Кострукт | Анастасия Витальевна Вострова. Работа №241268
Автор: Анастасия Витальевна Вострова
Восприятие художественной литературы является культурной практикой ребенка, так как выступает одним из элементов процесса познания мира. С помощью чтения / слушания ребенок самостоятельно создает свой разнообразный культурный опыт познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной деятельности.
КОНСТРУирование образовательной
ценностно-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ситуации с детьми 5 года жизни
на основе произведения художественной литературы
Ценность: научить бережно относиться к своим вещам, быть чистоплотным человеком, соблюдать порядок и чистоту в доме.
Тема: «Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе»
Цель: знакомство детей с произведением К. И. Чуковского «Федорино горе».
Образовательные задачи:
Воспитательные: побуждать детей к пониманию юмористического характера литературного текста; воспитывать любовь и интерес к художественной литературе;
Обучающие: формировать умение воспроизводить знакомые отрывки из произведений автора; закрепить знания детей о посуде;
Развивающие: развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать героям художественных произведений; развивать речевую активность детей, умение вступать в диалог.
Образовательные задачи, с учетом индивидуальных особенностей детей:
Формировать положительную установку на участие в занятии. Развитие связной речи. Расширение и уточнение словаря по теме.
Материалы: платочек, книги автора, кукла-бибабо Федора
Понятия: посуда, чайная, кухонная, столовая, деревянная, стеклянная, металлическая, пластмассовая, конфетница, сахарница, салфетница, гостеприимный.
Планируемые результаты: дети проявляют сочувствие, эмоциональную отзывчивость
Технологическая карта
организации образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми
1. Мотивационный этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на ценности, их эмоциональное восприятие; вызвать интерес, эмоциональный отклик детей)
Технологические компоненты деятельности
Содержание деятельности,
действий педагога
Действия детей
Планируемый результат
Организация на совместную деятельность «Круг»
– Ребята, давайте встанем в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся.
– Что у меня в руке? (Платочек).
– Давайте будем передавать этот платочек друг другу и здороваться.
Воспитатель передает платочек ребенку, который стоит рядом по кругу, тот молча, благодарит (кивком головы) и передает платочек следующему и т. д.
Дети передают платочек по кругу и приветствуют друг друга.
Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности.
Актуализация знаний детей
(работа с моделью трех вопросов:
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
Как узнаем об этом?)
Краткий подводящий диалог к теме:
Фиксирует предложения детей в таблице «Модель трех вопросов» или «Модель пяти пальцев».
Любите ли вы слушать сказки К.И.Чуковского?
Хотите вспомнить их?
Сейчас я буду читать вам отрывки из сказок, вы должны будете узнать сказку, сказать, как она называется, и показать в какой книжке она живет.
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.
(Мойдодыр)
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.
(Краденое солнце)
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!»
(Муха-Цокотуха)
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
(Айболит)
– Молодцы, вы хорошо знаете сказки К. Чуковского.
Дети отвечают на вопросы педагога
Слушают
Отгадывают загадку
Актуализация знаний детей
о произведениях автора.
Знакомство с ценностью.
Осознание и проговаривание ценности на своем языке в конкретной ситуации выбора (с опорой на опыт детей)
Ценностный диалог (направленность обсуждения литературного произведения на осознание и проговаривание детьми ценностей (при обсуждении сюжетов, поступков, поведения персонажей).
Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики.
– Сегодня я познакомлю вас еще с одной сказкой К. И. Чуковского, которая называется «Федорино горе».
– Во время чтения постарайтесь подумать, почему автор так назвал свою сказку.
Воспитатель читает сказку.
– Вам понравилась сказка?
– Как звали бабушку в сказке?
– Какое горе случилось с бабушкой Федорой?
– Почему это произошло?
– Можно сказать, что посуде жилось очень плохо?
– Какая посуда ушла от бабушки Федоры? Назовите ее.
– Какой Федора была в начале сказки?
– Какой Бабушка Федора стала в конце сказки?
– Чем закончилась сказка?
– Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая?
– Почему же автор назвал свою сказку «Федорино горе».
