Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Краеведческий компонент на уроках русского языка и литературы как средство воспитания патриотизма. | Ильина Людмила Валентиновна. Работа №354791

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье рассматриваются опыт педагога по реализации программы русского языка и литературы через краеведческий компонент как средство воспитания патриотизма. 

Воспитание любви к малой родине, воспитание в детях патриотизма и воспитание Гражданина своего Отечества можно достигнуть используя на уроках русского языка и литературы богатый материал творчества земляков. 

 

Краеведческий компонент на уроках русского языка и литературы как средство воспитания патриотизма.

Автор: преподаватель русского языка и литературы Ильина Л.В.

За время работы в Новоладожской средней общеобразовательной школе имени вице-адмирала В.С. Черокова мной проводилась работа над следующими методическими темами: «Принципы и приёмы редактирования текста в процессе работы над сочинением», «Интеграция на уроках русского языки и литературы», «Занимательный компонент на уроках русского языка и литературы как средство популяризации предмета», «Краеведческий компонент на уроках русского языка и литературы как средство воспитания патриотизма», «Социально-творческий проект «Школьная газета «Большая перемена» (внеклассная работа по предмету)».

Так случилось, что по производственной необходимости три учебных года я вела обучение ребят 9 классов по предмету «Ленинградская земля: история и культура». Так как история и культура неразрывно связаны с литературой и русским языком, то выбор одной из методических тем оказался неслучаен. Работая над темой «Краеведческий компонент на уроках русского языка и литературы», ставлю перед собой помимо образовательных, развивающих целей, цель воспитания любви к малой родине.

В сотнях стихов и песен воспеты ладожские просторы, многие русские художники, вдохновлённые уникальной красотой озера, создавали здесь свои полотна, вошедшие в сокровищницу мирового искусства.

Историки и археологи проявляют большой интерес к ладожской земле, так как Ладога неотделима от истории нашего государства.

Ладога – уникальное, самое большое в Европе хранилище самой чистой пресной воды. Как сохранить эту воду чистой? Этот вопрос волнует учёных-экологов, рыбаков, хозяйственников – всех, кто соприкасается с озером.

Не могут не волновать все темы, вопросы, проблемы, связанные с Ладогой и ладожской землёй и нас – людей, которые живут и трудятся в Приладожье.

«С чего начинается Родина?» - так поётся в известной песне. Родина – это прежде всего малая родина, место, где ты родился, провёл детство, где прошли школьные годы. Без любви к малой родине невозможно шагать по взрослой жизни, когда не знаешь и не чувствуешь своих корней, когда некуда оглянуться.

Работая на методической темой «Краеведческий компонент на уроках русского языки и литературы как средство воспитания патриотизма» уже несколько лет, я ставлю перед собой основную задачу – воспитание любви к малой родине, и уделяю этим вопросам много времени на своих уроках.

Актуальность проблемы воспитания патриотизма, на мой взгляд, очень велика в наше время. Многие школы в стране работают с этим уклоном, и наша школа – не исключение. Где же, как не на уроках гуманитарного цикла уделять большое внимание воспитанию гражданина? Особенно благодатная почва для этого имеется у учителей русского языка и литературы.

Обширный фонд, которым мы располагаем – это творчество писателей и поэтов Приладожья (Александр Прокофьев, Михаил Петров, Александр Шевченко, Олег Шестинский, Лидия Лесная, Людмила Леонова и другие), писатели, которые не жили на ладожской земле, но побывали в наших местах и писали об этом в своих произведениях (Михаил Пришвин «От Петербурга до Повенца», Алексей Толстой «Волховстрой» и другие). На своих уроках использую также фонды городского историко-краеведческого музея, школьного музея с той целью, чтобы познакомить ребят с ладожскими художниками, с их творчеством (Владимир Максимов, Борис Годунов, Леопольд Годунов, Геннадий Кузьмин, Александр Ермолаев).

