Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Краеведческая деятельность, как средство формирования нравственной культуры старших дошкольников | Крайнова Марина Владимировна. Работа №352061

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Краеведческая деятельность как средство формирования нравственной культуры старших дошкольников

 

Аннотация. В статье описывается опыт интеграции краеведческой деятельности в воспитательный процесс старших дошкольников в Новосибирске с целью формирования нравственной культуры. Основным акцентом является развитие уважения и любви к родному краю через изучение его истории и культуры. В работе применялись различные формы взаимодействия, включая экскурсии, интерактивные занятия и проекты по изучению региональных традиций. Использование историй о местных героях и событиях способствовало развитию патриотизма и ответственности у детей. Важным элементом была активная вовлеченность родителей, что способствовало укреплению связей между семьей и образовательным учреждением. Комплексный подход к краеведческой деятельности способствовал нравственному развитию детей, формированию у них чувствительности к доброте, уважению и справедливости.

Ключевые слова: краеведческая деятельность, дошкольное образование, нравственная культура, Новосибирск, патриотизм, образовательный процесс, семейное взаимодействие, культурное наследие, личностное развитие, традиции.

 

Краеведческая деятельность занимает важное место в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста. В условиях современного мира она приобретает особую значимость, так как способствует формированию нравственных ценностей, культурной идентичности и чувства патриотизма у подрастающего поколения. Понимание своего культурного наследия, истории родного края и его уникальности позволяет детям глубже осознать свои корни и ощутить связь с прошлым, что, в свою очередь, оказывает мощное влияние на формирование их личных качеств и моральных устоев.

Проблема нравственного воспитания старших дошкольников становится особенно актуальной в условиях глобализации, когда традиционные культурные и национальные особенности зачастую теряются или нивелируются. В этом контексте краеведческая деятельность выступает тем важным компонентом образовательного процесса, который помогает сохранить и передать подрастающему поколению богатство культуры и традиций. Педагог и исследователь В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «воспитание должно касаться сердца и разума, гармонично соединяя разумность и духовность» [1]. Это высказывание как нельзя лучше отражает важность интеграции краеведческой деятельности в образовательный процесс, так как оно способствует рассмотрению образования не только как набора академических знаний, но и как источника духовного роста.

Краеведческая деятельность внедряется в дошкольных учреждениях через различные формы работы, такие как экскурсии, посещение музеев, беседы с людьми старшего поколения и тематические занятия. Через это дети получают возможность не просто получить информацию об окружающем их мире, но и ощутить его своим, личным и значимым. Эксперт в области педагогики А.С. Макаренко отмечал, что основная задача воспитания — это «привитие любви к труду и родине через осознание личного вклада в общее дело» [2]. Данный подход позволяет дошкольникам не только узнавать о крае, но и принимать активное участие в его жизни, например, через участие в экологических акциях или образовательных проектах.

Одним из аспектов, который заслуживает особого внимания в процессе реализации краеведческой деятельности, является развитие у детей чувства сопричастности и ответственности за окружающий мир. Заслуженный педагог и писатель Л.Н. Толстой говорил: «Мы ничто без истории, так же как и без обращения к внутренней духовной жизни» [3]. В этом контексте краеведческая работа с дошкольниками может выступать мощным инструментом воспитания нравственных качеств, таких как уважение к старшим, чувство справедливости и милосердия, а также интерес и уважение к традициям.

Для эффективности краеведческой работы необходимо привлечение внимания детей именно к тем аспектам их окружения, которые могут вызвать у них живой интерес и активное участие. Краеведение — это не только изучение истории и культурного наследия региона, но и непосредственное участие в жизни края через взаимодействие с реальными предметами, людьми и событиями. Изучение жизни и творчества выдающихся людей, связанных с краем, раскрывает перед детьми мир человеческих достижений и мотиваций, формируя у них понимание и уважение к выдающимся личностям и событиям, которые сыграли значительную роль в становлении местного сообщества.

Немалую роль в укреплении нравственной культуры детей через краеведческую деятельность играет также взаимодействие семьи и образовательного учреждения. Совместные мероприятия, такие как семейные походы по историческим местам, участие в конкурсах и других тематических событиях, позволяют создать неповторимую атмосферу, глубокий внутренний настрой и желание обогащать свой внутренний мир. Это взаимодействие способствует формированию у ребенка связного образа окружающего мира и способствует духовно-нравственному развитию. Известный педагог Л.С. Выготский утверждал, что «образование без взаимодействия — это как дерево без корней» [4], подчеркивая важность вовлечения всех заинтересованных участников в процесс воспитания.

Образовательные программы, которые направлены на краеведческое воспитание дошкольников, должны быть основаны на междисциплинарном подходе, комбинируя историю, этнографию, географию, литературу и искусство. Это позволяет детям не просто воспринимать отдельные факты, но и формировать целостное представление о мире, прививать любовь к культуре и традициям своего региона. Через литературу и искусство дети учатся выражать свои чувства и переживания, развивая тем самым эмоциональный интеллект и эмпатию, что крайне важно для их нравственного роста.

