Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Коучинг как метод сопровождения педагогов | Маркосова Татьяна Владимировна. Работа №298036

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Маркосова Татьяна Владимировна
   «Коучинг» - это интерактивное общение, развивающее консультирование. От классического консультирования отличается тем, что принцип «Сделай за меня» практически не действует. Спрашивая, коуч  помогает воспитателю найти ответы на такие вопросы, которых тот ещё не задавал или не хотел себе задать, а также помогает подойти к проблеме с другой стороны. Искусство Коуча – это содействие  развитию творческого потенциала педагога.

Каждый этап совместной работы коуча и клиента называют сессией, в результате которой клиент должен сделать определенные выводы и на их основании сформировать стратегию своего будущего поведения, поставить перед собой задачи и планомерно их выполнять. Между сессиями у человека есть возможность протестировать в жизни намеченные шаги.

У всех людей есть нужные ресурсы для осуществления желаемого. Во время обучения человек глубже познает себя, свои способности, возможности, появляется уверенность в своих действиях. Этот метод может применяться во время подготовки к аттестации, составлении рабочей программы, работе над проектом, работе по самообразованию.

Мастер-класс

«Коучинг как эффективный метод сопровождения

профессиональной деятельность педагогов

дошкольной организации»

автор: старший воспитатель

МБДОУ ДС № 5 г. Буденновска

Маркосова Т.В.

 

Очень часто в своей работе мы сталкиваемся с тем, что педагог не хочет находить решение, двигаться к цели, а ждет готовых рецептов. Одним из эффективных методов сопровождения педагогов является «Коучинг».

Коучинг (англ. coaching) — метод консультирования и тренинга, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся самостоятельно достичь некой жизненной или профессиональной цели.

Кто же такой «Коуч»?

Посмотрите на эту картинку (на картинке изображен поезд), и скажите, какое предназначение поезда? — доставлять людей к намеченной цели. И предназначение коуча тоже в этом.

Ведь коуч – это тот, кто помогает людям прийти в тот пункт назначения, куда им хочется прийти; добиваться тех результатов, которые люди хотят достигать; становиться такими, какими они хотят быть.

«Коучинг» - это интерактивное общение, развивающее консультирование. От классического консультирования отличается тем, что принцип «Сделай за меня» практически не действует. Спрашивая, коуч помогает воспитателю найти ответы на такие вопросы, которых тот ещё не задавал или не хотел себе задать, а также помогает подойти к проблеме с другой стороны. Искусство Коуча – это содействие развитию творческого потенциала педагога.

Каждый этап совместной работы коуча и клиента называют сессией, в результате которой клиент должен сделать определенные выводы и на их основании сформировать стратегию своего будущего поведения, поставить перед собой задачи и планомерно их выполнять. Между сессиями у человека есть возможность протестировать в жизни намеченные шаги.

У всех людей есть нужные ресурсы для осуществления желаемого. Во время обучения человек глубже познает себя, свои способности, возможности, появляется уверенность в своих действиях. Этот метод может применяться во время подготовки к аттестации, составлении рабочей программы, работе над проектом, работе по самообразованию.

Давайте попробуем разобраться в этом методе на примере. Например, педагогам надо написать рабочую программу к новому учебному году и они не знают с чего начать.

Начнем коуч-сессию? Я старший воспитатель-коуч, а вы собирательный образ педагога.

Начинают работу методом «

Коучинга

» с этапа постановки целей. Открытые вопросы позволяют приблизиться к пониманию того, чего хочется достичь педагогу. Напоминаю, вам необходимо написать рабочую программу.

Вот примеры вопросов, которые можно задать на первом этапе:

- Вы этого действительно «хотите» или Вам это «надо» или Вы это «должны»?

- Воодушевляет ли Вас ваша цель?

- Зависит ли достижение результата только от Вас?

- Какой результат будет для Вас наилучшим?

- Как Вы поймете, что это тот результат, который был Вам нужен?

- По каким критериям Вы будете оценивать достижения?

- Что для Вас важно в процессе приближения к цели?

- К какой дате Вы хотите получить желаемый результат?

- Как изменится Ваша жизнь, когда Вы достигните своей цели?

Самый важный момент этого этапа — педагогу нужно четко сформулировать цель. Лучше всего записать эту цель на бумаге. Задача коучинговых  вопросов — повысить осознанность.

После того, как вы разобрались с ожиданиями, главный вопрос — разобраться с реальным положением дел. Вопросы на этом этапе работы с целью помогут увидеть и оценить ресурсы

педагога

: какие ресурсы, знания у педагога есть и каких не достаёт для получения желаемого результата. И что очень важно, 

выявить возможные ограничения, в том числе внутренние

.

Какие вопросы можно задать педагогу на этом этапе?

Примеры вопросов, которые можно задать на этом этапе:

- Делали ли Вы что-либо подобное раньше?

- Если да, то что Вам мешало достичь результата?

- Какие сейчас у Вас есть ресурсы внешние (информация, деньги, люди, контакты и т.п.)  и внутренние (умения, навыки, способности) для достижения цели?

- Какие ещё ресурсы Вам понадобятся для достижения цели?

- Что Вы уже делаете для достижения своей цели?

- На сколько процентов сейчас выполнена Ваша цель?

III. Третий этап поможет увидеть возможности и найти варианты решения проблемы, мешающей достижению результата.

Примеры вопросов, которые можно задать на этом этапе:

- Как изменить ситуацию, что можно предпринять именно сейчас?

