Коррекция слоговой структуры слова | Моховикова Анжелика Маратовна. Работа №352055
Аннотация: Статья посвящена вопросам коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста. В статье рассматриваются особенности развития слоговой структуры речи у детей, влияние нарушений в этой области на общую речевую деятельность, а также эффективные методы и приёмы коррекции, которые могут быть использованы логопедами в работе с детьми. Рассмотрены примеры практических заданий, направленных на улучшение слоговой структуры и на развитие фонематического слуха, а также даются рекомендации по взаимодействию с детьми и родителями.
Ключевые слова: коррекция слоговой структуры, нарушение слоговой структуры, слог, речевое развитие, логопед, дошкольники, методы коррекции, фонематический слух.
Моховикова Анжелика Маратовна, учитель-логопед
Частное образовательное учреждение Начальная школа - детский сад Новое Развитие г. Москва
Аннотация: Статья посвящена вопросам коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста. В статье рассматриваются особенности развития слоговой структуры речи у детей, влияние нарушений в этой области на общую речевую деятельность, а также эффективные методы и приёмы коррекции, которые могут быть использованы логопедами в работе с детьми. Рассмотрены примеры практических заданий, направленных на улучшение слоговой структуры и на развитие фонематического слуха, а также даются рекомендации по взаимодействию с детьми и родителями.
Ключевые слова: коррекция слоговой структуры, нарушение слоговой структуры, слог, речевое развитие, логопед, дошкольники, методы коррекции, фонематический слух.
Речевое развитие детей является одним из важнейших аспектов общего психофизического развития личности. Важной составляющей этого процесса является формирование слоговой структуры слова, которая оказывает влияние на способность ребёнка воспринимать и воспроизводить речевые единицы, а также на дальнейшее развитие грамотности. Нарушения слоговой структуры у детей могут привести к трудностям в понимании и построении слов, что в свою очередь скажется на общем речевом развитии ребёнка. Работа логопеда с детьми, имеющими подобные нарушения, имеет важное значение для преодоления этих трудностей.
Слоговая структура слова – это организация звуков в слове, распределение их по слогам. Слог может быть простым (состоящим из одного звука или из нескольких), сложным (состоящим из нескольких звуков или слогов), а также интонационно-ритмическим элементом речи. У большинства детей дошкольного возраста процесс формирования слоговой структуры происходит естественно, однако у некоторых детей могут наблюдаться задержки в развитии или аномалии в построении слоговой структуры. Такие нарушения, как правило, сопровождаются трудностями в произношении, восприятии речи и развитии фонематического слуха.
Особенности развития слоговой структуры у детей могут варьироваться в зависимости от множества факторов, включая генетическую предрасположенность, условия окружающей среды и социальное окружение. Важную роль в формировании правильной слоговой структуры играет также поддержка со стороны взрослых – родителей и воспитателей. Совместная работа педагогов и специалистов, таких как логопеды, направлена на устранение возможных нарушений и развитие правильных речевых навыков у детей.
Нарушения слоговой структуры могут проявляться в различных формах. Одной из самых распространённых является утрата некоторых звуков или их замена на другие. Например, дети могут сокращать количество слогов в словах или неправильно их распределять. Вместо "машина" ребёнок может произнести "мана" или "собака" может превратиться в "соба". Такие ошибки в слоговой структуре затрудняют восприятие речи и могут повлиять на усвоение других языковых норм.
Для диагностики нарушений слоговой структуры важно проводить специальные тесты и задания, которые помогают выявить, насколько правильно ребёнок разделяет слова на слоги, как он воспринимает и воспроизводит звуки. Логопеды используют различные методики для коррекции таких нарушений, начиная от простых заданий на слуховое восприятие и заканчивая комплексными упражнениями, направленными на развитие фонематического слуха, внимания и памяти.
Одним из эффективных методов коррекции нарушений слоговой структуры является использование ритмичных и музыкальных упражнений. Для детей дошкольного возраста важно, чтобы коррекционные занятия были увлекательными, разнообразными и включали элементы игры. Такие задания не только развивают слух и внимание, но и помогают детям лучше запоминать и воспринимать структуру речи, улучшая их фонематический слух.
Важную роль в работе логопеда с детьми с нарушениями слоговой структуры играет использование наглядных материалов, таких как карточки, схемы, рисунки. Использование визуальных образов помогает детям легче понять, как правильно разделять слова на слоги, а также улучшает их восприятие речи. Например, можно использовать картинки, на которых изображены слова, разделённые на слоги. Такие изображения делают процесс обучения более наглядным и доступным для детей.
Примеры упражнений для коррекции слоговой структуры могут быть разнообразными. Например, одно из простых упражнений заключается в том, что ребёнок должен разложить карточки с изображениями на несколько частей, соответствующих количеству слогов в словах. В другом упражнении логопед произносит слово и просит ребёнка посчитать количество слогов в этом слове. Для развития восприятия звуков в словах можно использовать звуковые игрушки или предметы, которые издают определённые звуки, что помогает детям лучше воспринимать структуру слова через звук.
Особое внимание стоит уделить работе с детьми, у которых наблюдаются более сложные нарушения. В таких случаях, помимо коррекции слоговой структуры, важно работать и с другими аспектами речевого развития, такими как улучшение произношения звуков, развитие грамматической стороны речи, а также обогащение словарного запаса. Комплексный подход к коррекции речи позволяет быстрее и эффективнее достичь положительных результатов в развитии ребёнка.
Также следует отметить важность работы с родителями. Логопед должен не только работать с ребёнком, но и объяснять родителям, как они могут поддерживать процесс коррекции в домашних условиях. Родители могут проводить с детьми простые игры, направленные на развитие слоговой структуры, читать им книги, произносить слова медленно и чётко, обращая внимание на слоги. Все эти действия будут способствовать улучшению слухового восприятия ребёнка и развитию правильной слоговой структуры.
Важным аспектом является работа по развитию у детей навыков самоконтроля в речи. Дети должны учиться осознавать, когда они делают ошибку в произношении слова, и исправлять её. Для этого логопед может использовать специальные упражнения на внимание и внимание к себе. Постепенно ребёнок научится сам распознавать, если его речь становится нечёткой или трудной для понимания, и сможет это исправить.
Таким образом, коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста требует комплексного подхода, включающего не только работу с детьми, но и тесное сотрудничество с родителями. Своевременная диагностика и корректировка нарушений слоговой структуры помогает избежать серьёзных речевых проблем в дальнейшем и способствует гармоничному развитию ребёнка.
Список литературы
Ларина Е.А., Лебедь С.В. Особенности слоговой стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Russian Journal of Education and Psychology. 2019. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-slogovoy-storony-rechi-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi
Макарова Н.В. Современное состояние проблемы изучения звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-problemy-izucheniya-zvuko-slogovoy-struktury-slova-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi
Чичикина О. И. Использование проектных технологий в коррекции нарушений слоговой структуры слова // Вестник науки. 2022. №6 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-proektnyh-tehnologiy-v-korrektsii-narusheniy-slogovoy-struktury-slova