Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Коррекция нарушений речи у дошкольников через развивающие возможности детского рисования | Ульяничева Ирина Вячеславовна. Работа №352502

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Коррекция нарушений речи у дошкольников является важным и неотъемлемым элементом работы педагогов-дефектологов и логопедов. Одним из эффективных методов коррекции является использование развивающих возможностей детского рисования. Это не только творческий процесс, но и важная часть психолого-педагогического воздействия, способствующая формированию и развитию различных навыков речи у детей. В статье рассматривается роль рисования как средства коррекции речевых нарушений у дошкольников, а также конкретные методики, примеры и рекомендации для логопедов и воспитателей, направленные на использование рисунка в коррекционной работе.

Ключевые слова: Коррекция нарушений речи, дошкольники, детское рисование, развивающие возможности, методики, логопедическая работа, психолого-педагогическое воздействие, речевые нарушения.

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЕТСКОГО РИСОВАНИЯ
Ульяничева Ирина Вячеславовна, учитель-логопед
МАДОУ Детский сад № 16 г. Кириши Ленинградской области
Аннотация: Коррекция нарушений речи у дошкольников является важным и неотъемлемым элементом работы педагогов-дефектологов и логопедов. Одним из эффективных методов коррекции является использование развивающих возможностей детского рисования. Это не только творческий процесс, но и важная часть психолого-педагогического воздействия, способствующая формированию и развитию различных навыков речи у детей. В статье рассматривается роль рисования как средства коррекции речевых нарушений у дошкольников, а также конкретные методики, примеры и рекомендации для логопедов и воспитателей, направленные на использование рисунка в коррекционной работе.
Ключевые слова: Коррекция нарушений речи, дошкольники, детское рисование, развивающие возможности, методики, логопедическая работа, психолого-педагогическое воздействие, речевые нарушения.
Коррекция нарушений речи у дошкольников является одной из важнейших задач в раннем развитии детей. Нарушения речи в дошкольном возрасте могут проявляться в различных формах: от заикания и дислалии до более сложных проблем, таких как дизартрия или алалия. Причины таких нарушений могут быть разными, включая физиологические и психологические факторы, поэтому подходы к коррекции также должны быть многогранными. Одним из таких подходов является использование детского рисования как инструмента для стимулирования и коррекции речевого развития. Это метод, который позволяет не только развивать творческие способности ребенка, но и активно воздействует на развитие его речи, улучшая как фонетические, так и грамматические аспекты.
Детское рисование – это не просто процесс создания картинки, это целый комплекс психоэмоциональных и когнитивных процессов, которые активно связаны с речью. В процессе рисования дети учат и развивают многие важные аспекты своей речи. Во-первых, это активизация словарного запаса. Ребенок, рисуя что-либо, активно использует различные наименования объектов, их свойства, действия. Процесс рисования помогает ребенку находить правильные слова для описания объектов, что способствует развитию их связной речи.
Кроме того, рисование активирует сенсорную и моторную память, что также важно для формирования речи. Когда ребенок рисует, он активно работает руками, что способствует развитию мелкой моторики, которая напрямую связана с речевым аппаратом. В то же время, работа с цветами, формами и пространственными отношениями помогает развивать абстрактное мышление, которое является необходимым для правильного формирования речи. Психологи и логопеды давно заметили, что тесная связь между развитием моторики и речи позволяет эффективнее решать задачи по коррекции нарушений речи у детей.
Методика использования рисования в логопедической практике базируется на нескольких принципах. Во-первых, важно использовать рисование как средство общения с ребенком. Создавая рисунок, ребенок может рассказать о нем, обсудить процесс его создания, что активизирует речь и способствует развитию грамматических конструкций. Логопед в процессе такого общения может помочь ребенку формулировать правильные предложения, правильно строить их, развивать словарный запас и укреплять навык согласования частей речи.
Во-вторых, рисование предоставляет широкие возможности для работы с артикуляционными нарушениями. Для детей с проблемами произношения важно разрабатывать не только их словарный запас, но и навыки точного произношения звуков. В процессе рисования логопед может предложить детям выполнять специальные артикуляционные упражнения, связанные с изображаемыми объектами. Например, рисуя животных, ребенок может одновременно проговаривать звуки, характерные для этих животных, что помогает развивать артикуляцию. Это одновременно и увлекательно, и полезно, поскольку включает в себя как игровую, так и коррекционную составляющие.
