Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ | Зайцева Анастасия Константиновна. Работа №148135

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Зайцева Анастасия Константиновна
Нарушение звукопроизношения у детей с ЗПР обусловлено целым комплексом факторов: несформированностью речеслухового восприятия, недостаточностью рече­вой моторики, несовершенством моторного программирования речевого акта, особенностями аналитико-синтетической деятельности этих детей.

КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Нарушения звуковой стороны речи у дошкольников с ЗПР являются самыми распространенными расстройствами речи и проявляются преимущественно в дефектах звукопроизношения и искажениях звукослоговой структуры слова.

Нарушения фонетической стороны речи у детей с ЗПР обусловлены целым комплексом факторов: несформированностью речеслухового восприятия, недостаточностью речевой моторики, несовершенством моторного программирования речевого акта, особенностями аналитико-синтетической деятельности этих детей.

Особенности коррекции нарушений звукопроизношения у детей с ЗПР проявляются в следующем:

формирование правильного звукопроизношения осуще

ствляется на фоне развития и совершенствования

зву

кослоговой

структуры слова;

коррекция нарушений звукопроизношения у детей с ЗПР проводится на основе развития речеслухового восприя

тия и артикуляторной моторики.

учитывая тесную связь в развитии звуковой стороны

речи и фонематических процессов, коррекция нарушений

звукопроизношения проводится одновременно с форми

рованием фонематических процессов (фонематического восприятия и фонематического анализа)

коррекция нарушений звуковой стороны речи осуществ

ляется в тесной связи с развитием лексики и граммати

ческого строя речи;

большое внимание уделя

ется активизации п

роцесса формирования звукопроиз

ношения, уточнению произносительного и слухового об

раза нормально произносимых звуков, что способствует совершенствовани

ю артикуляторной моторики, рече

слухового восприятия и спонтанному появлению звуков речи;

при определении последовательности работы над звука

ми,

звукослоговой

структурой слова необходимо учиты

вать минимальное усложнение заданий и речевого ма

териала, постепенное введение трудностей с учетом зоны ближайшего развития этих детей.

Учитывая особенности симптоматики и механизмов нарушений звукопроизношения у дошкольников с ЗПР, можно выделить следующие стадии коррекционной работы:

I стадия (предварительная) имеет целью подготовить
слуховую, моторную и зрительную систему к последующей
работе над звуками.

II стадия — уточнение артикуляторного и акустического образа, выделение из речевого потока правильно произносимых звуков.

III стадия — коррекция нарушенных звуков речи.

Рассмотрим содержание коррекционной работы на каждой из выделенных стадий.

I(предварительная) стадия

На предварительной стадии коррекционная работа проводится по следующим направлениям:

развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти;

развитие ручной и речевой моторики;

развитие зрительно-пространственных функций;

формирование временных представлений;

развитие ритма;

формирование мыслительных операций анализа, син

теза, сравнения, обобщения и др.

II стадия коррекции нарушений звукопроизношения

Основным содержанием этой стадии является уточнение артикуляторного и акустического образа, выделение из речевого потока правильно произносимых звуков.

На этой стадии логопедическая работа проводится в следующих направлениях:

развитие

артикуляторнои

моторики;

развитие элементарных форм фонематического анализа

и синтеза;

уточнение артикуляторного и акустического образа пра

вильно произносимых звуков.

Развитие артикуляторной моторики

артикуляторные упражнения для губ

Поднимание только верхней губы — обнажаются толь

ко верхние зубы.

Оттягивание вниз нижней губы — обнажаются ниж

ние зубы.

Показать зубки (одновременно поднимается вверх верх

няя губа и опускается вниз нижняя губа).

Имитация полоскания зубов.

Закусить нижнюю губу верхними зубами.

Закусить верхнюю губу нижними зубами.

Чередование двух предыдущих движений.

Вибрация губ (фырканье лошади).

При выдохе удерживать губами карандаш или стек

лянную (пластмассовую) трубочку.

артикуляционные упражнения для языка

Поднимание и опускание спинки языка при широко открытом рте.

Присасывание к небу спинки языка.

Поднимание и опускание широкого кончика языка внутри ротовой полости: к верхней десне, к нижней десне.

Загибание узкого кончика языка вверх и вниз: к носу

и подбородку, далее — на верхнюю и нижнюю губу, затем —

на верхние и нижние зубы.

Поочередное загибание узкого кончика языка внутри ротовой полости к альвеолам верхних и нижних зубов.

Желобок внутри ротовой полости.

Уточнение артикуляторного и акустического образа правильно произносимых звуков

На второй стадии работа проводится над артикуляторно простыми звуками, которые правильно произносятся детьми, в следующей последовательности: а, у, и, о, ы, э, м, н, д, г, т, к, х. В процессе уточнения слухо-произносительных образов звуков широко используется звукоподражание.

Развитие фонематического анализа и синтеза

Логопедическая работа по формированию фонематического анализа и синтеза проводится с учетом сложности различных форм звукового анализа и синтеза в следующей последовательности .

