Коррекционные занятия "Волшебная страна внутри нас" | Майкова Екатерина Александровна. Работа №309103
В работе представлены два сценария коррекционно-развивающих занятий для дошкольников и младших школьников, которые являются частью программы эмоционального развития детей "Волшебная страна внутри нас" в рамках неурочной деятельности. Программа направлена на детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. В процессе коррекционно-развивающих занятий, формируются не только познавательные действия, но и система взаимодействия и общения. Детей необходимо обучать сотрудничеству, контролированию своих эмоций.
Автор: Майкова Екатерина Александровна, педагог-психолог МАДОУ «Маячок» города Нижний Тагил; Semenovykh@list.ru
Название работы:
Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Волшебная страна внутри нас»
Краткая аннотация работы
В работе представлены два сценария коррекционно-развивающих занятий для дошкольников и младших школьников, которые являются частью программы эмоционального развития детей «Волшебная страна внутри нас» в рамках внеурочной деятельности. Программа направлена на детей, имеющих проблемы в обучении и общении. В процессе коррекционно-развивающих занятий формируются не только познавательные действия, но, прежде всего, система взаимодействия отношений, общения. Детей необходимо обучать сотрудничеству, контролированию своих эмоций. Младших школьник, обретая навыки познания себя и взаимодействия с другими, приобретает уверенность в том, что он добьется успеха и у него все получится.
Содержание работы, предоставляемой на конкурс
Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром, то есть УСПЕШНЫМ. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием.
Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение со взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми. Поведение ребенка часто повторяет увиденное на экране. При этом у него не хватает запасов физического, психического здоровья, чтобы справляться с такими нагрузками. Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей. А без этого невозможно становление гармонично развитой, успешной личности.
В настоящее время увеличилось количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных нарушений и своевременная ее коррекция является весьма актуальной.
Предлагаемые сценарии занятий «Мир моих эмоций» (дошкольники) и «Люди отличаются своими качествами. Доброта» (1 класс) являются составной частью программы эмоционального развития детей младшего школьного возраста «Волшебная страна внутри нас». Комплекс занятий был составлен с целью развития у детей эмоций, выразительности движений и речи. Также в процессе реализации программы формируются коммуникативные навыки, воображение и мимические движения, групповая сплоченность, дети учатся не подавлять свои эмоции, а переводить их в другое русло, учатся преобразовывать их из отрицательных в положительные, управлять ими, контролировать их.
Первый раздел программы «Чувства, эмоции, переживания» (дошкольники), и призван научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции (чувства, переживания), а также понимать эмоциональное состояние других людей. Дети знакомятся с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; обучаются пользоваться ими для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других. Занятия этого раздела способствуют постепенному осознанию детьми того, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать разное настроение; что свое внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая свои собственные и чужие ощущения и переживания.
Второй раздел «Социальные навыки» (1 класс) предполагает обучение детей этически-ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Это – формирование коммуникативных навыков; умения устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. Занятия этого раздела помогают ребенку понять, как легко может возникнуть ссора или даже драка, способствуют осознанию причин конфликтов, обучают способам и приемам их самостоятельного разрешения.
В основе предлагаемой программы лежит личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми. При такой модели взаимодействия и педагог-психолог, и ребенок в равной мере признаются в качестве субъектов педагогического процесса, обладают свободой в построении своей деятельности, осуществляют свой выбор строить через это свою личность. Основные противоречия преодолеваются не за счет принуждения, а посредством сотрудничества. В силу этого особую ценность приобретают такие свойства личности, как способность к самореализации, творческому росту и инициативность как форма выражения отношений на основе взаимопринятия и взаимопонимания.
Урок психологии
«
МИР МОИХ ЭМОЦИЙ
»
Занятие рассчитано на детей 6-7 лет, и включает в себя подвижные и сюжетно-ролевые игры, инсценирование, беседу, анализ жизненных ситуаций, изобразительную деятельность. Продолжительность занятия 30-40 минут. Оптимальное количество детей в группе – 8-10 человек.
Цель: развитие эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
З
акрепл
ение
знани
й
об эмоциях радости, горя, гнева, страха и удивления.
Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое.
Учить передавать заданные эмоциональные состояния, используя различные выразительные средства.
Создать в группе доверительную обстановку.
Развивать воображение, выразительность движений, передающих эмоциональные переживания радости, грусти, гнева, удивления.
Предполагаемый результат:
Расширение у детей круга понимаемых эмоций;
Формирование в детях эмпатии по отношению к окружающим;
Повышение самооценки;
Повышение уровня самоконтроля;
Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.
Методические приемы:
- показ, обсуждение
- элементы сюжетно-ролевой игры
- релаксационные упражнения
Оборудование:
Картинки с изображением улыбающихся и грустных облаков.
Цветные карандаши.
Альбомы для рисования (или лист бумаги А
4
) на каждого ребенка.
Музыкальные композиции с релаксационной музыкой.
П
иктограммы эмоций
.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этапы занятия
Содержание
Примечания
Организационный этап.
Упражнение «Переходящее пожелание».
Упражнение «Какое у меня настроение?
Цель: Создание эмоционального настроя, развитие групповой сплоченности детей.
Интеллектуальная разминка.
Игра «Наоборот».
Цель: Развитие мыслительных операций, умения быстро отвечать на поставленный вопрос, понимать инструкции ведущего с первого раза, пополнение словаря словами-антонимами.
Основной этап.
Работа по теме.
Игра «Превращение в животных».
Беседа-объяснение по теме «Что такое эмоции?»
Игра «Назови эмоцию».
Задание «Этюды».
Релаксационное упражнение «Облака»
Цель: Закрепление понятий, обозначающих различные эмоциональные состояния (радость, злость, грусть, страх).
Заключительный этап.
Упражнение «Закончи предложение».
Коллективное задание «Цветы эмоций».
«Пирог эмоций»
Цель: Развитие навыков рефлексии.
Цели: Снятие эмоционального напряжения, преодоление барьеров невербального общения, развитие групповой сплоченности.
Прощание
Цель: Создание положительного эмоционального настроя, развитие групповой сплоченности детей.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ «МИР МОИХ ЭМОЦИЙ»
Организационный момент.
- «Здравствуйте, уважаемые гости и ребята! Я очень рада вас приветствовать на нашем занятии! Ребята, я приглашаю вас в круг! Давайте все возьмемся за руки, скажем «Здравствуйте», подарим друг другу и нашим гостям самую нежную и теплую улыбку!»
Упражнение «Переходящее пожелание».
Цель: Создание эмоционального настроя, развитие групповой сплоченности детей.
- «Если у вас хорошее настроение, что вы можете подарить другим людям при встрече с ними? Как вы без слов сообщаете им о своем прекрасном настроении? Правильно, улыбкой. Улыбка может согреть своим теплом, показать дружелюбие и улучшить настроение. Сейчас мы будем передавать по кругу игрушку, и говорить друг другу комплименты или желать что-либо. При этом у каждого из нас с лица не должна сходить улыбка!»
Упражнение «Какое у меня настроение?».
- «Сейчас я вам раздам картинки. Я их нарисовала, но не успела разукрасить. Посмотрите на облака. У них разное настроение. Раскрасьте облачко, у которого такое же настроение, как у тебя.
А по каким признакам вы определили, что одни облака веселые, а другие грустные? Молодцы! Сейчас вы соберете свои рисунки и после занятия поможете мне организовать выставку работ»
Интеллектуальная разминка.
Игра «Наоборот».
Цель: Развитие мыслительных операций, умения быстро отвечать на поставленный вопрос, понимать инструкции ведущего с первого раза, пополнение словаря словами-антонимами.
- «А чтобы проверить, какие вы внимательные, мы с вами проведем разминку. Пришел, ребята, нам черед сыграть в игру «Наоборот». Я буду называть вам разные слова, при этом бросать игрушку кому-нибудь из вас, тот, кто поймает мяч, будет говорить их противоположные значения. Давайте потренируемся: скажу я слово высокий, вы скажете мне: низкий. Скажу я слово далекий, вы скажете мне…. Поняли задание?
