«Красные флажки» РАС: как воспитателю распознать ранние признаки аутизма | Исламова Снежана Валерьевна. Работа №364989
Аннотация. В статье рассматриваются ключевые аспекты раннего выявления признаков расстройств аутистического спектра (РАС) у детей дошкольного возраста в условиях образовательной среды. Представлены научные основания понимания РАС как нейроразвития, отличного от типичного, выделены клинические и поведенческие особенности, проявляющиеся на ранних этапах развития. Особое внимание уделено роли воспитателя как наблюдателя и медиатора между ребёнком, родителями и специалистами. Подчеркивается необходимость формирования у педагогов системы знаний и навыков, направленных на своевременное распознавание «красных флажков» аутизма.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, ранняя диагностика, дошкольное образование, педагог-наблюдатель, особенности развития, коммуникация, сенсорная чувствительность.
«КРАСНЫЕ ФЛАЖКИ» РАС: КАК ВОСПИТАТЕЛЮ РАСПОЗНАТЬ РАННИЕ ПРИЗНАКИ АУТИЗМА
Исламова Снежана Валерьевна, воспитатель
Детский сад КФУ «МЫ ВМЕСТЕ» г. Казань
Аннотация. В статье рассматриваются ключевые аспекты раннего выявления признаков расстройств аутистического спектра (РАС) у детей дошкольного возраста в условиях образовательной среды. Представлены научные основания понимания РАС как нейроразвития, отличного от типичного, выделены клинические и поведенческие особенности, проявляющиеся на ранних этапах развития. Особое внимание уделено роли воспитателя как наблюдателя и медиатора между ребёнком, родителями и специалистами. Подчеркивается необходимость формирования у педагогов системы знаний и навыков, направленных на своевременное распознавание «красных флажков» аутизма.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, ранняя диагностика, дошкольное образование, педагог-наблюдатель, особенности развития, коммуникация, сенсорная чувствительность.
Проблематика раннего выявления расстройств аутистического спектра (РАС) приобретает всё большую актуальность в контексте инклюзивного образования и возрастающего числа официально зарегистрированных случаев. Согласно современным данным, частота РАС в популяции продолжает расти, достигая, по оценкам Всемирной организации здравоохранения, приблизительно одного случая на 100 детей. Однако статистика может быть условной, учитывая значительную вариативность проявлений аутизма и трудности его диагностики в раннем возрасте. В связи с этим первостепенную важность приобретает профессиональная наблюдательность и педагогическая чувствительность воспитателя как первого специалиста, тесно взаимодействующего с ребёнком в образовательной среде.
РАС представляет собой группу нейроразвитийных состояний, характеризующихся нарушениями в области социальной коммуникации и ограниченными, стереотипными моделями поведения, интересов и активности. Этология этих расстройств остаётся многофакторной: генетическая предрасположенность сочетается с влиянием пренатальных, перинатальных и постнатальных факторов. При этом клиническое проявление РАС чрезвычайно гетерогенно и может варьироваться от лёгких форм до выраженных нарушений адаптации. Следовательно, задача воспитателя — не поставить диагноз, а определить те поведенческие маркеры, которые могут свидетельствовать о нетипичности развития и потребовать более пристального внимания специалистов.
Термин «красные флажки» применяется в контексте медицинской и психолого-педагогической диагностики для обозначения признаков, указывающих на возможные отклонения от нормы. В отношении аутизма эти «флажки» нередко начинают проявляться уже в младенчестве, но становятся более очевидными к возрасту двух–трёх лет. Особенно важным является тот факт, что многие из этих признаков проявляются в социальном и коммуникативном контексте, то есть именно в том пространстве, где воспитатель имеет возможность наблюдать ребёнка в группе сверстников, в процессе взаимодействия, игры, учебной деятельности.