В ходе работы над методической темой мной сделаны следующие методические разработки:

Уроки литературы

«Мир поэзии Александра Прокофьева» (урок литературы с элементами мелодекламации и интеграции, 6 класс)

«Сказки Лидии Лесной» (урок внеклассного чтения, 5 класс)

«В гостях у сказки. Сказки Ленинградской области» (урок внеклассного чтения, 5 класс)

«Тема зимы в искусстве» (интегрированный урок литературы, изобразительного искусства и музыки, 5 класс)

«Поэ

ты

Волховского

фронта» (7 класс)

«Скрещенье судеб» (11 класс, урок подготовлен совместно с городским историко-краеведческим музеем)

«Поэт Серебряного в

ека Леонид Афанасьев» (11 класс)

(конспект урока приведён ниже)

В настоящее время собирается материал для реферата по жизни и творчеству Леонида Афанасьева, потому что это малоизвестный поэт, но стихи его, действительно, затрагивают самые потайные уголки души. Также ведётся работа по сбору материала для реферата на тему «Образ Новой Ладоги в произведениях разных авторов».

Уроки русского языка

«Однажды осенью». Тема сочинения (урок развития речи, 5 класс).

«Пришла зима» (повторение изученного по теме «Лексика», 5 класс)

«Путешествие по

карте Ленинградской области» (

интегрированный урок русского языка и краеведения по теме «Имена существительные собственные и нарицательные», 5 класс)

«Чем знаменита Ладога?..» (интегрированный урок развития речи, краеведения и экологии по теме «Публицистический стиль»).

Кроме этого на уроках русского языка по разным темам ребята получают творческие задания, выполнение которых подразумевает обращение к истории города, к литературным произведениям поэтов и писателей Ленинградской области – это индивидуальные задания. А иногда для выполнения задания достаточно взглянуть в окно, вспомнить об известных людях, которые живут и работают в нашем городе. Например, на уроке по теме «Диалог» ребята получили задание составить диалог, который мог бы происходить на улицах нашего города, в каком-либо культурном учреждении Новой Ладоги.

В свете современных требований к урокам и Государственной аттестации по русскому языку стараюсь уроки повторения по разделам строить на основе комплексного анализа текста. Для этого имеются печатные рабочие тетради. Но для повторения отдельных тем можно подобрать тексты, соответствующие теме, из произведений авторов Ленинградской области, либо из произведений о Приладожье. Например, на уроке повторения темы «Деепричастие» (7 класс) можно использовать текст рассказа Олега Шестинского «Зима», а на уроке по повторению темы «Сложное предложение» (9 класс) – текст рассказа Шестинского « Ранняя осень».

В перспективе работы над своей методической темой я вижу большое поле для деятельности, так как имеется очень много материала – это творчество Михаила Петрова, Александра Шевченко, Олега Шестинского и других вышеназванных авторов. Их творчество необходимо изучать. Также нельзя забывать, что Ладога неотделима от истории нашего государства. По её просторам протянулись торговые пути Господина Великого Новгорода, не раз становились берега Ладоги ареной жестоких сражений с иноземными захватчиками. По льду Ладоги пролегла в годы Великой Отечественной войны знаменитая трасса Дороги жизни. История неразрывно связана с литературным процессом, поэтому все исторические события, связанные с ленинградской землёй, должны иметь отражение на уроках литературы. Это и «Слово о полку Игореве», и роман «Пётр I» Алексея Толстого, произведения о Великой Отечественной войне.

Связью литературы с историей обусловлен выбор ещё одной методической темы, работа над которой продолжается. Это тема «Интеграция на уроках русского языка и литературы». Таким образом в процессе обучения устанавливаются межпредметные связи с такими предметами как история, музыка, изобразительное искусство, краеведение, экология и другие.

Хочется ещё добавить, что при работе по своей методической теме я не ограничиваюсь только уроками, а веду работу и как классный руководитель. Тематические классные часы тоже связаны с краеведением.

В заключение хочу уделить внимание книге, на которую стоит обратить внимание при работе по краеведческой теме на уроках литературы. Это учебно-методическое пособие, составленное Н.М. Свириной, «Образ Петербурга на уроках литературы». В книге представлены различные формы проведения уроков и внеклассных мероприятий для учащихся средней школы – с 5 по 11 классы. Петербург Пушкина и Лескова, Гоголя и Достоевского, Бродского и Мандельштама, а также других русских, советских писателей предстаёт на страницах книги. Опыт работы учителей-словесников, преподающих в школах, гимназиях, лицеях Санкт-Петербурга, представляет несомненную пользу. Ведь, порой, многие школьники не осознают до конца, что живут рядом с городом с великой историей, что, когда становятся студентами ВУЗов Санкт-Петербурга, ходят по улицам, на которых мечтали бы оказаться многие люди в мире. Важно научить воспринимать город не как обыденность, а как культурный центр Европы, как Северную столицу нашего большого государства.

