Краткосрочный проект "Моя семья" | Кугушева Елена Ивановна. Работа №338896. Номер работы: №338896
Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика по своей важности. Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного опыта и позиции ребенка. Проводя с детьми большую часть времени в совместной деятельности выяснилось, что мало кто из детей знает историю создания семьи. Поэтому появилась идея создания проека "Моя семья"
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЕГОРЛЫКСКОГО РАЙОНА».
Согласовано: Утверждаю:
на педсовете Директор ГБУСОН РО
протокол №1 «СРЦ Егорлыкского района»
от «___» ____2024г ____ Скворцова Т.В.
Краткосрочный проект на тему
«Моя семья»
Автор проекта:
Кугушева Елена Ивановна
ст. Егорлыкская
2024год
Краткосрочный проект на тему:
«Моя семья»
Тип проекта: информационно-познавательный
Продолжительность проекта: (краткосрочный) с 01.07.2024г по 14.07.2024г
Участники проекта: воспитанники дошкольного возраста
Принципы построения педагогического процесса:
1. Последовательности (любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем).
2. Наглядности (дети должны сами все увидеть, услышать и тем самым реализовать стремление к познанию).
3 .Деятельности (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции).
4.Интеграции всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
5.Дифференцированного подхода (решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников).
Актуальность. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и центр – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.
Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи.
Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья». Я считаю, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Проблема. У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Моя семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.
Цель проекта:
- формировать у детей понятие «семья»; представление детей о семье, семейных и родственных отношениях;
- расширять представления детей о своей семье, семейных традициях;
- воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам.
Задачи проекта:
1.Формировать у детей понятие «семья»; расширять представления детей о семье; закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек.
2. Формировать представления о родственных отношениях.
3. Формировать представления о семейных традициях и праздниках.
4. Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.
Работа по реализации проекта.
1 этап (постановка проблемы): воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с членами семьи и в игровой форме ответить на вопросы:
- Самые родные для ребенка люди?
- Самый младший член семьи? Самые старшие члены семьи?
- Есть ли у мамы и папы родные братья и сестры? Кем они вам приходятся? А вы им?
- Есть ли у них дети? Кем они вам приходятся?
- Сколько у вас двоюродных братьев (сестер)?
- Кем вы приходитесь бабушке?
- Кем приходится ваша мама вашей бабушке?
- Как вы думаете, это чужие люди или родственники?
- Как можно назвать одним словом этих людей?
- Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой?
- Что такое семья?
- Как ты думаешь, хорошо иметь много родственников? Почему?
На первом этапе работы по проекту была выявлена проблема, цель проекта и его основные задачи, содержание. Были определены участники проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями.
2 этап (подготовительный).
Было разработано перспективное планирование по разным областям образовательной деятельности. В процессе самостоятельной деятельности, воспитанники рассматривали картинки о семье, слушали книги о семье, о семейных и родственных отношениях.
3 этап (основной).
В ходе работы над проектом с детьми были проведены беседа тему, «Моя семья», «На кого ты хочешь быть похож», «Моя мама», «Семейный праздник – день рождение», «День семьи, любви и верности». Дети составляли рассказ на тему «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку)». Обсуждали с детьми поговорки и пословицы о семье. Прошло обсуждение рассказов В. Осеевой «Волшебное слово»; чтение стихотворений Р. Гамзатова «Про дедушку», Н. Майданник «Вместе с бабушкой». На занятиях по изобразительной деятельности дети отражали свои впечатления о семье в рисунках, аппликациях. Полученные знания закреплялись в игровой деятельности: путем проведения речевых и дидактических игры.
4 этап (заключительный).
В конце нашего проекта была устроена выставка детских работ по теме «Моя счастливая семья»; аппликации «Семейная открытка», «Талисман семьи», «Ромашка-символ любви и верности», «Моя семья», поделка из ложек «Семья»
Таким образом, в результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о семье.
За время реализации проекта « Моя семья» уровень знаний детей о семье значительно повысился. Дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Воспитанники имеют представление о родословной как истории семьи. Мы верим, что благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей. Особенность этого проекта, на наш взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители»
Ожидаемый результат
За время реализации проекта «Моя семья» планирую повысить уровень знаний воспитанников о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, будут иметь представление о родословной как истории семьи.
Перспективное планирование работы с детьми.
Образовательная область
Формы работы с детьми
Познавательное развитие
Рассматривание иллюстраций, картинок с членами семьи.
Беседа - игра на тему, «Моя семья», викторина «Моя семья».
Беседы «На кого ты хочешь быть
похож», «Семейный праздник – День рождение», «День семьи, любви и верности». Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.
Социально – коммуникативное развитие
Рассказы детей о семье.
Составление рассказа на тему: «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку).
Прочтение и обсуждение рассказов В. Осеевой «Волшебное слово», «Хорошее».
Чтение стихотворений: Р. Гамзатова «Про дедушку», Н. Майданник «Вместе с бабушкой».