В своей практике воспитателя я всегда стараюсь интегрировать краеведческую деятельность как ключевой элемент в формировании нравственной культуры у старших дошкольников. Моя главная цель заключалась в том, чтобы привить детям уважение и любовь к родному краю, его истории и культуре, что, несомненно, способствует развитию нравственных основ.

В процессе работы я активно использовала различные формы краеведческой деятельности. Например, организовывались экскурсии по местным памятникам и историческим местам Новосибирска, что пробуждало у детей чувство гордости за свой город. Интерактивные занятия и проекты, связанные с изучением традиций и обычаев родного края, помогали детям осознавать важность сохранения этих культурных ценностей.

Кроме того, в рамках занятий мы часто использовали рассказы о героях и важных исторических событиях Новосибирска, что способствовало формированию у детей чувства патриотизма и ответственности за свое поведение. Каждый ребенок имел возможность выразить свои мысли и чувства, что развивало в них уверенность и умение аргументированно высказывать собственное мнение.

Также мне удалось привлечь к образовательному процессу родителей, что способствовало созданию более глубоких связей между семьей и детским садом. Родители принимали активное участие в подготовке мероприятий и мастер-классах, посвященных культурному наследию региона.

Такая комплексная и интегрированная деятельность способствовала не только расширению кругозора дошкольников, но и оказала благоприятное влияние на их нравственное развитие. Дети становились более чувствительными к проявлениям доброты, уважения и справедливости, что, безусловно, является важным шагом в формировании их личностных качеств.

Подводя итог, можно сказать, что краеведческая деятельность является мощным инструментом в формировании нравственной культуры старших дошкольников. Она позволяет не только осознать культурное и историческое наследие родного края, но и активно участвовать в его сохранении и развитии. Как итог, формируется поколение, которое, глубоко осознавая ценности и традиции своей малой родины, способно не только сохранять и приумножать их, но и жить в соответствии с высокими нравственными принципами, имеющими ключевое значение в современном обществе.

 

Список литературы:

1.                 Сухомлинский В.А. О воспитании. — М.: Просвещение, 1979.

2.                 Макаренко А.С. Педагогическая поэма. — М.: АСТ, 2003.

3.                 Толстой Л.Н. О литературе и искусстве. — М.: Искусство, 1985.

 

4.                 Выготский Л.С. Психология развития детей. — М.: Дрофа, 2005.

 

Краеведческая деятельность как средство формирования нравственной культуры старших дошкольников

 

Аннотация. В статье описывается опыт интеграции краеведческой деятельности в воспитательный процесс старших дошкольников в Новосибирске с целью формирования нравственной культуры. Основным акцентом является развитие уважения и любви к родному краю через изучение его истории и культуры. В работе применялись различные формы взаимодействия, включая экскурсии, интерактивные занятия и проекты по изучению региональных традиций. Использование историй о местных героях и событиях способствовало развитию патриотизма и ответственности у детей. Важным элементом была активная вовлеченность родителей, что способствовало укреплению связей между семьей и образовательным учреждением. Комплексный подход к краеведческой деятельности способствовал нравственному развитию детей, формированию у них чувствительности к доброте, уважению и справедливости.

Ключевые слова: краеведческая деятельность, дошкольное образование, нравственная культура, Новосибирск, патриотизм, образовательный процесс, семейное взаимодействие, культурное наследие, личностное развитие, традиции.

 

Краеведческая деятельность занимает важное место в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста. В условиях современного мира она приобретает особую значимость, так как способствует формированию нравственных ценностей, культурной идентичности и чувства патриотизма у подрастающего поколения. Понимание своего культурного наследия, истории родного края и его уникальности позволяет детям глубже осознать свои корни и ощутить связь с прошлым, что, в свою очередь, оказывает мощное влияние на формирование их личных качеств и моральных устоев.

Проблема нравственного воспитания старших дошкольников становится особенно актуальной в условиях глобализации, когда традиционные культурные и национальные особенности зачастую теряются или нивелируются. В этом контексте краеведческая деятельность выступает тем важным компонентом образовательного процесса, который помогает сохранить и передать подрастающему поколению богатство культуры и традиций. Педагог и исследователь В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «воспитание должно касаться сердца и разума, гармонично соединяя разумность и духовность» [1]. Это высказывание как нельзя лучше отражает важность интеграции краеведческой деятельности в образовательный процесс, так как оно способствует рассмотрению образования не только как набора академических знаний, но и как источника духовного роста.

