Коррекция психомоторного развития у старших дошкольников с речевыми нарушениями | Василенко Юлия Николаевна. Работа №230095
Автор: Василенко Юлия Николаевна
Нарушение речевой функции - это одно из отклонений, существенно сказывающихся на всех сторонах жизни и деятельности человека. Все психические процессы развиваются с прямым участием речи, поэтому поражение речевой функции часто сопряжено с отклонениями в психическом развитии. При этом в трудах Вайзман Н.П., Павлова И.П., Эльконина Б.Д. отмечается, что у ребенка, в силу пластичности мозга, полученный органический дефект может быть скомпенсирован при благоприятных условиях среды.
Исследованиями таких ученых как Выготский Л.С., Горская И. Ю., Дворкин П.С., Карпова Н.В. показана взаимосвязь общей и речевой моторики, прямая зависимость развития речи от двигательной активности ребенка.
В настоящее время известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Поскольку развитие моторики и экспрессивной речи происходит у ребенка в тесном единстве, то под влиянием коррекционной работы, моторика и речь могут изменяться почти параллельно друг другу, исходя из анатомических и функциональных связей речи с двигательной функциональной системой.
Актуальной проблемой в настоящее время является тенденция к увеличению количества детей, имеющих отклонения в психическом и физическом развитии. Успешное преодоление этих отклонений у детей возможно только при комплексном подходе всех специалистов учреждения, то есть интеграции деятельности инструктора по физической культуре, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, воспитателей, старшей медсестры, врача-психиатра, врача-педиатра.
Коррекция психомоторного развития у старших дошкольников с речевыми нарушениями
Нарушение речевой функции - это одно из отклонений, существенно сказывающихся на всех сторонах жизни и деятельности человека. Все психические процессы развиваются с прямым участием речи, поэтому поражение речевой функции часто сопряжено с отклонениями в психическом развитии. При этом в трудах Вайзман Н.П., Павлова И.П., Эльконина Б.Д. отмечается, что у ребенка, в силу пластичности мозга, полученный органический дефект может быть скомпенсирован при благоприятных условиях среды.
Исследованиями таких ученых как Выготский Л.С., Горская И. Ю., Дворкин П.С., Карпова Н.В. показана взаимосвязь общей и речевой моторики, прямая зависимость развития речи от двигательной активности ребенка.
В настоящее время известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Поскольку развитие моторики и экспрессивной речи происходит у ребенка в тесном единстве, то под влиянием коррекционной работы, моторика и речь могут изменяться почти параллельно друг другу, исходя из анатомических и функциональных связей речи с двигательной функциональной системой.
Актуальной проблемой в настоящее время является тенденция к увеличению количества детей, имеющих отклонения в психическом и физическом развитии. Успешное преодоление этих отклонений у детей возможно только при комплексном подходе всех специалистов учреждения, то есть интеграции деятельности инструктора по физической культуре, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, воспитателей, старшей медсестры, врача-психиатра, врача-педиатра.
Таким образом, коррекция недостатков двигательной сферы может быть эффективной при условии мобилизации всех компенсаторных возможностей детей с нарушением речевой функции и интеграции деятельности всех специалистов.
Можно отметить характерные особенности двигательной сферы детей:
Общая соматическая
ослабленность
;
Замедленное развитие локомоторных функций;
Отставание в развитии двигательной сферы:
-
гипер
- или гиподинамия;
- мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;
- нарушение общей моторики, особенно ациклических движений;
- нарушение мелкой моторики;
- общая скованность и замедленность выполнения движений;
-
дискоординация
движений;
-
несформированность
функции равновесия;
- недостаточное развитие чувства ритма;
- нарушение ориентировки в пространстве;
- замедленность процесса освоения новых движений;
- нарушение осанки, плоскостопие;
- отставание в развитии основных физических качеств: сила, ловкость, быстрота;
- трудности выполнении движений по словесной инструкции;
- при воспроизведении движения, нарушают последовательность элементов действия, опуская его составные части и др.
Учитывая актуальность вопроса развития и коррекции двигательной сферы старших дошкольников, я определила цель предстоящей работы: коррекция двигательной сферы у старших дошкольников.
В связи с этим, я поставила перед собой следующие задачи:
Разработать технологию коррекции двигательной сферы у детей 5-7 лет.
Разработать систему интегрированных занятий, направленных на коррекцию психомоторики детей.
Для реализации технологии коррекции двигательной сферы детей определила основные направления работы:
Комплексная диагностика
Коррекционно-развивающая работа
Консультирование специалистов, родителей
Определение эффективности коррекционно-развивающей работы.
Основные этапы реализации работы
Диагностический этап
- Определение уровня развития двигательной активности в самостоятельных видах деятельности; диагностика уровня развития общей и мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве
Коррекционно-развивающий этап
- Развитие физ. качеств детей в группе и на прогулке; развитие статической и динамической координации; организация развивающих подвижных игр, развитие ориентировки в пространстве. Формирование музыкально-ритмических движений; чувства ритма и динамической координации; использование
психогимнастики
, элементов музыкотерапии и двигательных импровизаций детей. Развитие крупной и мелкой моторики на
физкультминутках; проведение релаксации, пальчиковой, дыхательной и артикуляционной гимнастик; обучение детей элементам самомассажа пальцев рук и языка, логопедический массаж. Формирование двигательного
праксиса
; развитие общей и мелкой моторики; развитие межполушарного взаимодействия через
кинезиологические
упражнения; выполнение статических и динамических поз.
