Название статьи:
Краеведение на уроках географии | Геращенко Лариса Леонидовна. Работа №341455
Дата публикации:
27.08.2024
Автор:
Геращенко Лариса Леонидовна
Описание:
Краеведческий материал, используемый в преподавании школьной географии, является типичным как в физико-географическом, так и в экономико-географическом отношении и способствует более глубокому и прочному усвоению учащимися основных географических знаний, конкретизации и раскрытию научных понятий. Задача заключается в том, чтобы краеведческий материал умело обобщал, и от локальных фактов вел школьников в широкий мир, чтобы в местных фактах они учились видеть отражение общих закономерностей природы и человеческого общества, учились видеть далекое через близкое, общее через частное.
Краеведческий материала на уроках географии
Научная и методическая литература, свидетельствует о том, что краеведение – это география малой Родины, называемой родным краем, своей местностью.
Под термином родной край понимается территория своей административной области (края, субъекта Федерации), изучаемая на основе знакомства с краеведческой литературой и картографическими материалами, а также путём непосредственных наблюдений и исследований во время походов и экскурсий.
Под термином своя местность понимается территория, доступная непосредственному наблюдению учащимися во время учебной и внеклассной работы в окрестностях школы при проведении учебных и внеклассных экскурсий в радиусе 7-8 км. Понятие своя местность может охватывать территорию административного района, посёлка городского типа, города, городской район с прилегающей зелёной зоной.
Школа должна обеспечивать не только предметную подготовку детей, но и развивать у них способность жить в мире разнообразных социальных проблем, уметь находить необходимые ресурсы для их решения. Дети должны быть готовы эффективно использовать складывающиеся в мире информационные потоки, оперативно применять полученные знания на реальные жизненные ситуации. Вот поэтому всё чаще и чаще я стала обращаться к краеведческому принципу преподавания предмета.
Краеведение - одна из составляющих содержания образования учащихся, потому что закон " Российской Федерации об образовании" предусматривает федеральный, национально-региональный и школьный компоненты среднего образования. В педагогическую литературу и школьную практику понятие "краеведческий подход" или "краеведческий принцип" вошло как один из педагогических принципов обучения, который означает уточнение, конкретизацию, раскрытие и подтверждение научных понятий фактами и явлениями окружающей действительности.
Краеведческий материал, используемый в преподавании школьной географии, является типичным как в физико-географическом, так и в экономико-географическом отношении и способствует более глубокому и прочному усвоению учащимися основных географических знаний, конкретизации и раскрытию научных понятий. Задача заключается в том, чтобы краеведческий материал умело обобщал, и от локальных фактов вел школьников в широкий мир, чтобы в местных фактах они учились видеть отражение общих закономерностей природы и человеческого общества, учились видеть далекое через близкое, общее через частное. В сложившихся в стране социально-экономических условиях выпускники дальнейшую жизнь связывают в большинстве случаев со своей Малой Родиной.
Использование краеведческого материала помогает формировать у учащихся системное представление о территории проживания как целостном географическом регионе и одновременно как субъекте Российской Федерации и мирового географического пространства, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления. Также развивается представление о регионе как сложном, динамически развивающемся географическом пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности, в котором взаимосвязи природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений имеют большое практическое значение; формируется географическая культура учащихся через приобщение к конкретным знаниям по краеведению.
Использование краеведческого материала на уроках географии призвано сыграть определенную роль в формировании у учащихся современного научного понятия о триединстве системы, - "природа - человек - общество" и наглядно раскрыть учащимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные примеры ее изменений, под воздействием хозяйственной деятельности человека. Показать положительные и отрицательные результаты воздействия человека на природу. Знания роли человека, своей роли в изменении окружающей среды включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и приумножать родные богатства.
Успех обучения во многом зависит от того, насколько доступен учащимся материал. Краеведческий материал представляет собой высшую форму наглядности в обучении географии.
Использование краеведческого материала на уроках географии направлено на развитие интереса к предмету. Краеведческий материал используется и во внеклассной работе. Оба эти направления тесно связаны между собой, взаимообусловлены и дополняют друг друга. Практически нельзя представить одно направление работы без другого. Внеклассные занятия обогащают и расширяют краеведческие знания учащихся и создают наилучшие предпосылки для применения краеведческого материала на уроках.
