, формируется отношение к миру, людям и самому себе. На нравственный облик ребенка влияет вся жизнь семьи с ее повседневными заботами, бытом, семейными устоями. Семья является основополагающим фактором успешной социализации и психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Работа учителя – дефектолога, психолога и логопеда с родителями, на которых ложится ответственность за воспитание такого ребенка, направлена на обучение их педагогическим формам общения и взаимодействия с ребенком через совместную предметно – игровую деятельность, на формирование адекватных способов взаимодействия матери с ребенком.
На практике коррекционные специалисты Дома ребенка наиболее активно используют следующие формы работы с родителями: анкетирование, беседы, консультации, лекции, индивидуальные занятия педагога с ребенком в присутствии взрослого, включение матери в совместное выполнение упражнений, анализ проведенных занятий.
Консультативная форма работы включает первичное психолого – педагогическое обследование, где родители получают ответы на интересующие их вопросы, касающиеся оценки специалистом уровня психического развития ребенка, возможности его развития и рекомендации по организации дальнейших условий воспитания ребенка в семье.
Беседы (как форма работы) проводятся в непринужденной обстановке и, как правило, носят личный характер. Специалист, выслушивая маму, ее семейные проблемы, предлагает варианты их разрешения.
На лекционных занятиях родители получают необходимые знания по различным вопросам воспитания и развития детей, знакомятся с литературой, помогающей понять их проблемы.
На практических занятиях родители получают знания по формированию у детей необходимых умений и навыков, таких как: формирование предметных действий, познавательной деятельности, развития речи, навыков самообслуживания, взаимодействия взрослого с ребенком.
Так же используются комбинированные занятия, где вначале организована лекция на определенную тему, затем – практическое занятие. Темы практических занятий всегда соответствуют запросам родителей. Тематика лекций может быть разнообразной: «Развитие детей раннего возраста», «Особенности развития детей с отклонениями развития», Значение и роль общения в развитии ребенка раннего возраста», «Роль и значение игрушки в психическом развитии ребенка», «Познавательная деятельность у ребенка раннего возраста» и др.
Педагогическую работу с родителями коррекционные специалисты планируют исходя из индивидуальной программы развития ребенка. Такая работа нацелена на формирование потребностей родителей в общении с ребенком, адекватной позиции по отношению к ребенку; умение решать познавательные задачи в ходе игрового взаимодействия; обучение наблюдению в процессе общения с малышом и умение делать соответствующие выводы.
Работа с родителями выстраивается поэтапно. На первом этапе происходит знакомство педагога с родителями малыша, где изучаются особенности семьи, отношение к особенностям развития ребенка, намерения сотрудничать с специалистом. Полученные сведения в дальнейшем используются при планировании занятий с малышом в присутствии матери и выбора способов включения ее в процесс развития и воспитания.
В следующей части педагогической работы с близкими взрослыми планируется индивидуальный маршрут развития ребенка на основе анамнестических данных, результатов психолого – педагогического обследования, анкетирования родителей, наблюдения за игрой матери с ребенком. В ходе беседы специалист знакомит родителей с требованиями к проведению занятий с ребенком и раскрывает содержание индивидуальной коррекционно – развивающей программы. Здесь же даются рекомендации к подбору пособий и игрушек для проведения игр с малышом в домашних условиях с учетом его особенностей психофизического развития, предлагается список педагогической литературы.
Так же педагог рекомендует родителям использование различных приемов.
Формы организации занятий с детьми и их родителями могут быть различными. Родителям необходимо понимать, что они самые заинтересованные участники коррекционно – педагогического процесса, что от близкого окружения малыша, во многом, зависит, как будет организован, чем наполнится этот особый, удивительный возрастной этап раннего детства.
В ОКУЗ СДР у каждого коррекционного специалиста создана картотека консультаций, лекций и бесед для оказания помощи родителям и опекунам.
За 2022год было проведено:
психологами-26 консультаций,
дефектологами и логопедами:
1гр-10 консультаций;
2гр.-12 консультаций, 1 практическое занятие по запросу опекунов;
3гр.-12 консультаций, 2 практических занятия по запросу опекунов;
4 гр.-9 консультаций, 3 практических занятия по запросу опекунов;
5гр.-7 консультаций;
7гр.-8 консультаций;
8гр.-8 консультаций;
9 гр.-9 консультаций, 1 практическое занятие по запросу опекунов:
10гр.-15 консультаций, 1 практическое занятие по запросу опекунов.
Так же педагогом-психологом Долгиной Л.Н. для группы «Передышка» были адаптированы анкеты «Готов ли ваш ребенок к поступлению в группу и удовлетворенность родителей работой группы «Передышка» в ОКУЗ СДР»
С 01.01.22г.-01.01.23г. выбыло:
-в биологическую семью-24 ребенка;
-под опеку-24 ребенка.
При выбывании коррекционные специалисты предоставляют подробные рекомендации для родителей по организации дальнейшего обучения ребенка в семье.
В 2023 году планируется так же продолжить активное взаимодействие с биологическими родителями и опекунами по оказанию эффективной помощи будущим семьям; ввести новые формы работы - ведение дневников наблюдений, просмотр видеоматериалов.