Коррекция нарушений познавательной деятельности у дошкольников с НОДА с использованием инновационных видов конструкторов | Ермолаева Елена Владимировна. Работа №346787
Автор: Ермолаева Елена Владимировна
В коррекционно-педагогическом процессе важная роль принадлежит способу подачи материала в привлекательных для детей видах деятельности. Особое место принадлежит формированию конструктивной деятельности детей, которая содержит высокий коррекционный и развивающий потенциал. В данной статье раскрываются особенности конструктивных умений и навыков детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, описывается опыт использования инновационных видов конструкторов «Фанкластик», GIGO и «Бабашки». Также указываются особенности применения данных видов конструкторов в свободной деятельности дома и в детском саду, на занятиях по конструированию, на специально организованных занятиях по дополнительному образованию.
Коррекция нарушений познавательной деятельности
у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата с использованием инновационных видов конструкторов
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №365»
г. Нижнего Новгорода
Ермолаева Елена Владимировна
«Любая мысль заканчивается движением.
Неподвижный ребенок не обучается!»
И.П. Павлов
Реформирование системы специального образования делает возможным интеграцию детей с особенностями психофизического развития в общество. В тоже время, современное общество выдвигает новые требования к качеству помощи, обеспечение преемственности и непрерывности дошкольного и начального образовательных звеньев.
Необходимость совершенствования организации коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата (в том числе и детским церебральным параличом) актуальна, так как эта патология имеет тенденцию к росту, особенно в рамках ухудшения неврологического статуса новорождённых. Детский церебральный паралич (далее ДЦП) уже много лет является одним из лидеров при определении инвалидности детей дошкольного возраста. Современные педагоги и исследователи в области коррекции нарушений детей с ДЦП (Мастюкова Е.М., Мамайчук И.И., Левченко И.Ю. и др.) отмечают эффективность комплексной реабилитации во всестороннем развитии ребёнка в соответствии с его возможностями. В коррекционно-педагогическом процессе важная роль принадлежит способу подачи материала в привлекательных для детей видах деятельности. Особое место принадлежит формированию конструктивной деятельности детей, которая содержит высокий коррекционный и развивающий потенциал.
Развитие конструктивной деятельности является необходимой предпосылкой подготовленности детей к школе, так как в процессе работы развиваются и корректируются все стороны ребенка (познавательная, эмоционально - волевая, моторная, личностная). Успешность физического, умственного и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня развития конструктивной деятельности детей, что подтверждает содержание ФАОП ДО для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Данный документ предполагает широкий спектр использования конструктивного материала в работе с дошкольниками (деревянный конструктор, ЛЕГО, пластмассовые конструкторы с разнообразными способами креплений и др.)
В коррекционной педагогике накоплен определенный педагогический опыт работы по организации детской деятельности, пропедевтике и развитию конструктивных навыков с дошкольниками ДЦП (Коноваленко С.В.). На сегодняшний день актуальность поднятой проблемы вызвана апробированием инновационных средств, обеспечивающих более продуктивную педагогическую деятельность а именно использование конструкторов «Фанкластик», ГИГО и «Бабашки». Применение этих конструкторов было начато в МБДОУ «Детский сад №365» в 2021 году на базе комбинированной группы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в рамках реализации дополнительной образовательной программы «Знайка», в организованной конструктивной деятельности и в свободной детской деятельности.
Целью нашей работы было развитие конструктивных навыков и коррекция нарушений познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата с помощью инновационных конструкторов «Фанкластик», GIGO и «Бабашки».
Задачи, поставленные педагогами группы отражали направления комплексного воздействия на данную категорию детей:
1. Создавать психологический комфорт и развивать эмоционально - волевую сферу.
2. Развивать сенсорно-тактильную и моторную сферы при использовании конструкторов из разных материалов и способов соединения.
3. Повышать речевую активность и коммуникативную функцию через обогащение речи по темам построек.
4. Развивать пространственное мышление и начальные навыки программирования.
5. Развивать умение решать творческие задачи через наглядное обучение элементарным инженерным навыкам.
6. Воспитывать желание трудиться, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.
7. Формировать интерес к конструированию всех участников образовательной деятельности (воспитанники, педагоги и родители).
Ведущим в клинической картине у воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата является двигательный дефект, который сочетается с нарушениями познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, нарушениями речи и других анализаторных систем: зрения, слуха, тактильного и кинестетического восприятия.