Пальчиковая гимнастика: «Семья»; «Дом».
Дидактические игры: «Домашний труд», «Передай свое тепло другу стоящему рядом», «Чем можно порадовать маму».
Художественное – эстетическое развитие
Художественное творчество:
коллективные аппликации «Моя семья», «Талисман семьи», «Семейная открытка», «Ромашка-символ любви и верности», поделки из ложек «Семья».
Речевое развитие
Беседы на тему «Моя семья», «На кого ты хочешь быть похож», «Семейный праздник – День рождение».
Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.
Подвижная игра «Кувшин доброты». Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова».
Физическое развитие
Физкультминутка «Семья».
Подвижная игра «Кувшин доброты». Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова».
Работа с родителями
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста».
Памятка для родителей «Посеять в детских душах доброту».
Используемая литература
1. Алямовская В.Г. "Как воспитать здорового ребенка".
2. Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/Сост. Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А.
3. Калмыкова Л.Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр/ сост. Л.Н. Калмыкова.- Волгоград: Учитель,2014.-247 с.
4. Ковалько В.И. "Азбука физкультминуток для дошкольников".
Беседа: «Моя мама».
Задачи:
Воспитательные: уважительного отношения к своей семье.
Развивающие: развитие связной речи детей, пополнение словарного запаса детей.
Образовательные: дать представление о семье, об особой роли мамы в семье.
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Мы друг друга очень любим,
Вместе мы родные люди.
Друг без друга нам нельзя
Потому, что мы... (семья)
- Правильно! Предлагаю вам прослушать рассказ о семье Павлика.
Прослушивание отрывка из рассказа М. Зощенко «Показательный ребенок».
-Жил был маленький мальчик по имени Павлик. У него была мама. И был папа. И была бабушка. И вдобавок в их квартире жила кошка под названием Бубенчик. Утром папа и мама уходили на работу. Павлик оставался с бабушкой. Когда он подрос, стал ходить в детский сад. Утром туда Павлика отводят мама и папа, а вечером забирает бабушка. Когда Павлик приходит домой, он играет с кошкой Бубенчиком, учит ее ходить на задних лапах. Потом все приходят домой и собираются за столом. Мама и папа спрашивают, что у Павлика было интересного в садике, и рассказывают о своей работе. Бубенчик, тут как тут, ждет, что ему тоже что-нибудь дадут.
Воспитатель: А чем вы занимаетесь дома? Рассказываете ли вы маме или папе, как прошел ваш день?
Ответы детей.
Воспитатель: Кто каждое утро будит вас по утрам? Кто помогает собраться в детский сад? Кто покупает вам игрушки?
Дети: Мама
Воспитатель: Мама – это самый дорогой и близкий человек для каждого из нас. Существует немало пословиц и стихотворений про маму. Предлагаю вам прослушать стихотворение Я. Аким «Моя мама».
Моя мама
Маму крепко поцелую,
Обниму мою родную.
Очень я люблю ее,
Мама-солнышко мое.
Воспитатель: Предлагаю вам встать рядом со мной и послушать другое стихотворение, и нужно внимательно смотреть на мои движения, а потом повторить за мной.
Физкультминутка «Кто живет у нас в квартире»
Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)
Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.)
Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)
Воспитатель: Ребята. А как вы обращаетесь к маме, когда хотите выразить свою любовь к ней?
Дети: Мамочка, мамуля…
Воспитатель: А за что вы любите свою маму?
Дети: покупает игрушки, вкусно кормит, жалеет, когда больно, лечит, веселит, когда грустно и т.д.
Воспитатель: Как много мы сегодня хорошего услышали про мам. Предлагаю вам, когда придут ваши мамы, их крепко-крепко обнять и сказать о том, как сильно вы их любите.
Беседа «Моя семья».
Образовательные: расширять представления детей о составе семьи, о родственных связях.
Развивающие: развивать у детей память, логическое мышление и творческое воображение.
Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи; приобщать к общепринятым нормам и правилам поведения.
Ход беседы:
Воспитатель показывает картинки с изображением семей.
Воспитатель: Дети, посмотрите, какие счастливые семьи здесь изображены! А как я поняла, что они счастливые?
Ответы детей: Потому, что они улыбаются.
Воспитатель: Да, верно. Когда человек счастлив, он улыбается. Когда есть семья – мама, папа, брат или сестра, бабушка и дедушка, то это настоящее счастье. Дети, а вы любите свою семью?
Ответы детей Да, любим.
Воспитатель: Это очень хорошо! Не сомневаюсь, что ваша семья тоже вас любит. А давайте поиграем с вами в игру, которая называется «Назови ласково». Я вам показываю картинки, а вы говорите, кто это, и как ласково можно назвать членов семьи. Договорились?
Ответы детей: Да!.
Проводится игра «Назови ласково» с показом дидактических картинок «Семья».