Исходя из всего вышесказанного, можно говорить о значении краеведческого материала в процессе обучения.
Значение краеведческого материала:
углубляет понимание объективности существования и развития природы и хозяйства, взаимосвязи и взаимозависимости всех компонентов, естественности их изменения, раскрывает влияние на природу деятельности человека;
помогает учащимся глубже осознать проявление общих закономерностей в природе и хозяйстве родного края; сознание личной ответственности за состояние окружающей среды, рациональное использование и восстановление её ресурсов;
приобщает к поисково-исследовательской деятельности учащихся;
вырабатывает общие и географические умения и навыки;
повышает эффективность нравственного воспитания учащихся;
развивает эстетическое восприятие учащихся;
создаёт условия для правильного осуществления профессиональной ориентации учащихся, их подготовки к жизни, труду;
способствует реализации межпредметных и надпредметных связей.
Различный характер содержания краеведческих работ и многообразие форм их осуществления позволяют всем учащимся найти приложение знаний и энергии в соответствии со своими интересами, склонностями и силами.
Использование краеведческого материала предполагает систематическое установление связей между теоретическим изучением курса географии и теми знаниями, которые учащиеся получают в результате непосредственного изучения края.
От локального до регионального уровня изучается местность в школьных курсах географии. На изучение географического краеведения отводится 10 % от общего учебного материала. Системное изучение регионального компонента проходит в 6, 7, 8, 9, 10 классах.
Понимая важность использования краеведческого материала, я поставила перед собой следующие задачи:
-формировать у учащихся системное представление о территории проживания как целостном географическом регионе и одновременно как субъекте РФ и мирового географического пространства, в котором развиваются региональные процессы и явления;
-развивать представления о регионе как сложном, динамически развивающемся географическом пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение;
-сформировать систему знаний о физико-географических особенностях территории родного края и района.
При реализации данных задач определила объем, содержание и формы работы. Методы ее разнообразны: комбинированный урок, исследовательские проекты, практические работы, фенологические наблюдения, экскурсии, туристические походы, конкурсы, индивидуальные задания.
Увязка местного материала с программным осуществляется различными методами и приемами в зависимости от темы, содержания и структуры урока, строиться в большей степени на самодеятельности и самостоятельности учеников, ведь привлекается знакомый материал, полученный на экскурсиях, в результате собственной работы. И чем лучше знают учащиеся свой край, чем больше и подробнее они его изучают, тем активнее проходят уроки и прочнее усваивается предмет. Привлечение сведений о своем крае, особенно при изложении нового материала, вызывает у учащихся большое внимание и интерес к предмету.
Начальный курс физической географии - первый систематический курс географии в школе. Он, по существу, целиком строится на краеведческой основе. Главная особенность программы этого курса заключается в том, что в ее содержание входит много общих географических понятий, которые необходимо усвоить для подготовки к изучению страноведческих курсов в старших классах. Конкретное мышление, развитое у школьников 11—12 лет, причина того, что большая часть этих понятий воспринимается без достаточного понимания их сущности. Формирование понятий происходит значительно легче, когда учащиеся обладают соответствующими представлениями, полученными из знакомой действительности родного края.
Схема №1. Формы использования краеведческого материала на уроках географии
2.Краеведческий материал использую в качестве исходного для постановки вопросов проблемного характера, направленных на более глубокое осмысление изучаемого материала.
Так, при изучении темы Ветер вначале выясняю сведения о погоде за прошлый или сегодняшний день, а затем спрашиваю: Почему сегодня ветер соответствующего направления?. Ответить на вопрос учащиеся смогут, когда рассмотрят механизм образования ветра.
При изучении темы Вода на Земле. Круговорот воды в природе начинаю урок с проблемного вопроса: Мы наблюдаем, что вода постоянно испаряется. Почему же она не исчезает с поверхности Земли? Этот вопрос нацеливает на раскрытие взаимосвязей в природе.
