Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Корректировка стратегий работы с учащимися, имеющими девиантное поведение» | Губчак Елена Николаевна. Работа №324385

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциально поведении и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.

Важнейшими предпосылками социальной дезадаптации являются два обстоятельства. Первый фактор – семейный.Психосоциальная дезадаптация – вызвана половозрастными и  индивидуально-психологическими особенностями ребенка, которые обуславливают его определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующую индивидуального подхода и, в отдельных случаях, специальных психосоциальных и психолого-педагогических программ.

По сути дела, речь идет о некоторых личностных психологических особенностях, затрудняющих социальную адаптацию детей и подростков. К ним могут относиться различные черты характера, неадекватное проявление самооценки, нарушение эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, неосознаваемые регуляторы поведения, вытесненные и подсознательные комплексы, фиксированные установки, фобии, тревожность, агрессивность. Проблемы поведения у таких подростков носят психологический характер. 

 

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Краснодарского края специальная (коррекционная)

школа-интернат ст-цы Бесскорбной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему: «Корректировка стратегий работы с учащимися, имеющими девиантное поведение»

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала :

учитель русского языка и чтения

Е.Н.Губчак

 

 

 

 

 

2023г.

Формы и методы психолого-педагогической и социально-педагогической реабилитации в настоящее время достаточно разнообразны и зависят, прежде всего, от характера детско-подростковой дезадаптация. Выделяются три типа детско-подростковой дезадаптации: патогенная, психосоциальная и социальная. Эти типы, в свою очередь, имеют разные степени выраженности.

Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями, патологиями психического развития, нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения нервной системы. Это означает, что в одном случае патогенная дезадаптация может выражаться в разных по своей степени и глубине нервно-психических заболеваниях, в другом – в разной степени выраженности олигофрении, отставании в умственном развитии. Дети с тяжелой степенью умственной отсталости должны лечиться стационарно в сочетании с дополнительной психолого-педагогической реабилитационной программой. К детям с заболеваниями более легкой степени применимы меры медико-педагогического оздоровительного характера в условиях учебно-воспитательных учреждений (детский сад, школа, детские дома и т.д.).

Среди проблем различных форм патогенной дезадаптации отдельно выделяются проблемы олигофрении, то есть, проблемы реабилитации умственно-отсталых детей. Специальные исследования показывают, что у олигофренов отсутствует фатальная предрасположенность к преступлениям. При адекватных их психическому развитию методах обучения и воспитания они в состоянии осваивать определенные социальные программы, получать несложные профессии, быть полезными членами общества. Однако умственная неполноценность этих детей, безусловно, затрудняет адаптацию и требует особых коррекционно-реабилитирующих программ  социально-педагогических условий.

Рассмотрим условия осуществления программы социальной адаптации умственно отсталых детей.

1.    Своевременная диагностика и выбор адекватных возможностей ребенка программ коррекционно-развивающего обучения.

2.    Ранняя ориентация на посильную трудовую деятельность, выработка трудовых навыков и их автоматизма, профориентация.

3.    социально-бытовая адаптация как путем специальных занятий и методов, так и за счет организации индивидуальной и коллективной жизни детей-олигофренов в процессе учебной, трудовой и общественной деятельности.

Психосоциальная дезадаптация – вызвана половозрастными и  индивидуально-психологическими особенностями ребенка, которые обуславливают его определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующую индивидуального подхода и, в отдельных случаях, специальных психосоциальных и психолого-педагогических программ.

По сути дела, речь идет о некоторых личностных психологических особенностях, затрудняющих социальную адаптацию детей и подростков. К ним могут относиться различные черты характера, неадекватное проявление самооценки, нарушение эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, неосознаваемые регуляторы поведения, вытесненные и подсознательные комплексы, фиксированные установки, фобии, тревожность, агрессивность. Проблемы поведения у таких подростков носят психологический характер.

Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциально поведении и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.

Важнейшими предпосылками социальной дезадаптации являются два обстоятельства. Первый фактор – семейный. Пьянство родителей, их безразличие, жестокость особенное влияние оказывают в раннем возрасте.

Второй фактор – врожденная патология: выраженные в довольно стертом виде церебральная недостаточность, легкие дисфункции мозга, обусловленные родовыми или послеродовыми травмами мозга и головы, тяжелой беременностью матери, повышенной психической возбудимостью самих родителей.

 Уже в раннем детстве дети демонстрируют быструю утомляемость, трудности общения, затруднения при включении в игры и занятия. Но настоящие сложности возникают у них при поступлении в школу. Они плохо подготовлены к школе и учиться им трудно, к тому же они быстро утомляются, более раздражительны. Уже к концу школьного возраста они становятся возмутителями спокойствия. По мере усложнения школьной программы они не в состоянии преодолевать трудности без помощи взрослых, потребности в одобрении и уважении не удовлетворяются, и тогда ребенок становится либо безответным «мальчиком для битья», либо драчуном, грубияном. Дополнительными факторами, оказывающими влияние на формирование дезадаптации, являются запущенность (недостаток внимания к ребенку), депривация, фрустрация и внутренний конфликт, возникающий после первых тревожных факторов.