Дочь – доченька, дочурка
Сын – сынок, сыночек
Папа – папочка, папенька
Дед – дедушка, дедуля
Бабушка – бабулечка, бабуля
Сестра – сестрёнка, сестричка
Внук – внучок
Внучка – внученька
Брат – братишка.
Воспитатель: Молодцы, дети, всех назвали ласково. Сразу видно, что вы любите свою семью и дома обращаетесь к родственникам ласково.
Воспитатель: Дети, а что любят делать члены вашей семьи? Мне очень интересно. Давайте я буду называть вам членов семьи, а вы будете мне говорить по очереди, что любят делать ваши мамы или папы, бабушки или дедушки, братишки или сестрёнки.
Воспитатель называет маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру, а дети по цепочке говорят действие, которое любит делать или часто делает член семьи (мама – наряжается, читает книги, работает, готовит еду; папа – ездит на машине, чинит бытовую технику и т.д.).
Воспитатель: Как много умеют и любят делать ваши родные люди! А ещё одну интересную игру хотите узнать?
Ответы детей: Конечно, хотим!
Воспитатель: Ну тогда давайте сейчас сначала разомнёмся. Вы умеете хмуриться? Покажите, как умеете!
Воспитатель: А теперь давайте улыбнёмся!
Воспитатель: Отлично! Ну а теперь начнём игру. Слушайте внимательно, я вам буду называть ситуацию в семье, и если это плохой поступок, то вы будете хмуриться, а если этот поступок очень хороший и он порадует вашу семью, то вы улыбнётесь.
Проводится игра на мимику.
Вы разбили чашку;
Вы помогли маме пропылесосить;
Вы не убрали игрушки;
Вы обняли бабушку;
Вы помогли дедушке починить телевизор;
Вы отняли игрушку у младшего братика;
Вы угостили сестричку конфетой.
Воспитатель: Молодцы, дети, понимаете – где хороший поступок, а где – не очень! Я надеюсь, что дома вы совершаете только хорошие поступки, помогаете старшим, уступаете младшим?
Ответы детей: Да, мы делаем только хорошие поступки.
Воспитатель: Дети, а теперь скажите мне пожалуйста – что же такое семья? Ответы детей: Это мама и папа, бабушка и дедушка, сестрёнка и братишка.
Воспитатель: Верно! Теперь я предлагаю вам выполнить аппликацию «Моя семья»
Беседа с детьми «Традиции моей семьи»
Цель занятия: углубить представления воспитанников о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких.
Задачи:
раскрыть значение понятия «семейные традиции» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы о близких, проведения праздников и организации совместного отдыха;
формировать навыки ответственного поведения в семье;
развивать интереса к семейным традициям, праздникам;
развивать творческих способностей.
воспитывать чувства любви к своей семье, уважения к родителям;
Ход беседы:
Организационный момент
Круг радости
Воспитатель: Встаньте, возьмитесь в группе за руки и поприветствуйте друг друга словами:
Доброе утро людям и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
Улыбнемся друг другу.
Воспитатель: Народная мудрость гласит: «Без корней даже полынь не растёт».
— Сегодня мы поговорим о семейных праздниках и традициях. Мы с вами узнаем, какие же семейные традиции хранятся в семье у каждого из вас. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Если вам плохо, если вас обидели, кто вас приласкает, кто приголубит, кто утешит? Конечно, ваши мамы, папы, родные и близкие вам люди, те, кто дорог вам больше всего на свете.
Дети садятся на стульчики.
Ведущий: Человек рождается на свет, растёт, и начинает задумывается: «Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?» Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Это традиция возвращается в семьи. «Память, без нее человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Человек обладает генеалогической памятью. Память — это то, что связывает нас со своими корнями».
— Я думаю, что мало, у кого дома составлено генеалогическое дерево. Попробуйте вместе с родителями и родственниками составить его, чтобы можно было сохранить его для ваших потомков. Пусть это станет хорошей традицией в вашей семье.
— Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение (и может быть, в вашей семье зародится традиция). И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.
Игра «А ты мне кто?»
Воспитатель:
Кто нам брат, кто нам друг, становись скорее в круг!
Друг друга за руки возьмем и играть сейчас начнем.
Дети становится в круг, воспитатель подходит к любому ребенку и спрашивает: «Я – мама, а ты мне кто?» (Дочка, сын). Кто ответил, становится рядом и задает другому вопрос: я – папа, я – брат, я сестра, я – бабушка и т.д., а ты мне кто?
Воспитатель: Еще одной славной традицией было то, что люди гордились своими знаменитыми предками.
— И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, вы можете ими гордиться! Это могут быть ваши дедушки, бабушки, прадедушки и прабабушки и т.д.
Воспитатель: Существует традиция называть детей в честь кого-то из членов семьи. Оно дается или в том месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, либо же в честь родственников.
Физкультминутка
Воспитатель: Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас. Слушайте задание и выполняйте.
Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши.
У кого есть сестра или сестренка, помашите над головой рукой.
Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши.
У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх.
Хлопните те, кто очень любит свою семью.
Воспитатель: Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени.
