Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Коррекция сценического волнения у учащихся Детской школы искусств перед концертным выступлением» | Сидорова Екатерина Валерьевна. Работа №346551

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 Проблема сценического волнения – одна из наиболее актуальных, жизненно важных для музыкантов-исполнителей. Сталкиваясь с ней впервые в подростковом возрасте, представители сценических профессий не перестают ощущать её остроту вплоть до завершающих этапов своей сценической карьеры. Различные виды сценического волнения, в том числе и музыкальное, требует большой подготовки, мастерства и владения способами максимального раскрытия возможностей исполнителя.

Тема: «Коррекция сценического волнения у учащихся Детской школы искусств перед концертным выступлением»

 

Сидорова Екатерина Валерьевна

 

Проблема сценического волнения – одна из наиболее актуальных, жизненно важных для музыкантов-исполнителей. Сталкиваясь с ней впервые в подростковом возрасте, представители сценических профессий не перестают ощущать её остроту вплоть до завершающих этапов своей сценической карьеры. Различные виды сценического волнения, в том числе и музыкальное, требует большой подготовки, мастерства и владения способами максимального раскрытия возможностей исполнителя. Успешное выступление музыканта является результатом оптимальной концертной готовности. Такое состояние включает в себя три важнейших параметра – физическое, эмоциональное и умственное. Не менее важно выполнять на весьма высоком профессиональном уровне музыкальные произведения (хоровые, фортепианные, вокальные и др.). Следует владеть своеобразными методами – техникой саморегуляции. При ее недостатке выступление перед публикой зачастую обречено на провал. По мнению квалифицированных специалистов музыкант должен уметь эффективно контролировать себя, быть эмоционально стабильным, владеть психологическими приемами и иметь устойчивую психику. Всё это в совокупности гарантирует успех данного вида деятельности, формирует надежную основу в ее фундамент.

А.М. Стороженко выделяет 5 фаз сценического волнения, связанного с

концертным выступлением

Первая фаза – длительное предконцертное состояние.

Вторая фаза – непосредственно концертное состояние.

Третья фаза – очень короткий промежуток между объявлением и началом выступления.

Четвёртая фаза - начало исполнения, артистического общения с публикой, борьба со своим негативным состоянием.

Пятая фаза – состояние после концерта.

Приемы и способы преодаления сценического волнения у учащихся

1. Научиться устранять физиологическую реакцию тела

2. Проработать свои психологические установки

- Повышение собственной самооценки.

- Не ставьте перед собой цель быть совершенным.

- Внешний вид.

- Практика.

- Зрительный контакт важен, несомненно.

- Подготовка. Материал нужно выучить безупречно.

Выбирая те или иные приемы психологической подготовки, необходимо учитывать индивидуальные особенности психики ученика.

Задача педагога – научить юного исполнителя защищаться от вредного внушения, так как именно детская психика особенно беззащитна против посторонних влияний. Даже случайное, пусть самое невинное, замечание друга о возможном провале может привести к катастрофе, если ребенок не подготовлен, к такого рода разговорам, и не умеет их игнорировать.

Методы :

Аутогенная тренировка: нужно расположиться в удобном кресле и полностью расслабиться

Ролевая подготовка: побороть волнение перед выступлением, может войти в роль известного ему артиста

Метод игры перед мысленно представляемым слушателем: подобие концертной атмосферы

Метод обыгрывания :подобие концертной атмосферы

Метод предельной концентрации внимания, с осознанием и прочувствованием всего, что связано со звукоизвлечением из фортепиано: погружение в музыкальную ткань

Метод выявления возможных ошибок:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Преодоление сценического волнения, в силу сложности данного явления и многочисленности его составляющих и факторов, влияющих на психологическое состояние исполнителя перед выступлением, является комплексным процессом, включающим как внутреннюю психологическую тренировку музыканта-исполнителя, так и многие аспекты организации пространства, сценического костюма, репетиционной работы и т.д. Как правило, механизмы преодоления сценического волнения, при наличии общих рекомендаций и приемов, связаны с сугубо личными, индивидуальными особенностями.

         Имеют значение и действия педагога (их «психотерапевтическая составляющая», в частности), от которых во многом зависит психологический «статус» учащегося в преддверии выступления. Действия педагога, направленные на устранение психологических барьеров, возникающих в экстремальных условиях публичного выступления, либо еще в подступах к нему, складываются в основном из двух методологических блоков. Один из них вбирает в себя воздействия психологического свойства, и прежде всего укрепление у учащегося уверенности в себе, в своих силах; наряду с этим снижение планки сверхзначимости происходящего, которая в представлении учащегося стоит обычно непомерно высоко, что само по себе травмирует психику, инициирует разного рода стрессы, гиперволнение и т.д.

         Универсальных рецептов для преодоления волнения не существует, каждый должен выбрать для себя свой собственный проверенный временем способ подготовки к выступлению. Выбирая те или иные приемы психологической подготовки, необходимо учитывать индивидуальные особенности психики учащегося. Успех достигается там, где все три функции психики – интеллектуальная, эмоциональная и двигательная – действуют согласованно, уступая друг другу доминирующее положение, как в хорошем  камерном ансамбле. Но главное – дело не только в знании секретов успешного выступления. Любой музыкант должен помнить о том, что на сцене он обязан забыть о страхе и все свои мысли направить к осмыслению той музыки, которая будет исходить из-под его рук. Он должен выступить посредником между композитором и слушателем. Исполнитель должен всю свою работу поставить под творческий контроль. Не только работу над техникой, звуком, стилем, но и работу над владением собой, работой над верой в свои силы.

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×