Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Коррекция и формирование учебной мотивации детей в школе | Крылова Татьяна Валентиновна. Работа №350813

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Формирование и коррекция учебной мотивации у школьников являются важнейшими аспектами педагогической работы, влияющими на успешность обучающего процесса. Учебная мотивация оказывает прямое влияние на познавательную активность детей, их стремление к учёбе, восприятие образовательного процесса и достижения в учебной деятельности. Статья посвящена анализу факторов, влияющих на развитие учебной мотивации у школьников, а также методам и подходам, которые педагоги и педагоги-психологи могут применять для её формирования и коррекции. Рассматриваются основные виды мотивации, трудности, с которыми могут сталкиваться учащиеся, а также практические рекомендации для создания поддерживающей учебной среды.

Ключевые слова: учебная мотивация, дети, школа, педагог-психолог, формирование мотивации, коррекция мотивации, мотивация к учёбе, внутренние и внешние мотивы, психологическая поддержка.

КОРРЕКЦИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ
Крылова Татьяна Валентиновна, педагог-психолог
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Рождественская средняя общеобразовательная школа,
Тверская область, с. Рождество
Аннотация: Формирование и коррекция учебной мотивации у школьников являются важнейшими аспектами педагогической работы, влияющими на успешность обучающего процесса. Учебная мотивация оказывает прямое влияние на познавательную активность детей, их стремление к учёбе, восприятие образовательного процесса и достижения в учебной деятельности. Статья посвящена анализу факторов, влияющих на развитие учебной мотивации у школьников, а также методам и подходам, которые педагоги и педагоги-психологи могут применять для её формирования и коррекции. Рассматриваются основные виды мотивации, трудности, с которыми могут сталкиваться учащиеся, а также практические рекомендации для создания поддерживающей учебной среды.
Ключевые слова: учебная мотивация, дети, школа, педагог-психолог, формирование мотивации, коррекция мотивации, мотивация к учёбе, внутренние и внешние мотивы, психологическая поддержка.
Одним из самых важных аспектов успешного обучения является учебная мотивация, от которой зависит не только уровень успеваемости, но и общее отношение школьников к учебному процессу. Мотивация к учёбе определяет стремление ребёнка к усвоению новых знаний, активность в процессе обучения, а также способность преодолевать трудности. Однако не всегда у школьников наблюдается высокая учебная мотивация, что может негативно сказываться на их обучении и развитии. В такой ситуации задача педагога-психолога заключается в том, чтобы выявить причины низкой мотивации и разработать стратегии, направленные на её коррекцию и формирование. Понимание факторов, влияющих на мотивацию детей, а также использование соответствующих методов и техник, может существенно изменить отношение ребёнка к учёбе и повысить его учебную активность.
Учебная мотивация у детей начальной школы и подростков имеет свои особенности. На начальной стадии обучения мотивация зачастую находится под влиянием внешних факторов, таких как поощрения, оценки и другие внешние стимулы. Однако с возрастом у школьников развивается способность к осознанию своих целей и стремлений, и мотивация становится более внутренней. В этом контексте важно, чтобы педагог понимал, какие факторы могут влиять на формирование внутренней мотивации у детей, а также какие методы могут быть эффективными для её развития и коррекции.
Основные виды мотивации, с которыми педагоги сталкиваются в школьной практике, можно разделить на внутреннюю и внешнюю. Внешняя мотивация связана с внешними стимулами, такими как похвала, награды, оценки или страх наказания. Внутренняя мотивация, в свою очередь, возникает, когда ребёнок учится ради самого процесса обучения, стремится к познанию, самосовершенствованию, удовлетворению от приобретённых знаний. Важно отметить, что эффективное обучение возможно только в том случае, если в учебной мотивации гармонично сочетаются внешние и внутренние мотивы. Внешние стимулы могут быть временно эффективными, но только внутренняя мотивация обеспечит устойчивые успехи в обучении и желаемые результаты на длительный срок.
Одной из причин низкой учебной мотивации у детей является недостаток интереса к учебному процессу. Это может происходить из-за неинтересного содержания уроков, недостаточной связи теоретических знаний с реальной жизнью или отсутствия понимания важности тех или иных дисциплин для будущего. Важно отметить, что в этом случае работа педагога-психолога заключается не только в выявлении проблемы, но и в активной работе с ребёнком, направленной на восстановление его интереса к учебному процессу. Одним из методов, который может быть использован в таких ситуациях, является индивидуальная беседа с ребёнком, во время которой психолог может помочь ему осознать цели его обучения, важность получаемых знаний и помочь сформировать внутреннюю мотивацию.