Подводя итог, хочу сказать, что я очень надеюсь на то, что цель воспитания любви к малой родине, воспитания в детях патриотизма и воспитания Гражданина своего Отечества будет достигнута и благодаря моей работе вместе с работой коллег.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЭТ

СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

ЛЕОНИД АФАНАСЬЕВ

 

Урок литературы

11 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель Л.В. Ильина

 

 

 

 

 

 

Цели:

обучающая: познакомить с жизнью и творчеством поэта Серебряного века Леонида Афанасьева, установить связь поэзии Леонида Афанасьева с ведущими течениями серебряного века, определить тематику лирики Леонида Афанасьева путём частичного анализа стихотворений.

развивающая: развивать умение выступать перед аудиторией с выразительным чтением стихотворений, делать сообщение, отражать свои чувства, вызванные чтением стихотворений, в рисунках; развивать коммуникативные умения при обсуждении проблемного вопроса.

воспитательная: воспитывать внимание к культурному наследию малой родины, воспитывать художественный ыкус.

 

Предварительная подготовка:

Подготовка сообщения о жизни и творчестве Леонида Афанасьева (индивидуальное задание получают несколько учеников)

Читать стихотворения Леонида Афанасьева, остановив особое внимание на следующих:

«Моей матери»

«Как весело идти навстречу милым грёзам»

«Красавица»

«Женская гордость»

«В поле»

«Нева»

«В Павловске»

«Георгины»

«Нарцисс»

«Сирень»

«Душистый горошек»

«Цветы»

«Незабудка»

«Багряный клён»

Указанные стихотворения читать выразительно наизусть.

По желанию проиллюстрировать одно из стихотворений, объяснить свой выбор.

Индивидуальное задание: учащиеся, закончившие музыкальную школу (по классу фортепиано) разучивают романс на стихи Леонида Афанасьева «

Умчалися

года».

Совместно с городским историко-краеведческим музеем подготовлена выставка с фотографиями Леонида Афанасьева и фотографиями изданий сборников его стихотворений и других изданий, в которых он печатался; на выставке также представлен журнал «Аврора» №7, 97 и современные газеты с публикациями о Леониде Афанасьеве.

Материалы к уроку (ноты, стихотворения и материалы выставки) прилагаются. После конспекта урока.

 

ХОД УРОКА

 

Звучит отрывок из романса «Умчалися года» на стихи Леонида Афанасьева (исполняют ученицы музыкальной школы (фортепиано и вокал))

(ноты и текст см. в приложении)

СЛОВО УЧИТЕЛ

Я

Земля Русская богата талантами, и один из них Леонид Николаевич Афанасьев. О его творчестве пойдёт речь сегодня на уроке.

Совсем недавно на уроках литературы мы говорили о русской литературе рубежа ХIХ - ХХ веков в общем и о поэзии в частности.

- Как называется этот период? (серебряный век).

- Назовите основные литературные течения серебряного века в русской литературе. (символизм, акмеизм, футуризм).

- Назовите основные тенденции в каждом течении.

Поэта Леонида Николаевича Афанасьева называют поэтом серебряного века. В ходе урока мы попробуем определить, был ли он приверженцем какого-либо течения в поэзии серебряного века. Также попытаемся определить основные темы лирики Леонида Афанасьева.

Одно из стихотворений Афанасьева начинается словами:

Любуйся картиной волшебной отсюда,

Здесь озеро видно в дали голубой…

Это стихотворение 1887 года «На берегу озера». Поэт не упоминает слово «Ладога», но речь, конечно, идёт о Ладожском озере. И это не случайно. Поэт Леонид Афанасьев - наш земляк.

СООБЩЕНИЕ заранее подготовлен

ного учащегося,

в необходимых местах пр

ерывается чтением стихотворений и беседой.