Заключительный (результативный) этап -
Приближение к норме уровня развития двигательной активности в самостоятельных видах деятельности; уровня развития мелкой моторики рук и ориентировки в пространстве.
Диагностический этап
Программно-методическое оснащение диагностического этапа
На диагностическом этапе работы использую методику Мухиной "Шире круг", которые нацелены на исследование отдельных компонентов движения. Среди них: статическая и динамическая координация; скорость (быстрота движений); ритмичность движений; мелкая моторика. Для более полной диагностики двигательной сферы детей использовала дополнительно диагностические задания на определение уровня развития общей моторики и ориентировки в пространстве.
Диагностический этап включает:
Первичная диагностика (сентябрь)
- Особенности психомоторного развития детей
- Особенности развития речи
- Разработка индивидуальных маршрутов сопровождения детей по коррекции
Промежуточная комплексная диагностика (декабрь-январь)
- Углубленная диагностика речевой и психомоторной сферы
- Объективная оценка продвижения детей
- Коррекция индивидуальных маршрутов
- Разработка рекомендация для педагогов и родителей по обеспечению интегративного подхода в коррекции двигательной сферы детей
Итоговая диагностика через интегрированные занятия (май)
- Оценка эффективности технологии коррекции двигательной сферы
- Систематизация базы данных структурных отклонений психофизического развития детей и индивидуальных маршрутов сопровождения детей
- Понимание роли каждого специалиста в минимизировании проблем развития детей
Коррекционно-развивающий этап
Программно-методическое оснащение процесса коррекции двигательной сферы детей
Системообразующей единицей работы по коррекции двигательной сферы детей я определила комплексно-тематическое планирование интегрированных занятий, ведущим принципом которого является интеграция познавательно-речевой и физической деятельности детей.
Данные занятия проводятся 1 раз в месяц и являются итогом всей коррекционно-педагогической работы с детьми за этот период времени. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их планированием и разработкой работали все специалисты детского сада.
Структура интегрированного занятия включает 7 частей:
вводная беседа и разминка.
артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие фонематического восприятия;
упражнения на развитие координации речи с движением;
лексико-грамматические игры;
упражнения на развитие двигательных умений и навыков;
подвижные и малоподвижные игры;
релаксация.
Необходимо выделить следующие требования к структуре интегрированных занятий:
-четкость, компактность, сжатость учебного материала;
-продуманность и логическая взаимосвязь закрепляемого материала разделов программы на каждом занятии;
-взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
-большая информативная ёмкость материала, используемого на занятии;
-систематичность и доступность материала;
-необходимость соблюдения временных рамок занятия.
Вся коррекционно-развивающая работа содержит 3 блока
1 блок. Работа с детьми
Коррекция двигательной сферы детей осуществляется во всех формах организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками:
Занятия: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные
Утренняя оздоровительная гимнастика
Подвижные игры и упражнения
Спортивные игры и упражнения
Игры-эстафеты и игры с элементами соревнования
Организованная и самостоятельная двигательная активность детей на прогулке и в группе
Физкультминутки на занятиях
Корригирующая гимнастика после дневного сна
Музыкально-ритмические движения
Логоритмическая
гимнастика
Физкультурные досуги, развлечения, дни здоровья
Интегрированные занятия
Дополнительные образовательные услуги
2 блок. Работа со специалистами
Задача: координировать работу всех специалистов детского сада, направленную на коррекцию двигательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. Данное направление реализовывается в следующих формах деятельности:
Консультации:
- «Организация индивидуальной работы по коррекции двигательной сферы у детей в условия группы»;
- «Нарушения двигательной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»;
- «Зависимость развития психики ребенка и его физических показателей»;
- семинар-практикум по мышечному расслаблению с элементами психогимнастики;
- «Рекомендации по оптимизации взаимодействия с детьми на занятиях» и т.д.
3 блок. Работа с родителями
Задачи: улучшение понимания родителями особенностей состояния двигательной сферы своего ребенка; развитие умения оказывать физическую помощь своему ребенку в целях осуществления коррекции двигательной сферы ребенка в семье.
Данное направление реализовывается в следующих формах организации:
Консультации:
- «Особенности развития двигательной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья и пути ее коррекции»;
- «Значение уровня развития двигательной сферы к обучению в школе»;
- «Понятие спортивной психологии»;
- «Формирование мотивации спортивных достижений» и т.д.
Практикумы:
- привлечение к участию в совместных с детьми мероприятиях;
- «На веселую зарядку все выходим по порядку» - пути осуществления коррекции двигательной сферы в условиях семьи.
- «Что такое психогимнастика?» и т.д.
Тренинги:
- «Навстречу друг другу»
- «Радуга здоровья»
- «Вместе весело шагать…»
- «Профилактика утомления» и т.д.
Используемая литература:
Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. - М.. 1930. Т. 1. – 342с.
Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Под ред. М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. — М., 1999. – С.12 – 22.
Потапчук А.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. – С. Пб, 2003.- 176 с.
Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. — СПб.: КАРО, 2006.—92с.
Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников // Дошкольное воспитание – 2005 - №1 – С.60 – 63.
Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников: психогимнастика, пальчиковые упражнения, программа развития интеллекта. – М., 2003. – 48с.
Тумакова Н., Мицкевич А. Артикуляционная гимнастика // Дошкольное воспитание – 2005 - №6 – С.86 – 88.
Шишкина В. А. Движение + движения: Кн. для воспитателя дет. сада.— М.: Просвещение, 1992.— 96