Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Коррекция психомоторного развития у старших дошкольников с речевыми нарушениями | Василенко Юлия Николаевна. Работа №230095

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Василенко Юлия Николаевна
Нарушение речевой функции - это одно из отклонений, существенно сказывающихся на всех сторонах жизни и деятельности человека. Все психические процессы развиваются с прямым участием речи, поэтому поражение речевой функции часто сопряжено с отклонениями в психическом развитии. При этом в трудах Вайзман Н.П., Павлова И.П., Эльконина Б.Д. отмечается, что у ребенка, в силу пластичности мозга, полученный органический дефект может быть скомпенсирован при благоприятных условиях среды.

Исследованиями таких ученых как Выготский Л.С., Горская И. Ю., Дворкин П.С.,  Карпова Н.В. показана взаимосвязь общей и речевой моторики, прямая зависимость развития речи от двигательной активности ребенка. 

В настоящее время известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Поскольку развитие моторики и экспрессивной речи происходит у ребенка в тесном единстве, то под влиянием коррекционной работы, моторика и речь могут изменяться почти параллельно друг другу, исходя из анатомических и функциональных связей речи с двигательной функциональной системой.

Актуальной проблемой в настоящее время является тенденция к увеличению количества детей, имеющих отклонения в психическом и физическом развитии. Успешное преодоление этих отклонений у детей возможно только при комплексном подходе всех специалистов учреждения, то есть интеграции деятельности инструктора по физической культуре, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, воспитателей, старшей медсестры, врача-психиатра, врача-педиатра.

Коррекция психомоторного развития у старших дошкольников с речевыми нарушениями

 

Нарушение речевой функции - это одно из отклонений, существенно сказывающихся на всех сторонах жизни и деятельности человека. Все психические процессы развиваются с прямым участием речи, поэтому поражение речевой функции часто сопряжено с отклонениями в психическом развитии. При этом в трудах Вайзман Н.П., Павлова И.П., Эльконина Б.Д. отмечается, что у ребенка, в силу пластичности мозга, полученный органический дефект может быть скомпенсирован при благоприятных условиях среды.

Исследованиями таких ученых как Выготский Л.С., Горская И. Ю., Дворкин П.С.,  Карпова Н.В. показана взаимосвязь общей и речевой моторики, прямая зависимость развития речи от двигательной активности ребенка. 

В настоящее время известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Поскольку развитие моторики и экспрессивной речи происходит у ребенка в тесном единстве, то под влиянием коррекционной работы, моторика и речь могут изменяться почти параллельно друг другу, исходя из анатомических и функциональных связей речи с двигательной функциональной системой.

Актуальной проблемой в настоящее время является тенденция к увеличению количества детей, имеющих отклонения в психическом и физическом развитии. Успешное преодоление этих отклонений у детей возможно только при комплексном подходе всех специалистов учреждения, то есть интеграции деятельности инструктора по физической культуре, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, воспитателей, старшей медсестры, врача-психиатра, врача-педиатра.

Таким образом, коррекция недостатков двигательной сферы может быть эффективной при условии мобилизации всех компенсаторных возможностей детей с нарушением речевой функции и интеграции деятельности всех специалистов.

Можно отметить характерные особенности двигательной сферы детей:

Общая соматическая

ослабленность

;

Замедленное развитие локомоторных функций;

Отставание в развитии двигательной сферы:

-

гипер

- или гиподинамия;

- мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;

- нарушение общей моторики, особенно ациклических движений;

- нарушение мелкой моторики;

- общая скованность и замедленность выполнения движений;

-

дискоординация

движений;

-

несформированность

функции равновесия;

- недостаточное развитие чувства ритма;

- нарушение ориентировки в пространстве;

- замедленность процесса освоения новых движений;

- нарушение осанки, плоскостопие;

- отставание в развитии основных физических качеств: сила, ловкость, быстрота;

- трудности выполнении движений по словесной инструкции;

- при воспроизведении движения, нарушают последовательность элементов действия, опуская его составные части и др.

 Учитывая актуальность вопроса развития и коррекции двигательной сферы старших дошкольников, я определила цель предстоящей работы: коррекция двигательной сферы у старших дошкольников.

В связи с этим, я поставила перед собой следующие задачи:

Разработать технологию коррекции двигательной сферы у детей 5-7 лет.

Разработать систему интегрированных занятий, направленных на коррекцию психомоторики детей.

Для реализации технологии коррекции двигательной сферы детей определила основные направления работы:

Комплексная диагностика

Коррекционно-развивающая работа

Консультирование специалистов, родителей

Определение эффективности коррекционно-развивающей работы.

Основные этапы реализации работы

Диагностический этап

 - Определение уровня развития двигательной активности в самостоятельных видах деятельности; диагностика уровня развития общей и мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве

Коррекционно-развивающий этап

 - Развитие физ. качеств детей в группе и на прогулке; развитие статической и динамической координации; организация развивающих подвижных игр, развитие ориентировки в пространстве. Формирование музыкально-ритмических движений; чувства ритма и динамической координации; использование

психогимнастики

, элементов музыкотерапии и двигательных импровизаций детей. Развитие крупной и мелкой моторики на

физкультминутках; проведение релаксации, пальчиковой, дыхательной и артикуляционной гимнастик; обучение детей элементам самомассажа пальцев рук и языка, логопедический массаж. Формирование двигательного

праксиса

; развитие общей и мелкой моторики; развитие межполушарного взаимодействия через

кинезиологические

упражнения; выполнение статических и динамических поз.