– Ребята, сделайте вывод, как же надо относиться к посуде и почему?
Дети высказывают предположения, обосновывают ответ.
Договаривают
Перечисляют
Умение выделить существенные признаки
Игровая ситуация
Мотивирует на деятельность (обеспечивает деловой заинтересованный настрой).
Идет Федора и плачет «Ой вы бедные сиротки мои, утюги и сковородки мои…»
В. Ребята посмотрите идет бабушка и плачет, давайте спросим, что с бабушкой случилось. Бабушка, ты почему плачешь?
Ф. Хотела сесть за стол, чай попить, а посуда и стол убежали от меня.
В. Вы узнали бабушку, как ее зовут? Почему от нее убежала посуда? А давайте мы с вами послушаем, что же нам скажет посуда. (включается отрывок из мультфильма)
«Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила , закоптила,
Загубила нас она!»
В. Да Федора, у тебя совсем не осталось посуды. Мы тебе постараемся вернуть посуду и научим, как нужно за ней ухаживать.
Дети высказывают предположения, обосновывают ответ.
Договаривают
Перечисляют
Умение выделить существенные признаки
Работа с «Моделью трех вопросов»: Что мы знаем? Что хотим узнать?
Представление новой информации
Ребята, что же случилось с Федорой? (От нее сбежала посуда)
Почему? (Федора не мыла посуду, обижала, била)
Мы сможем помочь Федоре отыскать и вернуть
ее посуду? (Сможем)
Проявляют способность к критическому мышлению, делают самостоятельный выбор.
Проявление инициативности в общении со взрослым.
Продолжение работы с «Моделью трех вопросов: Что нужно сделать, чтобы узнать?»
Обозначение культурно-смыслового контекста последующей деятельности (ценностно-ориентированной культурной практики)
Проживание ценностной ситуации выбора (планирование совместной/самостоятельной деятельности детьми в центре активности), с учетом культурно-смыслового контекста предстоящей деятельности (типа работ: по образцу. по схеме, по незавершенному продукту, по описанию);
групповое/ индивидуальное обсуждение
– Как вы думаете, чему учит нас эта сказка? Как надо обращаться с посудой, чтобы у вас не получилась такая ситуация как у бабушки Федоры?
Давайте, сегодня покажем, что можно сделать и как нужно обращаться с посудой. Я предлагаю вам выбрать, чем бы хотели сегодня заняться и пройти в наши центры активности.
Готовность рассказать о способе решения задачи.
2. Содержательный (деятельностный) этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на эмоционально-чувственное воздействие и познание в контексте решения ценностных задач).
Взрослый инициирует диалог с детьми, следуя за их инициативой, учитывает их интересы, раскрывает содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов. Задает уточняющие вопросы.
Дети принимают общую цель работы малой группой (в центре активности), включаются в совместное планирование, распределение действий (ролей) осуществляют деятельность в центрах активности самостоятельно.
Технологические компоненты деятельности
Центр
активности
Содержание
деятельности
(конкретная задача, культурно-смысловой контекст)
Презентация деятельности в центрах активности
Материалы, средства для самостоятельной деятельности детей в центре активности
Результат,
продукт
деятельности
Творческий (ориентация на ценностно-окрашенные ситуации продуктивного характера, побуждающее к образному выражению в творческой продуктивной деятельности).
Презентация центров активности (педагогом/ребенком).
«Тренировка» в ценностном поведении в ходе конкретной деятельности (дела) в центрах активности
Центр познания
Федора просит рассказать ей о посуде, вывешиваются
Воспитатель рассказывает
Иллюстрации с картинками о посуде
Активизируется мыслительная деятельность
Центр искусства
Украсить посуду
(нарисовать)
Дети рисуют ватными палочками узор
Листочки с шаблонами чашек, гуашь, стаканчики с водой, ватные палочки, влажные салфетки
Дети делятся на подгруппы, собирают и украшают посуду
Центр кулинарии
В центре «Поваренок». Ребята вам нужно помочь приготовить угощения для гостей бабушки Федоры.