Краеведческая деятельность внедряется в дошкольных учреждениях через различные формы работы, такие как экскурсии, посещение музеев, беседы с людьми старшего поколения и тематические занятия. Через это дети получают возможность не просто получить информацию об окружающем их мире, но и ощутить его своим, личным и значимым. Эксперт в области педагогики А.С. Макаренко отмечал, что основная задача воспитания — это «привитие любви к труду и родине через осознание личного вклада в общее дело» [2]. Данный подход позволяет дошкольникам не только узнавать о крае, но и принимать активное участие в его жизни, например, через участие в экологических акциях или образовательных проектах.

Одним из аспектов, который заслуживает особого внимания в процессе реализации краеведческой деятельности, является развитие у детей чувства сопричастности и ответственности за окружающий мир. Заслуженный педагог и писатель Л.Н. Толстой говорил: «Мы ничто без истории, так же как и без обращения к внутренней духовной жизни» [3]. В этом контексте краеведческая работа с дошкольниками может выступать мощным инструментом воспитания нравственных качеств, таких как уважение к старшим, чувство справедливости и милосердия, а также интерес и уважение к традициям.

Для эффективности краеведческой работы необходимо привлечение внимания детей именно к тем аспектам их окружения, которые могут вызвать у них живой интерес и активное участие. Краеведение — это не только изучение истории и культурного наследия региона, но и непосредственное участие в жизни края через взаимодействие с реальными предметами, людьми и событиями. Изучение жизни и творчества выдающихся людей, связанных с краем, раскрывает перед детьми мир человеческих достижений и мотиваций, формируя у них понимание и уважение к выдающимся личностям и событиям, которые сыграли значительную роль в становлении местного сообщества.

Немалую роль в укреплении нравственной культуры детей через краеведческую деятельность играет также взаимодействие семьи и образовательного учреждения. Совместные мероприятия, такие как семейные походы по историческим местам, участие в конкурсах и других тематических событиях, позволяют создать неповторимую атмосферу, глубокий внутренний настрой и желание обогащать свой внутренний мир. Это взаимодействие способствует формированию у ребенка связного образа окружающего мира и способствует духовно-нравственному развитию. Известный педагог Л.С. Выготский утверждал, что «образование без взаимодействия — это как дерево без корней» [4], подчеркивая важность вовлечения всех заинтересованных участников в процесс воспитания.

Образовательные программы, которые направлены на краеведческое воспитание дошкольников, должны быть основаны на междисциплинарном подходе, комбинируя историю, этнографию, географию, литературу и искусство. Это позволяет детям не просто воспринимать отдельные факты, но и формировать целостное представление о мире, прививать любовь к культуре и традициям своего региона. Через литературу и искусство дети учатся выражать свои чувства и переживания, развивая тем самым эмоциональный интеллект и эмпатию, что крайне важно для их нравственного роста.

В своей практике воспитателя я всегда стараюсь интегрировать краеведческую деятельность как ключевой элемент в формировании нравственной культуры у старших дошкольников. Моя главная цель заключалась в том, чтобы привить детям уважение и любовь к родному краю, его истории и культуре, что, несомненно, способствует развитию нравственных основ.

В процессе работы я активно использовала различные формы краеведческой деятельности. Например, организовывались экскурсии по местным памятникам и историческим местам Новосибирска, что пробуждало у детей чувство гордости за свой город. Интерактивные занятия и проекты, связанные с изучением традиций и обычаев родного края, помогали детям осознавать важность сохранения этих культурных ценностей.

Кроме того, в рамках занятий мы часто использовали рассказы о героях и важных исторических событиях Новосибирска, что способствовало формированию у детей чувства патриотизма и ответственности за свое поведение. Каждый ребенок имел возможность выразить свои мысли и чувства, что развивало в них уверенность и умение аргументированно высказывать собственное мнение.

Также мне удалось привлечь к образовательному процессу родителей, что способствовало созданию более глубоких связей между семьей и детским садом. Родители принимали активное участие в подготовке мероприятий и мастер-классах, посвященных культурному наследию региона.

Такая комплексная и интегрированная деятельность способствовала не только расширению кругозора дошкольников, но и оказала благоприятное влияние на их нравственное развитие. Дети становились более чувствительными к проявлениям доброты, уважения и справедливости, что, безусловно, является важным шагом в формировании их личностных качеств.

Подводя итог, можно сказать, что краеведческая деятельность является мощным инструментом в формировании нравственной культуры старших дошкольников. Она позволяет не только осознать культурное и историческое наследие родного края, но и активно участвовать в его сохранении и развитии. Как итог, формируется поколение, которое, глубоко осознавая ценности и традиции своей малой родины, способно не только сохранять и приумножать их, но и жить в соответствии с высокими нравственными принципами, имеющими ключевое значение в современном обществе.

 

Список литературы:

Сухомлинский В.А. О воспитании. — М.: Просвещение, 1979.

Макаренко А.С. Педагогическая поэма. — М.: АСТ, 2003.

Толстой Л.Н. О литературе и искусстве. — М.: Искусство, 1985.

Выготский Л.С. Психология развития детей. — М.: Дрофа, 2005.


 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×