При всем разнообразии заболеваний опорно-двигательного аппарата у большинства детей наблюдаются сходные проблемы:
н
еравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальной недостаточности, т.е. отмечается недостаточность одних интеллектуальных функций, задержка разви
тия других, сохранность третьих;
значительно
сниженный запас сведени
й и представлений об окружающем,
з
атруднения познания окружающего мира в процессе предметно
– практической деятельности,
с
нижение
(
или отсутствие
)
п
отребности в
познании, общении
;
р
азличные формы речевых
отклонений
, в
большинстве с
дизартрическим
компонентом
;
н
арушение координированной деятельности
различных
анализаторных систем
;
н
арушения мыше
чного тонуса, ощущений движений,
а иногда н
евозможност
ь произвольных движений, наличие насильственных движений, н
арушения ра
вновесия и координации движений;
н
изкая работоспособность, замедленность, истощаемость психических процессов, трудности переключения.
п
овышенная эмоциональная возбудимость, раздражител
ьно
сть, капризность
, с
лабость волевых усилий и мотивации.
Формирование конструктивной деятельности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата построена на базе основополагающих методологических принципов, изложенных в трудах Л.С. Выготского, В.И. Лубовского, У.В. Ульенковой, Е.М. Мастюковой, И.Ю. Левченко:
е
динство коррекции и развития
;
у
чет возрастных психологических и индив
идуальных особенностей развития;
к
омплексность подхода к коррекции нарушений
;
д
ифференцированный подход, в данном случае реализация этого принципа предполагает учет клинических форм заболевания, включение в деятельность пораженного двигательно-кинестетического анализатора;
л
ичностно-ориентированный подход, основанный на признании развития личности и деятельности, а также деятельности в качестве движущей силы развития ребенка;
о
бязательное включение двигательно-кинестетического анализатора в процесс коррекционно-развивающей работы;
н
епосредственная зависимость динамики кор
рекционной работы с детьми с НОДА
от успешного взаимодействия педагогов и родителей.
Конструкторы «Фанкластик» использовались на основе элементов парциальной программы по конструированию Лыковой И.А. «Весь мир в руках твоих». Комплект для творчества и конструирования GIGO использовался в работе на основе методической разработки Галановой А.С. «Развивающие наборы GIGO BLOKS для детского сада». Методика «Пространственное моделирование» Плахотникова С.Н. определила варианты обучения детей пространственному моделированию с помощью конструктора «Бабашки».
Педагоги группы использовали методические разработки не в полном объёме, некоторые элементы вошли в ДОП «Знайка» и использовались в учебной и самостоятельной организованной конструктивной деятельности. В каждой технологии были выбраны доступные для детей игры и упражнения, интересные игровые ситуации на основе построек и механизмов.
Например, изучая тему «Транспорт», дети создают не только объемное изображение машины, но и выполняют сюжетную постройку дома, гаража и т.п. В конце занятия происходит обыгрывание постройки, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта.
Однако использование конструкторов осложнялось трудностями в скреплении, обхватывании и удержании деталей, отсутствием навыка работы ведущей рукой и обеими руками; низкой речевой активностью детей как по объяснению планирования и выполнения постройки, так и в процессе игры. У детей группы отмечалась низкая работоспособность, неустойчивость внимания, неумение выполнять задания в соответствии с поставленной целью и доводить их до конца. Дети с трудом осуществляли перенос полученных навыков в новые условия деятельности, даже при оказании соответствующей помощи со стороны взрослого. В связи с эти трудностями содержание работы было разделено на этапы.
На первом этапе формировался навык ориентации в деталях, умение называть, различать по цвету и форме, овладевать навыками классификации. Затем воспитанники учились удерживать детали и соединять между собой разными способами. Воспитателю было необходимо обучать словесному обозначению пространственного расположения предметов используя предлоги: на, над, под, около.
Перед началом конструирования обязательно дается словесное описание данного образца, с указанием на его существенные детали. В конце занятий рекомендуется соответствующим образом обыгрывать каждую выполняемую постройку. Важно было учить детей убирать детали конструктора в коробки, расставлять на места, тем самым обозначая окончание работы. Воспитатель предлагал не только созидание конструкции, но и её «поломку» или разбор. Разбирание поделки несёт важную психологическую функцию, которая нацеливает на следующую интересную конструктивную деятельность.
В процессе разбирания и создания конструкции обращается внимание на то, чтобы ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата активно использовал ведущую руку, активизировал движения тонкой моторики, осуществлял зрительный контроль за выполняемыми действиями.