Дети с воспитателем раскатывают тесто и вырезают формочки
Тесто песочное, скалки, формочки, фартуки, колпачки по количеству детей
Умение работать по образцу.
Центр мастерская
Вылепить, сконструировать разбитую посуду
Дети выполняют задание.
Пластилин, доски, стеки, бумажные салфетки, цветная бумага, картон, ножницы, клей.
Навык самостоятельного обследовательского действия.
Центр грамоты
Дети поочерёдно подходят к столу крутят юлу и произносят следующие слова «Юла покружись нам картинку покажи». Дети берут картинку и громко произносят названия овощей, выделяя первый звук в слове.
Дети выполняют задание поочередно.
Юла, картинки овощей.
Развитие фонематического восприятия
Центр игры
Сюжетно-ролевые игры «Кухня», «Дом»», дидактические игры
Дети делают выбор, активно играют, самостоятельно осуществляют условные действия в условиях с/р игры
Посуда, муляжи продуктов, салфетки
Соблюдение правила игры, распределение внимания во время игры
Центр конструирования
Собрать из конструктора предметы для игры-драматизации: дом, стол, мост, забор и др.
Дети решают интеллектуальную задачу.
Разный конструктор
Навык выполнять задачу, развитие воображения.
Центр математики
В центре «Считайка» нужно помочь посчитать сколько всего чашек и блюдец, подобрать каждой чашке свое блюдце, поставить по количеству гостей и т.д.
Дети анализируют и выполняют самостоятельно.
Набор из пластмассы «Посуда»
Умение анализировать.
Центр книги
Доступен широкий выбор книг по теме (сказки К. Чуковского, мини-энциклопедии о посуде).
Дети самостоятельно рассматривают иллюстрации, обсуждают, задают вопросы.
Книги
Проявление инициативности в общении со взрослым.
Центр безопасности и здоровья
Проводится дыхательная гимнастика «Чайник кипит».
Дети проводят дыхательную гимнастику.
Стаканчики с водой, соломинки
Эмоционадьная разрядка
Двигательный центр
Физкультминутка
Вот большой стеклянный чайник.
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень крупные, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни — разобьются.
Вот серебряные ложки, Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принес.
Воспитатель показывает действия на каждую строчку
-
Навык самостоятельного действия.
3. Рефлексивный этап (направленность на осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях, ориентация на позитивный опыт самопознания и самовыражения. Проведение совместной рефлексии детей и взрослых (самооценка, самоконтроль).
Технологические компоненты деятельности
Содержание деятельности,
действия педагога
Действия детей
Планируемый
результат
Рефлексивная ситуация
Ура! Мы справились! Я хочу вам сказать спасибо за то, что у нас всё получилось, а главное, что сделали это вы вместе и дружно.
Радуются похвале, проявляют интерес и готовность к дальнейшей деятельности
Сформированные культурно-гигиенические навыки: аккуратный приём пищи, мытьё рук…; навыки самообслуживания (убирают игрушки в центрах активности)
Обсуждение итогов работы в центрах активности (продуктов деятельности), культурно-смыслового контекста (для чего? для кого? где можно использовать?)
Ребята, вам понравилось заниматься?
(Педагог побуждает детей к речевой активности)
Какие чудеса вы совершали там? Что вы строили? А кроме этого? Чему вы сегодня научились? Что новое узнали? Что для вас было самым трудным?
Дети передают свои впечатления о процессе и результатах совместной деятельности.
Готовность рассказать о способе решения задачи.
4. Открыто-перспективный (Выход на самостоятельную деятельность, самостоятельный ценностный выбор в том числе в специально конструируемых образовательных ценностных ситуациях «концентрированного» их проживания и осознания)
На память о нашей встрече я хочу подарить каждому из вас по трафарету с помощью которого вы можете нарисовать чудесную посуду своим родителям, воспитателям и друзьям. Но не забывайте, что если вы объединитесь, то можно создат целый сервиз, а это намного больше и интереснее.
Детям предоставляется возможность выбора, самостоятельно или вместе рассказать и показать о посуде в группе, дома.