веселый - … добрый – … твердый – …
широкий - … высокий - … длинный – …
мокрый - … гладкий - … честный – …
смеяться - … громкий - … твердый – …
старый -… большой - … добро…
- «Ребята, скажите, вам трудно было подбирать противоположные слова? У кого это получалось лучше?»
3. Основной этап. Работа по теме.
Игра «Превращения в животных».
- «Сейчас мы с вами немного поиграем! В этой игре вы будете превращаться в разных животных и показывать, что они чувствуют, переживают. Покажите:
Испуганного зайчика, который в страхе прячется от волка (сидит в кустах и дрожит);
Как печалится и грустит к
озленочек-Иванушка из сказки
;
Как выглядит любопытный енот;
Как страдает гадкий утенок от придирок своих сородичей;
Как сердится лев – царь зверей;
Как радуется неунывающая мартышка из мультфильма «38 попугаев»;
Как испытывает удовольствие кот на солнцепеке.
Все то, что переживали, чувствовали животные, которых вы показывали, это ЭМОЦИИ».
Беседа-объяснение по теме «Что такое эмоции?»
- «Что такое эмоции мы с вами уже поняли благодаря предыдущему упражнению. Итак, эмоции – это то, что переживают и чувствуют как животные, так и люди.
Сегодня мы продолжим разговор об эмоциях, которые испытывает человек. Будем учиться узнавать эмоции и выражать их с помощью мимики, жестов и слов, а также внимательно слушать и правильно выполнять различные задания, быть дружными, понимать друг друга».
«Назови эмоцию»
Цель: Закрепление понятий, обозначающих различные эмоциональные состояния (радость, злость, грусть, страх).
Пособия и материалы: Картинки с изображением эмоций, карточки с изображением частей лица.
- «Сегодня к нам в гости пришли братья-гномики (показать). Они нам помогут вспомнить эмоции, о которых мы с вами говорили на прошлых занятиях. Скажите мне, какой первый гномик? (Радостный) А как вы догадались? Какое у него лицо? Какие у него глаза? Что происходит с его губами? (Показать). А какой второй гном? (Злой) Правильно, давайте опишем его лицо. Какие у него глаза, рот, зубы? (Далее описываем эмоции страха и грусти).
Да, мы научились узнавать такие эмоции, как радость, страх, злость, грусть.
А для того, чтобы лучше их запомнить, мы поиграем с вами в игру «Собери эмоцию».
Сегодня мы познакомимся еще с двумя эмоциями. Это удивление и любопытство. Посмотрите, пожалуйста, на экран. К нам выбежал еще один гном. (Показать рисунок). Как вы думаете, какой он? Что он делает? Правильно, этот гном удивляется. Птичка пролетит, облако проплывет, распустится красивый цветок, – все вызывает у гномика удивление. Давайте внимательно рассмотрим гномика. Какие у него брови?... Правильно, они подняты вверх. Глаза?... Они широко раскрыты. Губы?... Они растянуты и похожи на букву «О». Удивление можно сравнить с легким прикосновением. Давайте передадим прикосновение по кругу. У вас замечательно получилось! А сейчас соберем из карточек удивленное лицо. Сравните с образцом, который на нашем волшебном экране. У всех так получилось?
А вот еще гномик. Какой он? Да, он любопытный. Видите, какие у него глазки? Они смотрят пристально. Рот полуоткрыт. Давайте соберем из карточек любопытное лицо. Давайте вспомним случаи, когда мы испытывали любопытство. (Интересный рассказ, картинка, мультфильм). А скажите, удивление и любопытство похожи? А чем они отличаются? (Удивление мимолетно, а любопытство связано с интересом и более продолжительно).
Повторим все эмоции еще раз. (Показать карточки с изображениями эмоций). Какая из них вам больше понравилась?»
Задание «Этюды».
Детям раздаются тексты небольших сценок, где герои испытывают разные эмоции. Ребята по очереди показывают сценки, остальные «зрители» угадывают эти эмоции.
Этюд «Котенок и его мама»
Котенок-шалун нечаянно разбил новую вазу. Мама его ругает, а он чувствует себя виноватым. (Загаданы недовольство, вина)
Этюд «Медведь и еж»
Косолапый медведь случайно задел ежа и укол себе лапу. Медведь обижается на ежа, а тот чувствует себя виноватым. (Загаданы обида и вина)
Этюд «Два ежика».