Заключительный (результативный) этап - 

Приближение к норме уровня развития двигательной активности в самостоятельных видах деятельности; уровня развития мелкой моторики рук и ориентировки в пространстве.

 Диагностический этап

Программно-методическое оснащение диагностического этапа

На диагностическом этапе работы использую методику Мухиной "Шире круг", которые  нацелены на исследование отдельных компонентов движения. Среди них: статическая и динамическая координация; скорость (быстрота движений); ритмичность движений; мелкая моторика. Для более полной диагностики двигательной сферы детей использовала дополнительно диагностические задания на определение уровня развития общей моторики и ориентировки в пространстве.

Диагностический этап включает:

Первичная диагностика (сентябрь)

- Особенности психомоторного развития детей

- Особенности развития речи

- Разработка индивидуальных маршрутов сопровождения детей по коррекции 

Промежуточная комплексная диагностика (декабрь-январь)

- Углубленная диагностика речевой и психомоторной сферы

- Объективная оценка продвижения детей

- Коррекция индивидуальных маршрутов

- Разработка рекомендация для педагогов и родителей по обеспечению интегративного подхода в коррекции двигательной сферы детей

Итоговая диагностика через интегрированные занятия (май)

- Оценка эффективности технологии коррекции двигательной сферы

- Систематизация базы данных структурных отклонений психофизического развития детей и индивидуальных маршрутов сопровождения детей

- Понимание роли каждого специалиста в минимизировании проблем развития детей

 

Коррекционно-развивающий этап

Программно-методическое оснащение процесса коррекции двигательной сферы детей

Системообразующей единицей работы по коррекции двигательной сферы детей я определила комплексно-тематическое планирование интегрированных занятий, ведущим принципом которого является интеграция познавательно-речевой и физической деятельности детей.

Данные занятия проводятся 1 раз в месяц и являются итогом всей коррекционно-педагогической работы с детьми за этот период времени. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их планированием и разработкой работали все специалисты детского сада.

Структура интегрированного занятия включает 7 частей:

вводная беседа и разминка.

артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие фонематического восприятия;

упражнения на развитие координации речи с движением;

лексико-грамматические игры;

упражнения на развитие двигательных умений и навыков;

подвижные и малоподвижные игры;

релаксация.

Необходимо выделить следующие требования к структуре интегрированных занятий:

-четкость, компактность, сжатость учебного материала;

-продуманность и логическая взаимосвязь закрепляемого материала разделов программы на каждом занятии;

-взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;

-большая информативная ёмкость материала, используемого на занятии;

-систематичность и доступность материала;

-необходимость соблюдения временных рамок занятия.

Вся коррекционно-развивающая работа содержит 3 блока

1 блок. Работа с детьми 

Коррекция двигательной сферы детей осуществляется во всех формах организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками:

Занятия: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные

Утренняя оздоровительная гимнастика

Подвижные игры и упражнения

Спортивные игры и упражнения

Игры-эстафеты и игры с элементами соревнования

Организованная и самостоятельная двигательная активность детей на прогулке и в группе

Физкультминутки на занятиях

Корригирующая гимнастика после дневного сна

Музыкально-ритмические движения

Логоритмическая

гимнастика

Физкультурные досуги, развлечения, дни здоровья

Интегрированные занятия

Дополнительные образовательные услуги

 

2 блок. Работа со специалистами

 Задача: координировать работу всех специалистов детского сада, направленную на коррекцию двигательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. Данное направление реализовывается в следующих формах деятельности:

Консультации:

- «Организация индивидуальной работы по коррекции двигательной сферы у детей в условия группы»;

- «Нарушения двигательной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»;

- «Зависимость развития психики ребенка и его физических показателей»;

- семинар-практикум по мышечному расслаблению с элементами психогимнастики;

- «Рекомендации по оптимизации взаимодействия с детьми на занятиях» и т.д.

3 блок. Работа с родителями

Задачи: улучшение понимания родителями особенностей состояния двигательной сферы своего ребенка; развитие умения оказывать физическую помощь своему ребенку в целях осуществления коррекции двигательной сферы ребенка в семье.

Данное направление реализовывается в следующих формах организации:

Консультации:

- «Особенности развития двигательной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья и пути ее коррекции»;

- «Значение уровня развития двигательной сферы к обучению в школе»;

- «Понятие спортивной психологии»;

- «Формирование мотивации спортивных достижений» и т.д.

Практикумы:

- привлечение к участию в совместных с детьми мероприятиях;

- «На веселую зарядку все выходим по порядку» - пути осуществления коррекции двигательной сферы в условиях семьи.

- «Что такое психогимнастика?» и т.д.

Тренинги:

- «Навстречу друг другу»

- «Радуга здоровья»

- «Вместе весело шагать…»

- «Профилактика утомления» и т.д.

Используемая литература:

Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. - М.. 1930. Т. 1. – 342с.

 Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Под ред. М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. — М., 1999. – С.12 – 22.

 Потапчук А.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. – С. Пб, 2003.- 176 с.

 Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. — СПб.: КАРО, 2006.—92с.

 Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников // Дошкольное воспитание – 2005 - №1 – С.60 – 63.

 Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников: психогимнастика, пальчиковые упражнения, программа развития интеллекта. – М., 2003. – 48с.

 Тумакова Н., Мицкевич А. Артикуляционная гимнастика // Дошкольное воспитание – 2005 - №6 – С.86 – 88.

Шишкина В. А. Движение + движения: Кн. для воспитателя дет. сада.— М.: Просвещение, 1992.— 96

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×