3.Огромна роль краеведческого материала в формировании ряда природных и социально-экономических понятий
Роль краеведческого материала в формировании географических понятий
Класс
Природные и социально-экономические понятия
6 класс
Абсолютная и относительная высота места, равнина, река, бассейн, источник питания, водораздел, озеро, ледник, ветер, погода, климат, природный комплекс и т.д.
8класс
Местное и поясное время, природная среда, коэффициент увлажнения, падение реки, расход реки, годовой сток, заповедник, заказник и т.д.
9 класс
Структура хозяйства, природные ресурсы, трудовые ресурсы, концентрация, специализация, себестоимость и т.д.
Для формирования географических представлений, понятий и образов на уроках демонстрирую натуральные местные объекты, модели, образцы горных пород, макеты, фото, рисунки, таблицы, диаграммы и т.д.
Краеведческий материал также служит для подтверждения высказанной мысли, положения. Помимо этого, чтобы выяснить глубину усвоения изучаемого материала, обращаюсь к учащимся за примерами из жизни своего края.
4.Краеведческий материал использую в качестве источника для выполнения практических работ:
-осенняя и весенняя экскурсии;
-при составлении плана местности;
-при описании горных пород;
-при описании географического положения реки;
-при описании погоды и климата своей местности;
-при описании природного комплекса.
5.Приёмами активизации мыслительной деятельности учащихся являются выполнение письменных самостоятельных работ краеведческого содержания по характеристике объектов, явлений, подготовка докладов, сообщений, раскрывающих общие закономерности развития географических явлений и описание элемента природного комплекса. Например, сочинение на тему История меловых гор, О чём молчат камни.
6.По краеведческой тематике учащимся даются домашние задания, рассчитанные на продолжительный или длительный срок: описать сезоны года, почвенный покров, растительный и животный мир, вычертить графики и т.д.
Наряду с наблюдениями, записями и зарисовками на экскурсиях, чтением дополнительной литературы по своему краю, подбором материала из газет и журналов, большое значение придаю поисковой и исследовательской деятельности учащихся.
Можно утверждать, что краеведческий материал помогает в обучении основам географических знаний и умений.
Внеклассная краеведческая работа в школе проводится в тесном единстве с использованием краеведческого материала на уроках и направлена на совершенствование и более эффективное решение учебно-воспитательных задач. Краеведческая работа в школе осуществляется по следующим направлениям: заседания, экскурсии, походы, краеведческие вечера и конференции, олимпиады, викторины и многое другое.
Совершенно необходимым условием успешного использования краеведческого материала является тщательное оформление, сбор и хранение всех материалов, как бы малы они ни были.
Использование краеведческого материала помогает реализации краеведческого принципа в обучении основам географических знаний и умений. Нельзя сказать, что всего достаточно, но работа идёт, и копилка литературы пополняется новыми изданиями.
Примеры, взятые учителем из местной природы и местного хозяйства, очень оживляют изложение и делают его более понятным и доступным. Учитель в самой простой, доходчивой и экономной форме показывает классу ту истину, что география – это не учебник географии, а сама жизнь.
Следует отметить конкретные формы краеведческой работы, сложившиеся по усилению краеведческого принципа преподавания предмета:
экскурсии учителя с учащимися в ближайшие окрестности школы;
более далёкие и продолжительные экскурсии, имеющие целью осмотр каких-либо местных достопримечательностей;
сбор коллекций минералогических, ботанических и т.д.;
производство глазомерной съёмки;
проведение организованных под руководством учителя бесед на краеведческие темы с местными знатоками края;
выполнение за каникулярное время индивидуальных заданий краеведческого порядка.
Главным успехом к внедрению и усилению школьного краеведения являются исследовательские работы. А исследовать в нашем городе и области есть что: памятников природы разного значения у нас с избытком, да и не только они являются объектом исследования.
Подводя итог по данному вопросу, следует отметить, что на сегодняшний день использование краеведческого материала на уроках географии как нельзя более актуально. А учитель должен применить все меры для усиления и улучшения работы в этом направлении. Очень приятно, что своими уроками мы развиваем природные возможности и способности детей. Разные формы и методы образования, в конечном счёте, решают главную задачу – формирование человека с новым уровнем сознания.
