Коррекция и профилактика конфликтов в педагогической среде | Соловьева Анастасия Олеговна. Работа №339723
Тренинг "Коррекция и профилактика конфликтов
в педагогической среде" предназначен для педагогов ДОУ
Цель: предоставление возможности участникам тренинга получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций.
Задачи:
- обучение методам нахождения решения в конфликтных ситуациях;
- помочь участникам научиться непредвзято оценивать конфликтную ситуацию;
- помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности (снять конфликтность в личностно-эмоциональной сфере);
- сплочение конкретного коллектива (в случае если все участники представляют коллектив), развитие умений и навыков командного взаимодействия.
Автор: педагог-психолог ГБДОУ ЛНР «ЯСЛИ-САД №52 «САПОЖОК»
Соловьева А.О.
Тренинг для педагогов ДОУ "Коррекция и профилактика конфликтов
в педагогической среде"
Цель: предоставление возможности участникам тренинга получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций.
Задачи:
- обучение методам нахождения решения в конфликтных ситуациях;
- помочь участникам научиться непредвзято оценивать конфликтную ситуацию;
- помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности (снять конфликтность в личностно-эмоциональной сфере);
- сплочение конкретного коллектива (в случае если все участники представляют коллектив), развитие умений и навыков командного взаимодействия.
Вступление
- Приветствую Вас на практическом занятии, тема которого «Предотвращение и преодоление конфликтных ситуаций в ДОО». Согласитесь, что данная тема очень актуальна, ведь в повседневной жизни мы являемся свидетелями, а зачастую и участниками различных конфликтов, а социально-психологический климат любого коллектива в большинстве случаев зависит от того насколько успешно члены коллектива могут решать возникающие противоречия.
Презентация "Психопрофилактика конфликтов
в образовательном учреждении"
Слайд 1. Уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелось бы осветить такую актуальную тему, как проблема конфликтов в педагогическом коллективе, способы их решения и предотвращения.
Слайд 2. В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.
Основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.
Слайд 3. Все мы, по-возможности, стараемся избегать конфликтных ситуаций, но конфликт выполняет как негативные, так и Позитивные функции:
полностью или
частично устраняет противоречие
между сторонами
; он высвечивает узкие места, нерешенные вопросы. При завершении конфликтов удается полностью или частично разрешить противоречия, лежащие в их основе;
конфликт способствует более
глубокому познанию друг друга
, раскрытию не только непривлекательных черт характера, но и ценного в человеке;
позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию.
конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности;
межличностные конфликты служат одним из средств самоутверждения личности,
формирования ее активной позиции во взаимодействии с окружающими
и могут
способствовать становлению, самоутверждению
, социализации.
Слайд 4. Негативные функции:
неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться
психологическим и физическим насилием;
конфликт как трудная ситуация всегда сопровождается
стрессом
, что не благоприятно сказывается на физическом и психическом состоянии участников конфликта;
конфликт формирует негативный образ другого — «образ врага», который способствует формированию негативной установки по отношению к оппоненту;
конфликты могут
негативно отражаться на эффективности индивидуальной деятельности
оппонентов (участники конфликта обращают меньше внимания на качество работы, учебы)
конфликт закрепляет в социальном опыте личности насильственные способы решения проблем;
конфликты, зачастую, отрицательно влияют на развитие личности.
Слайд 5. Типология конфликтных личностей
«Демонстративные»
Характеризуются стремлением быть всегда в центре внимания, пользовать
ся успехом. Даже при отсутствии каких либо оснований
могут пойти на конфликт, чтобы хоть таким способом быть на виду.
«Ригидные»
Эти люди отличаются честолюбием, завышенной самооценкой, нежеланием и неумением считаться с мнением окружающих. Поведение их отличается бесцеремонностью, переходящей в грубость.
«Неуправляемые»
Эти люди отличаются импульсивностью, непродуманностью, непредсказуемостью поведения,
отсутствием самоконтроля
. Поведение - агрессивное, вызывающее.
«Сверхточные»
Это добросовестные работники, особо скрупулезные, подходящие ко всем (начиная с себя) с позиций завышенных требований. Всякого, кто не удовлетворяет этим требованиям, подвергают резкой критике. Характеризуются повышенной тревожностью, п
роявляющейся в
подозрительности и
крайней
чувствительностью к оценкам со стороны окружающих, особенно руководителей.