Два друга-ежика шли по лесу и услышали – в траве что-то тикает. Сначала они испугались тиканья, а потом осторожно подошли ближе и с любопытством начали рассматривать незнакомый предмет. (Загаданы страх и любопытство)
Этюд «Волк и заяц»
Волк гонится за зайцем, но заяц быстро убежал и скрылся. Волк его не догнал, остался голодным и горюет, а заяц радуется. (Загаданы радость и страдание)
Этюд «Гадкий утенок на птичьем дворе»
Гусь с презрением, свысока относится к гадкому утенку, а он очень грустит из-за этого. Только цыпленок жалеет его. (Загаданы презрение, грусть, жалость)
Этюд «Лев и птичка»
Грозный Лев – царь зверей рассердился на птичку-невеличку. А она сильно испугалась его рычания. (Загаданы гнев/злость, испуг).
Упражнение на релаксацию и развитие воображения «ОБЛАКА»
- «Займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь на природе, в прекрасном месте. Теплый, тихий день. Вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны.
Вы лежите и смотрите вверх на облака – большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно.
Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше на самую верхушку облака и мягко утопаете в нем.
Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете. Облако медленно вместе с вами начинает опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли.
Наконец, вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам, вы улыбаетесь ему. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день».
Заключительный этап.
«Закончи предложение».
Цель: Развитие навыков рефлексии.
- «Продолжите предложение:
Мне радостно, когда…
Маме грустно, когда…
Учительница удивляется, когда…
Ребенок злиться, когда…
Малышу страшно, когда…
Мне любопытно, когда…»
Коллективное задание «Цветы эмоций».
Каждому ребенку раздаются цветы и карандаши. На цветке каждый ребенок должен нарисовать любую понравившуюся ему эмоцию. Затем все цветы наклеиваются на один общий ватман, должен получиться «букет эмоций». Дети работают под музыку.
- «Ребята, скажите, пожалуйста, что вам запомнилось из сегодняшнего занятия больше всего?»
«Пирог эмоций»
Цели: Снятие эмоционального напряжения, преодоление барьеров невербального общения, развитие групповой сплоченности.
Действия детей и педагога-психолога: Сейчас мы с вами испечем пирог только с хорошими эмоциями и угостим всех собравшихся. Повторяйте за мной.
Взяли мы немножко смеха,
И немножечко успеха,
Удивления на ложке,
Любопытства поварешку,
Много радости налили,
Тесто быстро замесили.
Испекли пирог мы в печке,
Остудили на крылечке.
А потом пирог делили
И гостей всех угостили.
Все ладошки подставляйте,
Угощенье получайте!
(Дети делятся воображаемыми кусочками пирога друг с другом и с гостями).
- «Ребята, вам понравилось угощать друг друга, а наших гостей? Кому было трудно подойти к незнакомому человеку? Что вы испытываете сейчас, угостив гостей, сделав им приятное? Как вы считаете, приятно дарить радость?»
Прощание
Цель: Создание положительного эмоционального настроя, развитие групповой сплоченности детей.
Пособия и материалы: Фонограмма «Улыбка».
- «Ребята, а сейчас встаньте, пожалуйста, в кружок. Я желаю, чтобы вам хорошего настроения и положительных эмоций. А сейчас, давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, и скажем: «До свидания!».
Урок психологии с элементами сказкотерапии
«Люди отличаются друг от друга своими качествами. Доброта»
Класс: 1 (возраст участников – 7-8 лет).
Цель: воспитание нравственных качеств личности младшего школьника.
Задачи:
продолжить знакомство с качествами людей;
помочь детям исследовать свои качества, изучить свои способности;
развивать коммуникативные навыки.
Содержание занятия направлено на формирование взаимоотношений, основанных на любви, сердечности и возможности не только принимать что-либо от людей, но и отдавать им. По сути, это первые шаги на пути взросления, который характеризуется наличием гармонии в стремлении принимать и отдавать.
