КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ | Рахымбай Аяулым Дауленкызы. Работа №347595
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема коррекции девиантного поведения подростков. Предложена программа тренинговых занятий. Целью коррекции девиантного поведения является психологическая и социальная адаптация девиантов, формирование эффективных поведенческих навыков. Показана эффективность коррекционной программы по параметрам снижения проявлений девиантного поведения, расширения межличностной коммуникации подростков, снижения враждебности и агрессивности.
Ключевые слова: девиантное поведение, агрессивность, старшие подростки, коррекция, тренинг, межличностная коммуникация.
КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема коррекции девиантного поведения подростков. Предложена программа тренинговых занятий. Целью коррекции девиантного поведения является психологическая и социальная адаптация девиантов, формирование эффективных поведенческих навыков. Показана эффективность коррекционной программы по параметрам снижения проявлений девиантного поведения, расширения межличностной коммуникации подростков, снижения враждебности и агрессивности.
Ключевые слова: девиантное поведение, агрессивность, старшие подростки, коррекция, тренинг, межличностная коммуникация.
Постановка проблемы. Исследования девиантного поведения широко представлены в современной психолого-педагогической литературе. Не смотря на многолетнюю разработку этой проблемы в педагогике и психологии, до сих пор в психолого- педагогической литературе авторы пишут о недостатке конкретных форм и методов коррекции девиантного поведения подростков.
В последнее годы интенсивным исследованием проблем девиантного поведения среди подростков занимались отечественные исследователи: В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, М.А.Галагузова, С.И. Григорьев, В.И. Загвязинский, Ю.А. Клейберг, М.А. Ковальчук А.П.Краковский, Г.П. Медведева; Е.В. Змановская; Л.Б. Шнейдер; И.Н Деветьярова; А.А.Александров, В.Д. Менделевич, Г.Р. Сафина и другие. По мнению авторов в образовательных учреждениях увеличивается количество подростков, имеющих те или иные девиации в поведении, наиболее часто наблюдается девиантное поведение следующих видов: асоциальное поведение, алкоголизм, наркомания, воровство и другие.
По мнению Е.В. Змановской, девиантное поведение есть, что иное, как внешнее проявление девиантности, имеющее повторяющуюся форму действий, которые представляют явную угрозу для общества и личности, получая отрицательную оценку общества, но в то же время обладающих высокой значимостью в индивидуальном плане, что объясняется направлением изменений и нарушений в структуре социальных взаимоотношений группы или личности.
Девиантное поведение подразумевает систему поступков, имеющих существенные отклонения от действующих в обществе, правил и норм (правовых, нравственных, этических). Девиантное поведение проявляется как не сбалансированный психический процесс, нарушение самоактуализации, сознательное уклонение от самоконтроля над собственными поступками, действиями и поведением. Девиантное поведение особенно остро проявляется в подростковом возрасте (в силу противоречий этого возраста) и приводит к серьезным нарушениям процессов социализации, обучения и развития.
Значимость проявлений девиантного поведения подростков для общества остро ставит проблему его коррекции. В настоящее время коррекционные мероприятия особенно актуальны для старших подростков, обучающихся средних специальных учебных заведениях.
Под понятием коррекции понимается, как психологическое, так и педагогическое воздействие, которое направленно не только на преодоление или ослабление отрицательных качеств подростка, но так, же на получение необходимых ему положительных качеств. Коррекция, пишет Баженов В.Г. – это процесс или система мер, применяемых по отношению к человеку, для восстановления его жизнедеятельности непосредственно в том случае, когда она нарушена. Психологическая коррекция – это деятельность, которая направлена на формирование необходимых подростку психологических качеств, для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся условиям жизни.
Коррекция девиантного поведения является социально-педагогическим и психологическим комплексом взаимосвязанных, взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентаций, установок и поведения личности, а через неё – на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.
Л.Б. Шнейдер выделяет следующие этапы коррекционной работы в подростковых девиантных группах: формулировка социально-психологической и педагогической трудности; выдвижение гипотез о факторах девиантного поведения; диагностический этап; выбор методов и технологий коррекционной работы; использование методов, методик и технологий коррекционной работы; разработка программы коррекционной работы с подростками; контроль за ходом и эффективностью реализации программы.
Размышляя о принципах психокоррекционной работы Ю.А. Клейберг отмечал, что важно обращать внимание на то, что принцип коррекции должен быть деятельностным, диагностика целостной, педагогическое воздействие прагматичным и своевременным. Ю.А.Клейберг выделял следующие принципы организации и воплощения психокоррекционной работы: целостность диагностики; нормативность развития, системность развития психической деятельности; деятельностный принцип коррекции; высоконравственная гуманистическая направленность психолого-педагогической поддержки; сознание и сострадание; прагматизм психолого-педагогического воздействия; приоритетность превентивности социальных проблем, их профилактика; своевременность психолого-педагогической помощи; профессионализм специалистов; психологов, социальных педагогов, преподавателей и других.
Целью статьи является теоретическое обоснование, создание, реализация и оценка эффективности программы по коррекции девиантного поведения старших подростков.
