Краеведческий подход на уроках географии | Копытина Надежда Валентиновна. Работа №339559
География – уникальный предмет школьной программы, содержание которого переходит в действие, а по новым стандартам именно обучающийся должен уметь действовать в реальных условиях, т. е. ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на жизненные ситуации. От изучения на локальном, местном уровне своего края, региона к изучению более крупных объектов через введение элементов краеведения практически на каждом уроке географии это и есть реализация краеведческого аспекта согласно новым стандартам образования.
Краеведческий принцип важен в обучении основам географических знаний и умений.
Краеведческий подход как средство формирования универсальных
учебных действий на уроках географии в 5-6 классах.
Копытина Надежда Валентиновна;
nadejda.kopytina@yandex.ru
МАОУ СОШ с.Правда
учитель географии
… Познать свой край, изучить его –
значить полюбить его еще более глубоко….
А.С. Барков
Педагогическая ценность обучения географии на основе изучения родного края была осознана очень давно. Достаточно отчетливо эта идея формулировалась в «Великой дидактике» Я. Коменского в первой половине XVII в.
В своей замечательной статье под заглавием «Мысли о географии для детского возраста» Н.В. Гоголь с исключительной силой и яркостью отстаивал мысль о том, что для такого предмета, как география, сухое, исключительно книжное преподавание совсем не подходит. Один из крупнейших педагогов нашей страны К.Д. Ушинский подчеркивал неоднократно ту мысль, что преподавание географии должно развивать у учащихся инстинкт к своей малой Родине, к своей родной местности [2].
Д.Д. Семёнов (1864), который справедливо считается родоначальником школьного краеведения и пионером географических школьных экскурсий, высказывался так: «Если справедлива та педагогическая истина, что во всяком первоначальном преподавании должен быть соблюдаем постепенный переход от близкого и знакомого детям, к отдаленному и менее знакомому, от легкого к более трудному, то и преподавание географии следует начинать с изучения местности, на которой живет ученик».
Впервые термин «краеведение» был предложен в 1914 г. Маньковым, но широко вошел в употребление лишь в советское время. Уже первые советские программы по географии в 20-х годах были составлены на основе краеведения.
А. С. Барков считал, что объект и методы изучения географии и краеведения совпадают. Последнее можно и должно рассматривать как «малую географию», точнее, как «малое страноведение». В настоящее время, говоря о краеведении, чаще всего понимают его именно как краеведение географическое, в задачу которого входит всестороннее, синтезированное изучение родного края. В краеведении также, как и в географии, предметом изучения является местность, территория. Сам термин «краеведение» означает, что изучается территория, определяемая понятием «родной край».
Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание предмета по дидактическому правилу, предложенного А.Ф. Дистельвергом: «Переходи от близкого к далекому, от простого к сложному, от более легкого к более трудному, от известного к неизвестному!» [3].
География – уникальный предмет школьной программы, содержание которого переходит в действие, а по новым стандартам именно обучающийся должен уметь действовать в реальных условиях, т. е. ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на жизненные ситуации. От изучения на локальном, местном уровне своего края, региона к изучению более крупных объектов через введение элементов краеведения практически на каждом уроке географии это и есть реализация краеведческого аспекта согласно новым стандартам образования.
Деятельность учителя и обучающихся на уроках географии ориентирована прежде всего на достижение знаний и развитие умений и навыков в рамках реализации ФГОС.
При изучении родного края можно выделить следующие аспекты:
1. конкретизация общего курса;
2. формирование системы знаний о родном крае.
Направленность географического краеведения определяется образовательными задачами основного общего образования. Реализуются две формы организации географического краеведения: программное, содержание которого определяется учебными программами по курсам географии, и внепрограммное содержание, которое определяется планами воспитательной работы учебного заведения.
Главная цель географического краеведения – формирование личности, приобщение ее к общечеловеческим ценностям, культуры, ответственной за судьбу своей страны. Основной задачей программного краеведения являются всестороннее познание учащимися своей местности и накопление краеведческого материала для использования его при изучении курсов географии.
Внеурочная деятельность направлена, прежде всего, на развитие творческих способностей обучающихся, познавательного интереса к предмету и т.д. Взаимное дополнение результатов вышеназванных компонентов учебно-воспитательного процесса обеспечивает формирование гармоничной личности обучающегося, обладающей необходимым объемом предметных знаний и комплексом развитых компетенций [1]. Краеведческий материал позволяет воспитывать патриотические чувства и любовь к Родине.
