Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Коррекция детско-родительских отношений в условиях СРЦН | Шипицина Марина Александровна. Работа №344299

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме коррекции детско-родительских отношений в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. В ней раскрываются причины нарушений в отношениях между детьми и родителями, особенности работы с семьей в процессе реабилитации, а также методы коррекции. Описаны основные задачи и принципы работы педагога-психолога, направленные на восстановление доверительных и гармоничных взаимоотношений между родителями и детьми.

Ключевые слова: детско-родительские отношения, коррекция, социальная реабилитация, несовершеннолетние, педагог-психолог, семья.

КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ СРЦН

 

Шипицина Марина Александровна, педагог-психолог

Филиал Республиканского СРЦН «СРЦН г. Воткинска»

Аннотация. Статья посвящена проблеме коррекции детско-родительских отношений в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. В ней раскрываются причины нарушений в отношениях между детьми и родителями, особенности работы с семьей в процессе реабилитации, а также методы коррекции. Описаны основные задачи и принципы работы педагога-психолога, направленные на восстановление доверительных и гармоничных взаимоотношений между родителями и детьми.

Ключевые слова: детско-родительские отношения, коррекция, социальная реабилитация, несовершеннолетние, педагог-психолог, семья.

Нарушение детско-родительских отношений — одна из ключевых проблем, с которыми сталкиваются педагоги-психологи в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних. Часто дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, переживают глубокие конфликты с родителями, что в свою очередь усиливает эмоциональные и поведенческие проблемы. В условиях социальной реабилитации работа с семьей и восстановление детско-родительских отношений становится важным звеном в процессе реабилитации ребенка.

 

Эффективная коррекция этих отношений требует комплексного подхода, направленного на работу как с ребенком, так и с родителями. Педагог-психолог играет ключевую роль в создании условий для восстановления взаимопонимания и доверия между ними.

Основой многих эмоциональных и поведенческих проблем у детей и подростков являются именно нарушения в детско-родительских отношениях. Среди основных причин можно выделить:

- Конфликты в семье. Непонимание между родителями и детьми, жесткие методы воспитания или, наоборот, гиперопека могут привести к отчуждению ребенка и нарушению доверия.

- Насилие в семье. Физическое или эмоциональное насилие оставляет глубокие психологические травмы, что затрудняет налаживание отношений.

- Недостаток внимания. Родители, уделяющие недостаточно внимания детям, создают атмосферу эмоциональной отстраненности, что вызывает у ребенка чувство одиночества и ненужности.

- Социально-экономические проблемы. Сложные материальные условия, алкоголизм, отсутствие постоянного заработка усиливают стресс в семье и приводят к обострению конфликтов.

Эти причины не только подрывают эмоциональное состояние ребенка, но и формируют негативные поведенческие модели, которые сохраняются и в его будущей взрослой жизни.

Основной задачей педагога-психолога в социально-реабилитационном центре является восстановление или улучшение взаимоотношений между ребенком и его родителями. Для достижения этой цели необходимо решить несколько ключевых задач:

1. Диагностика семейных отношений. Важно оценить уровень доверия, конфликтности и эмоциональной связи между ребенком и его родителями. Это можно сделать с помощью беседы, анкетирования, тестов и наблюдения.

2. Выявление проблемных областей. Психолог должен определить основные причины конфликтов: это может быть отсутствие внимания со стороны родителей, эмоциональная холодность или слишком жесткие требования к ребенку.

3. Работа над коррекцией эмоциональной связи. Родители и дети должны научиться выстраивать отношения на основе взаимного уважения и доверия. Для этого используются как индивидуальные, так и семейные консультации.

4. Развитие у родителей навыков позитивного воспитания. Педагог-психолог обучает родителей эффективным методам воспитания, таким как умение слушать, поддерживать и мотивировать ребенка без излишней критики или давления.

5. Создание безопасной среды. Важно обеспечить ребенку и его родителям условия, в которых они могут открыто выражать свои эмоции и обсуждать возникшие проблемы.

Существует множество методов коррекции, которые могут быть использованы в условиях социально-реабилитационного центра для улучшения детско-родительских отношений. Рассмотрим некоторые из них.

Семейная терапия позволяет проработать существующие конфликты между родителями и ребенком в безопасной и контролируемой обстановке. Этот метод помогает участникам лучше понять чувства друг друга и найти пути для восстановления взаимопонимания.

Игровая терапия особенно эффективна для детей младшего возраста. Через игру ребенок может выразить свои скрытые чувства и переживания, которые ему трудно озвучить. Этот метод позволяет психологу выявить эмоциональные проблемы и мягко скорректировать их.

Родителям часто не хватает знаний о современных методах воспитания. Педагог-психолог может организовать специальные тренинги, на которых родители научатся использовать позитивные формы взаимодействия с детьми, избегать конфликтов и правильно реагировать на сложные ситуации.

Организация совместных активностей для детей и родителей, таких как творческие мастер-классы, игры или спортивные мероприятия, помогает восстановить эмоциональную связь и создать позитивные воспоминания. Это способствует формированию более теплых и доверительных отношений.

 

В реабилитационном центре важна командная работа. Психолог должен взаимодействовать с педагогами, социальными работниками и медицинскими специалистами для достижения общего результата.

Таким образом, коррекция детско-родительских отношений в условиях социально-реабилитационного центра является сложным и многоэтапным процессом, который требует от педагога-психолога высокой профессиональной подготовки и чуткости. Восстановление эмоциональной связи между родителями и детьми не только способствует решению текущих проблем, но и формирует основы для гармоничного и успешного будущего ребенка. Эффективная работа психолога должна быть направлена на создание доверительных отношений, преодоление конфликтов и обучение родителей позитивным методам воспитания.

 

Список литературы

Вдовина М. В., Максимова А. А. Рекомендации по психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений в семьях подростков // Молодой ученый. 2015. №21. С. 703-705.

Воронина И.И., Мальцева О.Б. Новый подход к формированию детско-родительских отношений в процессе социально-педагогической реабилитации // Инновационная наука. 2020. №4. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/novyy-podhod-k-formirovaniyu-detsko-roditelskih-otnosheniy-v-protsesse-sotsialno-pedagogicheskoy-reabilitatsii

(дата обращения: 19.09.2024).

Изотова М

.

Х

.

,

Галиева

Г

.

И

.

Мишени психологической коррекции детско-родительских отношений // Вестник ОГУ. 2019. №1 (219). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/misheni-psihologicheskoy-korrektsii-detsko-roditelskih-otnosheniy

(дата обращения: 19.09.2024).

Нищакова

, Е.В. Тренинговая работа с родителями как метод коррекции детско-родительских отношений и профилактики детского

суицида / Е.В.

Нищакова

// Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - №4-6. - С. 71-74.

Тихонова, Д.В. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений [Электронный ресурс] / Д.В. Тихонова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 41-45. Режим доступа: http://e-koncept.

ru

/2015/95052.htm.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×