Краткосрочная программа "Каникулы с немецким языком" | Елена Александровна Барзанова. Работа №271022
Автор: Елена Александровна Барзанова
Краткосрочная образовательная программа социально-педагогической направленности способствует развитию коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся при изучении немецкого языка. Она создана для обеспечения познавательного досуга детей во время летних каникул.
МОУ Ясашно-Ташлинская СОШ
Рассмотрено Утверждаю
на заседании педагогического директор школы
совета ____________ М.В. Чернова
Протокол № 7 от 22.04.2020г. Приказ №31/1/о от 22.04.2020г.
Краткосрочная дополнительная
общеразвивающая программа естественнонаучной направленности
«Каникулы с немецким»
18 часов
(срок реализации программы)
10 – 12 ЛЕТ
(возраст обучающихся)
Автор составитель:
Барзанова Елена Александровна
Ясашная Ташла, 2020 год
I. Комплекс основных характеристик
1.1 Пояснительная записка
Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа направленности «Каникулы с немецким» является модифицированной и разработана на основании:
- статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального закона РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
- приказа Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. №196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 N 30468);
- методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), направленные Министерством образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18 ноября 2015 года;
- Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р);
- СанПиНа 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных 04.07.14г. № 41.
- Положения о структуре, порядке разработки, утверждения и сопровождения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МОУ Ясашно – Ташлинчкой СОШ.
- Устава МОУ Ясашно – Ташлинской СОШ
Лето — это отдых, который должен быть активным, творческим, познавательным и, конечно же, интересным.
А так же организация свободного времени учащихся школьного возраста в летнее время является главной задачей краткосрочной дополнительной общеразвивающей программы «Каникулы с немецким». Необходимо искать пути, создавать такие условия, направлять инновационную деятельность, чтобы немецкий язык стал живым языком, необходимым для общения.
Для того чтобы обучающимся хотелось изучать немецкий язык, педагогу надо заинтересовать их своим предметом, влюбить в эту чудесную страну, имя которой Германия.
Очень важно не только разбудить, но и удержать интерес ребенка к языку. Изучение иностранного языка имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Оно не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и способствует также расширению культурологического кругозора обучающихся, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.
Актуальность программы состоит в том, что сегодня наряду с английским очень высока востребованность немецкого языка. Это связано с расширением деловых, экономических, партнерских связей с Германией. Поэтому так возросла за последние годы потребность в изучении немецкого языка.
Новизна программы заключается в том, что она рассматривается как система использования немецкого языка в развитии индивидуальности ребенка и повышении его интеллектуального уровня.
Удовлетворить эти потребности и призвана данная общеразвивающая программа, которая способствует всестороннему развитию детей посредством интеграции ключевых компетенций, служит для привития интереса и формирования внутренней мотивации , которая ориентируется на перспективы, резервы развития с учётом возрастных и психологических особенностей детей.
.
Адресат - обучающиеся в возрасте от 10 до 12 лет.
Объем программы: всего 18 часов:
Формы занятий: практические, теоретическое.
Особенности организации образовательного процесса:
Занятия проводятся дистанционно.
Количественный состав группы от 15-20 человек.
Продолжительность занятия: 1 академический час, 2 раза в неделю, в которые входит 30 минут занятия с применением интернет-платформ для дистанционного обучения, остальное время отводится на индивидуальные консультации с учащимися.
1.2 Цель и задачи программы.
Цель рабочей программы:
- Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих,
-Воспитание толерантного отношения к проявлениям иной культуры и стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ;
Задачи:
формирование представлений об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими или пишущими на иностранном языке, узнавать новое через звучащие и письменные тексты;
расширение лингвистического кругозора ребят; освоение элементарных лингвистических представлений, необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на элементарном уровне;
обеспечение коммуникативно-психологической адаптации детей к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения;
развитие личностных качеств , его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;
развитие эмоциональной сферы детей в процессе
игр, с использованием иностранного языка;
приобщение к новому социальному опыту
; духовно-нравственное воспитание детей , понимание и соблюдение им таких нравственных устоев семьи как любовь к близким, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших.
1.3. Содержание программы.
Учебный план.
№ раздела
Название темы
Количество часов
Формы контроля
1
Повторение
2
Анкетирование
2
Мой класс
3
3
Животные
3
Опрос и фотоотчет
4
Маленькая перемена
3
5
Мой день
3
Творческая работа
6
Моя семья
4
Изготовление буклетов
Содержание учебного плана.