Краеведческий подход в преподавании географии имеет большое значение, он учит учащихся видеть, ощущать, наблюдать, создавать, ведь близкое в природе, в человеческой жизни, в хозяйстве понятнее, проще и яснее, чем далёкое. Примеры из местной природы, хозяйства более понятны и доступны, помогают перейти от книги к реальности. География – это предмет, который с первого урока способствует наблюдению, исследованию учащимися природы и хозяйственной деятельности человека.
Предметные результаты освоения учебного предмета «география», отражающие региональные (краеведческие) особенности, должны быть ориентированы на формирование представлений о науке, её роли в жизни и профессиональной деятельности человека, необходимость применения знаний для решения современных практических задач родного края.
Краеведение для учителя – верный путь к научной исследовательской деятельности.
Реализация задач, решаемых средствами краеведения, возможна при соблюдении следующих организационных условий:
– комплексное использование всех ресурсов школьного краеведения;
– реализация ресурсного потенциала в системе разнообразных взаимодополняющих организационных форм краеведческой деятельности,
– обеспечение возможности активного участия во всех организационных формах краеведческой деятельности каждого школьника.
Среди задач школьного краеведения необходимо сделать акцент на творческую деятельность учащихся. Её стимулируют сами методы и приёмы сбора краеведческого материала, его новизна. Они способствуют наблюдательности и формируют навыки поисково-исследовательского характера.
Среди воспитательных задач краеведения, на первое место нужно выдвинуть развитие эмоционального отношения учащихся к окружающему миру. Именно эмоциональный элемент психики ребёнка позволяет формировать личность и взгляды, стимулировать активность учащихся.
Необходимо отметить эстетическую направленность краеведения и воспитание патриотизма. Элемент эстетического воспитания реализуется в раскрытии перед учащимися величия и красоты родной природы. Учитель пробуждает восхищение, глубокую гордость и искреннюю любовь к своему родному краю, Родине.
Реализация краеведческого подхода на уроках географии осуществляется через систему поэлементного изучения своего края в отдельных темах курса, краеведческих заданий, практикумов, привлечения местного материала при изучении географических проблем. На каждом этапе урока учителю нужно подводить учащихся к «местным» примерам, используя примеры из географии родного края, из местной природы и местного хозяйства. Они очень оживляют изложение и делают его более понятным и доступным. Это знакомые учащимся примеры, окружающая их среда, и, проявив интерес на локальном уровне, школьникам будет легче отработать учебные действия на более крупных, глобальных уровнях [5].
Меняются требования к результатам обучения. Универсальные учебные действия, формирующиеся в процессе обучения, состоят из трех частей: предметный результат, метапредметный результат, личностный результат. На уроке географии формирование умений, то есть знаний в действии происходит при постоянном обращении к краеведению, к примерам, знакомым школьникам с детства. Краеведение позволяет конкретизировать сложные и отвлеченные вопросы программы, делает их более доходчивыми, жизненно интересными. На примере своего региона, области, города, района и даже села можно проследить, проанализировать, закрепить понятия о природных явлениях, о жизни и хозяйственной деятельности человека, затронуть экологические проблемы родного края.
Начальный курс физической географии целиком строится на краеведческой основе. Он содержит много общих географических понятий: горизонт и его стороны, план и географическая карта, форма земной поверхности, погода и климат, которые необходимо усвоить для подготовки к изучению других курсов географии. Формирование понятий происходит легче, если учащиеся обладают представлениями, полученными из знакомой действительности родного края. Лучшему усвоению учебного материала способствуют уроки в природе, т.е. экскурсии.
Обращение к географии своего региона происходит через систему заданий. Содержание краеведческого материала позволяет формировать познавательный интерес учащихся, которое способствует осознанному пониманию причинно-следственных связей в природных явлениях и процессах и, соответственно, формированию познавательных УУД.
Кроме того, краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс, что также является одним из основных требований ФГОС. Изучая географию своей местности, учащиеся развивают индивидуальные склонности и способности.
Ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, в результате дальнейшей рефлексии понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и познавательных способностей, общеучебных умений.
При изучении многих тем курса географии в 5-6-х классах используются примеры и элементы эколого-краеведческих элементов своей области.
Обучение с использованием краеведческого материала значительно облегчает усвоение географических понятий. Опираясь на конкретные знания о родном крае, учащиеся расширяют свои представления до понимания научных закономерностей.