- Какие есть альтернативные варианты?

- Кто может помочь найти нужное решение?

- Где найти недостающую информацию?

IV.На четвертом этапе вы переходите от осмысления сложившейся ситуации и позиции педагога в ней к поиску реальных действий и долгожданному первому шагу. Задайте вопросы, которые помогут приблизиться ему к пониманию, как действовать дальше:

Примеры вопросов, которые можно задать на этом этапе:

- Каким будет Ваш первый шаг, с чего следует начать?

- Когда получится начать работу и необходимо ли сделать что-то до этого момента?

- Какая помощь извне необходима?

- Какие препятствия можно встретить на пути?

А теперь предлагаю вам разбиться на пары. Каждая пара проиграет один этап коуч-сессии. Я раздаю вам примерные вопросы каждого этапа. Проиграйте заданный этап коуч-сессии самостоятельно.

Этапы коуч-сессии

Этап

Действия Коуча (старшего воспитателя)

Возможные вопросы Коуча (старшего воспитателя)

1. Постановка задач и целей, расстановка приоритетов на эту Коуч-сессию

Вместе с воспитателем уточняет и детализирует цель

- Вы этого действительно «хотите» или Вам это «надо» или Вы это «должны»?

- Воодушевляет ли Вас ваша цель?

- Зависит ли достижение результата только от Вас?

- Какой результат будет для Вас наилучшим?

- Как Вы поймете, что это тот результат, который был Вам нужен?

- По каким критериям Вы будете оценивать достижения?

- Что для Вас важно в процессе приближения к цели?

- К какой дате Вы хотите получить желаемый результат?

- Как изменится Ваша жизнь, когда Вы достигните своей цели?

2. Анализ реальности (текущей ситуации): существующие ресурсы, ограничения, возможности; изучение внутренних и внешних препятствий

Путем задавания вопросов и активного слушания старший воспитатель пытается понять сложившуюся ситуацию. Потом идет обратная связь, чтобы убедиться, правильно ли понял старший воспитатель.

- Делали ли Вы что-либо подобное раньше?

- Если да, то что Вам мешало достичь результата?

- Какие сейчас у Вас есть ресурсы внешние (информация, деньги, люди, контакты и т.п.)  и внутренние (умения, навыки, способности) для достижения цели?

- Какие ещё ресурсы Вам понадобятся для достижения цели?

- Что Вы уже делаете для достижения своей цели?

- На сколько процентов сейчас выполнена Ваша цель?

3. Поиск решения: рассмотрение вариантов, выбор варианта достижения задачи и цели;

Старший воспитатель помогает увидеть возможности и найти варианты решения проблемы, мешающей достижению результата.

- Как изменить ситуацию, что можно предпринять именно сейчас?

- Какие есть альтернативные варианты?

- Кто может помочь найти нужное решение?

- Где найти недостающую информацию?

4. Составление пошагового плана реальных действий;

 

Старший воспитатель подводит педагога к поиску реальных действий и долгожданному первому шагу.

- Каким будет Ваш первый шаг, с чего следует начать?

- Когда получится начать работу и необходимо ли сделать что-то до этого момента?

- Какая помощь извне необходима?

- Какие препятствия можно встретить на пути?

5. Сопровождение и поддержка во время движения к цели

Старший воспитатель активно слушает, уточняет о проделанных шагах, сохраняет мотивацию и приверженность цели до достижения результата.

- Какова Ваша уверенность по 10-бальной шкале в возможности достижения цели?

- Как Вам сохранить мотивацию до конца пути?

- Что Вас может остановить?

- Кому ещё кроме Вас важна ваша цель?

- Как Вы отпразднуете достижение цели?

 

(Анализ работы в парах)

Очень важно сохранить мотивацию и приверженность цели до достижения результата. Здесь уместно будет задать и такие вопросы

- Какова Ваша уверенность по 10-бальной шкале в возможности достижения цели?

- Как Вам сохранить мотивацию до конца пути?

- Что Вас может остановить?

- Кому ещё кроме Вас важна ваша цель?

Чтобы повысить свою мотивацию к достижению целей включите в свою жизнь ещё одну практику. Задавайте себе утренние и вечерние мотивационные вопросы.

Утренние мотивационные вопросы:

- Что в моей жизни меня радует больше всего в данный момент?

- За что я испытываю благодарность прямо сейчас?

- Чем в своей жизни я горжусь в данный момент?

- Что я сегодня могу сделать для достижения своей цели?

- Что я могу сделать такого, чтобы получать радость, драйв и удовольствие на пути достижения цели?

Вечерние мотивационные вопросы:

- Насколько я сегодня продвинулся к своей цели?

- Чему новому я сегодня научился?

- Что можно было сделать по-другому?

- Как я себя сегодня поблагодарил?

- Насколько сегодняшний день сделал мою жизнь лучше?

Вовремя заданные и правильные вопросы помогают избежать многих неудач. Собственные ответы становятся естественным фильтром, который отсекает все бесполезное.

Я надеюсь, что вы поняли - цель коуча не в том, чтобы вести человека за руку, оберегая от проблем и сложностей, а в том, чтобы помочь ему верить в свои силы, раскрывать свои способности, опираться на свои достоинства и с их помощью двигаться к новым вершинам своей жизни!

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×