Содержание соответствует возрастным особенностям младших школьников.
Результатом занятия является умение сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей, быть успешным. Ситуация успеха каждого ученика – это один из факторов социализации учащихся.
Методы, используемые на занятии: беседа, элементы игротерапии, сказкотерапии, арттерапии, музыкотерапии, обсуждение, релаксация.
Оборудование: белый лист бумаги на каждого ученика, цветные карандаши, мягкая.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этап
Содержание
Примечания
Организационный момент
«Упражнение «1-2 – выше голова»
Психологический настрой
Упражнение «Добрый день».
Упражнение «Ритуал приветствия».
Психологический настрой на работу, создание положительного настроения учащихся.
Разминка
Упражнение «Найди лишнее слово».
Упражнение «Какие качества задуманы?».
Работа с интерактивной доской.
Основная часть
«Дом Доброты»
Задание «Положительные и отрицательные качества»
Работа с интерактивной доской.
Работа со сказкой
Сказка «Я не такой, как все!»
Элементы сказкотерапии и арттерапии.
Минутка релаксации
«Маленький пушистый зверек»
Рефлексия
Подведение итогов
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Организационный момент:
1-2 – выше голова,
3-4 – руки шире,
5-6 – тихо сесть,
7-8 – лень отбросим!
Психологический настрой:
Упражнение «Добрый день».
Психолог: «Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас сегодня видеть. И вначале давайте с вами поздороваемся – я говорю «Добрый день...» и называю тех, с кем здороваюсь и к кому обращаюсь. Тот, кого назвали должен хлопнуть в ладоши в ответ – он услышал и отвечает на мое приветствие». Варианты фраз «Доброго дня»:
Добрый день всем девочкам!
Добрый день всем мальчикам!
Добрый день всем тем, кто сегодня умывался!
Добрый день всем, кто любит конфеты!
Добрый день всем, кто пришел сегодня в школу!
Добрый день всем, кто сейчас улыбается!
Добрый день всем, кто хочет знать, чем мы будем заниматься сегодня! «Молодцы!»
Упражнение «Ритуал приветствия».
Психолог: «Сегодня, как и на предыдущих занятиях, мы приветствуем друг друга, используя необычные способы – жесты, мимику, прикосновения».
Разминка:
«Итак, мы сегодня с вами продолжаем наше исследование, и узнаем, чем же могут отличаться все люди, и чем они могут быть похожи друг на друга. На прошлом занятии мы уже начали разбираться с этим. Вспомните, о чем мы говорили? Что такое эмоции? Какие они бывают? Как мы их можем узнать? Чем люди могут отличаться? Правильно – качествами! Какие бывают качества? (плохие, отрицательные и хорошие, положительные).
«Найди лишнее слово». На доске написаны слова «доброта», «радость», «вежливость». Детям нужно догадаться, какое слово лишнее и почему (доброта и вежливость – качества, радость – чувство).
«Какие качества задуманы?». Психолог предлагает детям догадаться, какие качества людей он задумал, по первому слогу: «че…» (честный), «ла…» (ласковый), «до…» (доброжелательный), «жи…» (жизнерадостный).
Психолог: «Ребята, а кому из вас эти качества больше всего подходят? Поднимите руку, пожалуйста!»
Основная часть: «На прошлом занятии, мы с вами читали и обсуждали сказку, вспомните, о чем она была? Кто был главный герой? Что он сделал? Какими качествами он обладал?
Как вы думаете, что такое добро? На прошлом занятии, мы с вами рисовали «добро», давайте посмотрим, что у нас получилось?
Сегодня я предлагаю вам построить дом. Но не обычный. Это дом Доброты!
Что является основой дома? Фундамент. У нашего дома фундаментом будет ДОБРОТА (схема на доске).
Какие черты характера присущи доброму человеку?
Человек, про которого говорят, что у него добрая душа…
добросердечный
Человек, на которого всегда можно положиться, он не подведёт, у него всегда во всём порядок…
добропорядочный
Человек, который всем желает добра…
доброжелательный
Человек, который всё делает по совести, доводит дело до конца… добросовестный
Вот мы укрепили наш фундамент (модели прикрепляются магнитами на доску)
Переходим к 1 этажу.