Коррекция девиантного поведения в практическом плане рассматривалась рядом авторов: Г.И. Макартычевой; Е.В. Шукшиной; Е.С. Тимоновой; Т.Ю. Хромовой и другими. Целью программ является коррекция девиантного поведения подростков, психологическая и социальная адаптация, формирование поведенческих навыков подростков. Основные положения системы коррекционно-психологической работы формируют ее основу, устанавливают логику коррекционного процесса, обозначают единую стратегию и определенную тактику управления процессом коррекции развития и поведения подростков.
Анализ Интернет-ресурсов официальных образовательных учреждений показал актуальность разработки программ коррекции девиантного поведения, в том числе и девиантного поведения подростков.
На основании теоретического анализа психолого-педагогической литературы и опытно-экспериментальной работы авторов по составлению и применению коррекционных программ педагогами-психологами образовательных организаций, для реализации целей и задач данного исследования была разработана и реализована программа коррекции девиантного поведения старших подростков, обучающихся на первом курсе технологического колледжа. При этом предполагалось, что включение подростков в специальные психолого-педагогические условия, создаваемые в процессе реализации программы коррекции, позволяют снизить проявления девиаций.
Анализ психолого-педагогической литературы и программ авторов по коррекции девиантного поведения показывает, что наиболее эффективной формой коррекции является социально-психологический тренинг. Цель тренинга – коррекция девиантного поведения подростков, психологическая и социальная адаптация девиантов, формирование эффективных поведенческих навыков.
Задачи тренинга: формирование ответственности подростков за свои поступки, повышение самооценки, формирование навыков управления своими чувствами, выработка эффективных поведенческих навыков противодействия негативному влиянию окружения в рискованных ситуациях, вовлечение подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию, способную отвлечь их от совершения действий девиантной направленности.
Структура тренинговых занятий: разминка, основная часть – выполнение заданий и упражнений, рефлексия. Время проведения занятия: один час, количество занятий - восемь. Состав участников 30 человек, возраст участников 14-15 лет, 16 юношей, 14 девушек.
Ожидаемые результаты – снижение проявлений девиантного поведения у учащихся колледжа, социальная адаптация, снижение негативных установок и агрессивной направленности подростков.
Работа построена по плану формирующего исследования. На первом этапе которого, применялся блок методик для оценки различных аспектов девиантного поведения: анкета Дроковой С.В. «Взаимоотношения подростка с семьей и сверстниками»., опросник Орла А.Н. «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (СОП), Басс А. и Дарки Э. «Опросник враждебности Басса-Дарки».
Оценка поведенческих проявлений старших подростков осуществлялась путем анкетирования и показывает, что активно взаимодействующих со сверстниками подростков 30%, у них имеется широкий круг общения в группе, 60% подростков общаются в более узком кругу, имеют меньше друзей. Подростки третьей группы (10%) малообщительны, имеют одного-двух друзей, либо не имеют их совсем.
Оценка склонности к отклоняющемуся поведению показывает, что все подростки в исследуемой группе обладают средней степенью склонности к отклоняющемуся поведению, причем средний балл у девушек немного выше (девушки – 62 балла, юноши – 56 баллов). Это свидетельствует о негативных установках, склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, склонности к риску, агрессивной направленности личности, наличии делинквентного потенциала.
Сравнительных анализ индексов агрессивности и враждебности показывает, что индекс агрессивности выше у девушек 28 баллов, у юношей 22 балла, индекс враждебности, напротив, немного выше у юношей 17 баллов, у девушек 12 баллов.
Следовательно, в исследуемой группе подростков имеются предпосылки развития девиантного поведения, склонности к преодолению норм и правил, агрессивному и враждебному поведению.
Оценка эффективности программы коррекции проводилась путем ретестирования тем же набором методик. Полученные результаты позволяют утверждать, что имеются позитивные сдвиги в поведении девиантных подростков:
Анкетирование поведенческих проявлений старших подростков показывает, что количество активно взаимодействующих со сверстниками подростков увеличилось и составило 43%, они имеют широкие контакты с большинством учащихся в группе, количество подростков, общающихся в более узком кругу, имеющих меньше друзей снизилось до 49%. Подростки из третьей, малообщительной группы изменились незначительно (8%).
Показатели склонности к отклоняющемуся поведению снизились (девушки – 53 балла, юноши – 50 баллов). Это свидетельствует о тенденции к формированию установок и стереотипов общепринятых образцов поведения.
Значения индексов агрессивности и враждебности уменьшились, что индекс агрессивности у девушек 21 балл, у юношей 18 баллов; Индекс враждебности у девушек 8 баллов, у юношей 11 баллов. В результате коррекционных воздействий негативные чувства и оценки подростов снизились. Достоверность различий по всем исследуемым параметрам находится на уровне p≤0.05.
Актуальность коррекции девиантного поведения, с одной стороны, связана с усилением девиантной активности подростков, существенная часть которых обучается в средних учебных заведениях. С другой стороны – необходимы новые технологии и модели, направленные на коррекцию девиантного поведения подростков.
Полученные в исследовании результаты свидетельствуют об эффективности социально-психологического тренинга для коррекции девиантного поведения старших подростков.