К основным индикаторам, на которые стоит обратить внимание, относится снижение или отсутствие инициативы в социальном взаимодействии, слабая реакция на имя, редкое установление зрительного контакта, недостаточная реакция на эмоции других, трудности в использовании и понимании жестов, мимики, интонации. Часто такие дети не стремятся к совместной игре, избегают физического контакта или, наоборот, демонстрируют необычную привязанность к определённым тактильным ощущениям. Их речь может развиваться с задержкой или приобретать эхолаличный, стереотипный характер, при этом интонационно и ритмически отличаясь от типичной детской речи. Некоторые дети демонстрируют повышенную сенсорную чувствительность — как гипер-, так и гипореактивность к звукам, свету, запахам, текстурам.
Особое значение имеет наблюдение за игрой ребёнка. У детей с РАС игра часто носит репетитивный, негибкий характер: они могут выстраивать предметы в ряд, проявлять повышенный интерес к определённым частям игрушек, крутить колёса машинок, а не использовать их по функциональному назначению.
Воображаемая игра, включающая ролевые элементы, развивается с трудом или не проявляется вовсе. Однако важно помнить, что подобные особенности могут быть также частью нормального этапа развития у некоторых детей, особенно в возрасте до трёх лет. Поэтому критически важен контекст и системность наблюдения, а также динамика проявлений во времени.
Роль воспитателя в данном случае заключается не только в наблюдении, но и в аккуратной, профессиональной фиксации особенностей поведения ребёнка, сравнении его с возрастными нормами развития, а также в построении партнёрского взаимодействия с родителями. Часто родители не сразу замечают отклонения или отрицают их, объясняя особенности характера или темпераментом. Задача педагога — не диагностировать, но аргументированно и деликатно предложить консультацию специалиста, тем самым направив семью на путь раннего вмешательства. Раннее выявление РАС существенно повышает эффективность коррекционной помощи и адаптационных возможностей ребёнка, поэтому именно своевременность обращения является определяющим фактором успеха.
Воспитатель, обладающий базовыми знаниями в области нейропсихологии развития, способен сыграть ключевую роль в выявлении риска аутизма. Для этого необходима систематическая профессиональная подготовка, участие в семинарах, тренингах, а также доступ к методическим материалам, разработанным специалистами в области детской психиатрии, логопедии, нейропсихологии. Образовательная организация в этом контексте должна создавать условия для повышения компетентности педагогов и формирования междисциплинарной культуры сотрудничества.
В рамках инклюзивной педагогики вопрос этичности наблюдения за поведением ребёнка, фиксации особенностей и передачи этой информации специалистам требует особой деликатности. Любая информация должна быть конфиденциальной, педагог обязан опираться на наблюдения, а не домыслы, и ни в коем случае не выносить «диагностических» суждений в адрес семьи. Это требует высокого уровня профессионализма и эмпатии, сочетающихся с научной обоснованностью и педагогической этикой.
В заключение отметим, что раннее распознавание «красных флажков» РАС в образовательной среде возможно при условии наличия у воспитателя профессиональной чувствительности, развитого навыка наблюдения и знания типичных и атипичных паттернов развития. Воспитатель — не врач и не диагност, но именно он становится первым, кто может заметить нетипичность в поведении ребёнка, и, действуя грамотно и деликатно, инициировать раннее вмешательство. В условиях современной образовательной среды необходима системная поддержка педагогов в виде обучения, методической помощи и формирования среды сотрудничества со специалистами. Таким образом, только в условиях мультидисциплинарного подхода возможно обеспечить ребёнку с подозрением на РАС максимально раннюю и эффективную поддержку, способствующую его успешной адаптации и развитию.
Список литературы
Марченко М. А. Психолого-педагогические методы помощи в формировании у детей с расстройствами аутистического спектра коммуникативных навыков / М. А. Марченко. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 44 (491). — С. 151-154. — URL:
https://moluch.ru/archive/491/107352/
Никольская О.С.
,
Баенская
Е.Р.,
Либлинг
М.М.
Аутичный ребенок
: пути помощи. -
М. :
Теревинф
, 1997.
Пищик И. В. Сопровождение и практика обучения детей с аутическими расстройствами // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова.
2018. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/soprovozhdenie-i-praktika-obucheniya-detey-s-auticheskimi-rasstroystvami
Эллен Нотбом.10 вещей, о которых хотел
бы вам
рассказать ребенок с аутизмом. – М.:
Терефинф
, 2012.