Коррекция нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами детской художественной литературы | Сулова Регина Наилевна. Работа №342543
В статье рассматриваются методы коррекции нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи – «ОНР». средствами детской художественной литературы. Анализируются теоретические основы использования литературных произведений для развития речевых навыков у детей. Описаны конкретные методики и приемы, направленные на улучшение лексико-грамматических навыков, логичности и последовательности высказываний. Приведены примеры эффективных литературных произведений и практические рекомендации по их применению в коррекционной работе. Исследование подтверждает высокую эффективность детской художественной литературы в комплексной терапии речевых нарушений у дошкольников с ОНР.
Ключевые слова: дошкольное образование, художественная литература, общее недоразвитие речи, учащиеся дошкольных учреждений, связность речи.
Коррекция нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами детской художественной литературы
Актуальность. В статье рассматриваются методы коррекции нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи – «ОНР». средствами детской художественной литературы. Анализируются теоретические основы использования литературных произведений для развития речевых навыков у детей. Описаны конкретные методики и приемы, направленные на улучшение лексико-грамматических навыков, логичности и последовательности высказываний. Приведены примеры эффективных литературных произведений и практические рекомендации по их применению в коррекционной работе. Исследование подтверждает высокую эффективность детской художественной литературы в комплексной терапии речевых нарушений у дошкольников с ОНР.
Ключевые слова: дошкольное образование, художественная литература, общее недоразвитие речи, учащиеся дошкольных учреждений, связность речи.
Актуальность темы коррекции нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) средствами детской художественной литературы обусловлена значительным увеличением числа детей с речевыми нарушениями. По данным различных исследований, до «30% детей дошкольного возраста» имеют те или иные проблемы с речью, что негативно сказывается на их общем развитии, социальной адаптации и успеваемости в школе [2, с.47].
Целью данного исследования является изучение эффективности использования детской художественной литературы для коррекции нарушений связной речи у дошкольников с ОНР. Задачи исследования включают перечень профильных пунктов. Во-первых, анализ теоретических основ общего недоразвития речи. Во-вторых, изучение роли детской художественной литературы в развитии речи детей. В-третьих, разработка методики использования литературных произведений для коррекции речевых нарушений. В-четвертых, проведение экспериментального исследования и оценка его результатов.
Общее недоразвитие речи (ОНР) представляет собой «сложное речевое расстройство», при котором нарушены все компоненты речевой системы, где фонетика, лексика, грамматика и связная речь. ОНР характеризуется поздним началом речевого развития, бедностью словарного запаса, аграмматизмами и трудностями в построении связных высказываний [1, с.33].
Причины возникновения ОНР могут быть различными: «органические поражения головного мозга, генетическая предрасположенность, неблагоприятные социальные условия, недостаток речевого общения в семье» и т.д. Механизмы нарушения речевого развития включают недостаточность фонематического слуха, слабость артикуляционного аппарата и нарушение процессов обобщения и систематизации [4, с.62].
Детская художественная литература играет важную роль в развитии речи дошкольников. Чтение книг способствует расширению словарного запаса, формированию грамматических навыков и развитию связной речи. Кроме того, литературные произведения оказывают положительное влияние на эмоциональное и нравственное развитие детей, стимулируют их воображение и творческое мышление.
Психолого-педагогические основы использования художественной литературы включают принципы «доступности, занимательности и соответствия возрастным особенностям детей». Важно выбирать произведения, которые вызывают интерес у ребенка, содержат яркие образы и понятный сюжет [3, с.98].
Методика использования детской художественной литературы для коррекции нарушений связной речи у дошкольников с ОНР основывается на следующих принципах. Систематичность, где занятия должны проводиться регулярно, с постепенным усложнением материала. Комплексность, где работа должна включать развитие всех компонентов речевой системы (фонетики, лексики, грамматики). Индивидуальный подход, где учет особенностей каждого ребенка, его уровня речевого развития и интересов.
Выборка исследования включала 30 детей в возрасте от 4 до 6 лет с диагнозом «общее недоразвитие речи». Дети были разделены на две группы: экспериментальную - 15 человек и контрольную - 15 человек. В экспериментальной группе проводились занятия с использованием детской художественной литературы, в контрольной группе использовались традиционные методы коррекции речи [6, с.31].
Для диагностики уровня развития связной речи использовались следующие методики. Тест на понимание текста, где детям предлагалось прослушать короткий рассказ и ответить на вопросы по его содержанию. Тест на пересказ, где детям предлагалось пересказать услышанный текст своими словами. Оценка грамматических навыков, где анализ высказываний детей на предмет наличия аграмматизмов.
