Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Коррекция звукопроизношения у детей дошкольного возраста: эффективные методы и приёмы | Мамедкеримова Лариса Анатольевна. Работа №345728

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются эффективные методы и приёмы коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Описаны основные этапы логопедической работы, направленной на исправление дефектов речи, а также стратегии, способствующие улучшению звукового восприятия и произношения у дошкольников.

Ключевые слова: коррекция звукопроизношения, дошкольники, логопед, дефекты речи, методы, приёмы, звуковое восприятие.

КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ

 

Мамедкеримова Лариса Анатольевна, учитель-логопед

МБОУ СОШ им. Героя Советского Союза Кретова А. Ф. Нижнетамбовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края

 

Аннотация. В статье рассматриваются эффективные методы и приёмы коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Описаны основные этапы логопедической работы, направленной на исправление дефектов речи, а также стратегии, способствующие улучшению звукового восприятия и произношения у дошкольников.

Ключевые слова: коррекция звукопроизношения, дошкольники, логопед, дефекты речи, методы, приёмы, звуковое восприятие.

 

Коррекция звукопроизношения у детей дошкольного возраста — одна из ключевых задач логопедической работы. Важно выявить и исправить дефекты речи на раннем этапе, чтобы в дальнейшем у ребёнка не возникали трудности с коммуникацией и обучением в школе. Дефекты звукопроизношения могут варьироваться от лёгких до серьёзных нарушений, включающих неправильное произнесение отдельных звуков, пропуск или замену звуков в словах, а также искажение звуков. Логопедическая работа должна строиться на поэтапной коррекции, с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Одним из основных методов коррекции является артикуляционная гимнастика, которая направлена на развитие подвижности органов речи (языка, губ, щёк). Артикуляционные упражнения помогают детям научиться правильно произносить звуки, улучшить координацию движений речевых органов и контролировать их напряжение. Например, упражнение "змейка", при котором ребёнок высовывает и убирает язык, помогает развивать подвижность языка, что важно для правильного произношения шипящих звуков. Артикуляционная гимнастика должна проводиться регулярно, в игровой форме, чтобы ребёнку было интересно заниматься и он легко включался в процесс.

Фонетические игры являются важным элементом логопедической работы. В ходе таких игр дети учатся различать звуки, правильно их произносить и узнавать в разных словах. Игры могут быть направлены на развитие фонематического восприятия, которое необходимо для того, чтобы ребёнок мог различать звуки, отличать похожие звуки друг от друга и произносить их правильно. Например, в игре "Найди звук" логопед называет слово, а ребёнок должен определить, на каком месте в слове находится заданный звук — в начале, середине или конце. Такие игры помогают сделать процесс обучения увлекательным и эффективным, а также способствуют развитию звукового восприятия и слуховой памяти.

Для коррекции звукопроизношения логопеды активно используют зеркала, чтобы дети могли наблюдать за своими артикуляционными движениями и учиться правильно ставить язык и губы при произнесении звуков. Это особенно важно при исправлении таких звуков, как "р", "л", шипящие звуки, когда требуется чёткое понимание правильной артикуляции. Использование зеркала помогает детям увидеть, как должны работать органы речи, и повторять артикуляционные действия за логопедом.

Дыхательные упражнения также играют важную роль в коррекции звукопроизношения. Неправильное дыхание может мешать правильному произнесению звуков, особенно долгих и шипящих. Логопед может использовать упражнения, которые направлены на тренировку дыхательной выносливости и силы выдоха. Например, упражнения с надуванием шариков или выдуванием воздуха через трубочку помогают детям научиться управлять своим дыханием и укрепляют мышцы, необходимые для произношения сложных звуков.

Эффективным приёмом в коррекции звукопроизношения является метод логопедического массажа, который используется для нормализации мышечного тонуса органов речи. Логопедический массаж помогает улучшить кровообращение, стимулировать работу мышц языка, губ и щёк. В зависимости от проблемы, массаж может быть направлен на расслабление мышц при их гипертонусе или, наоборот, на активацию слабых мышц при гипотонии. Этот метод особенно эффективен при работе с детьми, у которых наблюдаются нарушения речевого аппарата или сложности с произношением отдельных звуков.

Ещё один важный метод работы — это моделирование и слуховая имитация. В процессе занятий логопед предлагает ребёнку многократно повторять звуки, слоги и слова, ориентируясь на правильное произношение, демонстрируемое логопедом. Повторение помогает закрепить правильное звукопроизношение на уровне автоматизма. Логопед может использовать игры, где ребёнок должен повторять звуки или слова, слушая правильные примеры. Это позволяет развить слуховое восприятие и помогает детям лучше различать и воспроизводить звуки.

Не менее важен этап автоматизации звуков, когда ребёнок учится применять правильное произношение не только на занятиях с логопедом, но и в повседневной жизни. Логопед может давать задания на дом, где ребёнок должен использовать новые звуки в повседневных разговорах, пересказываниях и играх. Постепенное включение правильных звуков в спонтанную речь помогает ребёнку закрепить полученные навыки.

В заключение, коррекция звукопроизношения у дошкольников требует системного подхода и применения различных методов и приёмов. Артикуляционная гимнастика, фонетические игры, использование зеркал, дыхательные упражнения, логопедический массаж и моделирование звуков являются эффективными способами исправления речевых дефектов у детей. Логопедическая работа помогает детям не только научиться правильно произносить звуки, но и развивает их речевые и коммуникативные навыки, что важно для успешной подготовки к школьному обучению.

 

Список литературы

1. Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у дошкольников: практическое пособие. – Ростов н: Феникс, 2015. – 141 с.

2. Ихсанова С.В. Игротерапия в логопедии: звуковые превращения. Ростов н: Феникс. 2016. 186 с.

3. Рыбакова, М. А. Применение инновационных технологий при коррекции звукопроизношения у детей / М. А. Рыбакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1282-1284.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×