Краеведческая игра - викторина «Знаете ли Вы Ставропольский край?» | Анелия Рудольфовна Арутюнян. Работа №337780
Детство – это каждодневное открытие мира
и поэтому надо сделать так,
чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества,
их красоты и величия.
Уважаемые коллеги, все мы очень разные, неповторимые, но есть, то, что нас объединяет. Как вы думаете, что это? (Мы живем в России - мы россияне).
Правильно, нас объединяет одно целое, мы живем в одной стране, у нас одна Родина.
Как вы думаете, с чего начинается родина? (ответы педагогов)
У каждого из нас при слове Родина возникают вполне конкретные образы. Для меня Родина - это дом моих родителей, построенный своими руками. Это запах вкусного обеда приготовленного руками мамы. Родина это то, куда хочется возвращаться снова и снова. Чувствовать радость, гордость от того, что ты дома, в детстве.
Перед нами стоит задача увлекательно и эффективно проводить работу по данному направлению. Ведь в основе этого лежит развитие нравственных чувств, чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превратились в пустой звук.
Хочется напомнить слова великого поэта Омар Хайяма что «Дети нас не слышат. Они на нас смотрят».
Сегодня я Вам предлагаю окунуться в мир краеведческой игры – викторины «Знаешь ли, Ставропольский край?».
А сейчас, приглашаю поиграть
И проблемы порешать
Что-то вспомнить, повторить,
Что не знаем, подучить.
Игра будет состоять из интересных и увлекательных станций. Выбор станции за Вами.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад комбинированного вида № 4»
Практикум
Краеведческая игра - викторина «Знаете ли Вы Ставропольский край?»
в рамках муниципального методического объединения
«Школа молодого воспитателя» для молодых педагогов дошкольных образовательных организаций Шпаковского муниципального округа, реализующих образовательную программу дошкольного образования
Тема: «Краеведческое образование дошкольников: от теории к практике»
Докладчик:
Арутюнян Анелия Рудольфовна
Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №4»,
Шпаковский муниципальный округ Ставропольского края
г.Михайловск, 2024г.
Начать наш практикум мне хочется с высказывания Василия Сухомлинского
Детство – это каждодневное открытие мира
и поэтому надо сделать так,
чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества,
их красоты и величия.
Уважаемые коллеги, все мы очень разные, неповторимые, но есть, то, что нас объединяет. Как вы думаете, что это? (Мы живем в России - мы россияне).
Правильно, нас объединяет одно целое, мы живем в одной стране, у нас одна Родина.
Как вы думаете, с чего начинается родина? (ответы педагогов)
У каждого из нас при слове Родина возникают вполне конкретные образы. Для меня Родина - это дом моих родителей, построенный своими руками. Это запах вкусного обеда приготовленного руками мамы. Родина это то, куда хочется возвращаться снова и снова. Чувствовать радость, гордость от того, что ты дома, в детстве.
Перед нами стоит задача увлекательно и эффективно проводить работу по данному направлению. Ведь в основе этого лежит развитие нравственных чувств, чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превратились в пустой звук.
Хочется напомнить слова великого поэта Омар Хайяма что «Дети нас не слышат. Они на нас смотрят».
Сегодня я Вам предлагаю окунуться в мир краеведческой игры – викторины «Знаешь ли, Ставропольский край?».
А сейчас, приглашаю поиграть
И проблемы порешать
Что-то вспомнить, повторить,
Что не знаем, подучить.
Игра будет состоять из интересных и увлекательных станций. Выбор станции за Вами.
Станция: «Самое-самое…»
Вспомним самое-самое глубокое, высокое, холодное, жаркое и т. п. географическое место, явление, событие на территории Ставрополья.
Самое «солнечное» место?
(г
. Светлоград, 2198 часов солнечного сияния в год.)
Самая длинная река в крае?
(Река Калаус, 936км.)
Самые старые растения?
(Буки на горе Стрижамент.)
Самые древние растения?
(
Самые древние деревья – гинго. г
.
С
таврополь, г. Пятигорск.)
Самые быстрые копытные животные?
(Сайгаки, обитают в полупустынной зоне края.)
Самый крупное село по
численности населения?
(Село Александровское – 27,5 тыс. человек. Крупнейший по численности населения сельский населённый пункт в крае, 9 в России.)
Самый старый город?
(
Город Ставрополь, 1777 год.)
Самый молодой город?
(Город Михайловск, 29 декабря 1998 год.)
Самое ценное полезное ископаемое?
(Минеральные воды.)
(За правильный ответ, педагогу дается карточка метка)
Хотели, бы вы, коллеги оказаться, в тех местах, о которых мы сейчас вспомнили. А в этом нам поможет педагогическая технология Надежды Александровны Коротковой «Путешествие по карте». Эта технология легко «вписывается» во многие темы комплексно-тематического планирования образовательной программы ДО.
Работа с фокус-группой.
Ну что отправимся с Вами в путешествие по карте, прошу выйти педагогов, у которых карточки-метки.
Начиная воображаемое путешествие, воспитатель и дети обсуждают и выбирают:
П
ункт назначения (отправить
ся на этот раз Медовые водопады
, на
родину минеральной воды
и т.п.)