Воспитанники рассказывают, как они проводят свободное время вместе с семьёй.
Воспитатель: Отмечать семейные праздники – тоже традиция.
— Какие праздники отмечают в вашей семье?
Дети рассказывают, как в их семье отмечают праздники.
Ведущий: Наш приют— тоже семья. И все, что происходит в нем, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает все дети. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, завоевываем места. И мне хочется, что бы вы переживали и болели за своих друзей как за одну большую семью.
Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом.
Ведущий: Итак, ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас? Правильно, семья!
Это близкие и родные люди.
Это те люди, которых мы любим, с кого берём пример.
Это те люди о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья.
Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья.
— Мы много говорили о разных семейных традициях. Для чего же они нужны?
Картотека физкультминуток.
«Кто живёт у нас в квартире? »
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево)
Мой сверчок, щегол и я - (повороты туловища вправо, влево)
Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши).
На опушке дом стоит.
На опушке дом стоит,
На столбе фонарь висит.
В доме том живёт семья,
Очень – очень дружная.
Папа гвозди забивает,
Сынок папе помогает,
Мама гладью вышивает,
Дочка куколку качает,
Чинит дедушка сапог,
Вяжет бабушка носок.
Вот семья какая
Дружная, большая.
Семейная зарядка
Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сява.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.
Дом
Если на улице дождик идет, (взмахи руками перед собой)
Если метелица злая метет, (взмахи руками из стороны в сторону)
В доме под крышей укроемся мы, («крыша» над головой)
Дождик и снег нам тогда не страшны! (на месте топают ногами)
Устала наша бабушка, (стоят в кругу)
Присела на порог: (приседают)
«Куда пропал, куда пропал, (берется за голову, раскачивают из стороны в сторону)
Куда пропал внучок?»
Подумала, поохала,
Потом тихонько встала, (встают) Пошла вокруг да около (идут по кругу)
Искать внучка сначала.
Папа
Может он в футбол играть, («пинают» мяч)
Может книжку почитать, (складывают руки, как книжку) Может суп мне разогреть, (сжимают и разжимают пальцы)
Может мультик посмотреть. (прыгают на месте)
Может поиграть он в шашки, (повороты туловищем)
Может даже вымыть чашки, («моют» посуду)
Может прокатить меня (скачут как лошадки)
Вместо быстрого коня.
Может рыбу он ловить, («ловят рыбу»)
Кран на кухне починить. (хлопают в ладоши)
Для меня всегда герой – (маршируют по кругу)
Самый лучший папа мой!
Мама дочь свою качает, (дети качают воображаемую куклу)
Плачет доченька: «Уа».(прижимают руки к щекам и качают головой) Ручки хочет поднимать (поднимают руки вверх)
И совсем не хочет спать. (руки под щеку и отрицательно качают головой)
Молочка мы ей согреем (мешают ложкой в воображаемой кастрюле)
И в бутылочку нальем, (переливают воображаемое молоко)
Покачаем по-нежнее (качают )
И в кроватку отнесем. (наклоняются и опускают руки).
Картотека пальчиковых игр.
Дружная семейка.
Раз уселась на скамейке,
Наша дружная семейка: (пальцы сжаты в кулак)
Самой первой села мама,
(разогнуть большой палец)
Рядом — строгий наш отец.
(разогнуть указательный)
Следом братец и сестрица.
(разогнуть средний и безымянный)
Ну а мне где поместиться? (разогнуть мизинец).
Наши мамы
Много мам на белом свете,
(разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)
Всех их очень любят дети!
Журналист и инженер,
(поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель –
Мамы разные нужны,
(сжимают обе ладошки в «замочек»)
Мамы разные важны!
(разводят руки и поднимают ладошками вверх).
Малыш.
(согнуть пальцы в кулак, затем разгибать их начиная с большого).
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — наш малыш.
"Как у нас семья"
Как у нас семья
Большая и веселая (хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)
Два у лавки стоят, (Загибают большие пальцы)
Два учиться хотят. (Загибают указательные пальцы)
Два Степана сметаны объедаются. (Загибают средние пальцы)
Две Дашки у кашки питаются. (Загибают безымянные пальцы)
Две Ульки в люльке качаются. (Загибают мизинцы)
"Семья"
У меня есть папа. (Дети разжимают кулачки, начиная с большого пальца.)
У меня есть мама.
У меня есть брат, сестра
А у них есть – я.
Это вся моя семья. (Энергично сжать руку в кулак несколько раз)
"Пальцы - дружная семья"
Пальцы - дружная семья, друг без друга им нельзя. (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их)
Вот большой! А это – средний. Безымянный и последний - наш мизинец, малышок!
Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили, будем их соединять и движенья выполнять. (Каждый палец руки соединяем поочередно с большим).
"Мой дом"
Скворцы живут в скворечнике, (поочередно загибаем пальчики)
Очки живут в очечнике,
Лиса живет в своей норе,
Живут деревья на горе…
И у меня есть тоже дом,
Он самый лучший: мама в нём!