Большие возможности для обогащения учащихся краеведческими знаниями имеются при изучении литосферы, гидросферы и атмосферы.
Активизация познавательного интереса учащихся осуществляется и за счет включения краеведческих вопросов и заданий в уроки обобщения знаний после изучения тем «Литосфера – твердая оболочка Земли», «Гидросфера – водная оболочка Земли», «Атмосфера – воздушная оболочка Земли», «Биосфера Земли», «Географическая оболочка Земли».
Изучение раздела «Гидросфера – водная оболочка Земли» в 6 классе начинается с вопросов о водах своей местности: Много ли в нашей местности источников воды? Какие это источники и где они образуются? Каковы причины их образования? Какие реки в нашей местности, куда текут и впадают?
Работая по теме «Реки», учащимся предлагается найти на карте исток и устье своей маленькой речки, обратить внимание на особенности речной системы, есть ли притоки у реки. Школьники получают домашние задания: определить скорость течения, ширину и глубину реки; провести наблюдения за уровнем воды в реке, определение температуры и прозрачности воды, дополнить описание реки данными об ее режиме, полученными из литературных источников, по своим наблюдениям или по сведениям местных жителей; когда наблюдаются половодья на реках вашей местности; какие озера расположены в вашей местности; какие источники пресных и минеральных вод есть в вашей местности.
Козлова Ю.В. в своем пособии «Краеведение» определяет содержание характеристики рек своей местности, которое должно включать: название реки, определение ее бассейна, местоположение истоков и устья, морфологические данные реки и отдельных ее отрезков (длина, ширина, глубина), гидрологические показатели (скорость течения), источники питания, режим (колебания уровня по сезонам года), время ледостава и ледохода, характер русла, животный мир (рыбные богатства, редкие и особо ценные животные), хозяйственное использование, охрану и рациональное использование [4, с. 104].
На основе ответов о водах своей местности и знаний, полученных на экскурсии, делаются требуемые по программе обобщения. Педагогическое значение экскурсии состоит в том, что понятие о различных формах рельефа и о водах на Земле дается не отвлеченно, а на основе наблюдений. Знакомясь с внутренними водами, учащиеся усваивают процессы происхождения подземных и поверхностных вод и их связь с различными элементами природного окружения (рельефом, климатом), выясняется значение вод в природе, для жизни на Земле.
На первых уроках изучения раздела «Атмосфера – воздушная оболочка Земли» с учащимися 6 класса организуются метеорологические и фенологические наблюдения. Ежедневно наблюдая за погодой, школьники ведут Дневники погоды. Данные о погоде применяются при изучении тем раздела для построения графиков температур, розы ветров, расчета среднемесячных и среднегодовых температур, амплитуды колебания температур, характеристики погоды. Краеведческий материал используется и в качестве источника для выполнения практической работы.
При изучении темы «Ветер» учащиеся знакомятся с прогнозом погоды на сегодняшний день: дают информацию о температуре, осадках, о направлении ветра. На вопрос, например: «Почему сегодня ветер северо-восточный»? – учащиеся не могут сразу ответить на этот вопрос. Перед ними возникла проблема, которую они должны решить к концу урока. В конце урока школьники дают обоснованный ответ на этот вопрос, объясняя причину возникновения ветра разницей в температуре и давлении воздуха своей местности и удаленной от нее территории, лежащей к северо- востоку.
Важно научить школьников наблюдать за явлениями в природе, сопоставлять их с народными приметами. Целесообразно народные приметы обосновывать с научной точки зрения. Например, провести наблюдение за облаками и сделать вывод.
Таким образом, применяя местные признаки по тому или иному виду облаков, учащимся надо помнить, что отдельные облачные формы для предвидения погоды обычно только тогда имеют значение, когда появляются в большом количестве. Чем более разнообразные виды облаков имеются одновременно на разных высотах, тем неустойчивее состояние погоды. И наоборот, если определенный вид облаков держится на низменной высоте при ясном небе, то налицо установившаяся погода.
Понятие климат, климатообразующие факторы формируются на основе знаний о погоде своей местности, ее сезонных изменениях, которые учащиеся получают в результате систематических наблюдений.
Используются местные признаки предсказания погоды (учащиеся собирают данные, беседуя с родителями, бабушками, дедушками). Во время наблюдений за погодой накапливаем фактический материал, который помогает понять закономерности, протекающие в атмосфере и простейшую зависимость между ними. Это помогает разобраться в определении различных типов погоды. Школьники, получают и такие задания: «Составить свой прогноз погоды, используя народные приметы. Сравнить свой и научный прогнозы».