1Повторение (2ч) Теория: Повторение личных местоимений:ich, du, Sie. Повторение букв немецкого алфавита и основными буквосочетаниями. Знакомство с глаголами :heiβen, wohnen, kommen, mőgen, sein. Знакомство с вопросами с вопросительным словом (Wie? Woher? Wo? Was?). Знакомство с порядком слов, интонацией простого предложения.
Практика: Игры на все виды речевой деятельности. Этикетный диалог в ситуации бытового общения. Написание букв немецкого алфавита и основных буквосочетаний. Фонетические и интонационные игры со звуками, Словами и фразами. Грамматический тренинг : глаголы heiβen, wohnen, kommen, mőgen, sein в утвердительных и вопросительных предложениях.
Заполнение анкеты. Написание сообщения в чате. Счет до 10;20;100. Знакомство с достопримечательностями Берлина. Песенки. Рифмовки. Видеосюжеты. Видеоматериалы, презентации по лексичеким, грамматическим и страноведческим темам. Входная диагностика.
2Мой класс (3ч)Теория:Повторение личными местоимений:er, sie, wir, ihr. Знакомство с определёнными и неопределённые артиклями:der, die, das, ein, eine
Знакомство с притяжательными местоимениями :mein, meine, dein, deine. Предлоги : in, aus. Числительные, школьные принадлежности, школьные предметы. Знакомство с интонацией вопросительного предложения; со словарным ударением. Знакомство с системой образования в Германии
Практика:Игры на все виды речевой деятельности. Диалог-расспрос. Рассказ о своём друге\подруге (устный и письменный). Тренинг активной лексики в процессе общения. Аудиотексты с послетекстовыми заданиями. Счет до 1000. Немецкие имена и фамилии по буквам. Тренинг чтения. Грамматический тренинг: спряжение известных глаголов. Определённые и неопределённые артикли в ед.ч. Притяжательные местоимения mein, meine, dein, deine;
3 Животные (3ч)Теория: Знакомство со спряжением глагола haben. Знакомство с отрицанием kein. Вопросы без вопросительного слова. Винительный падеж. Множественное число существительных. Словарное ударение, краткие и долгие гласные. Домашние животные в Германии.
Практика:Игры на все виды речевой деятельности. Диалог-расспрос о животных. Рассказ о животных. Тренинг активной лексики в процессе общения. Аудирование текстов, построенных на изученном языковом материале. Чтение в слух небольших текстов, построенных на изученном языковом материале. Письменный рассказ о себе, о своих домашних питомцах, о том, что они умеют (любят) делать, с опорой на образец. Сообщение о животных по материалам исследовательской деятельности. Грамматический тренинг: винительный падеж ; множественное число существительных; вопросы без вопросительного слова. Рифмовки. Песенки. Видеосюжеты.
4. Маленькая перемена (3ч)Практика:Повторение пройденного. Игры на все виды речевой деятельности. Диалоги Тренинг активной лексики в процессе общения. Чтение и воспроизведение стихотворения. Грамматические игры. Тренинг эмоционально окрашенного произношения. Аудирование. Страноведческая информация.
Видеоматериалы, презентации по лексичеким и страноведческим темам
5.Мой школьный день (3ч)Теория: Указание времени. Порядок слов в предложении с указанием времени. Предлоги am, um,von... bis. Знакомство с названием дней недели и времени суток.
Практика:Игры на все виды речевой деятельности. Рассказ о себе, включая информацию о школьных уроках, с указанием времени. Тренинг активной
лексики в процессе общения. Электронное письмо о себе по образцу. Составление расписания уроков с указанием дней недели и времени. Аудирование
Фонетический и интонационный тренинг. Выразительное чтение стихотворения. Рассказ о распорядке дня. Страноведческая информацией о школе в немецкоязычных странах. Грамматический тренинг. Употребление предложений с указанием времени. Употребление предлогов: am, um,von... bis.