"Семья могучая"
В одном лесу дремучем (Покачать руками над головой)
Жила семья могучая: (Сложить ладони в "замок")
У них был дом огромный (Соединить пальцы - "крыша")
И крыша с трубой темной. (Поднять средние пальцы – труба)
Из трубы в колечки дым - («Колечки» из пальцев)
Плим, плим, плим. (Пощелкать пальцами).
"Помощники"
Дружно маме помогаем – (ладошки скользят по столу)
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем (трём руки друг о друга - "стираем")
Полощем, отжимаем. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Подметаем все кругом – (кисти рук "подметают")
И бегом за молоком. (пальчики бегут по столу)
Маму вечером встречаем, (разводим руки в стороны)
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем». (обнимаем себя за плечи)
«Три медведя»
Три медведя шли домой. (Дети имитируют ходьбу на месте)
Папа был большой – большой, (Тянут руки вверх)
Мама чуть поменьше ростом, (Наклоняются)
А малыш малютка просто. (Приседают)
Очень маленький он был, с погремушками ходил. (Изображают игру погремушками)
Дзынь – дзынь – дзынь, с погремушками ходил.
Картотека дидактических игр.
«Подбери признак» (согласование имени существительного с прилагательным):
мама (какая?) — ...,
бабушка (какая?) — ...,
дедушка (какой?) — ...,
папа (какой?) — ....
«Чей, чья, чье, чьи?» (образование и употребление притяжательных прилагательных).
Шарф (чей?) — мамин, папин, ... .
Шапка (чья?) — тетина, дядина ... .
Пальто (чье?) — бабушкино, дедушкино ...
Перчатки (чьи?) — мамины, бабушкины ...
«Сравнить, кто старше/младше» (составление сложносочиненного предложения с союзом а):
Папа — сын (папа старше, а сын младше), папа — дедушка,
дядя — племянник, внук — дедушка.
«Скажи наоборот».
Старший — (младший), большой — ..., молодой — ....
Старше — (моложе, младше).
Ответить на вопросы (употребление родительного падежа имен существительных). ;
У кого глаза добрые? (У бабушки).
У кого руки сильные?
У кого ласковые руки? ...
«Отгадай». Дети должны закончить предложения и подобрать соответствующие картинки к ним.
— О ком можно так сказать: старый, добрый, мудрый? (Дедушка).
Аналогичные вопросы задаются о каждом члене семьи.
«Три медведя».
Перед детьми игрушки трех медведей: большого, среднего и маленького. Воспитатель, рассказывая сказку про трех медведей, произносит реплики очень низким, средним или высоким голосом.
Дети должны отгадать и показать, какой из медведей мог так сказать: мама- медведица, папа-медведь или сын — маленький Мишутка.
«Я люблю всех» (назови ласково).
Например: мама — мамочка, папа — папочка и т. д.
Образование уменьшительной формы прилагательных (игра с мячом).
Например: старый — старенький, добрый — добренький и т. д.
Образование множественного числа существительных (игра с мячом). Например: брат — братья, сестра — сестры и т. д.
«Назови ласково» с показом дидактических картинок «Семья».
Дочь – доченька, дочурка
Сын – сынок, сыночек
Папа – папочка, папенька
Дед – дедушка, дедуля
Бабушка – бабулечка, бабуля
Сестра – сестрёнка, сестричка
Внук – внучок
Внучка – внученька
Брат – братишка.
Игра на мимику.
Называют ситуацию в семье, и если это плохой поступок, то нужно будет хмуриться, а если этот поступок очень хороший и он порадует семью, то вы улыбаетесь.
Вы разбили чашку;
Вы помогли маме пропылесосить;
Вы не убрали игрушки;
Вы обняли бабушку;
Вы помогли дедушке починить телевизор ;
Вы отняли игрушку у младшего братика;
Вы угостили сестричку конфетой;
Нарисовали красивую картину;
Подрались с другом;
Съели манную кашу;
Убрали игрушки на место;
Порвали книгу;
На прогулке замарали куртку;
Разбили чашку;
Уступили место в автобусе бабушке;
Помогли маме с уборкой
Отыскали потерянные бабушкой очки;
Помогли маме вымыть посуду.
Игра «Скажите самые хорошие слова о папе и маме».
Какой у вас папа? (хороший, большой, добрый, сильный, смелый, трудолюбивый, красивый, умный).
А мама какая? (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая, внимательная, красивая, молодая).
Игра «Кто что делает».
Игра на распределение обязанностей в семье.
Отец – зарабатывает деньги, готовит пищу, делает ремонт, убирает.
Мама - зарабатывает деньги, готовит пищу, стирает, ухаживает за цветами, гладит.
Бабушка – вяжет, стирает, помогает маме, печёт пироги, гуляет с внуками. Дедушка – мастерит, читает, помогает бабушке, папе, гуляет с внуками.
Сын – убирает, выносит мусор, ходит в магазин, пылесосит.