.
Подходящий вид транспорта
Н
амечают маршрут (или возможные разные пути) на глобусе, прокладывают его цветным маркером на карте
.
В
ысказывают предположения о том, что может встретиться в пути. Это повод для то
го, чтобы освоить знания о городах, селах СК
, сравнить их растительный и животный мир, узнать, как живут там люди, чем занимаются.
В такой форме дети легко осваивают природные и культурные достопримечательности СК. Постепенно в ходе НОД физическая карта СК «оживает» - заполняется линиями пройденных маршрутов, маленькими вырезками-«метками». Эта карта, фиксирующая приобретенные представления, как и классификационные таблицы, остается в группе, чтобы дети могли продолжить обсуждение путешествия в свободном общении. Для путешествий по карте понадобится иллюстративный материал (фотоиллюстрации) многоразового использования: растительный и животный мир, достопримечательности, народы, проживающих в Ставропольском крае, труд людей и производство и т.д.
Работая с ребятами по практике «Путешествие по карте», помогло лучше узнать свой родной край.
Работа по практике «Путешествие по карте» в нашем саду не завершена, но итоги, уже сейчас можем констатировать, что практика, предложенная Надеждой Александровной Коротковой, дает положительные результаты в познавательном и речевом развитии детей, а образное представление о времени способствует развитию исследовательской деятельности дошкольников.
Станция: «Красная книга Ставрополья»
«Однажды беседовали два педагога. Один из них удивился:
- Почему твои воспитанники сами приходят к тебе за советом, а мои меня избегают и невнимательно слушают?
Второй поделился секретом:
- Не давай им готовые решения, а научи их правильно формулировать вопросы, которые помогут найти ответ. И тогда те, кто ищет этот ответ, сами к тебе придут».
- Коллеги, дайте определение понятию «критическое мышление» (выслушать ответы)
Критическое мышление является сложным мыслительным процессом, который начинается с получения ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения, формированием собственного отношения. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы в защиту своего мнения и делать выводы. Это способность не только интерпретировать и анализировать информацию. Критически мыслящий ребенок всегда сможет аргументировано доказать свою позицию. Он будет опираться на логику и на мнение собеседника, а значит, сможет объяснить, почему он с ним согласен или не согласен.
Одним из приемов развития критического мышления дошкольников является «Кубик Блума». Работая в режиме данной технологии, педагог перестает быть главным источником информации, и, используя Кубик Блума, превращает занятия с детьми в совместный и интересный поиск.
"Кубик Блума" универсален.
Возможны два варианта:
-Вопросы формулирует сам педагог. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком.
-Вопросы формулируют сами воспитанники. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка.
Затем на занятии, они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы других детей.
Правила игры с Кубиком довольно просты:
1. Формулируется тема НОД или любой другой совместной деятельности с детьми.
2. Воспитатель или ребенок бросает Кубик.
3. Выпавшая грань укажет, какого типа вопрос следует задать.
4. И так до тех пор, пока все грани Кубика не будут задействованы.
Грань «Назови» предполагает простую репродукцию полученных знаний. Как ее можно использовать на занятии? Т.к. осень – сейчас наиболее актуальная тема, мы и возьмем ее для примера. Назови признаки осени.
Задание на грани «Почему» позволяет подробно описать процессы, явления или предмет, сформировать причинно-следственные связи. Почему люди осенью надевают куртки, шапки и сапоги?
Вопросы, формулируемые при выпадении стороны «Придумай», подразумевают творческое задание, которое содержит в себе элементы предположения, вымысла. Придумай, что случится, если осень не придет.
И так далее.
Этот прием уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.
На основе приема Кубик Блума педагог может выстроить целое занятие, а можно использовать его, как один из этапов. Работая с Кубиком, возможно, организовать как групповую, так и подгрупповую и индивидуальную деятельность детей.
Совет. Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.
«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах занятия любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.
Работа с фокус-группой.
И сейчас я предлагаю вам попробовать поиграть с дидактическим пособием «Кубик Блума» на закрепление знаний о Красной книге. Приглашаю фокус группу. (6 человек)
А кто же живет в Красной Книге?
1. Оперение этой птицы имеет розовый окрас, гнездится птица рядом с водой, в зарослях камыша, его клюв напоминает ковш. (Розовый пеликан)
2. Эта хищная птица имеет крючковатый острый клюв, и длинные, мощные когти. (Степной орёл)
3. Это хищное животное имеет родственницу в каждом доме, обитатель лесов Ставропольского края. Питается грызунами и птицами, как и все животные этого семейства. (Лесная кошка)
4. Этот хищный зверёк обитает в полях. Своей норки никогда не делает, селится в норках других грызунов. (Степной Хорь)
5. Этот грызун селится около полей. Делает запасы, перенося еду в защечных мешках. (Полевой хомяк)
6. Это растение многолетнее, травянистое, с мелкими белыми цветами с очень приятным ароматом. Его используют в медицине для изготовления лекарств. (Ландыш Кавказский)
7. Этот цветок с яркими желтыми или красными лепестками, корня у него нет, его роль выполняет лукавица. Имеет культурного родственника. (Тюльпан степной)
8. Этот цветок растет только в озёрах и прудах. Его большие листья позволяют плавать на поверхности воды, в сказке Г. Х. Андерсена Дюймовочка плавала на лепестке этого цветка. (Кувшинка белая)
Станция: достопримечательности и заповедные места СК
Воспитание любви к своей стране, к родному краю начинается непосредственно со знакомства с ним, его природными особенностями, достопримечательностями, архитектурой, памятными местами. Наиболее полные представления о родном крае и стране может дать специально организованная экскурсия.