Краеведческий материал
В качестве сравнения изучаемых явлений, объектов.
В качестве исходного материала для проблемного изучения.
Для формирования основных компонентов географического образования.
В качестве исходного материала для практических работ.
Для выполнения самостоятельной работы.
В качестве исходного материала для выполнения домашнего задания.
Скачать работу
Научная и методическая литература, свидетельствует о том, что краеведение – это география малой Родины, называемой родным краем, своей местностью.
Под термином родной край понимается территория своей административной области (края, субъекта Федерации), изучаемая на основе знакомства с краеведческой литературой и картографическими материалами, а также путём непосредственных наблюдений и исследований во время походов и экскурсий.
Под термином своя местность понимается территория, доступная непосредственному наблюдению учащимися во время учебной и внеклассной работы в окрестностях школы при проведении учебных и внеклассных экскурсий в радиусе 7-8 км. Понятие своя местность может охватывать территорию административного района, посёлка городского типа, города, городской район с прилегающей зелёной зоной.
Школа должна обеспечивать не только предметную подготовку детей, но и развивать у них способность жить в мире разнообразных социальных проблем, уметь находить необходимые ресурсы для их решения. Дети должны быть готовы эффективно использовать складывающиеся в мире информационные потоки, оперативно применять полученные знания на реальные жизненные ситуации. Вот поэтому всё чаще и чаще я стала обращаться к краеведческому принципу преподавания предмета.
Краеведение - одна из составляющих содержания образования учащихся, потому что закон " Российской Федерации об образовании" предусматривает федеральный, национально-региональный и школьный компоненты среднего образования. В педагогическую литературу и школьную практику понятие "краеведческий подход" или "краеведческий принцип" вошло как один из педагогических принципов обучения, который означает уточнение, конкретизацию, раскрытие и подтверждение научных понятий фактами и явлениями окружающей действительности.
Краеведческий материал, используемый в преподавании школьной географии, является типичным как в физико-географическом, так и в экономико-географическом отношении и способствует более глубокому и прочному усвоению учащимися основных географических знаний, конкретизации и раскрытию научных понятий. Задача заключается в том, чтобы краеведческий материал умело обобщал, и от локальных фактов вел школьников в широкий мир, чтобы в местных фактах они учились видеть отражение общих закономерностей природы и человеческого общества, учились видеть далекое через близкое, общее через частное. В сложившихся в стране социально-экономических условиях выпускники дальнейшую жизнь связывают в большинстве случаев со своей Малой Родиной.
Использование краеведческого материала помогает формировать у учащихся системное представление о территории проживания как целостном географическом регионе и одновременно как субъекте Российской Федерации и мирового географического пространства, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления. Также развивается представление о регионе как сложном, динамически развивающемся географическом пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности, в котором взаимосвязи природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений имеют большое практическое значение; формируется географическая культура учащихся через приобщение к конкретным знаниям по краеведению.
Использование краеведческого материала на уроках географии призвано сыграть определенную роль в формировании у учащихся современного научного понятия о триединстве системы, - "природа - человек - общество" и наглядно раскрыть учащимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные примеры ее изменений, под воздействием хозяйственной деятельности человека. Показать положительные и отрицательные результаты воздействия человека на природу. Знания роли человека, своей роли в изменении окружающей среды включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и приумножать родные богатства.
Успех обучения во многом зависит от того, насколько доступен учащимся материал. Краеведческий материал представляет собой высшую форму наглядности в обучении географии.
Использование краеведческого материала на уроках географии направлено на развитие интереса к предмету. Краеведческий материал используется и во внеклассной работе. Оба эти направления тесно связаны между собой, взаимообусловлены и дополняют друг друга. Практически нельзя представить одно направление работы без другого. Внеклассные занятия обогащают и расширяют краеведческие знания учащихся и создают наилучшие предпосылки для применения краеведческого материала на уроках.
Исходя из всего вышесказанного, можно говорить о значении краеведческого материала в процессе обучения.