1. Узнавание звука на фоне других звуков, на фоне слова.

Выделение гласных из ряда звуков.

Узнавание гласных на фоне слога и односложных слов.

Узнавание гласных на фоне многосложных слов.

Выделение согласных из ряда других звуков.

Узнавание согласных на фоне многосложных слов.

2. Выделение первого и последнего звука в слове, определение места звука (начало, середина, конец).

2.1. Выделение первого ударного гласного из двусложных слов.

Выделение последнего ударного гласного из слова.

Определение места ударного гласного в слове (нача

ло, середина, конец).

Выделение первого согласного звука из слога и од

носложных слов.

Выделение первого согласного звука из многослож

ных слов.

Выделение последнего согласного звука из одно

сложных и многосложных слов.

Определение места согласного звука (начало, сере

дина, конец).

3. Определение последовательности звуков.

В ряду гласных: ау,

уа

;

В обратном слоге:

ам

, ап, ах;

В прямом открытом слоге:

му

, ха, да;

В закрытом слоге типа: мак.

 

 

 

III стадия — коррекция нарушенных звуков речи

В соответствии с традиционной методикой коррекции нарушений звукопроизношения на этой стадии ставятся задачи постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи.

Этап постановки звука

Постановка звука представляет собой процесс формирования артикуляции, обучения ребенка произношению звука в изолированном звучании. На этапе постановки звука формируется навык правильного произношения изолированного звука, закрепляется слуховой, кинестетический образ звука, используется зрительное восприятие артикуляции.

Этап постановки звука у детей с ЗПР вызывает значительно большие трудности, чем у детей с нормальным психическим развитием, что обусловлено недоразвитием слуховой дифференциации звуков речи, нарушением речевой моторики, снижением аналитико-синтетической деятельности.

В связи с психологическими особенностями детей с ЗПР, на этапе постановки звука используется восприятие различной модальности: зрительное восприятие артикуляции, использование кинестетических, тактильных, тактильно-вибрационных ощущений, уточнение слухового образа звука, связь акустического образа звука с неречевыми звуками и др.

На данном этапе логопедическая работа проводится по следующим направлениям:

1) развитие восприятия речи, уточнение акустического и произносительного образа звука;

формирование фонематического анализа и синтеза;

развитие артикуляторной моторики;

работа по непосредственной постановке звука.

Основные способы постановки звука

По подражанию — с опорой на слуховой образ, на зри

тельное восприятие артикуляции. У детей с ЗПР постановка звука на основе подражания редко достигает же

лаемого результата.

Механический способ постановки с использованием вспомогательных средств (шпателя, зонда и т. д.). С меха

нической помощью артикуляторным органам придается оп

ределенное положение.

Постановка от других звуков, правильно произноси

мых, без механической помощи.

Постановка звука от артикуляторного уклада.

Смешанный способ постановки, когда используются различные способы.

У детей с ЗПР при постановке звука чаще всего используются смешанные способы, постановка от правильно произносимых звуков, от артикуляторного уклада.

 

Этап автоматизации звука

Автоматизация звука, с точки зрения физиологической, представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Автоматизировать звук — это значит ввести его в слоги, слова, предложения,связную речь. Автоматизация осуществляется по принципу «от легкого к трудному», «от простого к сложному».

Прежде всего проводится включение поставленного звука в слоги. Слог — более простой элемент речи, чем слово. Кроме того, слоги лишены смысла, и у ребенка, в связи с этим, отсутствуют стереотипы произношения слогов, что облегчает их автоматизацию.

Автоматизация звуков в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (со, сом). На начальных этацах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова; затем — слов, в которых звук находится в конце и середине слова. Вначале звук автоматизируется в словах простой звукослоговой структуры, затем — в словах со стечением согласных.

На следующем этапе проводится автоматизация звука в словосочетаниях, чистоговорках, в предложениях, связной речи. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком.

Этап автоматизации звуков у детей с ЗПР является очень длительным, что обусловлено психофизиологическими особенностями этих детей.

Работа над фонематическим анализом слов способствует большей эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации. Автоматизация звуков очень трудна для детей с ЗПР, в частности и потому, что они плохо представляют себе место звука в слове. А если ребенок нечетко представляет себе место звука в слове, то он и не сможет своевременно подготовить артикуляторные органы к правильному произношению звука.

Наряду с развитием фонетико-фонематической стороны речи, на этапе автоматизации звуков осуществляется и обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.

Этап дифференциации звуков речи

Логопедическая работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.

Логопедическая работа по дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа:

предварительный этап работы над каждым из смешива

емых звуков;

этап слуховой и произносительной дифференциации сме

шиваемых звуков.

На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.

Работа проводится по следующем плану:

1) уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное,
слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;

2) выделение звука на фоне слога, слова, определение места отрабатываемого звука.

На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития /

Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, СВ. Зорина. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004\— 303 с.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×