Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Коррекция звукопроизношения у старших дошкольников | Мартынова Лариса Георгиевна. Работа №345527. Номер работы: №345527

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: В данной статье рассматриваются методы и подходы к коррекции звукопроизношения у старших дошкольников. Подробно освещаются причины речевых нарушений, принципы диагностики, а также практические рекомендации для логопедов и родителей. Статья включает примеры упражнений и игр, направленных на развитие артикуляционных навыков, что способствует улучшению качества речи детей.

Ключевые слова: коррекция звукопроизношения, старшие дошкольники, логопедия, артикуляция, речевые нарушения, игры, диагностика.

КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Мартынова Лариса Георгиевна, учитель-логопед
ГБОУ Школа № 962 г. Москва
Аннотация: В данной статье рассматриваются методы и подходы к коррекции звукопроизношения у старших дошкольников. Подробно освещаются причины речевых нарушений, принципы диагностики, а также практические рекомендации для логопедов и родителей. Статья включает примеры упражнений и игр, направленных на развитие артикуляционных навыков, что способствует улучшению качества речи детей.
Ключевые слова: коррекция звукопроизношения, старшие дошкольники, логопедия, артикуляция, речевые нарушения, игры, диагностика.
Коррекция звукопроизношения у старших дошкольников является одной из ключевых задач в работе логопеда. В этом возрасте дети активно развивают свои речевые навыки, и любые нарушения в звукопроизношении могут негативно сказаться на их способности общаться и усваивать учебный материал в дальнейшем. Поэтому важно выявить и скорректировать эти нарушения как можно раньше, чтобы обеспечить ребенку уверенность в своих способностях и создать условия для успешного обучения.
Причины нарушений звукопроизношения могут быть разнообразными. Они варьируются от анатомических и физиологических факторов, таких как неправильное развитие зубочелюстной системы, до психологических и социальных факторов, например, низкой мотивации или недостатка речевого общения. Многие дети могут страдать от недоразвития артикуляционного аппарата, что затрудняет правильное произношение звуков. Также стоит отметить, что дети, имеющие слуховые нарушения, могут испытывать сложности в восприятии и воспроизведении звуков, что дополнительно усложняет процесс коррекции.
Первым шагом в коррекции звукопроизношения является диагностика. Логопед проводит комплексное обследование, в ходе которого оценивает не только фонетические навыки ребенка, но и его общий уровень речевого развития. Для этого используются различные диагностические тесты и игры, позволяющие выявить основные проблемные зоны. Например, логопед может предложить ребенку произнести ряд слов и оценить, какие звуки вызывают затруднения. Также важно обратить внимание на артикуляцию и произношение в контексте, а не только в изоляции, чтобы понять, как ребенок использует звук в речи.
На основе полученных данных логопед разрабатывает индивидуальный план коррекции, который включает в себя разнообразные методы и техники. Одним из наиболее эффективных способов является артикуляционная гимнастика. Она направлена на развитие координации движений органов речи и помогает детям осознать, как правильно производить звуки. Упражнения могут быть простыми и интересными, например, покажи язык (язык вытягивается вперед) или улыбка с губами (губы растягиваются в улыбке). Эти упражнения развивают мелкую моторику и помогают ребенку лучше осознать работу своего артикуляционного аппарата.
Работа с детьми должна строиться на принципах игры. Игровая форма обучения позволяет детям с большей охотой выполнять задания и способствует повышению мотивации. Логопед может использовать разнообразные игры, направленные на развитие звукопроизношения. Например, можно предложить детям игру с карточками, где на одной стороне изображены предметы, начинающиеся с проблемных звуков. Это не только тренирует произношение, но и расширяет словарный запас. Игра Кто что делает? также может быть эффективной: дети должны произнести слова, соответствующие действиям, изображенным на карточках.
Для родителей также важен их активный вклад в процесс коррекции звукопроизношения. Логопед может предоставить рекомендации по выполнению упражнений в домашних условиях. Например, родители могут включать артикуляционные упражнения в ежедневные рутинные занятия: во время чистки зубов можно предложить ребенку произнести определенные звуки, а во время игр — использовать задания на внимание и память. Важно, чтобы родители поддерживали позитивную атмосферу и поощряли ребенка за его достижения, даже если они небольшие. Это значительно повысит уверенность ребенка и желание заниматься.
В процессе коррекции логопед должен быть готов к тому, что результаты не всегда будут мгновенными. Каждый ребенок индивидуален, и скорость усвоения материала может варьироваться. Поэтому важно поддерживать постоянное взаимодействие с ребенком, поощрять его усилия и отмечать даже небольшие успехи. Это помогает формировать у ребенка положительное отношение к занятиям и способствует лучшему восприятию материала.
Кроме того, стоит отметить, что использование мультимедийных технологий может значительно обогатить процесс обучения. Например, интерактивные приложения и обучающие игры могут дополнить занятия и сделать их более разнообразными и интересными. Важно, чтобы такие технологии использовались в меру и дополняли традиционные методы обучения.
Ключевым моментом в коррекции звукопроизношения является создание доверительной и комфортной атмосферы на занятиях. Ребенок должен чувствовать себя в безопасности и иметь возможность свободно выражать свои мысли и чувства. Логопеду стоит уделить внимание эмоциональному состоянию ребенка и при необходимости проводить релаксационные упражнения. Это поможет снизить уровень стресса и повысить концентрацию во время занятий.
Наконец, важно помнить о том, что коррекция звукопроизношения — это не только задача логопеда, но и задача всего педагогического коллектива и семьи. Совместная работа всех участников процесса обучения может значительно повысить эффективность коррекции. Регулярные консультации с родителями, обмен информацией о прогрессе ребенка и поддержка со стороны воспитателей — все это играет важную роль в успешной коррекции речевых нарушений.
В заключение, коррекция звукопроизношения у старших дошкольников — это сложный, но важный процесс, который требует комплексного подхода и разнообразных методов работы. Сочетание диагностики, артикуляционной гимнастики, игровых форм обучения и взаимодействия с родителями создает необходимые условия для успешного развития речевых навыков. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и коррекция должна быть адаптирована к его индивидуальным особенностям. Успех в этом деле откроет перед детьми новые возможности для общения и обучения, а также положительно скажется на их уверенности в себе и самооценке.
Список литературы
Верочкина Н.Н. Роль логопедической работы в развитии речи дошкольников // Вестник науки. 2023. №12 (69). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-logopedicheskoy-raboty-v-razvitii-rechi-doshkolnikov
Григорьева О.Ф., Никифорова Л.В., Черкашина А.В. Коррекция нарушения звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2021. №3 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-narusheniya-zvukoproiznosheniya-u-starshih-doshkolnikov-s-fonetiko-fonematicheskim-nedorazvitiem-rechi
Тюрина И.А. Особенности работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с недоразвитием речи // Материалы Всероссийской научно-практической конференции Наука и социум. 2019. №11-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-raboty-uchitelya-logopeda-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-s-nedorazvitiem-rechi
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×