6.Моя семья (4ч)
Теория:Знакомство с притяжательными местоимениями в именительном падеже mein, dein, sein, ihr, unser. Знакомство с профессиями мужского и женского рода. Знакомство со словами, обозначающими родство. Окончание существительных –er, -e
Практика:Игры на все виды речевой деятельности. Рассказ о своей семье, используя в том числе и названия профессий. Описание картинок. Диалоги о семье. Чтение небольших текстов, построенных на изученном языковом материале.Работа над правильным ударением в словах, предложениях и фразах, над интонацией. Чтение и описание статистической информации. Страноведческая информация о семьях в Германии. Грамматический тренинг: Употребление притяжательных местоимений. Окончания существительных -er, -e Рифмовки. Песенки. Видеосюжеты. Видеоматериалы, презентации по лексичеким и страноведческим темам.
1.4 Планируемые результаты.
В речевой компетенции:
Говорение:
-уметь вести элементарный диалог в рамках типичных ситуаций общения;
-уметь на элементарном уровне сделать сообщение по лексическим темам программы;
-уметь вербально сигнализировать понимание или непонимание, переспросить, попросить повторить сказанное, сказать слово по буквам;
-уметь дать оценочное суждение или выразить мнение, сожаление, радость,благодарность;
Аудирование:
-понимать на слух речь учителя, одноклассников;
-понимать на слух основное содержание небольших доступных текстов с общим и выборочным пониманием в аудио- и видеозаписи, построенных на изученном языковом материале;
Чтение:
-Уметь читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и нужную интонацию;
-Уметь читать про себя тексты, включающие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, и понимать их основное содержание; находить в тексте нужную информацию, пользоваться словарём;
Письменная речь:
-владеть техникой орфографически правильного письма;
-уметь заполнять анкеты и формуляры;
-научиться писать с опорой на образец короткие личные письма (в том числе и электронные) с употреблением формул речевого этикета, принятых в странах изучаемого языка
-Использовать письменную речь для творческого самовыражения.
В языковой компетенции:
-Применять правила написания изученных слов;
-Правильно произносить и различать на слух все звуки второго иностранного языка
-Соблюдать ритмико-интонационные особенности предложений различных коммуникативных типов
знание основных различий систем второго иностранного, первого иностранного и русского языков.
В социокультурной компетенции:
-знать названия стран и некоторых городов изучаемого языка;
-знать национально-культурные особенности речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка иметь представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран второго изучаемого иностранного языка, о всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру; представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемых иностранных языков.
В компенсаторной компетенции:
-уметь выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
В общепознавательной компетенции:
-уметь сравнивать языковые явления родного и изучаемых иностранных языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
-владеть общеучебными и специальными учебными умениями на доступном уровне
-владеть пприемами работы с текстом
уметь действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах изучаемой тематики;
уметь осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
уметь пользоваться справочным материалом (грамматическими и лингвострановедческими справочниками, двуязычными и толковыми словарями, мультимедийными средствами);
2.2. Условия реализации программы
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы входят:
• наглядные пособия (комплекты таблиц, плакатов, и др.)
• библиотечный фонд.
Библиотечный фонд состоит из энциклопедий, справочников, словарей
В процессе освоения программы дети должны иметь возможность доступа к электронным материалам, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам и др.)
•Дистанционные образовательные технологии:
2.3. Формы контроля
- самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал
- игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение иностранного языка
- устный опрос позволяет закрепить новый материал.
2.4. Оценочные материалы
Для осуществления контрольных процедур проводится опрос по изучаемым темам.
2.5. Методические материалы
Используются методические пособия, дидактические материалы, подходящие для каждого раздела программы (по учебному плану).
Материально-техническая база:
Книги для учителя к УМК «Немецкий язык» (серия «Горизонты») для 5—9 классов:
Аверин М. М., Гуцалюк Е.Ю., Харченко Е.Р. «Немецкий язык. Книга для учителя» 5 класс — М.: Просвещение, 2012;
Алфавит (настенная таблица).
Произносительная таблица.
Грамматические таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в примерных программах основного общего образования по немецкому языку.
Карты на немецком языке: географические и политические карты немецкоязычных стран,
географическая карта России.
Лексические плакаты на немецком языке.
Портреты писателей и выдающихся деятелей культуры стран изучаемого языка.
Символика немецкоязычных стран.
Символика родной страны.
Книги для чтения на иностранном языке.
Пособия по страноведению Германии и других немецкоязычных стран.
Набор фотографий с изображением ландшафта, городов, отдельных достопримечательностей стран изучаемого языка.
Набор лексико-грамматических карточек.