Дочь – моет посуду, вытирает пыль, ухаживает за цветами, делает уроки.
Игра «Моя семья».
Используется «Волшебная шкатулка». Ребенок берёт с разноса сердечко и кладёт его в шкатулку. Дети по очереди передают шкатулку, кладут в неё сердечко, называя слово о семье.
Моя семья большая, потому что у меня есть папа, мама, я.
Моя семья дружная, потому что мы все работы делаем вместе.
Моя семья заботливая, потому что мы заботимся друг о друге.
Моя семья трудолюбивая, потому что мы любим трудиться.
Моя семья счастливая, потому что мы все счастливы.
Картотека пословиц, поговорок и стихотворений о семье.
Пословицы и поговорки.
Смелость силе воевода.
Тот герой кто за Родину горой. Кто смел тот на коня сел.
За край свой насмерть стой.
Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Брат с братом на медведя ходят. В дружной семье и в холод тепло. В недружной семье добра не бывает.
В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.
В своем доме и стены помогают. В семье и каша гуще.
В семье разлад, так и дому не рад. В семье согласно, так идет дело прекрасно.
В семье, где нет согласия, добра не бывает.
В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Везде хорошо, но дома лучше.
Сам погибай, а товарища выручай. С родной земли умри, не сходи.
Жить - Родине служить.
Счастье - Родины дороже жизни. Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
Братская любовь крепче каменной стены.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Где мир да лад, там и Божья благодать.
Где совет — там и свет, где согласье — там и Бог.
Густая каша семьи не разгонит.
Дерево держится корнями, а человек семьей.
Для внука дедушка — ум, а бабушка — душа.
Доброе братство лучше богатства. Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
Дружная семья не знает печали. Жизнь родителей в детях.
За общим столом еда вкуснее. Земля без воды мертва, человек без семьи — пустоцвет.
Когда нет семьи, так и дома нет. Куда мать, туда и дитя.
Люблю своих детей, но внуки милей.
Любовь братская крепче каменных стен.
Любовь да совет — там горя нет. Любящая мать — душа семьи и украшение жизни.
Материнская молитва со дна моря достает.
Материнский гнев, что весенний
снег: и много его выпадет, да скоро растает.
Мать всякому делу голова. Мать кормит детей, как земля людей.
На что и клад, когда в семье лад. Не будет добра, коли в семье вражда.
Не прячь свои неудачи от родителей.
Отец наказывает, отец и хвалит. Отца с матерью почитать — горя не знать.
При солнышке тепло, при матери добро.
Загадки.
Послушай, вот моя семья Дедуля, бабушка и брат. У нас порядок в доме, лад И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому, Два папы, два сыночка
Сестра, невестка, дочка. А самая младшая – я.
Какая же у нас семья? (6 человек)
***
Мы - большущая семья, Самый младший - это я! Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.
Свои люди — сочтемся.
Свой дом — не чужой: из него не уйдешь.
Свой своему не враг.
Семейное согласие всего дороже. Семейный горшок всегда кипит. Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.
Семьей дорожить — счастливым быть.
Семья без детей, что цветок без запаха.
Семья дает человеку путевку в жизнь.
Семья крепка ладом.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Сердце матери греет лучше солнца. Согласье в семье — богатство.
Ссора в своей семье — до первого взгляда.
Старший брат как второй отец.
Счастье родителей — честность и трудолюбие детей.
Сын да дочь — ясно солнце, светел месяц.
Терпенью матери нет предела.
У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.
Сразу нас не перечесть: Маня есть и Ваня есть,
Юра, Шура, Клаша, Даша, И Наташа тоже наша.
Мы по улице идем - Говорят, что детский дом. Посчитайте поскорей,
Сколько нас в семье детей? (8)
***
И у бабушки есть, И у дедушки есть, И у мамы есть,
И у папы есть, И у дочки есть, И у внучки есть,
И в лошадки есть, И у собачки есть, Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать. (Имя)
***
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья)
Это слово каждый знает, Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» — Что получится? (Семья)
***
Днем работает она,
Вечером она — жена,
Если праздник, она — дама, Кто же это? — Моя... (мама)
***
Ты трудилась, ты устала И совсем не отдыхала, Буду солнышко просить Утром в окна не светить:
— Не вставай так рано,
Не буди ты... (маму)
***
Кто любимей всех на свете? И за всю семью в ответе?
От зарплаты до зарплаты
Что б мы делали без... (папы)
***
Кто же трудную работу
Может делать по субботам? — С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш... (папа)
***
Кто любить не устает, Пироги для нас печет, Вкусные оладушки?
Это наша... (бабушка)
***
Кто всю жизнь работал, Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей, Уважал простых людей? На пенсии уж много лет Нестареющий наш... (дед)
***
Кто веселый карапузик — Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка — Это младший мой... (братишка)
***
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? — Очень модная девчонка —
Моя старшая... (сестренка)
***
Угостит всегда вареньем, Стол накроет с угощеньем, Лада наша ладушка,
Кто? — Родная... (бабушка)
***
Он трудился не от скуки, У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед — Мой родной, любимый... (дед)
***
Кто не в шутку, а всерьёз Нас забить научит гвоздь? Кто научит смелым быть? С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно, … (Папа)
Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста».