Не менее важным фактором формирования учебной мотивации является эмоциональный климат в классе и в семье. Взаимодействие детей с учителями и одноклассниками играет значительную роль в их восприятии учебного процесса. Если ребёнок чувствует себя комфортно в классе, его отношение к учебе становится более положительным. Напротив, если в классе преобладают негативные эмоции, например, из-за плохих отношений с учителями или сверстниками, это может привести к снижению мотивации к учёбе. В таких случаях задача педагога-психолога заключается в том, чтобы создать психологически комфортную атмосферу в коллективе, наладить взаимодействие между детьми, а также помочь ребёнку раскрыть свой потенциал и уверенность в себе.
Важно, чтобы мотивация была устойчивой и не зависела от внешних факторов, таких как похвала или оценки. Для этого важно развивать у ребёнка самостоятельность, уверенность в себе и своём успехе. Это можно достичь с помощью поддержки в трудные моменты, похвалы за усилия, а не только за результат, а также вовлечения детей в процесс принятия решений. Например, дети могут быть приглашены к обсуждению того, какие цели они ставят перед собой на ближайшее время и как они могут их достичь.
Методы коррекции учебной мотивации включают как индивидуальную работу с учащимися, так и использование групповых техник. Для детей с низким уровнем мотивации важна помощь в выработке правильного отношения к учёбе. Работа с такими детьми должна быть направлена на развитие у них положительных установок и интереса к учебе. Это можно осуществлять через поощрение, создание возможностей для успеха и активности, использование разных видов деятельности, которые способствуют развитию познавательной активности.
Коррекция мотивации может включать использование различных методов психологического воздействия. Например, использование техник мотивационного интервьюирования, на которых дети могут обсуждать свои желания и цели, может значительно повысить их осознанность в отношении учёбы. Важно, чтобы дети осознали важность собственных усилий и понимали, что только при активном участии в учебном процессе они смогут достичь желаемых результатов.
Кроме того, педагог-психолог может предложить группе различные игры и упражнения, направленные на формирование позитивного отношения к учёбе и уменьшение стресса в процессе обучения. Применение таких методов позволяет развивать у детей позитивное отношение к учёбе, а также снижать уровень тревожности, который может быть препятствием на пути к успеху.
Еще одним важным аспектом коррекции учебной мотивации является работа с родителями. Родительская поддержка и вовлеченность в образовательный процесс значительно влияют на мотивацию детей. Педагоги-психологи могут проводить консультации с родителями, помогая им понять важность их роли в мотивации ребёнка, а также давать рекомендации по созданию благоприятной атмосферы для учебы дома. Родители должны знать, как правильно хвалить ребёнка, какие ожидания ставить перед ним и как мотивировать его, не прибегая к чрезмерным наказаниям или давлениям.
Помимо этого, важную роль в коррекции учебной мотивации играет использование позитивных подкреплений. Вместо того чтобы акцентировать внимание только на недостатках и ошибках, педагогам следует выделять положительные моменты в учебной деятельности, поощрять усердие и стремление ребёнка к обучению. Это способствует формированию у детей уверенности в своих силах и укрепляет их мотивацию.
Практические примеры включают ситуацию, когда ребёнок испытывает трудности с учёбой, и его мотивация значительно снижена. Педагог-психолог может предложить этому ребёнку проговаривать свои чувства, связанные с учебой, а также выработать с ним позитивные установки, касающиеся учебной деятельности. Например, ребёнок может научиться ставить перед собой реальные, достижимые цели, поощрять себя за каждый шаг в их реализации и видеть в учебе не только трудности, но и возможности для роста и самосовершенствования.
Таким образом, коррекция и формирование учебной мотивации у школьников является важнейшей частью педагогической работы. Эффективные методы коррекции мотивации включают как индивидуальную работу с детьми, так и работу с коллективом, использование разнообразных психологических техник и вовлеченность родителей в процесс обучения. Педагог-психолог играет ключевую роль в создании поддерживающей атмосферы, которая способствует развитию внутренней мотивации у детей и их стремлению к учёбе.
Список литературы
Борзенкова О.А., Василенко А.С. Развитие учебной мотивации младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий (теоретический аспект) // Балканско научно обозрение. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-uchebnoy-motivatsii-mladshih-shkolnikov-sredstvami-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-teoreticheskiy-aspekt
Летучева Е.А., Мамедова Л.В., Рочев В.Ф. Развитие учебной мотивации у учащихся начальных классов // Современное педагогическое образование. 2021. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-uchebnoy-motivatsii-u-uchaschihsya-nachalnyh-klassov
Макарычева И.А. Мотивационная сфера школьника. Общее понятие мотива и мотивации в учебной деятельности // Вестник науки и образования. 2018. №4 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsionnaya-sfera-shkolnika-obschee-ponyatie-motiva-i-motivatsii-v-uchebnoy-deyatelnosti
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×