Коррекция лексико-грамматического строя речи: рекомендации для родителей | Кацалап Татьяна Викторовна. Работа №343809. Номер работы: №343809
Аннотация. В статье представлены рекомендации для родителей по коррекции лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется роли семьи в формировании правильных речевых навыков, а также методам и приемам, которые могут помочь в развитии речи ребенка. Рассматриваются основные принципы взаимодействия родителей и детей, направленные на формирование лексических и грамматических навыков через ежедневное общение и игры.
Ключевые слова: лексико-грамматический строй речи, коррекция речи, дошкольники, логопедическая работа, рекомендации для родителей.
КОРРЕКЦИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ: РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Кацалап Татьяна Викторовна, учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №181» г. Нижний Новгород
Аннотация. В статье представлены рекомендации для родителей по коррекции лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется роли семьи в формировании правильных речевых навыков, а также методам и приемам, которые могут помочь в развитии речи ребенка. Рассматриваются основные принципы взаимодействия родителей и детей, направленные на формирование лексических и грамматических навыков через ежедневное общение и игры.
Ключевые слова: лексико-грамматический строй речи, коррекция речи, дошкольники, логопедическая работа, рекомендации для родителей.
Формирование лексико-грамматического строя речи у ребенка — это важный этап его речевого развития. Дошкольный возраст является периодом интенсивного накопления словарного запаса и освоения правил грамматики родного языка. Однако у детей с речевыми нарушениями, такими как общее недоразвитие речи (ОНР) или фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН), этот процесс может быть затруднен. Важно понимать, что коррекционная работа над лексико-грамматическим строем речи должна проводиться не только на занятиях с логопедом, но и в повседневной жизни, где родители играют ключевую роль.
Ежедневное общение с близкими взрослыми оказывает значительное влияние на формирование у ребенка правильных речевых навыков. Именно через общение с родителями ребенок осваивает лексико-грамматический строй языка: запоминает новые слова, учится правильно строить предложения, использовать различные грамматические формы. Поэтому родителям важно быть осведомленными о том, как можно помочь ребенку в развитии речи и корректировать его речевые ошибки.
Коррекция лексико-грамматического строя речи требует от родителей терпения и последовательности. Обычные повседневные ситуации могут стать эффективным инструментом для развития речи, если они наполнены речевыми упражнениями и играми. Например, родители могут использовать прогулки, чтение книг, совместные игры и даже бытовые действия, такие как приготовление пищи, для того чтобы обогащать словарный запас ребенка и учить его правильно использовать грамматические конструкции.
Одним из самых эффективных методов коррекции лексико-грамматического строя речи является систематическая работа по расширению словарного запаса ребенка. Родителям рекомендуется активно обсуждать с ребенком события, которые происходят вокруг, задавать вопросы и предлагать ему описывать увиденное. Например, во время прогулки можно обсудить окружающую природу, предложив ребенку назвать предметы и явления, а затем объяснить их свойства или действия. Это помогает не только развивать лексический запас, но и тренировать умение использовать существительные, глаголы и прилагательные в правильной форме.
Другой важный аспект коррекционной работы — это развитие у ребенка навыков построения предложений и рассказов. Родителям рекомендуется задавать ребенку вопросы, требующие развернутого ответа, стимулировать его к пересказу прочитанного текста или рассказу о своем дне. Важно поддерживать ребенка в его попытках составлять длинные и сложные предложения, исправляя его ошибки мягко и ненавязчиво. Например, если ребенок неправильно использует падеж или склоняет существительное, родитель может повторить его фразу в правильной форме, не акцентируя внимания на ошибке, но давая верный образец для подражания.
Особое внимание следует уделять играм, которые способствуют коррекции грамматических навыков. Например, игра в «магазин», где ребенок должен использовать в речи правильные формы существительных в различных падежах, помогает ему освоить эту грамматическую категорию в естественной и увлекательной обстановке. Подобные игры не только развивают речевые навыки, но и делают процесс обучения интересным и мотивирующим для ребенка.
Дети с речевыми нарушениями, такими как ОНР или ФФН, нуждаются в особом подходе со стороны родителей. Им требуется больше времени и внимания для усвоения лексико-грамматических правил, и родителям важно учитывать это при организации речевой работы. Логопед может предложить специальные упражнения и игры, которые помогут ребенку освоить сложные для него грамматические формы или расширить словарный запас. Однако не менее важным является создание в семье речевой среды, которая будет поддерживать и развивать те навыки, которые ребенок получает на логопедических занятиях.
Родителям детей с ОНР рекомендуется обращать особое внимание на правильное произношение и грамматическое оформление речи ребенка. Например, если ребенок склонен пропускать предлоги или употреблять слова в неверной форме, важно мягко поправлять его, давая правильный образец. Вместе с тем необходимо избегать чрезмерной критики, так как это может вызвать у ребенка негативное отношение к процессу речевого развития и снизить его мотивацию к обучению.
Другая важная задача родителей — это поддерживать ребенка в освоении новых речевых навыков через регулярные повторения и закрепления. Например, если логопед дал упражнение на формирование правильных грамматических конструкций, родители могут выполнять его дома, адаптируя под повседневные ситуации. Это может быть обсуждение семейных фотографий или описание игрушек, с которыми играет ребенок. Такие занятия помогают ребенку закрепить полученные знания и применять их в реальной жизни.
Одним из ключевых факторов успешной коррекции лексико-грамматического строя речи у детей является создание благоприятной речевой среды в семье. Родителям важно говорить с ребенком четко и понятно, стараясь использовать правильные речевые конструкции и разнообразный словарный запас. Окружение ребенка качественной речью способствует тому, что он постепенно усваивает нормы языка и начинает применять их в своей речи.
Регулярное чтение книг — это также важный элемент речевого развития. Родителям следует не только читать ребенку, но и обсуждать прочитанное, задавать вопросы по содержанию, побуждать ребенка пересказывать или придумывать свои истории. Это помогает развивать у ребенка навыки связной речи и тренировать грамматические конструкции в естественном контексте.
Итак, коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с речевыми нарушениями — это сложный и многогранный процесс, в котором важнейшую роль играют родители. Их участие в речевом развитии ребенка создает необходимые условия для успешной коррекции речевых нарушений и помогает детям овладеть правильной речевой моделью. Важнейшим элементом успешной работы является создание речевой среды, где ребенок получает возможность учиться и развивать свои речевые навыки в комфортной и поддерживающей обстановке.
Список литературы
1. Болдырева В. Э. Специфика логопедического воздействия по формированию лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / В. Э. Болдырева, З. Э. Мустафаева // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 450-451.
2. Ханафина Г. Р. Особенности словаря признаков у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня / Г. Р. Ханафина, А. С. Иванова // Молодой ученый. — 2016. — № 22 (126). — С. 256-259.