Коррекционный курс «Ритмика» для обучающихся с умственной отсталостью | Кузнецова Елена Геннадьевна. Работа №338555. Номер работы: №338555
К коррекционным занятиям в младших (1-4) классах относятся занятия по ритмике. На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Программа сочетает тренировочные упражнения, танцевальные движения, музыкальные игры, танцы, подвижные игры, речевые игры, пальчиковую гимнастику, что способствует укреплению психического и физического здоровья, развитию координации движений и пространственной ориентации, развитию творческих способностей, развитию выносливости и ловкости.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МКУ «Управление образования и молодёжной политики»
МБОУ СОШ № 3 «Пеликан»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Коррекционного курса «Ритмика»
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
для обучающихся 1 – 4 классов
Срок освоения программы
4 лет
Составители
Кузнецова Е.Г.
г.Бердск
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по "Ритмике" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026), а также на основе характеристики планируемых результатов развития, воспитания и социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Общая характеристика предмета.
К коррекционным занятиям в младших (1-4) классах относятся занятия по ритмике. На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Ограниченный опыт физических действий, отставание в развитии психических функций, плохо развитая общая моторика, не сформированность эмоциональной и двигательной выразительности делают важным включение уроков ритмики в систему коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения здоровья.
Основная задача уроков ритмики - научить компенсировать двигательный и эмоциональный дефицит, научить владеть своим телом. В программе по предмету "Ритмика" предлагается определённый минимум умений, навыков и знаний по музыкально - ритмическому развитию. Программа сочетает тренировочные упражнения, танцевальные движения, музыкальные игры, танцы, подвижные игры, речевые игры, пальчиковую гимнастику, что способствует укреплению психического и физического здоровья, развитию координации движений и пространственной ориентации, развитию творческих способностей, развитию выносливости и ловкости.
Занятия способствуют повышению работоспособности, укреплению здоровья, коррекции двигательных нарушений и недостатков физического развития, формированию умения дифференцировать движения и подчинять по степени мышечных усилий, во времени и в пространстве, управлять темпом движения и подчинять свои движения музыке, придавая движениям целесообразность, выразительность и уверенность.
Дети младшего школьного возраста (1-4 класс) испытывают потребность в движении, им свойственна двигательная активность не смотря на ограниченные возможности. Они ярче и эмоциональнее воспринимают музыку через движения. Музыка пробуждает у детей светлые и радостные чувства. Они получают огромное удовлетворение от свободных и лёгких движений, от сочетания музыки с пластикой своего тела. Занятия ритмикой поднимают настроение, повышают жизненный тонус. Занятия ритмикой способствуют укреплению здоровья и правильному физическому развитию детей. Занятия оказывают на детей и немалое воспитательное воздействие. То, что упражнения, танцы, игры выполняются всем коллективом и требуют чёткого взаимодействия всех участников, это сплачивает ребят, повышает дисциплину, со временем появляется чувство товарищества. Кроме того, у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) развивается внимание, появляются уверенность и находчивость, инициатива и активность.
Цели и задачи предмета "Ритмика".
Цель: организация двигательной активности обучающихся в процессе восприятия музыки, преодоление отклонений в психическом и физическом развитии, овладение детьми музыкальной и двигательной культурой. Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность обучающихся. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть. Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:
1. Укрепление здоровья, улучшение осанки, развитие выносливости, согласованности движений. Содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению.
2. Развитие координации движений, пространственной ориентации.
3. Развитие музыкально-ритмических и танцевальных способностей.
4. Развитие художественного воображения и творческих способностей.
5. Воспитание дисциплинированности, отзывчивости, доброжелательного отношения друг к другу.
6. Развитие у обучающихся активности и самостоятельности.
Место курса "Ритмика" в учебном плане.
Предмет "Ритмика" проводится один раз в неделю: в 1 классе - 33 часа в год, во 2 классе - 34 часа в год, в 3 классе - 34 часа в год, в 4 классе - 34 часа в год.
Содержание коррекционного курса "Ритмика".
Курс предмета "Ритмика" состоит из следующих разделов:
1. Упражнения на ориентировку в пространстве - раздел включает упражнения, перестроения, помогающие детям хорошо ориентироваться в пространстве, совершать самостоятельно и с помощью педагога различные перестроения.
2. Ритмико-гимнастические упражнения - раздел составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков, упражнения на выработку координационных движений. Основная цель этих упражнений - научить детей согласовывать движения рук, ног, головы, туловища. Упражнения на развитие моторики.
3. Игры под музыку - в этом разделе необходимо научить учащихся создавать музыкально-двигательный образ, самостоятельно изображать повадки, манеру, пластику характер движения животных и птиц, деятельность людей, передавать образ. Можно вводить инсценирование песен.
4. Танцевальные упражнения, массовые танцы - раздел направлен на развитие танцевальных способностей, знакомство с русскими народными танцами и танцевальными играми, с игровыми массовыми танцами, приобщение к народной культуре.
Планируемые образовательные результаты.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину.
2. Воспитание уважительного отношения к иному мнению, к культуре других народов.
3. Овладение начальными навыками адаптации и социализации.
4. Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.
5. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.
6. Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
7. Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8.Проявление доброжелательности, отзывчивости, взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.
9. Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни.
10. Проявление готовности к самостоятельным действиям.
Предметные результаты.
Включают освоенные обучающимися знания и умения специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Минимальный уровень овладения предметными результатами:
1. Соблюдение элементарных правил безопасного поведения на уроке.
2. Выполнение несложных творческих заданий совместно с педагогом и самостоятельно.
3. Исполнение под музыку несложных танцевальных движений, массовых танцев по показу педагога и самостоятельно.
4. Умение двигаться и ориентироваться в пространстве.
5. Определять характер музыкального произведения (быстро - медленно, громко - тихо).
6. Начинать и заканчивать движения одновременно с музыкой.
7. Передавать несложный ритмический рисунок музыкального произведения (хлопки, притопы).
8. Взаимодействие со сверстниками и взрослыми, умение работать в паре, группе.
9. Активное участие в музыкальных играх, подвижных играх, выполнение правил и условий игры.
10. Подготовка и участие во внеурочных, праздничных мероприятиях класса, школы.
Танцевально - игровой материал, разученный на уроках ритмики можно использовать на переменах, внеклассных и внешкольных мероприятиях, включать в праздничный репертуар.
Тематическое планирование по адаптированной программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
1 класс
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Всего
Практические работы
Содержание
Раздел 1. Игры под музыку.
1.1
Музыкально-ритмические игры.
5
4
Музыкальные игры: "Платочки", "Качели", "Петушки", "Мартышки", "Пельмешки", "У жирафа".
1.2
Уроки-путешествия.
2
2
Урок-путешествие "Отправляемся в поход", урок-путешествие "В осеннем лесу".
Итого по разделу
7
6
Раздел 2. Упражнения на ориентировку в пространстве.
2.1
Маршировка с перестроениями.
3
3
Маршировка по кругу, в одну колонну, в две колонны, "змейка", линия.
2.2
Игры на ориентацию в пространстве.
2
2
Игра "Чей кружок быстрее соберётся", "Автомобили".
2.3
Русские народные игры.
1
1
Хороводная игра "Ниточка".
Итого по разделу
6
6
Раздел 3. Танцевальные движения, массовые танцы.
3.1
Танцевальные движения.
4
4
Марш, боковой галоп с правой и левой ноги, лёгкий бег на носочках, ходьба на носочках.
3.2
Массовые танцы
8
8
Танцы: "Барбарики", "Встаньте дети, встаньте в круг", "Жили у бабуси два весёлых гуся".
3.3
Танцы с предметами.
3
3
Танцы: "Петушки" (с пальчиковыми игрушками).
3.4
Игры с предметами.
1
1
Игра "Карусель".
Итого по разделу
16
16
Раздел 4. Ритмико-гимнастические упражнения.
4.1
Упражнения на развитие мелкой моторики.
2
2
Упражнения: "Улитка", "Трик-трак", "Ладошки", "Ёжик".
4.2
Игровая гимнастика.
2
2
Наклоны и повороты корпуса, вращения руками, прыжки, наклоны головы. Зарядка для глаз, упражнения на восстановление дыхания после физических нагрузок.
Итого по разделу
4
4
Общее количество часов по программе
33
32
Тематическое планирование по адаптированной программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2 класс
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Всего
Практические работы
Содержание
Раздел 1. Игры под музыку.
1.1
Музыкально-ритмические игры.
5
4
Музыкальные игры: "У дедушки Егора", "Работнички", "Арам-зам-зам", "Все танцуют как пингвины".
1.2
Уроки-путешествия.
2
2
Урок-путешествие "Мы шагаем в зоосад", урок-путешествие "У бабушки Федоры".
Итого по разделу
7
6
Раздел 2. Упражнения на ориентировку в пространстве.
2.1
Маршировка с перестроениями.
3
3
Маршировка по кругу, перестроения в два круга, в полукруг. Движение по диагонали. Построение в "шахматном порядке".
2.2
Игры на ориентацию в пространстве.
1
1
Игра "Чей кружок быстрее соберётся", "Автомобили".
2.3
Русские народные игры.
1
1
Хороводная игра "Заинька".
Итого по разделу
5
5
Раздел 3. Танцевальные движения, массовые танцы.
3.1
Танцевальные движения.
4
4
Танцевальные движения: подскоки, приставные шаги, выпады на правую и левую ногу.
3.2
Массовые танцы
8
8
Танцы: "Я весёлый паровозик", "Звериная зарядка", "Антошка".
3.3
Танцы с предметами.
4
4
Танцы: "Колобок" (с мячом),
3.4
Игры с предметами.
1
1
Игра "Кошечка села на окошечко" (с игрушкой-рукавичкой).
Итого по разделу
17
17
Раздел 4. Ритмико-гимнастические упражнения.
4.1
Упражнения на развитие мелкой моторики.
3
3
Упражнения: "Мы ребята мастера", "Пальчик толстый и большой", "Ёжик".
4.2
Игровая гимнастика.
2
2
Игровая гимнастика "Любопытная Варвара".