Критерии оценки включали количество правильных ответов на вопросы, полноту и последовательность пересказа, а также наличие грамматических ошибок. Анализ полученных данных показал значительное улучшение показателей связной речи у детей из экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой. Дети из экспериментальной группы демонстрировали более высокий уровень понимания текста, лучше справлялись с пересказом и реже допускали грамматические ошибки. Полученные результаты подтверждают эффективность использования детской художественной литературы для коррекции нарушений связной речи у дошкольников с ОНР. Литературные произведения способствуют развитию всех компонентов речевой системы, стимулируют интерес к чтению и общению.
Сравнение с результатами других исследований показывает схожие тенденции, где использование художественной литературы положительно влияет на развитие речи детей. Однако необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и подбирать произведения в соответствии с его интересами и уровнем речевого развития.
По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, около «20-25% детей дошкольного возраста» имеют те или иные речевые нарушения. Среди них наиболее распространены задержка речевого развития (ЗРР), общее недоразвитие речи (ОНР) и фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН). Эти нарушения могут оказывать негативное влияние на успеваемость детей в школе и их социальную адаптацию [8, с.90].
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики «Росстат», в 2021 году в России насчитывалось около «7 миллионов детей дошкольного возраста». Из них примерно «1,5 миллиона детей» посещали дошкольные образовательные учреждения. Важно отметить, что наличие речевых нарушений у детей часто требует специализированной помощи логопедов и дефектологов [7, с.123].
Детская художественная литература играет важную роль в развитии речи дошкольников. Рассмотрим основные аспекты этого влияния. Расширение словарного запаса. Чтение книг помогает детям знакомиться с новыми словами и выражениями. Литературные произведения содержат разнообразные лексические единицы, которые дети могут использовать в своей речи. Освоение грамматических структур. Через чтение дети учатся правильно строить предложения, согласовывать слова по родам, числам и падежам. Литературные тексты демонстрируют разнообразие синтаксических конструкций. Развитие связной речи. Чтение и пересказ литературных произведений способствует развитию навыков связного высказывания. Дети учатся логически выстраивать свои мысли, последовательно излагать события и делать выводы.
Формирование литературного мышления. Литература стимулирует развитие воображения и творческого мышления у детей. Они учатся понимать метафоры, аллегории и другие литературные приемы.
Эмоциональное развитие. Литературные произведения помогают детям лучше понимать свои эмоции и чувства других людей. Это способствует развитию эмпатии и эмоционального интеллекта.
В России проведено «ряд профильных исследований», посвященных роли детской художественной литературы в развитии речи дошкольников [10, с.57].
Исследование Н.И. Гуткиной. Автор анализирует влияние чтения на речевое развитие детей. Исследование показало, что регулярное чтение книг способствует увеличению словарного запаса и улучшению грамматических навыков у детей.
Исследование Е.А. Екжановой. Автор рассматривает методику использования сказок для коррекции речевых нарушений у дошкольников. Результаты исследования подтвердили эффективность сказкотерапии для развития связной речи и уменьшения аграмматизмов у детей.
Исследование Т.В. Ахутина. Автор изучает влияние чтения на формирование литературного мышления у детей. Исследование показало, что дети, регулярно слушающие литературные произведения, демонстрируют более высокий уровень творческого мышления и лучше справляются с задачами на понимание текста.
Диагностика уровня развития связной речи у дошкольников с ОНР включает использование различных методов и приемов, направленных на выявление особенностей речевого развития ребенка. Рассмотрим основные методы диагностики:
Наблюдение. Наблюдение за речевой деятельностью ребенка в различных ситуациях (игра, общение с взрослыми и сверстниками, выполнение заданий) позволяет выявить особенности его связной речи. Важно фиксировать количество и качество использованных слов, грамматических конструкций, а также логичность и последовательность высказываний.
Анкетирование родителей. Анкетирование родителей помогает получить информацию о речевом развитии ребенка в домашних условиях. Вопросы анкеты могут касаться частоты чтения книг, любимых литературных произведений, уровня понимания текста и умения пересказывать услышанное.
Тестирование. Тестирование включает использование специально разработанных методик для оценки уровня развития связной речи. Примеры таких методик: «Методика изучения связной речи дошкольников» (А.Н. Гвоздев), «Методика оценки связной речи» (Е.М. Макарова). Тесты могут включать задания на пересказ текста, составление рассказа по картинке, ответы на вопросы по содержанию произведения [9, с.44].
Анализ продуктов деятельности: Анализ рисунков, поделок, рассказов и других продуктов деятельности ребенка позволяет выявить уровень развития его речевых навыков и способность логически выстраивать свои высказывания.
Оценка уровня развития связной речи у дошкольников с ОНР включает использование различных методов, направленных на определение степени сформированности речевых навыков. Рассмотрим основные методы оценки.