Перед нашими педагогами возникла проблема «Как рассказать детям о местах недоступных для реального посещения? Какая форма работы с дошкольниками более эффективная?». И остановились на такой форме работы, как «виртуальная экскурсия».
Виртуальная экскурсия – это новый эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места.
Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели, задач, а также правильный отбор объектов, их количество, и последовательность показа.
Выделяют следующие формы проведения виртуальных экскурсий:
Мультимедийные презентации с помощью программы PowerPoint
(«Живопись русских художников», «Народные игрушки», «Что нужно строителю (стоматологу, окулисту, повару)», «История часов», «Дорожная азбука» и т. д.);
Видеоэкскурсии
(Экскурсии «Космодром», «Подводный мир», «Антарктида», «Шоколадная фабрика», «Где делают бумагу?», «Как создается книга, газета», «Можно ли жить в пустыне?», «Что внутри вулкана?», «Русский музей» и т .д.);
Интерактивное общение с помощью программы Skype
позволило расширить возможности по разработке и внедрению цикла мероприятий, способствующих обогащению игровой деятельности старших дошкольников в процессе знакомства с профессиями. У детей появилась возможность осуществить виртуальную экскурсию на рабочее место своих родителей (проект «Я у мамы (папы) на работе»); познакомить детей с жизнью детей Крайнего Севера (проект «Жить вместе здорово!»).
Виртуальные
3-Д туры
.
Создавая на любые темы виртуальные экскурсии, педагоги тем самым, углубляют свои знания, расширяют навыки поиска необходимой информации с помощью интернет – сайтов, а также для разнообразия и усовершенствования образовательного процесса.
Мы подготовили для Вас самые интересные достопримечательности и заповедные места СК. Предлагаю по описанию их отгадать.
Кисловодский национальный парк
Озеро Провал
Озеро Тамбукан
Гора Кольцо
Музей-заповедник М. Ю. Лермонтова
Замок коварства и любви
Медовые водопады в Кисловодске
Ставропольский краеведческий музей
А сейчас попрошу достать методические разработки по организации виртуальных экскурсий и подготовить Ваши телефоны. Мы подготовили для Вас интересные объекты для 3-тура.
- Сейчас, я предлагаю немного отдохнуть!
Интересный факт: Борода – слово родственное «Родине». Доказано, что в волосы заложена генная память рода. Поэтому женщина, носящая косу, в период беременности не должна стричь волосы, через косу она передаёт ребёнку родовую память. Недаром коса похожа на спираль ДНК. А мужчины свою родовую память хранили в бороде. Поэтому на Руси мужчины всегда носили бороду.
Задание: Пока играет музыка, командам нужно правильно, без ошибок сплести косу.
Описание игры: Один человек держит за края вместе ленточки, остальные 3 человека держат каждый свою ленточку. Каждый игрок с краю (двух сторон) по очереди (начинает плести косу) встаёт между двумя игроками. Так продолжают плести, пока не сплетут.
Каждый ребёнок рождается добрым и для доброй жизни, поэтому то, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.
Всем известно то, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека.
- А давайте на мгновение представим, что вот этот стеклянный сосуд (показывает) означает маленького человека, который родился. Давайте наполним его душу разноцветными камушками, которые означают богатый, духовный мир человека, который любит свою родину. Надо класть камушек в вазу, и говорить те качества, которыми бы вы хотели наполнить душу ребёнка: любовь к своим близким, сострадание, уважение к старшим, любовь к природе, любовь к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам, гордость за свой народ, уважение к традициям, любовь к родному краю.
- Молодцы, вот и получилась у нас светлая, богатая, добрая душа ребёнка.
Мы помним, что безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут в отсутствии у родителей времени для своей семьи – для создания своего мира и своей жизни, со своими радостями и печалями, заботами и традициями, своим бытом.
Беречь свои хорошие семейные традиции и передавайте их своим детям – это священный процесс. Очень приятно передавать детям или внукам традиции своего детства.
Самой главной семейной традиции в нашей многонациональной стране, это традиция – …чаепитие!
С древних времен люди считали, что нет ничего целебнее и вкуснее природных даров лугов, полей, лесов. Кто из вас, уважаемые коллеги, знает, из каких растений можно приготовить полезный, целительный напиток? (Ответы)
Я очень люблю травяные чаи. У меня есть такой мешочек – я называю его «Мешочек здоровья». В моей семье самый любимый напиток – это чай …. Мне хочется, поделиться с вами «Мешочек здоровья» и пожелать легкой работы.