Коррекция мелкой моторики для детей с ТНР | Пищета Ольга Анатольевна. Работа №318967
Современные ученые доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движение пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Если у ребенка развитие зрительно-моторной координации и тонкой моторики рук не соответствует возрасту, есть патология, то такие дети нуждаются в особенно тщательной подготовке к обучению. Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Помимо пальчиковой гимнастики мои воспитанники один раз в неделю занимаются " Су-Джок" терапией. Надеюсь моя статья вам в этом поможет.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 50 г. Челябинска»
454015 г.Челябинск, ул. Шагольская, квартал 1, 6-Б ИНН 7448172943 КПП 744801001 ОГРН 1147448012403 почта: madou.50@mail.ru
План
работы
по теме самообразования «Коррекция мелкой моторики у детей с ТНР»
Воспитатель: Пищета О.А.
Челябинск, 2023
Тема: «Коррекция мелкой моторики у детей с ТНР»
Актуальность: Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.
Чем больше ребенок умеет, хочет и стремиться делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка.
Письмо называют базовым навыком, т. е. навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе. Вот почему параметром школьной зрелости является уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и легкость формирования навыка письма. Письмо – это сложный координированный навык, требующей слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации всего тела.
Для того чтобы ребенок легко и успешно учился в школе, он должен легко и без напряжения говорить. А тренировка движений пальцев рук, в свою очередь, оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
Кора головного мозга состоит из нескольких частей, каждая из которых за что-то отвечает. Есть в коре головного мозга такая часть, которая определяет двигательные характеристики. Третья доля этой части коры головного мозга занимает двигательные способности кистей рук и расположена совсем рядом с речевой зоной мозга. Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребенка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. В связи с этим ряд ученых называют кисти рук «органами речи», как и артикуляционный аппарат. Поэтому, чтобы у ребенка была хорошо развита речь, следует тренировать не только органы речи, но и мелкую моторику.
Цель: Развитие мелкой моторики рук, оказывающей благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно-пространственной координации, активизация познавательной и речемыслительной деятельности. Подготовка к письму.
Задачи:
Улучшить общую двигательную активность;
Содействовать нормализации речевой функции;
Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
Создавать эмоционально - комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми;
Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики;
Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Месяц
Неделя
Содержание работы
Работа с родителями
Отметка о выполнении
Сентябрь
3
Изучение методической литературы и сбор материала по данной теме
Консультация «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
4
Изучить состояние руки каждого ребенка, его умения и навыки.
Октябрь
1
Обрывная аппликация
«Осень».
Пальчиковая игра «Черепаха». (с шариком су-джок)
Консультация родителей по пальчиковой гимнастике в домашних условиях
2
Д/и с сыпучими материалами («сухой бассейн», ищем игрушку, рисуем на крупе)
3
Подготовка руки к письму «Штриховки»
4
Заучивание пальчиковых игр «Осень», «Овощи».
Ноябрь
1
Игры, пальчиковые упражнения
Пальчиковая игра «Ёжик». (с шариком су-ждок)
Консультации для родителей «Зачем нужны шнуровки»
2
Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы.
3
игра «Магазин бумажных игрушек». Показать образцы фигур из бумаги, которые могут сделать дети (пилотка, галка, кораблик)
4
Пальчиковый театр
Декабрь
1
Заучивание потешек сопровождающих
пальчиковые игры:
«Пять веселых
поросят», «Семья»,
«Капуста» и др.
Консультация на стенде «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?»
2
Пальчиковый театр.
Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик».
(с массажными кольцами су-джок)
3
Лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.).
4
Рисование с использованием шаблонов, трафаретов.
Январь
2
Лепки из пластилина
Консультация для родителей « Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
3
Игры с кубиками, пазлами, конструктором, мозаикой.
4
Массаж кистей рук.
Пальчиковая игра с шариком Су - Джок.
Февраль
1
Конструирование из бумаги в технике оригами
Пополнение
развивающей среды
в группе
материалами по
развитию мелкой
моторики у детей.
2
Массаж пальцев эластичным кольцом (су-джок)
3
Экспериментальная
деятельность:
познание свойств
предметов быта,
природного
материала (орехи,
фасоль, крупа,
мука, прищепки,
пластиковые
крышки, бумага).
4
Март
1
Выполнение продуктивной
деятельности (нетрадиционные
техники) «Веселые картины»
Огранизация выставки: игры, способствующие развитию мелкой моторики»
2
Рисуем пальцами «Узоры на подносе»
3
Рисование по клеточкам.
Пальчиковая игра с шариком Су - Джок.
4
Игра «Буква растет».
Апрель
1
Индивидуальная работа
Папка – передвижка «Рисуем без кисточки»
2
Массаж кистей рук
Массаж пальцев эластичным кольцом .
3
Лепка из солёного теста.
4
Выкладывание узоров или геометрических фигур из шерстяных или холщевых ниток разной толщины и длины на бархатной бумаге.
Май
1
Игра «Бумажные поделки».
Отчет о проделанной
работе, выступление
на родительском
собрании.
2
Игра «Собери бусы»
Пальчиковая игра «Зайки на лужайке». (с шариком)
3
Пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте»
4
Складывание в бутылочку
Самореализация:
Формирование картотеки…….
Выступление на семинаре с темой…..
Мастер – класс, открытое занятие…..
Пункты могут изменяться, в зависимости от ваших планов!!!!!
Список изучаемой литературы: