Коррекция слоговой структуры слова у школьников с ЗПР посредством дидактических игр и упражнений | Сунцова Мария Алексеевна. Работа №348315
Аннотация. Статья посвящена коррекции слоговой структуры слова у школьников с задержкой психического развития (ЗПР) с использованием дидактических игр и упражнений. Рассматриваются особенности нарушения слоговой структуры у детей с ЗПР и предлагаются эффективные методы коррекционной работы, направленные на формирование и развитие правильной структуры слова. В статье представлены практические рекомендации по организации логопедической работы, включающие игры и упражнения, направленные на улучшение слогового восприятия, фонематического слуха и речевых навыков у школьников с ЗПР.
Ключевые слова: слоговая структура, задержка психического развития, логопедия, дидактические игры, упражнения, школьники.
КОРРЕКЦИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
Сунцова Мария Алексеевна, учитель-логопед
ГГОУ Удмуртской Республики «Озоно-Чепецкая школа-интернат»
Аннотация. Статья посвящена коррекции слоговой структуры слова у школьников с задержкой психического развития (ЗПР) с использованием дидактических игр и упражнений. Рассматриваются особенности нарушения слоговой структуры у детей с ЗПР и предлагаются эффективные методы коррекционной работы, направленные на формирование и развитие правильной структуры слова. В статье представлены практические рекомендации по организации логопедической работы, включающие игры и упражнения, направленные на улучшение слогового восприятия, фонематического слуха и речевых навыков у школьников с ЗПР.
Ключевые слова: слоговая структура, задержка психического развития, логопедия, дидактические игры, упражнения, школьники.
Коррекция слоговой структуры слова у детей с задержкой психического развития (ЗПР) — это важное направление логопедической работы, поскольку нарушение слоговой структуры речи является одной из наиболее распространенных проблем у данной категории школьников. Формирование правильной слоговой структуры способствует развитию как устной, так и письменной речи, что значительно облегчает процесс обучения. Одним из эффективных методов коррекции слоговой структуры является использование дидактических игр и упражнений, которые позволяют сделать процесс обучения более интересным и мотивирующим для детей с ЗПР.
Дети с ЗПР часто сталкиваются с трудностями в усвоении слоговой структуры слов, что проявляется в таких нарушениях, как:
1. Пропуски слогов. Дети могут опускать отдельные слоги в словах, особенно если слово длинное и состоит из более чем двух слогов.
2. Перестановки слогов. Нарушения в речевом развитии приводят к путанице в последовательности слогов в слове, что искажает слово и затрудняет его понимание.
3. Удвоение слогов. В речи детей с ЗПР могут наблюдаться случаи удвоения отдельных слогов в слове, что также затрудняет восприятие.
4. Нарушения акцентуации. Проблемы с выделением ударного слога часто встречаются у детей с ЗПР, что приводит к нарушению ритмико-интонационной структуры речи.
Эти нарушения слоговой структуры требуют целенаправленной работы, направленной на их коррекцию и формирование правильных речевых навыков.
Коррекция слоговой структуры слова у детей с ЗПР должна основываться на игровом подходе, так как дидактические игры и упражнения способствуют лучшему усвоению материала и повышению мотивации ребенка к обучению. Дидактические игры обеспечивают легкость и доступность материала, делают процесс обучения интересным и эмоционально насыщенным, что особенно важно при работе с детьми с ЗПР.
Отметим основные направления коррекционной работы.
1. Игры на развитие фонематического слуха. Для того чтобы дети научились правильно различать и воспроизводить слоги, важно развивать их фонематическое восприятие. Для этого можно использовать игры на различение звуков и слогов, например, "Найди лишний слог" или "Подбери слог к слову". Такие игры помогают детям не только различать звуки, но и правильно выделять их в составе слова.
2. Упражнения на воспроизведение слоговой структуры. Для формирования правильной слоговой структуры полезны упражнения, направленные на повторение и запоминание слогов. Например, игра "Повтори за мной" предполагает повторение предложенных взрослым слов, где акцент ставится на правильное произношение слогов.
3. Игры с ритмическим сопровождением. Использование ритмических упражнений помогает детям лучше чувствовать структуру слова. В таких играх дети могут хлопать в ладоши или топать ногами в такт произнесению слогов. Например, игра "Хлопни, сколько слогов" позволяет ребенку осознанно выделять количество слогов в слове, что улучшает восприятие слоговой структуры.
4. Игры на составление слов из слогов. Для развития умения правильно составлять слова из отдельных слогов можно использовать игры "Составь слово" или "Соедини слоги". Такие игры развивают у детей умение выделять отдельные слоги и соединять их в целое слово.
5. Работа с картинками и визуальными материалами. Визуальная поддержка помогает детям с ЗПР лучше усваивать материал. В игре "Найди слово по картинке" дети должны подобрать правильное слово к изображению, а затем разобрать его на слоги.
6. Коррекция с помощью стихов и песен. Использование стихов и песен с четкой ритмической структурой помогает детям развивать чувство ритма и улучшать слоговую структуру речи. Игры, связанные с чтением стихотворений или пением, могут существенно повысить речевую активность детей.
Приведем примеры дидактических игр для коррекции слоговой структуры:
1. Игра "Слоговые дорожки". На карточках написаны разные слова, разделенные на слоги. Ребенку предлагается пройти по "дорожке" из слогов, произнося каждый слог, чтобы составить слово.
2. Игра "Звуковое лото". Игра предполагает раздачу карточек с изображениями слов, разбитых на слоги. Ребенку нужно соединить картинки с правильной последовательностью слогов.
3. Игра "Магазин слов". В этой игре детям предлагают "купить" слова, разложенные на слоги, собрав их в правильном порядке. Такая игра не только помогает детям осознать структуру слова, но и делает процесс обучения более увлекательным.
В заключение следует отметить, что коррекция слоговой структуры слова у школьников с задержкой психического развития посредством дидактических игр и упражнений является эффективным подходом к решению проблем речевого развития. Игровая форма работы способствует более успешному усвоению материала, повышает мотивацию детей и делает процесс обучения более увлекательным. Комплексный подход, включающий использование игр, упражнений и работу с родителями, позволяет добиться значительных улучшений в речевом развитии детей с ЗПР. Важно, чтобы логопедическая работа была последовательной, систематической и адаптированной к индивидуальным особенностям каждого ребенка.
Список литературы
1. Воронова, Л. Г. Коррекционная педагогика: работа с детьми с задержкой психического развития. — М.: Академия, 2017.
2. Гаврилова, Т. А. Логопедическая работа с детьми с нарушениями речи. — СПб.: Речь, 2021.
3. Зайцева, Е. В. Игровые технологии в логопедии: развитие речи у детей с ЗПР. — М.: Просвещение, 2019.