Значение краеведческого материала:
углубляет понимание объективности существования и развития природы и хозяйства, взаимосвязи и взаимозависимости всех компонентов, естественности их изменения, раскрывает влияние на природу деятельности человека;
помогает учащимся глубже осознать проявление общих закономерностей в природе и хозяйстве родного края; сознание личной ответственности за состояние окружающей среды, рациональное использование и восстановление её ресурсов;
приобщает к поисково-исследовательской деятельности учащихся;
вырабатывает общие и географические умения и навыки;
повышает эффективность нравственного воспитания учащихся;
развивает эстетическое восприятие учащихся;
создаёт условия для правильного осуществления профессиональной ориентации учащихся, их подготовки к жизни, труду;
способствует реализации межпредметных и надпредметных связей.
Различный характер содержания краеведческих работ и многообразие форм их осуществления позволяют всем учащимся найти приложение знаний и энергии в соответствии со своими интересами, склонностями и силами.
Использование краеведческого материала предполагает систематическое установление связей между теоретическим изучением курса географии и теми знаниями, которые учащиеся получают в результате непосредственного изучения края.
От локального до регионального уровня изучается местность в школьных курсах географии. На изучение географического краеведения отводится 10 % от общего учебного материала. Системное изучение регионального компонента проходит в 6, 7, 8, 9, 10 классах.
Понимая важность использования краеведческого материала, я поставила перед собой следующие задачи:
-формировать у учащихся системное представление о территории проживания как целостном географическом регионе и одновременно как субъекте РФ и мирового географического пространства, в котором развиваются региональные процессы и явления;
-развивать представления о регионе как сложном, динамически развивающемся географическом пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение;
-сформировать систему знаний о физико-географических особенностях территории родного края и района.
При реализации данных задач определила объем, содержание и формы работы. Методы ее разнообразны: комбинированный урок, исследовательские проекты, практические работы, фенологические наблюдения, экскурсии, туристические походы, конкурсы, индивидуальные задания.
Увязка местного материала с программным осуществляется различными методами и приемами в зависимости от темы, содержания и структуры урока, строиться в большей степени на самодеятельности и самостоятельности учеников, ведь привлекается знакомый материал, полученный на экскурсиях, в результате собственной работы. И чем лучше знают учащиеся свой край, чем больше и подробнее они его изучают, тем активнее проходят уроки и прочнее усваивается предмет. Привлечение сведений о своем крае, особенно при изложении нового материала, вызывает у учащихся большое внимание и интерес к предмету.
Начальный курс физической географии - первый систематический курс географии в школе. Он, по существу, целиком строится на краеведческой основе. Главная особенность программы этого курса заключается в том, что в ее содержание входит много общих географических понятий, которые необходимо усвоить для подготовки к изучению страноведческих курсов в старших классах. Конкретное мышление, развитое у школьников 11—12 лет, причина того, что большая часть этих понятий воспринимается без достаточного понимания их сущности. Формирование понятий происходит значительно легче, когда учащиеся обладают соответствующими представлениями, полученными из знакомой действительности родного края.
Схема №1. Формы использования краеведческого материала на уроках географии
2.Краеведческий материал использую в качестве исходного для постановки вопросов проблемного характера, направленных на более глубокое осмысление изучаемого материала.
Так, при изучении темы Ветер вначале выясняю сведения о погоде за прошлый или сегодняшний день, а затем спрашиваю: Почему сегодня ветер соответствующего направления?. Ответить на вопрос учащиеся смогут, когда рассмотрят механизм образования ветра.
При изучении темы Вода на Земле. Круговорот воды в природе начинаю урок с проблемного вопроса: Мы наблюдаем, что вода постоянно испаряется. Почему же она не исчезает с поверхности Земли? Этот вопрос нацеливает на раскрытие взаимосвязей в природе.
3.Огромна роль краеведческого материала в формировании ряда природных и социально-экономических понятий
Роль краеведческого материала в формировании географических понятий
Класс
Природные и социально-экономические понятия
6 класс
Абсолютная и относительная высота места, равнина, река, бассейн, источник питания, водораздел, озеро, ледник, ветер, погода, климат, природный комплекс и т.д.