В зависимости от глубины и степени деформации процесса социализации можно выделить две стадии социально дезадаптации.

1. Стадия школьной социальной дезадаптации представлена педагогически запущенными учащимися, для которых характерно хроническое отставание по ряду предметов школьной программы, сопротивление педагогическим воздействиям, дерзость с учителями, различные асоциальные проявления (сквернословие, курение, хулиганство, пропуски уроков). Но, несмотря на это, часть педагогически запущенных подростков стремится к получению профессии, экономической самостоятельности, готовы трудиться. Деформация в ценностно-нормативной сфере незначительна.

2. Более глубокая стадия социальной дезадаптации – социально запущенные дети и подростки. Для них характерно глубокое отчуждение от семьи и школы. Их формирование идет в основном под влиянием криминогенных и асоциальных групп. У социально-запущенных детей происходит глубокая деформация и искажение нормативной и ценностной  сферы, что выражается в асоциальном поведении и противоправных действиях (бродяжничество, наркомания и т.д.).

Схематично можно представить следующие категории дезадаптированных детей:

1.    Трудновоспитуемые дети и подростки.

2.    Нервные дети, неспособные в силу возрастной незрелости эмоциональной сферы самостоятельно справляться с тяжелыми переживаниями.

3.    Трудные подростки, не умеющие решать свои проблемы социально-приемлемым образом, характеризующиеся внутренними конфликтами, акцентуациями.

4.    Фрустрированные подростки. Им свойственны устойчивые формы саморазрушающего поведения, опасного для их здоровья (наркомания, токсикомания, алкоголизм и т.д.), духовного и нравственного развития (сексуальные отклонения, домашнее воровство), будущего социального положения (прекращение учебы, бродяжничество), жизни (склонность к суициду).

5.    Подростки-делинквенты, балансирующие на грани дозволенного и противоправного поведения, не сообразующегося с социально-приемлемыми представлениями о добре и зле.

Большое внимание уделяется психоэмоциональной реабилитации, где на первом месте – комфортные условия проживания, доброжелательность персонала и воспитателей, а также специальные психотерапевтические методы и, прежде всего, игротерапия, сказкотерапия, психотерапевтический театр.

Дети старшего возраста, подростки включаются в различные формы обслуживающего труда, работают в мастерских.

В числе реабилитационных мероприятий важное место отводится социально-педагогической работе с семьей ребенка, а если таковой не имеется, либо ситуация в семье безнадежна, оказывается содействие в подборе приемной семьи или семьи усыновителя.

Большое значение в реабилитации дезадаптированных детей и подростков имеет социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь семье. Современные исследования многодетных семей показывают, что в этих семьях на первый план с большим отрывом по сравнению с потребностью в материальной помощи выходит потребность в психолого-педагогической поддержке.

Социальные педагоги и работники социальных служб решают разнообразный круг вопросов социальной поддержки и защиты, связанных с различными сферами жизнедеятельности подростка в семье, школе, на улице в окружении сверстников. Нередко агрессия, жестокость и другие проявления социального неблагополучия в семье приобретают такие размеры, что возникает необходимость в временном социальном приюте, который целесообразно оборудовать как центр социально-педагогической реабилитации. Немало проблем возникает со школой. Чтобы исправить ситуацию, не менее важно изменить к подростку отношение со стороны учителей, вызвать у них стремление самокритично разобраться в причинах конфликта, отказаться от собственных ложных стереотипов. Изменение социальной ситуации в семье и школе, изменение позиции родителей и учителей в отношении дезадаптированного подростка входит в круг непростых обязанностей социального педагога .

В заключении рассмотрим подробнее систему реабилитационной работы в учреждениях образования. Она включает несколько направлений.

1. Психолого-педагогическая реабилитация осуществляется в общеобразовательных учреждениях и школах педагогами, практическими психологами, социальными педагогами, учителями коррекционного обучения, логопедами (социально и педагогически запущенные дети).

2. Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков, находящихся в конфликтной воспитательной ситуации – сирот, несовершеннолетних правонарушителей, осуществляется в домах ребенка, детских приемниках распределителях, специальных школах, специальных приютах, хосписах, центрах социальной помощи, социально-педагогической реабилитации.

3. Медико-педагогическая реабилитация проходит в учреждениях образования для детей с функциональными нарушениями – в коррекционных школах, логопедических группах в дошкольных учреждениях и школах, в домах инвалидов, центрах психического здоровья и реабилитации, центрах здоровья, диагностики и коррекции.

 Рассмотрение  проблемы девиантного поведения мы начнем с таких понятий как «социальная норма» и «социальная роль».

Социальная норма – это правила общественного поведения и проявления человека в конкретно-исторических условиях жизни общества. Норма определяет стандарты развития личности в группе, социуме.

Социальная роль – обобщенный способ выполнения человеком определенной социальной функции. Она определяется статусом личности, ее правами и обязанностями. Отклоняющееся (девиантное) поведение – несоответствие общим нормам и ролевым предназначениям.

