Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Коррекция звукопроизношения у старших дошкольников | Бахейт Елена Анатольевна. Работа №352632. Номер работы: №352632

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются особенности коррекции звукопроизношения у старших дошкольников. Раскрываются основные причины нарушений, этапы логопедической работы и эффективные методы устранения дефектов звукопроизношения. Особое внимание уделяется игровым и дидактическим приемам, направленным на развитие правильной артикуляции и слухового восприятия у детей. 

Ключевые слова: звукопроизношение, логопед, старшие дошкольники, артикуляционная гимнастика, фонематический слух, коррекционная работа. 

КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Бахейт Елена Анатольевна, учитель-логопед

ООО "Эко-Школа" г. Москва

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности коррекции звукопроизношения у старших дошкольников. Раскрываются основные причины нарушений, этапы логопедической работы и эффективные методы устранения дефектов звукопроизношения. Особое внимание уделяется игровым и дидактическим приемам, направленным на развитие правильной артикуляции и слухового восприятия у детей.

Ключевые слова: звукопроизношение, логопед, старшие дошкольники, артикуляционная гимнастика, фонематический слух, коррекционная работа.

 

Развитие правильного звукопроизношения у старших дошкольников является важной задачей для логопеда, поскольку речь в этом возрасте активно формируется и становится основой для успешного обучения в школе. Однако нарушения звукопроизношения, такие как дислалия, ринолалия и другие дефекты, остаются одной из самых распространенных проблем. Для их устранения требуется системная и индивидуализированная работа, направленная на формирование у детей правильных артикуляционных навыков, слухового контроля и автоматизации звуков в речи.

Нарушения звукопроизношения у дошкольников могут быть вызваны следующими факторами:

- Анатомические особенности: неправильный прикус, укороченная уздечка языка, дефекты зубочелюстной системы.

- Фонематические нарушения: недостаточное развитие слухового восприятия звуков.

- Недостаточная сформированность артикуляционного аппарата: слабость мышц языка, губ и мягкого нёба.

- Психологические и социальные факторы: недостаток речевой практики, слабая мотивация ребенка к общению.

Работа по коррекции звукопроизношения проходит в несколько этапов:

1. Диагностический этап. Логопед проводит обследование речевых навыков ребенка, выявляет нарушения и их причины. Используются тесты для оценки артикуляционной моторики, фонематического слуха и общего речевого развития.

2. Подготовительный этап. На данном этапе проводится артикуляционная гимнастика для укрепления мышц артикуляционного аппарата. Например:

- Упражнение «Маляр» (движения языком по нёбу).

- Упражнение «Лошадка» (щелчки языком).

- Упражнение «Часики» (движения языком влево-вправо).

3. Постановка звуков. Логопед последовательно вводит новые звуки в речь ребенка, используя прямую постановку, механическую помощь или подражание.

4. Автоматизация звуков. На этом этапе отрабатываются новые звуки в слогах, словах, предложениях и связной речи. Пример: для звука [р] используются слова «трава», «дрова», фразы «рыба плывет в реке».

5. Дифференциация звуков. Логопед помогает ребенку различать и правильно произносить звуки, которые ранее смешивались (например, [ш] и [с], [л] и [р]).

Рассмотрим методы и приемы коррекции звукопроизношения:

- Игровые упражнения. Использование сюжетных и ролевых игр помогает снизить напряжение у ребенка и сделать занятия увлекательными. Например, игра «Звуковая рыбалка», где ребенок ловит карточки с изображениями предметов на определенный звук.

- Дидактические игры. Например, игра «Собери слово», где из предложенных звуков составляются слова.

- Использование наглядности. Картинки, схемы и видео помогают ребенку визуализировать правильное произношение.

- Работа с фонематическим слухом. Например, игры на различение звуков: логопед произносит слова, а ребенок хлопает в ладоши, если слышит заданный звук.

- Тренировка дыхания. Упражнения на развитие диафрагмального дыхания, такие как «надуть шарик» или «задуть свечу», помогают улучшить речевую артикуляцию.

В заключение отметим, что коррекция звукопроизношения у старших дошкольников требует систематической и последовательной работы, направленной на устранение причин нарушений и развитие правильных артикуляционных навыков. Комплексный подход, включающий диагностическую, коррекционную и профилактическую работу, позволяет эффективно решить проблему и подготовить ребенка к успешному обучению в школе.

 

Список литературы

1. Буркова Т.А., Перелыгина А.А. Методы работы логопеда в ДОУ. приемы выявления недостатков звукопроизношения у детей // Теория и практика современной науки. 2018. №10 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-raboty-logopeda-v-dou-priemy-vyyavleniya-nedostatkov-zvukoproiznosheniya-u-detey

2. Деменина Т.А. Анализ педагогических диагностических методик по выявлению нарушений звукопроизношения // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-pedagogicheskih-diagnosticheskih-metodik-po-vyyavleniyu-narusheniy-zvukoproiznosheniya

 

3. Климкина Е.А., Сизова В.С. Использование скороговорок в коррекционной логопедической работе на этапе автоматизации звуков // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2015. №7 (53). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-skorogovorok-v-korrektsionnoy-logopedicheskoy-rabote-na-etape-avtomatizatsii-zvukov

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×