Родился Леонид Афанасьев в Новой Ладоге 26 декабря 1864 года (7.01.1865). Умер в мае 1920 года в Петрограде.

Отец Леонида Афанасьева принадлежал к дворянскому сословию, был сначала военным, имел звание подпоручика, а затем перешёл на гражданскую службу. В 1860-е годы он числился начальником Новоладожской телеграфной станции.

Мать будущего поэта, урождённая Сушко, по национальности была полька, принадлежала к богатому дворянскому роду. Её дед по материнской линии владел огромными имениями в Витебской губернии, пожалованными ему ещё польским королём Сигизмундом III.

Образование Леонид Афанасьев получает в Петербурге, в знаменитом училище Святой Анны при евангелическо-лютеранской церкви. Училище славилось высоким уровнем преподавания. Здесь учились известные в будущем люди России: юрист Кони, врач Лесгафт, учёный и путешественник Миклухо-Маклай, скульптор Бах – автор памятника Пушкину-лицеисту в Царском Селе.

Леонид Афанасьев уже со школьной скамьи стал заниматься литературным творчеством. А на восемнадцатом году, жизни (1882) дебютировал в печати: в этом году его стихи впервые появились на страницах журнала «Свет» и «Живописное обозрение».

Увлечением поэзией Леонид Афанасьев обязан своей матери – женщине умной, высокообразованной. Ей он посвятил своё стихотворение, опубликованное в печати в 1883 году. Оно так и называется «Моей матери» (стихотворение читает заранее подготовленный ученик):

Когда молюсь я позднею порою

Пред образом Спасителя – Христа,

Моя душа полна одной тобою.

И о тебе лишь молятся уста.

Мой взор следит с тоской и состраданьем

За обликом измученным твоим,

И бледных уст молитвенным шептаньем,

И чудных глаз сияньем неземным.

И рядом стать мне хочется с тобою,

Тогда моя молитва к небесам,

Уверен я, священною волною

Проникнет в рай, как чудный фимиам.

Стихи Леонида Афанасьева знала читающая Россия, они печатались во многих газетах, журналах и престижных сборниках: «Русские поэты за сто лет», «Перлы русской поэзии». В 1896, 1901 и 1914 годах вышли сборники стихов Леонида Афанасьева. В рецензиях критики называли поэта «безусловно талантливым». Отмечали, что его муза грациозна и музыкальна. Напевность стихов была замечена композиторами. Двадцать три стихотворения положены на музыку, в основном это романсы. (демонстрация выставки)

ЬЕСЕДА С ЭЛЕМЕНТАМИ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЙ.

1) Чтение стихотворений о природе (из списка предложенных стихотворений). После прочтения каждого стихотворения учитель задаёт вопросы:

- Почему выбрано именно это стихотворение (если стихотворение проиллюстрировано, автор рисунка объясняет, что именно отражено на рисунке)?

- Какие чувства возникали при прочтении стихотворения?

- Какие художественные средства использует поэт в данном стихотворении?

- Какой вывод можно сделать, читая стихотворения Леонида Афанасьева о природе? - Леонид Афанасьев тонко чувствует природу. Значит, это поэт-лирик

(Ученики замечают, что в лирике Леонида Афанасьева много стихотворений о цветах и предлагают выделить их в отдельный цикл «Цветы»)

2) Чтение стихотворений « Как весело идти навстречу милым грёзам», «Ум человека – светлый ум…», «Мы все герои!»

- О чём эти стихотворения? (о смысле жизни, о бренности бытия)

- Какой вывод можно сделать, исходя из тематики прочитанных стихотворений?(в стихотворениях Леонида Афанасьева звучали и философские размышления)

3) Как поэт лирический, Леонид Афанасьев не мог не восхищаться и не пленяться женской красотой.

(Стихотворения «Красавица», «Женская гордость», «Письмо»)

Вопросы к каждому стихотворению:

- Как поэт описывает женщину, как к ней относится?

- При помощи каких художественных средств автор показывает своё отношение к женщине?

При подготовке к уроку ребята заметили, что тема любви проявляется и в стихотворениях о природе. Так, например, в стихотворении «Нарцисс» говорится о любви молодого человека к неприступной красавице. Учеников особенно впечатлило это стихотворение, и они подготовили его инсценировку.