Роль родителей в воспитании детей очень важна. Семья является главной школой воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья является мощным фактором в формирования личности, развития в ней общечеловеческих и индивидуализированных качеств, ибо в семье ребенок впервые усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к себе и другому.
Семья обеспечивает первоначальное воспитание, физическую, психологическую и в целом социальную защиту и поддержку детей. У хороших родителей вырастают хорошие дети.
Будущие родители думают, что такими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания, но только одних знаний мало.
Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Неслучайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.
Глубокий постоянный контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию. Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.
Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом.
Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера.
Контроль за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, появившиеся совсем по другим поводам.
Независимость ребенка. Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным человеческим связям. Если дети, взрослея, все более приобретают желание отдаления этой связи, родители стараются, как можно дольше ее удержать.
Решение этой задачи, иными словами, предоставление ребенку той или иной меры самостоятельности регулируется прежде всего возрастом ребенка.
Вместе с тем многое зависит и от личности родителей, от стиля их отношения к ребенку. Известно, что семьи весьма сильно различаются по той или иной степени свободы и самостоятельности, предоставляемой детям.
Ошибки семейного воспитания. У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из- за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни...»
Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из -за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями.
Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Некоторые родители следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву:
«Плавать, прежде чем ходить»; в иных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и вседозволенности.
Воспитание как формирование определенных качеств. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми. В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной.
Что же является целью воспитания?
Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.
Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка, постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.
Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому. Взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.
Викторина «Моя семья»
Цель: Формирование представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе.
Задачи:
1. Обобщать и уточнять знания детей о семье, о том, кто такие родные (мама, папа бабушка, дедушка); формировать представление о составе семьи.
2. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать память, воображение, логическое мышление.
3.Воспитывать любовь и уважение к окружающим и членам своей семьи.
Методические приемы:
Беседа, художественное слово, вопросы, игры, моделирование.
Оборудование: мольберт, музыкальное сопровождение, чайная посуда, фартук, косынка, конструктор, угощение.
Материал демонстрационный: фотографии, цветок.
Ход занятия:
Орг. Момент:
(Дети стоят в кругу.)
- Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Посмотрю на ваши лица,
Хочу с вами подружиться
- Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Я очень рада побывать у вас в гостях. И с таким замечательным настроением я приглашаю вас на игру-викторину, а тема нашей викторины «Самое дорогое, что есть у меня - это моя семья».
Кто наберет больше фишек, тот и победит.
- Как вы думаете, что такое семья? (Ответы детей)
Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.
Первое задание начинаем с разминки: вам предстоит отгадать загадки. Готовы?
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... (Бабушка)
Он все может, все умеет,
Всех храбрее и сильнее
Штанга для него как, вата
Ну конечно это …(папа)
Много их на белом свете.
Всей душой их любят дети.
Только у каждого, она одна.
Всех дороже Вам она
Кто она? Отвечу я… (это мамочка моя)
Он — мужчина, и он сед,
Папе — папа, мне он — …
(Дед)
Молодцы, за каждую отгаданную загадку, получаете по фишке.
- Ребята, а скажите кого мы называем родственниками?( мама, папа, тетя, дядя). .
Молодцы!
Я задам сейчас вопросы - отвечать на них не просто:
Какой должна быть семья? (Дружная, крепкая, трудолюбивая, заботливая, ласковая, большая и т. д.)
Перечислите ласковые обращения к маме (мамочка, мамуля,
мамулечка
, мамуся и т. д.)
- Перечислите ласковые обращения к папе (папочка, папенька, батюшка, тятенька и т.д.)
Дополнительные фишки получают дети за правильный ответ.
Игра «Бабушка Маланья».
А теперь немного поиграем, выходим из-за столов и становимся в круг.
(по считалке выбираем бабушку Маланью).
Как у бабушки Маланьи
Было семь сыновей,
Все они без бровей,
Вот с такими ушами,
Вот с такими глазами,
Вот с такой головой,
Вот с такой бородой,
Все они не ели,
На нее глядели.
Разом делали вот так,
Как?
(Игра проводится 2-3 раза).
В следующем задании вам нужно проявить смекалку и сообразительность.
1. «Сына зовут Сергей, папу зовут Ваня. Как будут называть сына, когда он вырастет?»
2. «Дочку зовут Оля, папу зовут Сережа. Как будут называть дочку, когда она вырастет?»
Получают фишку.
Физминутка
Осенью,весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
дружною семьей.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядкую
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает,
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева,
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.
В каждой семье существует такая традиция, как встречать гостей. Хорошей хозяйкой считается та, которая умеет вкусно приготовить еду, красиво накрыть на стол. И сейчас мы проверим, какие же вы гостеприимные. Ваша задача - сделать это быстро, аккуратно, красиво.