Т.П. Герасимова говорит: «Благодаря краеведческому принципу окружающая учащихся природа становится «живой географией»; они её изучают, объясняют её особенности».
Краеведческий материал может служить для подтверждения высказанной мысли, положения – помимо этого, чтобы выяснить глубину усвоения изучаемого материала, учитель может обратиться к учащимся за примерами из жизни своего края. Приёмами активизации мыслительной деятельности учащихся являются выполнение письменных самостоятельных работ краеведческого содержания по характеристике объектов, явлений (описание сезонов года, комплексное описание реки, озера, болота и так далее) и подготовка докладов, сообщений, раскрывающих общие закономерности развития географических явлений.
По краеведческой тематике даются домашние задания, рассчитанные на непродолжительный или длительный срок: описать сезоны года, почвенный покров, растительный и животный мир, вычертить картографические пособия, графики и так далее. Использование краеведческого материала на уроках географии отражает рисунок 1.
Эти примеры показывают важность использования на уроке краеведческого материала для постановки вопросов проблемного характера, направленных на развитие географического мышления.
Краеведение открывает большие возможности для решения проблемных вопросов в процессе обучения географии, направленных на формирование основных географических понятий, составляющих содержание школьного курса. Таким образом, учителем связываются постановка и решение проблем с усвоением учащимися программного материала. Для проблемного обучения на краеведческом материале чаще всего применяется проблемно-фрагментарная форма построения учебного процесса, при которой проблемная ситуация создается для раскрытия отдельных (одного, двух) вопросов содержания темы урока. Реже применяется проблемно-урочная форма, когда связывается весь урок в целом с решением проблемы, основанной на краеведческом материале.
Краеведческие знания учащихся, полученные при изучении литосферы, гидросферы и атмосферы являются в дальнейшем определяющими при рассмотрении природных
комплексов и взаимосвязей между отдельными компонентами.
Увязка местного материала с программным осуществляется различными методами и приемами в зависимости от темы, содержания и структуры урока. Но она должна строиться в большей степени на самодеятельности и самостоятельности учеников, т.к. привлекается знакомый материал, полученный на экскурсиях, в результате собственной работы. И чем лучше знают учащиеся свой край, чем больше и подробнее они его изучали, тем активнее будут проходить уроки и прочнее усваиваться предмет. Значение краеведения для активизации урока очень большое. Привлечение сведений о своем крае, особенно при изложении нового материала, вызывает у учащихся большое внимание и интерес к предмету.
Особое место в краеведении, как и в целом географии, занимает топонимика. Названия, данные географическим объектам, помогают иной раз объяснить своеобразие природы, хозяйства, этнические особенности, историческое прошлое изучаемой территории. В педагогическом же отношении топонимика полезна для создания ассоциаций в целях более глубокого понимания событий и фактов. Обычно у учащихся возникает большой интерес к разгадке названий и имен в географии родного края.
Для того чтобы познавательный интерес к урокам географии (в частности краеведения) не ослабевал, надо стараться оживлять уроки элементами занимательности с учетом поставленной на уроке цели, проводить различные типы уроков, использовать наглядный материал, видеоматериал, презентации, побуждать учащихся к поисковой, исследовательской деятельности, выходящих за пределы программы (изучение дополнительной литературы, наблюдения).
Словесно-отвлеченный тип памяти у детей менее развит, а зрительно-двигательное (ассоциативное) запоминание у детей развито сильнее. Поэтому, чем ярче и понятнее краеведческий материал, тем больше он помогает учащимся освоить школьный курс географии, тем выше его педагогическая ценность. Краеведение дает возможность многие вопросы разных дисциплин связать друг с другом и использовать их для практических целей.
Очень важно, чтобы эта работа была органически связана со всем учебным процессом, а краеведческий материал стал бы исходным при изучении различных тем географии.
Если в процессе беседы, предлагаемые учителем вопросы о родном крае будут органически связаны с изучаемым по программе материалом, возникнут ассоциации, способствующие пониманию и облегчающие запоминание.
Работа по краеведению, проводимая в рамках уроков географии и внеурочной деятельности, дает определенные результаты. Учащиеся показывают свои знания о родном крае, творчески подходя к решению вопросов и занимая места, когда принимают участие в разнообразных конкурсах различного уровня: школьного, муниципального, регионального, всероссийского. Это различные конкурсы (рисунков, поделок), исследовательские работы (проекты), агитбригады, декады с использованием краеведческого материала и другое.