Инсценировка стихотворения «Нарцисс».

- Итак, какие же основные темы в лирике Леонида Афанасьева?

(природа, любовь, философская лирика)

Мы прочитали с вами разные стихотворения Леонида Афанасьева. Известно, что в лирике любого поэта отражается его «Я». Каким представляется вам Леонид Афанасьев как человек?

(ученики говорят, что, вероятно, это был активный, яркий, любвеобильный человек)

В августе этого года (2010) в наш город приезжала поэтесса из Санкт-Петербурга Марина Толчельникова (демонстрируем заметку в газете «Голос Ладоги» от 2 сентября 2010 года). Это правнучка Леонида Афанасьева. Вернее, она является правнучкой родного брата поэта. Марина Топчельникова рассказала, что, по словам её бабушки, Леонид Афанасьев любил уединение, избегал шумных компаний, мог часами любоваться ночью луной и свои стихи старался писать в своём кабинете. Эти данные подтверждают и работники нашего городского историко-краеведческого музея – они работали в архивах в Санкт-Петербурге, стараясь найти информацию о поэте. Узнав, что Леонид Афанасьев был очень скромным человеком, люди, знакомые с творчеством поэта, удивляются тому, как в лирике чувствуется сильная, страстная натура автора.

Но вернёмся к стихотворениям и к цели нашего урока. Мы ставили перед собой вопрос:

- Является ли Леонид Афанасьев приверженцем какого-либо течения серебряного века? Есть ли в лирике Леонида Афанасьева признаки символизма? Акмеизма? Футуризма?

(ученики отмечают, что стихотворения Леонида Афанасьева просты для понимания, легко воспринимаются, что нет ярко выраженных признаков основных крупных течений поэзии серебряного века; предполагают, что поэзия Леонида Афанасьева не относилась ни к одному течению)

СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Всё верно. Леонид Афанасьев не примыкал ни к одному литературному течению того времени. Однако это не мешало ему печататься во многих изданиях разных направлений. Леонид Афанасьев общался с Игорем Северяниным (эгофутуризм), Валерием Брюсовым, Дмитрием Мережковским, Зинаидой Гиппиус (символисты). В альбоме биографий «Современники», выпущенном в 1909 году о поэте написано: «Он чужд декаденства и является последователем школы Пушкина и Лермонтова. Стих его звучен, изящен и прост, лишён вычурности». В этот альбом вошёл материал о лучших литераторах начала ХХ столетия. Этот факт говорит о заметной роли Леонида Афанасьева в русской поэзии начала ХХ столетия.

Надо ещё отметить, что кроме стихов Леонид Афанасьев писал рецензии, очерки, рассказы, занимался переводами. Иногда подписывал свои произведения псевдонимами Л. Леонидов, Л. Осипов.

Нашим современникам творчество поэта Леонида Афанасьева практически неизвестно. О нём забыли. Только в 1997 году во всероссийском литературно-художественном журнале «Аврора» (№7, 97), который полностью был посвящён городу Новая Ладога, были помещены несколько стихотворений Леонида Афанасьева и несколько строк о нём (демонстрируем журнал на выставке). После этой публикации стал расти интерес к творчеству забытого поэта. Работники городского историко-краеведческого музея стали собирать материал, ездили в архив в Санкт-Петербург. Благодаря их труду теперь мы имеем некоторую информацию о жизни и творчестве Леонида Афанасьева. Но поиски ещё продолжаются.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Итак, мы познакомились и с жизнью поэта и прикоснулись к его творчеству.

- Возник ли у вас интерес к жизни и творчеству необыкновенного поэта – нашего земляка?

Мы уже отметили, что лирика Леонида Афанасьева необыкновенно музыкальна. В начале урока звучал романс, написанный на слова Афанасьева. Завершим сегодняшний наш разговор о прекрасном завершением романса «Умчалися года».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

На дом ребята получают задание на выбор:

Проанализировать письменно одно из понравившихся стихотворений;

Написать сочинение-миниатюру «Моё любимое стихотворение Леонида Афанасьева. Восприятие, истолкование, оценка».

Написать сочинение-миниатюру «Моя встреча с поэзией Леонида Афанасьева».

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X