Девиантное поведение – это поведение, носящее характер отклонения от принятых в обществе норм. Чаще всего это отклонение от правовых и нравственных норм.

Делинкветное поведение возникает тогда, когда отклоняющееся поведение выходит за рамки закона и проявляется в уголовно наказуемых действиях.

Каковы же основные факторы, обусловливающие формирование девиантного поведения? Выделяют следующие группы факторов.

1.    Отклонения в психическом и физиологическом развитии.

а) низкий уровень интеллекта от рождения или как результат черепно-мозговой травмы;

б) эмоционально обусловленные отклонения эмоционально-волевой сферы, в результате которых проявляется повышенная возбудимость, аффекты, импульсивность, жажда наслаждений, злорадство, деспотизм, бродяжничество и пр.;

в) незавершенность процесса формирования личности, в результате которого возникаю сложности во взаимоотношениях со сверстниками.

2. Несоответствие условий и методов воспитания индивидуальным особенностям ребенка. Необходимо учитывать отклонения в развитии ребенка при воспитании, применяя при этом сдерживание или симулирование, развитие компенсаторных механизмов.

3. Несоответствие коррекционного воздействия своеобразию развития подростка. Необходимо учитывать проблемы переходного возраста (11-13, 14-15 лет). этот возраст характеризуется следующими проблемами:

а) кризисные явления, характеризующие психофизиологическое развитие в подростковом возрасте:

       ускоренное или неравномерное развитие организма в период полового созревания;

       недостаточность развития сердечно-сосудистой системы, влияющей на физическое и психическое самочувствие подростка;

       «гормональная буря» эндокринной системы – повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость;

б) обострение взаимоотношений со взрослыми (родителями, учителями), моральный конфликт «старших и младших», неадекватное чувство взрослости и неприятие требований к себе;

в) стремление заменить отношения с позиции подчинения на позицию равенства;

г) повышенная критичность в отношении поведения взрослых и их оценочных суждений;

д) изменения в характере взаимоотношений со сверстниками, потребность в общении, чрезмерное стремление к самоутверждению, приводящее порой к негативным формам.

4. Негативные факторы среды формирования личности.

а) Проблемы семьи: неполные семьи, семьи с одним ребенком, дистантные семьи, многодетные семьи и др., в которых существует недостаток педагогического влияния на ребенка, поскольку формирование его личности происходит только со стороны одного из родителей или присутствуют такие факторы, как чрезмерное внимание или попустительство;

б) безнравственная обстановка в семье: пьянство, ссоры, драки, грубость, нечестность и пр., что является негативным примером для подражания и способствует формированию неправильного мировоззрения;

в) негативные факторы семьи, способствующие формированию отрицательного отношения к дому, семье, родителям и провоцирующие такие последствия, как уход из дома:

       агрессивная обстановка, грубость по отношению к ребенку;

       длительное невнимание к интересам, проблемам ребенка, переключение родителей на свои личные проблемы, предоставление ребенка самому себе;

       перекладывание воспитания ребенка на дедушку и бабушку без соответствующей поддержки их, что ведет к недостаточности воспитательного воздействия и безнадзорности;

г) негативные факторы средового воздействия на человека в процессе его развития (негативные увлечения в домашней обстановке, факторы улицы, непедагогичное использование возможностей игры в развитии ребенка и т.д.);

д) отрицательное влияние ближайшего окружения и, прежде всего, антипедагогичное поведение старших, родителей, негативное поведение сверстников;

е) негативное влияние средств массовой информации.

5. Недостатки в воспитании ребенка:

       ошибки семейного воспитания;

       «тепличные» условия, отстранение ребенка от сложных жизненных проблем и, как следствие, формирование черствости, инфантильности, неспособности сопереживать, преодолевать трудности;

       ошибки и упущения в процессе  обучения и воспитания (в детском саду, школе);

       негативные нравственные ориентиры воспитания;

       привитие ребенку определенных негативных моделей  жизнедеятельности; этому способствуют СМИ, кинопродукция – «видеоучебники» различных форм преступной деятельности;

       средовые негативные ожидания по отношению к ребенку из неблагополучной семьи, что является провокацией к нарушениям общественных норм;

       приобщение ребенка, подростка к алкоголю, наркотикам, курению, азартным играм;

       отсутствие единства и согласованности в воспитательной деятельности родителей в семье, школе и т.д.;

       недостатки системы перевоспитания, исправления правонарушителей и последующей их адаптации.

6.    Негативная личностная позиция самого ребенка:

       отклонения в самооценке подростка: завышенная самооценка ведет к чрезмерной самомобилизации и развитию аморальной способности самовыражения через правонарушения; заниженная  самооценка порождает неуверенность, раздвоенность личности, что влечет за собой проблемы с самовыражением и общением;

       отклонения в личностных притязаниях подростков, которые влияют на активность в достижении целей;

       безразличие к нравственному самосовершенствованию;

       негативно реализуемая потребность в самоутверждении, нездоровое соперничество;

       сложность формирования потребности и желания к самосовершенствованию;

       стремление подростка к общению, участию в молодежных компаниях..

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×