«Рационалисты»
Расчетливые люди, готовые к конфликту в любой момент, когда есть реальная возможность достичь через конфликт личных (карьеристских или меркантильных) целей. Долгое время могут исполнять роль беспрекословного подчиненного.
«Безвольные»
Отсутствие собственных убеждений и принципов может сделать безвольного человека орудием в руках лица, под влиянием которого тот оказался. Опасность этого типа происходит из того, что, чаще всего, безвольные имеют репутацию добрых людей, от них не ждут никакого подвоха. В отличие от первых четырех типов, этот тип (как и предыдущий) является "ситуативным", то есть проявляется при создании определенной ситуации.
Слайд 6. Стадии развития конфликта
1 этап – возникновение конфликтной ситуации.
2 этап – развитие конфликта, которое зависит прежде всего от субъективных обстоятельств, в том числе и от личности участвующих в нем.
3 этап – кризис и разрыв отношений между оппонентами. Этот этап в свою очередь состоит из двух фаз: конструктивной и деструктивной.
4 этап – завершение конфликта различными способами и методами.
Слайд 7. Не всегда конфликт - это сугубо негативное явление, есть конструктивные способами регулирования конфликтов в образовательном учреждении:
Разъяснение значимости и важности осуществления инноваций для образовательного учреждения и для самого педагога.
Организация и проведение переговоров с конфликтующей стороной.
Участие руководителей образовательного учреждения в разрешении конфликтной ситуации в качестве медиатора (посредника).
Использование
опосредованных (непрямых)
приемов воздействия на поведение оппонента.
Использование приемов конструктивной критики.
Слайд 8. Методы, позволяющие снять напряжение
«Переключения» на другой вид деятельности – связан с двигательной активностью, требующей физического напряжения, благодаря которой сжигается адреналин.
«Визуализации» – мысленно выразите свои чувства и переживания человеку, который вызвал негативную реакцию.
«Заземление» – представьте: гнев входит в вас от оппонента как пучок отрицательной энергии. Затем представьте себе, как эта энергия опускается в ноги и свободно уходит в землю.
«Уменьшение оппонента в росте» – представьте себе, что в ходе общения ваш оппонент настолько уменьшается в росте, что превращается в комок грязи, на который можете наступить, а голос его при этом становится все слабее и слабее. В результате он покажется менее значительным и влиятельным.
Слайд 9. Упражнение «Настроение» относится к методам арт-терапии, то есть терапии творчеством– очень эффективном направлении: возьмите цветные фломастеры или карандаши и расслабленной левой рукой начните рисовать любой рисунок: линии, пятна, фигуры и т.п. Постарайтесь полностью погрузиться в свои переживания, т.е. выбрать и провести линии в соответствии со своим настроением, как бы материализуя на бумаге свои переживания. Зарисовав весь лист бумаги, переверните его и на обратной стороне напишите 8-10 слов, отражающих ваше настроение (переживание). Пишите те слова, которые первыми приходят в голову, долго не думая. Затем еще раз посмотрите на рисунок, как бы заново переживая свое состояние, перечитайте слова и энергично, с удовольствием разорвите его. Скомкайте изорванные куски листа и вбросьте их в мусорное ведро.
Слайд 10.
«Мой дом» («моя комната»). Для его реализации необходимо сесть, расслабиться и начать строить в воображении свой любимый дом или комнату с видом на речку, озеро, лес или куда-то еще. Обставьте его, как вы хотите, представьте свое кресло, любимое место в нем. Запомните его и мысленно уходите в него отдыхать в любое время в течение дня. Побудьте в нем 5-7 минут, и вы ощутите прилив сил
.
Слайд 12. Управление конфликтом представляет собой сознательную деятельность по отношению к нему, осуществляемую на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной. Важно не блокировать развитие противоречия, а стремиться разрешить его конструктивными способами.
Тесты, опросники на оценку уровня конфликтности личности
А теперь перейдем к практической части нашего занятия. Я предлагаю вам поучаствовать в упражнении.
Упражнение «Праздничный пирог» мини-тест
Данное упражнение позволит вам определить свою стратегию поведения в конфликтной ситуации.
Представьте себе, что к вам на день рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом, украшенным шоколадными фигурками, дольками засахаренных фруктов. Торт небольшой, его надо разрезать. Как вы как именинник себя поведете?
Варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения:
1. Откажетесь разрезать, попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть. (Избегание.)
2. Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок – не важно, себе – лучший. (Конкуренция.)
3. Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется. (Приспособление.)
4. Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудничество.)
5. Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы бы съели. (Компромисс.)
Выбрали? Давайте разберем каждую стратегию.
Стиль конкуренции (доминирование, соперничество, борьба, напористость) может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы.
Этот стиль можно использовать, если:
исход конфликта очень важен для вас и вы делаете большую ставку на решение возникшей проблемы в свою пользу;
вы обладаете достаточной властью и авторитетом и вам представляется очевидным, что предлагаемое вами решение — наилучшее;
вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;
Однако следует иметь в виду, что это не тот стиль, который можно использовать в близких личных отношениях, так как, кроме отчуждения, он ничего больше не сможет вызвать. Его также нецелесообразно использовать в ситуации, когда вы не обладаете достаточной властью, а ваша точка зрения по какому-то вопросу расходится с точкой зрения более значимого лица;
Стиль сотрудничества (кооперация, интеграция) можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы.
Цель его применения — разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать эмоции.
Стиль компромисса, суть которого в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне. Этот стиль наиболее эффективен, если обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо (например, стремление занять одну и ту же должность или одно и то же помещение).
вас может устроить временное решение, так как нет времени для выработки другого или другие подходы оказались неэффективны;
компромисс позволит вам хоть что-то получить; 4.
Стиль уклонения (уход, избегание, игнорирование) реализуется обычно, когда проблема для вас не столь важна, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем и не хотите тратить время и силы на ее решение. Этот стиль реализуется также в тех ситуациях, когда одна из сторон обладает большей властью, либо понимает, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Стиль уклонения рекомендуется в ситуациях, когда:
Не следует думать, что этот стиль всегда является бегством от проблемы или уклонением от ответственности, так как часто за какой-то промежуток времени проблема может разрешиться сама собой или стороны смогут заняться ею позже, когда будут обладать достаточным объемом информации;
Стиль приспособления (уступчивость) означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать свои собственные интересы в целях сглаживания и восстановления нормальной атмосферы. Этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела важен для другой стороны и не очень существенен для вас, и тогда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.
8. Упражнение «Другими словами»
В этом упражнении вам предлагается поработать над неконструктивными установками в общении с другими людьми, которые зачастую приводят к возникновению или еще большему усугублению конфликта. Обычно нас раздражает, а порой и просто выводит из себя, когда другой человек говорит нам фразы типа: "Ты должен...", "Это твоя обязанность...", "С тобой невозможно разговаривать...", "Ты безответственный человек" и т.п.
Эти и подобные ты-высказывания приводят к возникновению барьеров общения, увеличению напряжения. Поэтому очень важно, особенно в конфликтной ситуации, отслеживать неконструктивные установки в общении.
Я - высказывание – это культурный, этичный способ выражения нашего отношения к какой-либо ситуации. Чтобы этот способ начал «работать» на практике, требуется сознательная установка на обучение и тренировку, пока он не станет подсознательным навыком.
Этот способ помогает удерживать свою позицию, не превращая другого человека в вашего противника.
Я - высказывание может быть полезно в любой обстановке, но особенно, когда вы рассержены, раздражены, в плохом настроении или недовольны чем-то.
Сейчас я вам раздам листочки с высказываниями ваша задача перефразировать ряд неконструктивных утверждений в конструктивные.
Ты-сообщение
Я-сообщение
Прекратите мельтешить перед глазами!
Мне очень трудно сосредоточиться, когда кто-то ходит "туда-сюда"
«Вы по-настоящему меня раздражаете – постоянно опаздываете на мой урок».
Когда вы опаздываете на урок, меня это расстраивает, потому что приходится повторять еще несколько раз, что мы уже сделали на уроке из-за чего теряется много драгоценного времени».
Прекрати мне хамить!
Когда я слышу грубости в свой адрес, у меня вообще пропадает желание общаться и хочется уйти
Убери за собой со стола!
Мне не нравится, когда на столе остается грязная посуда
Оденься теплее!
Я беспокоюсь за твое здоровье.
Ты опять пришел домой в 11 вечера!
Я очень волнуюсь, когда тебя нет дома в 11 вечера
Было просто или сложно перефразировать?
Притча «Коробочка»
Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек.
Когда это удалось страннику, то он был потрясен тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь.
Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же, как он, бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, он видел совсем другое. Как так?
- Ты просто смотрел с другой стороны, — был ответ.
Мораль притчи такова - все мы разные: у каждого из нас свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, что наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов (барьеров в общении).