Что зарождается в наших головах? (МЫСЛЬ)
Какие мысли чаще вас посещают: добрые или злые?
Конечно, нужно стараться думать о хорошем. Итак, 1 этаж – ДОБРЫЕ МЫСЛИ.
За мыслью следует…слово. Наш 2 этаж – ДОБРЫЕ СЛОВА.
Часто вы говорите добрые слова? Признайтесь честно – обзывали кого-нибудь? Обижали?
Да, ребята, слово может ударить очень больно. Нужно быть внимательными к своим словам.
Скажите, во что превращаются добрые мысли и слова?
В ДОБРЫЕ ПОСТУПКИ. Вот и крыша нашего дома.
Я думаю, что каждый из вас уже совершил добрый поступок, а может и не один. Можете назвать? Наш дом Доброты построен!
ДОБРЫЕ СЛОВА
ДОБРЫЕ МЫСЛИ
добросердечие
добросовестность
доброжелательность
добропорядочность
Минутка релаксации:
Психолог: «Сядьте удобно, закройте глаза, соедините ладошки и положите их себе на колени. Представьте, что у вас в руках маленький пушистый зверек. Он дрожит от холода и страха. Мысленно согрейте его своим теплом, своим дыханием, поделитесь с ним своей добротой. Пожалейте его. Смотрите, кажется, ему стало тепло и уютно в ваших руках. Благодаря вам он чувствует себя защищенным. Вы так добры, что не дадите его в обиду никому. Вы можете делиться своей добротой и с другими, но ваше сердце всегда будет оставаться горячим и добрым. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! В моем сердце на всех хватит доброты!»
Психолог: «Скажите, смогли ли вы представить маленького зверька? Каким он был? Вам было действительно жалко его?»
Работа со сказкой. Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.
Я не такой, как все!
«В далекой-далекой стране в большом красивом старинном замке жили привидения. Их было очень много, и все они любили пугать людей, живущих в замке, даже маленьких детей! Привидения очень гордились тем, что люди их боялись. Но жило среди этих злых и страшных привидений одно маленькое привидение по имени Добряк. Так вот, было оно таким добрым, таким хорошим, что никогда никого не пугало, да никто его и не боялся, ведь оно было совсем не страшным! Жило привидение тихо и мирно, никого не трогая. Только одно его расстраивало: все остальные привидения смеялись над ним, говорили, что он неудачник, что ничего не умеет, даже напугать кого-нибудь. Маленькое привидение очень переживало. Ему так хотелось с кем-нибудь дружить, а с ним никто даже не разговаривал. Все только обижали его.
И вот однажды все злые привидения собрались и решили между собой, что если Добряк никого не напугает, то они прогонят его из замка. Они позвали «провинившегося» и сказали ему, что если он хочет остаться жить в замке, то должен обязательно кого-то напугать. Маленькое привидение заплакало, ему так не хотелось никого обижать! Однако и уходить из замка, скитаться одному по свету ему тоже не хотелось. И оно решило напугать кого-нибудь.
Притаившись на шкафу, Добряк ждал, когда кто-нибудь пройдет мимо. И вот через какое-то время маленькое привидение, наконец, услышало шаги. Посмотрев вниз, Добряк увидел идущего мимо мальчика. Маленькое привидение очень любило детей, и ему не хотелось пугать малыша, но, вспомнив угрозу злых привидений прогнать его из замка, Добряк слетел со шкафа и, громко и страшно закричав, полетел прямо на мальчика. Тот испугался, побежал, но споткнулся и упал. От страха, от боли в ушибленном колене он заплакал. Малыш выглядел таким несчастным, что доброму маленькому привидению стало жаль его, и оно решило, что пусть его лучше выгонят, чем оно будет пугать кого-то. Добряк подлетел к мальчику и решил извиниться перед ним:
— Мальчик, прости меня, пожалуйста, я не хотел тебя так обидеть.
Мальчик перестал плакать и посмотрел на привидение. Теперь оно не казалось ему страшным, а совсем наоборот, смешным и добрым, и он спросил:
— А как тебя зовут?
