КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ЭКОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ | Крайнова Ольга Владимировна. Работа №351548
В статье освещается вопрос важности креведения для развития внутренней культуры обучающихся, воспитания патриотизма, любви к родным местам. Приводятся различные формы работы по краеведению. Особое место занимает в работе межшкольный краеведческий клуб "Белый драккар", который помогает школьникам знакомиться с культурой родных мест через игровую деятельность.
КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ЭКОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ
У Дмитрия Сергеевича Лихачева Есть замечательные строки: «Мы заботимся о своем здоровье и здоровье других, следим за правильным питанием, за тем, чтобы воздух и вода оставались чистыми, не загрязненными. Загрязнение среды делает человека больным, угрожает его жизни, грозит гибелью всему человечеству… Но человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, следованию заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности…» В своих письмах о прекрасном он говорит о важности сохранения культурной среды для нравственного здоровья человека, связывает экологию природной среды с экологией культурной среды и, несомненно, отдает главенствующее положение второй. И в этом нет противоречия, ведь человек, обладающий высокими нравственными началами будет заботиться и о том и другом.
Отдельное место в воспитании экологии культуры занимает краеведческая деятельность. Она пробуждает интерес к истории родного края, а чем больше человек открывает удивительных страниц своей истории, тем бережнее он относится к окружающему его миру ( в том числе и природе)
В городе Выборге уже больше двадцати лет работает интеллектуальный клуб КВИНТ. Больше двадцати лет мы тесно сотрудничаем с ее краеведческой секцией «Белый драккар». Формы работы клуба очень разные. Здесь и экскурсии, и исследовательская работа, и интеллектуальные игры самой разной направленности. Но наибольший интерес вызывают такие формы как «Побегушки по городу» и краеведческие игры. Может поэтому для первого знакомства с Тригорским в нашем отряде существует традиция проводить Побегушки. В парке уже очень хорошо знают, что если Ольга Владимировна днем пошла с блокнотом в парк, то вечером по парку пойдут поисковые команды. В этой игре важно не только узнать объект по описанию, интересной истории. Без посещения этого объекта невозможно ответить на вопрос. На первом этапе это вызывает интерес к изучению истории парка, усадьбы, жизни обитателей Тригорского. Появляются первые вопросы… А часто ли современные дети вообще задают вопросы?
Меня всегда радует, когда современный ребенок о чем-то задумывается… Это сегодня редкость. К сожалению, из-за болезни не смогла приехать одна из наших девочек. Результатом возникшего вопроса у нее стало целое исследование «Бал в дворянской усадьбе». Она, читая «Евгения Онегина», и побывав в Тригорском задала себе вопрос» Если Тригорское - прообраз усадьбы Лариных, как на именинах Татьяны могло поместиться столько гостей и как они здесь танцевали, какие танцы? За «Евгением Онегиным пошли «Мертвые души», «Приваловские миллионы», Лотман, и, конечно, сборники Михайловской Пушкинианы.
Я не раз наблюдала, как из вопроса вырастал неподдельный интерес к собственному прошлому. Краеведческая работа в нашей школе стала развиваться тоже с вопроса, который возник при прочтении мемуаров Сергея Минцлова «Тронгзундский рейд». Также, при подготовке к очередной краеведческой игре «Белого драккара», мы прочитали интересные строки о нашем поселке Хейнйоки, где в 1918 году шли расстрелы белофинами красногвардейцев. В мемуарах упоминалась усадьба Гуревича. Ребята заинтересовались усадьбой. Где она была? Над этим исследованием трудилось три поколения школьников. Результатом стал школьный краеведческий музей, экскурсии, которые теперь проводит по нашим материалам нынешний владелец земли Георгий Ставриди. А работа по исследованию наших мест продолжается. Ведь мы на Карельском перешейке не так давно, и чем больше узнаем об этих местах, тем больше влюбляемся в них.
А вот у Стаса Вахрушева совсем другое направление. Он отличный музыкант. И знакомство с удивительными местами Михайловского, обитателями Тригорского и героями Евгения Онегина вызвало у него желание написать музыкальные картинки, музыкальные характеристики героев. Конечно, это не Чайковский… Но ведь ему только 15 лет, и все еще впереди.
Работа в доброхотском отряде, когда не праздным туристом, а активным созидателем входит ребенок в мир Михайловского. Узнавая его все больше и больше с каждым днем, ощущая свою причастность к сохранению нашего наследия он чувствует свою ответственность за свой край, за будущее своей страны. Изучая это наследие, он вступает как «эколог культуры». Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир его, и человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Прошлое и будущее становятся своими для человека