Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Коррекция звукопроизношения у старших дошкольников | Каркачева Маргарита Николаевна. Работа №342342. Номер работы: №342342

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются особенности коррекции звукопроизношения у старших дошкольников, а также методы и приемы, применяемые логопедом для устранения дефектов речи. Описаны основные этапы коррекционной работы, включая диагностику, формирование правильного произношения звуков и закрепление навыков. Обоснована важность индивидуального подхода и активного взаимодействия с родителями в процессе коррекции.

Ключевые слова: учитель-логопед, дошкольники, звукопроизношение, коррекция, дефекты речи, артикуляционная гимнастика, взаимодействие с родителями.

КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Каркачева Маргарита Николаевна, учитель-логопед

МБДОУ № 70 "Голубок"

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности коррекции звукопроизношения у старших дошкольников, а также методы и приемы, применяемые логопедом для устранения дефектов речи. Описаны основные этапы коррекционной работы, включая диагностику, формирование правильного произношения звуков и закрепление навыков. Обоснована важность индивидуального подхода и активного взаимодействия с родителями в процессе коррекции.

Ключевые слова: учитель-логопед, дошкольники, звукопроизношение, коррекция, дефекты речи, артикуляционная гимнастика, взаимодействие с родителями.

 

Звукопроизношение — один из ключевых аспектов речевого развития детей дошкольного возраста. От правильного произношения звуков зависит не только способность ребёнка к успешной коммуникации, но и его подготовка к обучению грамоте. Нарушения звукопроизношения, такие как дислалия или фонетико-фонематическое недоразвитие, могут существенно осложнять процесс речевого и интеллектуального развития. Поэтому коррекционная работа по исправлению этих нарушений должна начинаться в дошкольном возрасте, когда пластичность речевого аппарата и способность к обучению позволяют достичь наилучших результатов.

Коррекционная работа начинается с диагностики речевых нарушений. Учитель-логопед проводит обследование, которое включает в себя:

Анализ речевого развития – сбор информации о речевом развитии ребёнка, анализ анамнеза, беседа с родителями о характере и времени появления речевых нарушений.

Артикуляционная диагностика – оценка состояния органов артикуляции (язык, губы, нёбо), их подвижности и координации движений.

Фонетическая диагностика – определение наличия и характера нарушений звукопроизношения (замены, искажения, пропуски звуков).

Результаты диагностики позволяют определить конкретные задачи коррекционной работы и разработать индивидуальный план занятий.

Процесс коррекции звукопроизношения у старших дошкольников можно условно разделить на несколько этапов. На подготовительном этапе основное внимание уделяется развитию артикуляционной моторики, дыхания и фонематического восприятия. Артикуляционная гимнастика, включающая в себя специальные упражнения для укрепления мышц языка и губ, а также дыхательные упражнения, подготавливает речевой аппарат ребёнка к правильному произношению звуков. Основная задача постановки звука — выработка правильного произношения звука, который ранее был нарушен. учитель-логопед использует разнообразные методики, такие как механическая постановка звука с помощью зондов или визуализация звука, когда ребёнок видит и повторяет правильное произношение перед зеркалом. После того как ребёнок освоил правильное произношение звука, наступает этап его автоматизации в речи. На этом этапе важно добиться того, чтобы звук начал правильно использоваться в различных речевых ситуациях — в словах, фразах, связной речи. Для этого учитель-логопед использует игры, упражнения, рифмовки и стихи, в которых данный звук встречается часто. Если у ребёнка наблюдаются замены звуков (например, звука [р] на [л]), то необходимо провести работу по их дифференциации. Учитель-логопед предлагает задания, в которых ребёнку нужно научиться различать и правильно произносить оба звука, избегая их путаницы.

Для успешной коррекции звукопроизношения логопеды применяют различные методы и приемы:

Артикуляционная гимнастика. Комплекс упражнений, направленных на развитие подвижности органов артикуляции. Например, упражнения "часики" (движение языком из стороны в сторону), "трубочка" (сжатие губ в трубочку) и другие.

Фонетические упражнения. Задания на различение звуков на слух и правильное их произношение. Например, игра "Узнай звук", где ребёнок должен определить звук по звуковому ряду.

Игровые методы. Игры и игровые ситуации, которые помогают детям освоить правильное произношение звуков в ненавязчивой форме. Это могут быть игры с карточками, сюжетно-ролевые игры, где ребёнку необходимо использовать слова с нужными звуками.

Использование наглядного материала. Применение картинок, схем, видеоуроков, которые помогают ребёнку лучше понять и освоить правильное произношение звуков.

Успех коррекционной работы в значительной степени зависит от сотрудничества с родителями. Учитель-логопед должен регулярно информировать родителей о прогрессе ребёнка, давать рекомендации по выполнению домашних заданий, обучать их методам помощи в коррекции речи. Они же, в свою очередь, должны активно участвовать в процессе, поддерживать ребёнка, поощрять его успехи и не забывать о регулярности занятий.

Так. коррекция звукопроизношения у старших дошкольников — сложный и многоэтапный процесс, требующий от учителя-логопеда не только профессиональных знаний и навыков, но и умения взаимодействовать с родителями, мотивировать ребёнка, адаптировать методы работы под индивидуальные особенности каждого ребёнка. Успешная коррекция позволяет детям не только улучшить свою речь, но и подготовиться к дальнейшему обучению в школе, способствует развитию уверенности в себе и общению с окружающими.

 

Список литературы

Алябьева, Е.А.

Логоритмические

упражнения без музыкального сопровождения [Текст]: Методическое пособие / Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 180 с.

Волкова, Л. С., Ершова, Т. В. "Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста." — М.:

Владос

, 2014.

Егорова, Н. В. "Методика постановки звуков у детей дошкольного возраста." — М.: Педагогика, 2016.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X