Маленькое привидение очень удивилось, ведь никто никогда не спрашивал, как его зовут.
— Добряк.
— А меня Ваня. Хочешь со мной дружить?
— Конечно, хочу! — Маленькое привидение очень обрадовалось, ведь у него никогда не было друзей, а ему так хотелось, чтобы они были.
И с этого дня Добряк дружил с Ваней, с другими детьми, играл с ними в салочки, в мячик, читал сказки, ходил в цирк или просто смотрел мультики. И был счастлив. Еще бы, ведь у него появились друзья, которые его любят и совсем не боятся!
Однажды Добряк собрался пойти с друзьями в зоопарк и решил позвать с собой всех привидений (ведь он был таким добрым!). Злые привидения увидели, какой он хороший, и им стало стыдно. Они попросили у Добряка прощения и разрешения дружить с ним и его новыми приятелями. Ведь на самом деле они были не такими уж злыми, и им тоже хотелось дружить, просто они не знали как. Конечно же, Добряк их простил, ведь он знал, как важно, чтобы были друзья. И они теперь дружили все вместе, а маленькое привидение все любили и уважали!»
Вопросы для обсуждения:
— Из-за чего переживало маленькое привидение?
— Чем Добряк отличался от всех остальных, и как ему это помогло?
После обсуждения сказки, психолог предлагает детям нарисовать рисунок к той части сказки, которая им больше всего понравилась.
(Во время самостоятельной работы звучит музыка).
Далее работа продолжается в парах. Дети обмениваются готовыми рисунками, внимательно рассматривают их и говорят друг другу о своих впечатлениях. Самостоятельная работа детей заканчивается выставкой рисунков с обязательной презентацией своей работы.
Психолог подводит итог творческой деятельности детей.
Вот вам задание: на столе лежат разные надписи качеств, они перепутаны. Ваша задача – разделить их на положительные и отрицательные (результаты прочитываются и вывешиваются на доске)
ЛЕНЬ
ИСКРЕННОСТЬ
БЕСЧЕЛОВЕЧНОСТЬ
ЖЕСТОКОСТЬ
СОЧУВСТВИЕ
РАВНОДУШИЕ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ГРУБОСТЬ
НЕБРЕЖНОСТЬ
АККУРАТНОСТЬ
ЧЕСТНОСТЬ
ТРУДОЛЮБИЕ
ВЫСОКОМЕРИЕ
ГОРДОСТЬ
БЕРЕЖЛИВОСТЬ
ЗАВИСТЬ
ВЕЖЛИВОСТЬ
ХРАБРОСТЬ
ДОБРОТА
НЕРЯШЛИВОСТЬ
Рефлексия:
Психолог:
- «Ребята, наше занятие подходит к концу, и мне хотелось бы у вас узнать, что вам понравилось сегодня больше всего?»
- «А что не понравилось совсем?»
- «Чему вы сегодня научились?»
- «А что нового узнали?»
Подведение итогов:
Психолог: «Ребята, я предлагаю узнать, кто сегодня молодец, хотите? Кто считает, что я говорю про него – встают:
- «Молодец, кто с радостью пришел в школу»,
- «Молодец, кто сегодня улыбался»,
- «Молодец, кто сегодня помог другу»,
- «Молодец тот, кто старался на уроке»,
- «Молодец, кто говорил только правду»,
- «Молодец тот, кому понравилось наше занятие».
Психолог: «Молодцы, ребята! Вы хорошо сегодня поработали, постарались, показали все свои лучшие качества. И мне хочется верить – стали чуточку добрее! Пусть всегда и ваши сердца, и души будут открыты для добрых дел!»
Список использованных источников:
Аржакаева
Т.А.,
Вачков
И.В.,
Попова А.Х.. «Психологическая азбука. Начальная школа. Первый год обучения». – М.: Ось 89., 2008г.
К.
Фопель
«Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие
/ П
ер. с нем.; В 4-х томах. – М.: Генезис, 2001.
К.
Фопель
«Энергия паузы» Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. – М.: Генезис, 2001.
Наглядное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возра
ста «Эмоции и чувства людей». -
Игра «Забавы в картинках».