Не могу не отметить и то, что современное школьное краеведение находится в весьма сложном положении: с одной стороны, все признают его необходимость и даже обязательность. Например, проверка знаний при выполнении ВПР. Но с другой стороны, ему не находится места в учебных планах. В силу многих причин у учителя на уроках не хватает даже резервного времени. Поэтому уроки краеведения на основе Регионального компонента (национально-регионального) важно включать в основное общее образование, так как школьники практически не изучают и не знают географии родного края. Это чаще всего возможно, к сожалению, через внеурочную деятельность.
А формирование системы краеведческого аспекта преподавания географии играет существенную роль в учебном процессе. Школьное краеведение – важный фактор идейно-политического, нравственного, трудового, эстетического, экологического и физического воспитания учащихся, оно способствует патриотическому воспитанию, общему и политическому образованию, расширяет кругозор и развивает познавательный интерес учащихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе будущей профессии.
Итак, краеведческий материал помогает реализации краеведческого принципа в обучении основам географических знаний и умений.
Таким образом, суть краеведческого принципа в школьной географии состоит в установлении связи изучаемого в школе материала с теми знаниями, которые приобретаются в результате исследования родного края. Краеведческий принцип позволяет формировать правильные представления о многих понятиях, в том числе и недоступных для непосредственного наблюдения; обогащает кругозор конкретными знаниями; способствует самостоятельному усвоению учащимися учебного материала.
Главное значение краеведческого аспекта преподавания географии состоит в том, чтобы дать возможность учащимся в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать географическую действительность в соотношениях и связях её отдельных компонентов и результаты наблюдений использовать на уроках для формирования понятий на полученных реальных представлениях, составляющих основу географической науки. Краеведение создаёт условия для лучшего восприятия природных явлений. Благодаря краеведению учащиеся на частных и доступных им фактах познают явления общего порядка и, по образному выражению Н.Н. Баранского, могут «увидеть мир в капле воды» [1].
Литература
Баранский
Н.Н
. Научные принципы географии: избранные труды /
Н.Н
.
Баранский
. – М.: Мысль, 1980.
Гакаев
Р.А
.,
Чатаева
М.Ж
. Элементы краеведения на уроках географии в современной школе // Школьная педагогика. – 2015. – №2. – С.22-25.
Дистервег
А. Избранные педагогические сочинения. М.:
Учпедгиз
, 1956.
Козлова
Ю.В
. Краеведение. М. «ТЦ Сфера», 2007. 127с.
Матрусов
И. С. Краеведение и краеведческий подход в преподавании географии. Сб. статей. М.:
Изд
во АПН РСФСР, 1963. 150 с.
Краеведческий подход на уроках географии
География – уникальный предмет школьной программы, содержание которого переходит в действие, а по новым стандартам именно обучающийся должен уметь действовать в реальных условиях, т. е. ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на жизненные ситуации. От изучения на локальном, местном уровне своего края, региона к изучению более крупных объектов через введение элементов краеведения практически на каждом уроке географии это и есть реализация краеведческого аспекта согласно новым стандартам образования.
Главная цель географического краеведения – формирование личности, приобщение ее к общечеловеческим ценностям, культуры, ответственной за судьбу своей страны.
Реализация краеведческого подхода на уроках географии осуществляется через систему поэлементного изучения своего края в отдельных темах курса, краеведческих заданий, практикумов, привлечения местного материала при изучении географических проблем. краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс, что также является одним из основных требований ФГОС.
Краеведение открывает большие возможности для решения проблемных вопросов в процессе обучения географии, направленных на формирование основных географических понятий, составляющих содержание школьного курса.
Главное значение краеведческого аспекта преподавания географии состоит в том, чтобы дать возможность учащимся в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать географическую действительность в соотношениях и связях её отдельных компонентов и результаты наблюдений использовать на уроках для формирования понятий на полученных реальных представлениях, составляющих основу географической науки.
Школьное краеведение – важный фактор идейно-политического, нравственного, трудового, эстетического, экологического и физического воспитания учащихся, оно способствует патриотическому воспитанию, общему и политическому образованию, расширяет кругозор и развивает познавательный интерес учащихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе будущей профессии.
Краеведческий принцип важен в обучении основам географических знаний и умений.