8класс
Местное и поясное время, природная среда, коэффициент увлажнения, падение реки, расход реки, годовой сток, заповедник, заказник и т.д.
9 класс
Структура хозяйства, природные ресурсы, трудовые ресурсы, концентрация, специализация, себестоимость и т.д.
Для формирования географических представлений, понятий и образов на уроках демонстрирую натуральные местные объекты, модели, образцы горных пород, макеты, фото, рисунки, таблицы, диаграммы и т.д.
Краеведческий материал также служит для подтверждения высказанной мысли, положения. Помимо этого, чтобы выяснить глубину усвоения изучаемого материала, обращаюсь к учащимся за примерами из жизни своего края.
4.Краеведческий материал использую в качестве источника для выполнения практических работ:
-осенняя и весенняя экскурсии;
-при составлении плана местности;
-при описании горных пород;
-при описании географического положения реки;
-при описании погоды и климата своей местности;
-при описании природного комплекса.
5.Приёмами активизации мыслительной деятельности учащихся являются выполнение письменных самостоятельных работ краеведческого содержания по характеристике объектов, явлений, подготовка докладов, сообщений, раскрывающих общие закономерности развития географических явлений и описание элемента природного комплекса. Например, сочинение на тему История меловых гор, О чём молчат камни.
6.По краеведческой тематике учащимся даются домашние задания, рассчитанные на продолжительный или длительный срок: описать сезоны года, почвенный покров, растительный и животный мир, вычертить графики и т.д.
Наряду с наблюдениями, записями и зарисовками на экскурсиях, чтением дополнительной литературы по своему краю, подбором материала из газет и журналов, большое значение придаю поисковой и исследовательской деятельности учащихся.
Можно утверждать, что краеведческий материал помогает в обучении основам географических знаний и умений.
Внеклассная краеведческая работа в школе проводится в тесном единстве с использованием краеведческого материала на уроках и направлена на совершенствование и более эффективное решение учебно-воспитательных задач. Краеведческая работа в школе осуществляется по следующим направлениям: заседания, экскурсии, походы, краеведческие вечера и конференции, олимпиады, викторины и многое другое.
Совершенно необходимым условием успешного использования краеведческого материала является тщательное оформление, сбор и хранение всех материалов, как бы малы они ни были.
Использование краеведческого материала помогает реализации краеведческого принципа в обучении основам географических знаний и умений. Нельзя сказать, что всего достаточно, но работа идёт, и копилка литературы пополняется новыми изданиями.
Примеры, взятые учителем из местной природы и местного хозяйства, очень оживляют изложение и делают его более понятным и доступным. Учитель в самой простой, доходчивой и экономной форме показывает классу ту истину, что география – это не учебник географии, а сама жизнь.
Следует отметить конкретные формы краеведческой работы, сложившиеся по усилению краеведческого принципа преподавания предмета:
экскурсии учителя с учащимися в ближайшие окрестности школы;
более далёкие и продолжительные экскурсии, имеющие целью осмотр каких-либо местных достопримечательностей;
сбор коллекций минералогических, ботанических и т.д.;
производство глазомерной съёмки;
проведение организованных под руководством учителя бесед на краеведческие темы с местными знатоками края;
выполнение за каникулярное время индивидуальных заданий краеведческого порядка.
Главным успехом к внедрению и усилению школьного краеведения являются исследовательские работы. А исследовать в нашем городе и области есть что: памятников природы разного значения у нас с избытком, да и не только они являются объектом исследования.
Подводя итог по данному вопросу, следует отметить, что на сегодняшний день использование краеведческого материала на уроках географии как нельзя более актуально. А учитель должен применить все меры для усиления и улучшения работы в этом направлении. Очень приятно, что своими уроками мы развиваем природные возможности и способности детей. Разные формы и методы образования, в конечном счёте, решают главную задачу – формирование человека с новым уровнем сознания.
Краеведческий материал
В качестве сравнения изучаемых явлений, объектов.
В качестве исходного материала для проблемного изучения.
Для формирования основных компонентов географического образования.
В качестве исходного материала для практических работ.
Для выполнения самостоятельной работы.
В качестве исходного материала для выполнения домашнего задания.