Качественный анализ высказываний. Качественный анализ включает оценку логичности и последовательности высказываний ребенка, использование лексических единиц и грамматических конструкций. Важно учитывать наличие ошибок в построении предложений и согласовании слов.
Количественный анализ. Количественный анализ включает подсчет количества слов в высказываниях ребенка, частоту использования различных частей речи (существительные, глаголы, прилагательные) и грамматических конструкций (простые и сложные предложения).
Оценка понимания текста. Оценка понимания текста включает задавание вопросов по содержанию произведения и анализ ответов ребенка. Важно учитывать полноту и точность ответов, способность делать выводы и обобщения.
Использование шкал оценки. Шкалы оценки позволяют количественно определить уровень развития связной речи у ребенка. Примеры таких шкал: «Шкала оценки связной речи дошкольников» (Е.М. Макарова), «Шкала оценки речевого развития» (Н.И. Гуткина). Шкалы включают критерии оценки логичности высказываний, использования лексики и грамматики [6, с.].
Рассмотрим примеры использования детской художественной литературы для диагностики и оценки уровня развития связной речи у дошкольников с ОНР. Сказка «Колобок». После прочтения сказки можно задать ребенку вопросы по содержанию («Кто испек Колобка?», «Кого встретил Колобок в лесу?») и предложить пересказать сказку своими словами. Анализ пересказа позволяет выявить уровень логичности и последовательности высказываний. Стихотворение А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый». Чтение стихотворения помогает оценить способность ребенка к запоминанию текста и воспроизведению ритмических структур. Можно предложить ребенку нарисовать иллюстрацию к стихотворению и рассказать о своем рисунке. Рассказ К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха». После прочтения рассказа можно предложить ребенку инсценировать фрагменты произведения вместе с другими детьми. Анализ взаимодействия детей позволяет оценить их коммуникативные умения и способность к связному высказыванию [2, с.50].
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы. Детская художественная литература является эффективным средством коррекции нарушений связной речи у дошкольников с ОНР. Регулярное чтение и обсуждение литературных произведений способствует развитию всех компонентов речевой системы. Индивидуальный подход и систематичность занятий являются ключевыми факторами успешной коррекционной работы. Рекомендации для практикующих логопедов и педагогов включают активное использование детской художественной литературы в работе с детьми с ОНР, подбор произведений в соответствии с возрастными особенностями и интересами детей, а также проведение занятий в игровой форме.
Библиографический список
1. Иванова, Е. П. Коррекция речевых нарушений у дошкольников: методические рекомендации / Е. П. Иванова, А. В. Петрова. — М.: Просвещение, 2020. — 150 с.
2. Сидорова, Н. А. Использование детской литературы в логопедической работе с дошкольниками / Н. А. Сидорова // Логопед в детском саду. — 2019. — № 3. — С. 45-50.
3. Кузнецова, Т. И. Методы коррекции связной речи у детей с ОНР: учебное пособие / Т. И. Кузнецова, О. В. Смирнова. — СПб.: Питер, 2021. — 200 с.
4. Петрова, А. В. Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы / А. В. Петрова // Вестник логопедии и дефектологии. — 2022. — № 58. — С. 60-65.
5. Зайцева, М. Н. Теоретические основы коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОНР / М. Н. Зайцева // Современные проблемы науки и образования. — 2023. — № 101. — С. 75-80.
6. Федорова, Ю. В. Практические аспекты использования детской литературы в работе с детьми с ОНР / Ю. В. Федорова // Дошкольное образование и воспитание. — 2020. — № 45. — С. 30-35.
7. Соколова, Л. А. Комплексный подход к коррекции речевых нарушений у дошкольников / Л. А. Соколова // Образование и наука в XXI веке: материалы международной научной конференции (Москва, 2021 г.). — М.: МГУ, 2021. — С. 120-125.
8. Николаева, И. Г., Смирнова, О. В. Детская художественная литература как средство развития речи у дошкольников с ОНР / И. Г. Николаева, О. В. Смирнова // Психология и педагогика: исследования и практика. — 2024. — № 12. — С. 90-95.
9. Васильева, Е. К., Козлова, Т. И., Орлова, М. Н. Коррекционная работа с детьми с ОНР: использование сказок и рассказов / Е. К. Васильева, Т. И. Козлова, М. Н. Орлова // Логопед в детском саду: теория и практика. — 2023. — № 15. — С. 40-45.
10. Романова, А. П., Беляева, Е. В., Соловьева, М. Ю. Эффективность применения художественной литературы в коррекции связной речи у дошкольников / А.П Романова, Е.В Беляева, МЮ Соловьева // Современные проблемы логопедии и дефектологии: сборник статей международной научно-практической конференции (Казань, 2022 г.). — Казань: Казанский федеральный университет, 2022. — С 55-60.