На втором этапе дети обучались планомерному обследованию образцов – моделей, выделение их существенных признаков. Дети обучались эффективным способам конструирования с использованием развернутых действий с деталями предмета в виде прикладывания к образцам, приставления и примеривания. Обращалось внимание детей на использование пространственных и метрических признаков предметов (форма, объем, величина) в процессе конструирования. Одновременно обогащался словарный запас ребенка словами – терминами, обозначающими форму предмета: квадрат, прямоугольник, ромб, овал, круг.
На третьем этапе дети учатся анализировать образец, выделять в нем существенные элементы, постройки, воспринимать словесную инструкцию и выполнять ее, используя детали конструктора, выполнять действия по показу, по памяти, по словесной инструкции. На этом этапе дети учатся правильно называть пространственные отношения: «наверху», «внизу», «слева», справа», а также воспроизводить в постройках пропорциональные взаимоотношения деталей.
На этом этапе обучения конструированию значительно усложняется перцептивная задача, стоящая перед ребенком. Сложность конструирования с образца состоит в том, что исключаются предметно – практические действия детей с деталями, и ориентировочно – исследовательская деятельность ребенка в процессе обследования образцов превращается в интеллектуальное действие.
На четвертом этапе происходит обучение детей использованию усвоенных способов конструирования, формируется умение составлять рассказ о будущей постройке, о выполненной постройке, об игре с постройкой.
Поставленные задачи реализуются последовательно. Переход на следующий этап осуществляется при усвоении ребенком предыдущего.
Работа по коррекции нарушений познавательного развития с помощью конструирования проводилась систематически – 1 раз в неделю в кружке «Знайка», 1 раз в неделю конструирование проводилось как часть занятия и 2 раза в неделю самостоятельная деятельность вне учебных занятий.
Дети смогли преодолеть свою закомплексованность, неуверенность, научились легко вступать в контакт в игровой ситуации и иногда самостоятельно организовывать игру. Частично преодолено нарушение моторики, пространственной ориентировки, наметились позитивные сдвиги в сенсорном восприятии, обогатился словарь, поскольку планомерная целенаправленная работа по конструированию обеспечивает достижение следующих результатов:
- ребенок знает все виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе GIGO, разбирается в конструктивных особенности различных деталей Бабашек;
- способен оценивать правильность выполнения действия и корректировать изделие при необходимости - элементы Фанкластика;
- значительно повысились показатели мелкой моторики рук, очевидна аккуратность в исполнении работ;
- дети дольше удерживают в памяти план конструкции, используют воображение, логически дополняют детали;
- появились первые успехи в использовании пространственного воображения при видоизменении или исправлении постройки;
- дети демонстрируют познавательные, интеллектуальные и творческие способности;
- умеют формулировать поставленную задачу конструкции и успешно оречевляют ход деятельности.
Использование современных инновационных конструкторов позволяет соединить элементы познания, игры и экспериментирования. Это позволяет решить в одной деятельности комплекс дидактических, воспитательных, коррекционных задач: стимулировать двигательную активность, расширять функциональные возможности кистей рук, совершенствовать тонкую моторику, расширять пассивный и активный словарь, расширять запас представлений об окружающем, развивать познавательные процессы, сенсорные функции, пространственные и временные представления, формировать математические представления и, в конечном итоге, готовить ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата к школьному обучению.
Коррекция нарушений познавательной деятельности дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата с помощью конструирования оказывается эффективной только в результате целенаправленной многоступенчатой коррекционной работы, включающей использование инновационных видов конструктора, таких как «Фанкластик», «Бабашки» и GIGO в свободной деятельности дома и в детском саду, на занятиях по конструированию, на специально организованных занятиях по дополнительному образованию.
Используемая литература:
1. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013.
2. Никитин Е.С. Конструктор фанкластик. Учебный курс Технология игрового конструирования – С. 36 7. Magformers Книга идей. – С. 30.
3.Коваленко С.В. ДЦП: Конструктивная деятельность детей. – Изд. Книголюб. - 88 стр. – 2007.
4.Лыкова И.А. Парциальная программа интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Фанкластик: весь мир в руках твоих (Познаем, конструируем, играем)».
Интернет-источники
Учебно-методический материал содержится на сайте производителя наборов
Фанкластик
http://fanclastic.ru
/
:
видео-инструкции, материалы для рассказывания, комплект необходимых деталей для сборки каждой конструкции
Плахотников
С. Методика пространственного моделирования.
http://babashki.ru
/