Третье важное направление, связанное с рисованием, – это развитие связной речи. При рисовании ребенок часто описывает свою работу, объясняет, что изображено на рисунке, рассказывает историю, связанную с изображенным объектом. В процессе таких бесед ребенок учится строить сложные предложения, правильно использовать временные формы глаголов, совершенствует грамматический строй речи. Логопед может направлять беседу, задавая вопросы, побуждая ребенка к более полному и подробному описанию изображаемых объектов, что способствует развитию связной речи и логического мышления.
Еще одной важной функцией рисования является помощь детям с нарушением пространственного восприятия и ориентации. Для детей с дизартрией или алалией может быть полезно выполнение упражнений на рисование в разных плоскостях: вертикальных и горизонтальных линиях, работе с формами и пропорциями. Такие упражнения развивают чувство пропорции и помогает детям лучше осознавать структуру и форму окружающего мира, что в свою очередь способствует развитию речи. Рисование в данном контексте становится не только творческим процессом, но и способом обучения пространственным отношениям, что также важно для формирования правильной речи.
Важным аспектом работы с детским рисованием является использование рисунков как наглядного материала для работы с детьми. Это помогает удерживать внимание ребенка, делает занятия более яркими и привлекательными. Например, на рисунке можно отметить определенные звуки или буквы, с которыми у ребенка возникают трудности. Также можно использовать изображения для развития слухового внимания и фонематического слуха. Логопед может предложить ребенку находить на картинке определенные предметы, называя их и выделяя звуки, что способствует улучшению фонематического восприятия.
На практике, используя методику рисования, логопед может разрабатывать разнообразные игры и упражнения. Например, можно предложить ребенку нарисовать то, что он слышит. Логопед произносит звуки или слова, а ребенок рисует то, что ему кажется подходящим к этому звуку. Это упражнение развивает не только фонематическое восприятие, но и воображение ребенка. Кроме того, рисование может быть использовано для тренировки мелкой моторики, что, как уже говорилось, является важным аспектом коррекции речи.
Использование развивающих возможностей рисования в коррекционной работе с детьми требует от логопеда гибкости и креативности. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его интересы и предпочтения, потому что только в этом случае занятия будут максимально эффективными. Задача педагога – создать комфортные условия для работы, где ребенок будет чувствовать себя уверенно, не боясь ошибиться. Это способствует не только развитию речи, но и развитию личности ребенка в целом.
Таким образом, рисование – это мощный и универсальный инструмент для работы с детьми, особенно когда речь идет о коррекции речевых нарушений. Оно помогает развивать не только речь, но и мышление, восприятие, память, моторику. Использование рисования в логопедической работе с детьми позволяет создать уникальные условия для комплексного развития ребенка, что делает этот метод незаменимым в практике дошкольного образования. Важно помнить, что процесс коррекции нарушений речи требует времени, терпения и последовательности, а использование таких творческих методов, как рисование, способствует установлению тесного контакта с ребенком и делает занятия более увлекательными и результативными.
Список литературы
Авдонина Э. Арт-терапия как средство коррекция речи детей дошкольного возраста // Scientific progress. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/art-terapiya-kak-sredstvo-korrektsiya-rechi-detey-doshkolnogo-vozrasta
Забара Л.И., Якина Л.Н. Арт-терапия как инновационная технология социально-педагогической деятельности с детьми: к проблеме теории и методологии // Педагогическое образование в России. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/art-terapiya-kak-innovatsionnaya-tehnologiya-sotsialno-pedagogicheskoy-deyatelnosti-s-detmi-k-probleme-teorii-i-metodologii
Кириллова М. К., Новгородова Ю. О. Практикоориентированная модель коммуникативной компетентности в контексте арт-терапевтической помощи детям дошкольного возраста с общим недоразвитие речи // The Scientific Heritage. 2021. №60-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praktikoorientirovannaya-model-kommunikativnoy-kompetentnosti-v-kontekste-art-terapevticheskoy-pomoschi-detyam-doshkolnogo-vozrasta
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×