Итого по разделу
5
5
Общее количество часов по программе
34
33
Тематическое планирование по адаптированной программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
3 класс
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Всего
Практические работы
Содержание
Раздел 1. Игры под музыку.
1.1
Музыкально-ритмические игры.
5
4
Музыкальные игры: "Дождик", "Крышечки", "Арам-зам-зам", "Бежали бегемотики".
1.2
Уроки-путешествия.
2
2
Урок-путешествие "Мы идём по городу".
Итого по разделу
7
6
Раздел 2. Упражнения на ориентировку в пространстве.
2.1
Маршировка с перестроениями.
4
4
Маршировка по кругу, перестроения в два круга, в четыре круга, "змейка". Движение по диагонали. Построение в "шахматном порядке". Работа в паре.
2.2
Игры на ориентацию в пространстве.
1
1
Игра "Чей кружок быстрее соберётся", "Автомобили".
2.3
Русские народные игры.
1
1
Хороводная игра "Мак маковистый".
Итого по разделу
6
6
Раздел 3. Танцевальные движения, массовые танцы.
3.1
Танцевальные движения.
4
4
Танцевальные движения: подскоки в паре, шаг польки, выпады на правую и левую ногу, "пружинка".
3.2
Массовые танцы
8
8
Танцы: "Тучка", "Бибика", "Двигайся-замри", "Танец сидя".
3.3
Танцы с предметами.
4
4
Танцы: "Кашка" (с ложками),
3.4
Игры с предметами.
1
1
Игра "Пылесос" (с шишками).
Итого по разделу
17
17
Раздел 4. Ритмико-гимнастические упражнения.
4.1
Упражнения на развитие мелкой моторики.
2
2
Упражнения: "Разотру ладошки сильно", "Ёжик".
4.2
Игровая гимнастика.
2
2
Игровая гимнастика "Ресничками немного поморгаю".
Итого по разделу
4
4
Общее количество часов по программе
34
33
Тематическое планирование по адаптированной программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
4 класс
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Всего
Практические работы
Содержание
Раздел 1. Игры под музыку.
1.1
Музыкально-ритмические игры.
5
4
Музыкальные игры: "Я ракета", "Паровоз-дед Мороз", "Кто сумеет показать", "Лепим, лепим снежный ком".
1.2
Уроки-путешествия.
2
2
Урок-путешествие "В гостях у снежной королевы".
Итого по разделу
7
6
Раздел 2. Упражнения на ориентировку в пространстве.
2.1
Маршировка с перестроениями.
3
3
Маршировка по кругу, перестроения в два круга, в четыре круга, "змейка". Движение по диагонали. Построение в "шахматном порядке". Работа в паре, в группе.
2.2
Игры на ориентацию в пространстве.
1
1
Игра "Разноцветные платочки".
2.3
Русские народные игры.
1
1
Хороводная игра "Пузырь".
Итого по разделу
5
5
Раздел 3. Танцевальные движения, массовые танцы.
3.1
Танцевальные движения.
4
4
Танцевальные движения: подскоки в паре, шаг польки в паре, галоп в паре. Ритмические хлопки и притопы.
3.2
Массовые танцы
8
8
Танцы: "Солнышко лучистое", "Новогодняя полька", "Бум-бум", "Считалочка".
3.3
Танцы с предметами.
4
4
Танцы: "Капустка" (с платочками),
3.4
Игры с предметами.
1
1
Игра "Пылесос" (с шишками).
Итого по разделу
17
17
Раздел 4. Ритмико-гимнастические упражнения.
4.1
Упражнения на развитие мелкой моторики.
2
2
Упражнения: "Под мостом жил старый рак", "Ёжик".
4.2
Игровая гимнастика.
3
3
Игровая гимнастика на все группы мышц. Игры с прищепками.
Итого по разделу
5
5
Общее количество часов по программе
34
33
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Наличие необходимого, специально оборудованного класса для занятий хореографией (зеркала, станки).
2. Обеспеченность уроков музыкальным сопровождением (музыкальный центр, компьютер).
3. Наличие видео аппаратуры для просмотров учебных фильмов с записями танцевальных коллективов, музыкальных игр.
4. Наличие необходимого инвентаря для танцев, игр (мячи, скакалки, обручи, ленты, платки, кушаки, пальчиковые игрушки, природный материал и т.д.).
5. Наличие специальной формы для занятий хореографией: у мальчиков тёмные шорты, белая футболка, чешки. У девочек гимнастический купальник, лосины, юбка, носочки и чешки.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Ритмика.
1. Леонов Б. Музыкальное ритмическое движение. - Минск, 1971.
2. Руднева С., Фиш Э.Ритмика. - М., Просвещение, 1972.
3. Михайлова М., Воронина Н. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. - Ярославль, 2010.
4. Бочкарёва Н. Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии. - Кемерово, 2007.
5. Колодницкий Г., Кузнецов В. Ритмические упражнения, хореография и игры. - Дрофа, 2003.
6. Фирилёва Ж., Сайкина Е. Са-фи-дансе танцевально-игровая гимнастика для детей. - СПб, 2003.
7. Мельников М. Русский детский фольклор.-М,. Просвещение, 1987.