Краеведческий подход к формированию духовно-нравственных качеств учащихся на уроках географии | Гусева Валерия Алексеевна. Работа №349447
Аннотация. В статье рассматривается краеведческий подход как основа формирования духовно-нравственных качеств учащихся на уроках географии. Описываются методы, способствующие развитию у школьников патриотизма, уважения к культурному наследию и бережного отношения к природе родного края. Особое внимание уделяется важности изучения местной географии, истории и экологии для воспитания личности, обладающей духовно-нравственными качествами, и подчеркивается роль учителя в реализации краеведческого подхода.
Ключевые слова: краеведение, духовно-нравственное воспитание, патриотизм, экологическое сознание, география родного края, образовательный процесс.
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Гусева Валерия Алексеевна, учитель географии
МАОУ «СОШ №154 г. Челябинска»
Аннотация. В статье рассматривается краеведческий подход как основа формирования духовно-нравственных качеств учащихся на уроках географии. Описываются методы, способствующие развитию у школьников патриотизма, уважения к культурному наследию и бережного отношения к природе родного края. Особое внимание уделяется важности изучения местной географии, истории и экологии для воспитания личности, обладающей духовно-нравственными качествами, и подчеркивается роль учителя в реализации краеведческого подхода.
Ключевые слова: краеведение, духовно-нравственное воспитание, патриотизм, экологическое сознание, география родного края, образовательный процесс.
Современная система образования рассматривает краеведческий подход как одно из эффективных средств воспитания духовно-нравственных качеств школьников. В условиях глобализации и быстрого развития информационного общества возникает необходимость укрепления чувства принадлежности к своей культуре, истории и родному краю. Краеведение, как важная часть содержания уроков географии, позволяет ученикам глубже понять окружающий их мир, проникнуться уважением к своей малой родине и сформировать духовно-нравственные ориентиры. Использование краеведческого подхода помогает учителю воспитывать патриотизм, экологическое сознание и моральную ответственность у учащихся, обращая внимание на значимость и уникальность своего региона в контексте национального и мирового развития.
Краеведческий подход представляет собой интеграцию знаний о местной географии, истории, культуре и экологии, позволяющую школьникам осознать ценность родного края. На уроках географии изучение особенностей природы, климата, рек, лесов и других природных богатств помогает учащимся не только лучше ориентироваться в окружающем мире, но и понять ответственность за сохранение природного наследия. Исследуя экологическую обстановку своего региона, школьники знакомятся с актуальными проблемами, такими как загрязнение воздуха, вырубка лесов, проблема обращения с отходами, и учатся искать пути решения этих проблем, осознавая роль человека как неотъемлемой части окружающей среды. Таким образом, краеведческий подход способствует развитию у детей экологической культуры, которая является важной составляющей духовно-нравственного воспитания.
На уроках географии учитель имеет уникальную возможность познакомить школьников с культурно-историческим наследием родного края. Учащиеся, изучая историю освоения территорий, развитие населенных пунктов, традиции и обычаи, начинают осознавать свою связь с историей и культурой своих предков. Это формирует у них уважительное отношение к историческому наследию и воспитывает чувство гордости за свою малую родину. Школьники начинают видеть в своем крае не просто место жительства, а территорию с уникальной историей и культурными традициями, что позволяет им ощутить себя частью многовековой истории и культуры своей страны. Духовно-нравственное воспитание через знакомство с культурным наследием направлено на формирование у учащихся таких качеств, как толерантность, взаимное уважение, чувство гордости и любви к Родине.
Важной задачей краеведческого подхода является формирование патриотизма, который в современных условиях приобретает особую актуальность. Исследование географии родного края помогает учащимся осознать важность вклада своего региона в развитие страны. Воспитание патриотизма основано на понимании ценности природных и культурных ресурсов родного края и их значимости в контексте национальной культуры. Таким образом, краеведение способствует формированию у школьников уважительного отношения к своей стране, развивает осознанное стремление к ее сохранению и защите, а также мотивирует к активному участию в решении локальных и глобальных проблем.
Краеведческий подход также способствует развитию у учащихся чувства сопричастности и ответственности за будущее своего края. На уроках географии школьники учатся анализировать влияние деятельности человека на окружающую среду, проводить исследования и создавать проекты, направленные на решение местных экологических и социальных проблем. Практическое применение знаний позволяет детям ощутить важность их вклада в улучшение условий жизни своего региона, воспитывает у них ответственность за принятые решения и пробуждает стремление к участию в жизни общества. Это способствует развитию гражданской позиции у школьников, формируя понимание их роли в сохранении природы и культурного наследия своего края.
Роль учителя в реализации краеведческого подхода является определяющей. Преподаватель не только знакомит учащихся с особенностями родного края, но и формирует у них ценностные ориентиры, прививая уважение к культурному и природному наследию. Для успешной реализации краеведческого подхода учителю важно быть не только педагогом, но и наставником, умеющим заинтересовать учеников и вовлечь их в изучение своей малой родины. Создание учебных ситуаций, в которых учащиеся могут почувствовать ответственность за сохранение своего региона, позволяет учителю добиться высоких результатов в духовно-нравственном воспитании школьников.
Таким образом, краеведческий подход на уроках географии играет важную роль в формировании духовно-нравственных качеств учащихся, способствуя воспитанию патриотизма, уважения к природе и культурному наследию родного края. Углубленное изучение особенностей своего региона помогает школьникам осознать важность сохранения уникальности родного края, формирует чувство ответственности и сопричастности к судьбе своей страны, закладывая основу для их дальнейшего духовно-нравственного развития.
Список литературы
1. Баулина Т. Д. Краеведческий принцип в обучении географии и физики / Т. Д. Баулина, Э. А. Бочарникова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 130-132.
2. Полозова А. А. Региональный компонент в изучении географии в школе и его значимость / А. А. Полозова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 697-699.