- Вы пошли бы пить чай к такой хозяйке?
. …..(имя) доказала нам, что она растет хорошей хозяйкой.
- Мальчики будут строить дом из конструктора. Ведь издавна в народе говорили, что одна из задач мужчин - построить дом.
…...(имя) всем показал, какой хороший он строитель.
Раздаются фишки.
Издавна русский народ называл семью крепостью, ценил среди родных взаимовыручку, поддержку в делах, беде и горе, и радость была одна на всех. Тем и крепка была русская семья.
Следующее задание называется «Отгадай-ка».
Мама мелет кофе в …(кофемолке)
Белье стирает… (стиральная машина)
Яйца для пирога взбивают…(миксером)
Бабушка гладит белье …(утюгом)
Папа пылесосит ковер…(пылесосом)
Мама прокручивает мясо через…(мясорубку)
Дедушка забивает гвозди…(молотком)
Папа сверлит дырку в стене…(дрелью)
Раздаются фишки.
У каждого члена семьи есть свои обязанности. Скажите, пожалуйста, а как вы можете помочь своим близким? (Ответы детей) А вы помогаете дома своим родителям?
Конкурс «В доме все перепуталось»
Но прежде послушаем стихотворение З.С. Козловой «В гостях».
Мы кушали варенье,
Потом смотрели книжки,
Кривлялись у зеркала
Как будто мы мартышки.
Потом играли в прятки,
Скакали как лошадки.
Немного посидели-
Варенье все доели.
Со стула прыгали потом,
Играли весело с мячом.
Сказала мама: «Ну и дом!
Все кувырком и все вверх дном!»
Вздохнув, сказала: «Ну, дела!
Спасибо, люстра хоть цела!»
- Ребята, а как мы выражаем любовь к своим близким? (ответы детей)
- Верно! А ещё мы совершаем хорошие поступки и ни когда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей. И следующее задание такое: попросить прощения у мамы. Представьте, что вы из маминого платья сделали парус для своей лодки, которую построили из стульев. Я буду вашей мамой, а вы должны попросить у меня прощения. (получают фишки)
Наша викторина подошла к концу. Хорошо, когда семья большая и дружная, и мы с вами живем в нашем центре большой и дружной семьей!
Подведение итогов.
Дети сами при помощи воспитателя считают фишки.
Раздается угощение командам.
Беседа «На кого я хочу быть похожим»
Цели:
• Воспитывать желание перенимать лучшие качества близких людей.
• Закрепить знания о доброте, порядочности, милосердии и т. д.
Воспитатель:. Каждый из вас живет в семье. У кого- то она большая, у кого- то маленькая. Вас любят близкие люди, о вас заботятся. Вы тоже любите своих родных. Расскажите о каком- нибудь члене своей семьи.
Дети рассказывают.
В своих рассказах вы отметили такие качества своих близких, как доброта, справедливость, ум, милосердие. Скажите, все ли люди обладают такими качествами? Есть ли в вашем окружении люди, которые вам не нравятся? Почему? С какими людьми вы хотите общаться больше?
Ответы детей.
К сожалению, многие люди не обладают такими нужными качествами, как вежливость, доброжелательность, милосердие.
Ведь человек не рождается с этими достоинствами, он их в себе воспитывает. Кому- то это удается в большей степени, кому- то в меньшей. Вы еще маленькие и каждый из вас мечтает вырасти хорошим, добрым, вежливым человеком. На кого из своих близких или знакомых вы хотели бы быть похожи, почему? А может быть, вам хотелось быть похожими на каких- нибудь героев сказок, или других произведений?
Дети рассказывают. Можно выслушать и обсудить 4-5 рассказов.
Я предлагаю вам нарисовать портрет человека, на которого хотите быть похожим. Можно нарисовать и себя рядом с этим человеком.
Беседа «Семейный праздник День рождение»
Цели:
1.Познакомить дошкольников с традицией отмечать День рождения и День ангела, со знанием своего имени и имени своего небесного покровителя.
2.Содействовать развитию у малышей умения общаться, развивать мышление и речь.
3.Создать атмосферу праздника и добра, воспитывать эстетический вкус.
Тип занятия -беседа.
Ход занятия:
1. Организационный этап.
Воспитатель:
-Ребята, вы любите праздники?
Дети отвечают :-Да!
Воспитатель: -А какие праздники у вас самые любимые?
Дети:- Новый год, День рождения, Рождество Христово, Масленица, Пасха.
Воспитатель: - Конечно, праздников много. Но я думаю, что один из самых любимых у вас- День рождения.
Почему вы любите этот праздник?
Дети: -Он бывает только раз в году.
-В этот день дарят много подарков.
-На столе всегда торт.
-Все поздравляют.
Воспитатель: -Ребята! Сегодня мы поговорим о таких праздниках как день рождения и День Ангела .Еще с давних времен сохранился обычай на День рождения накрывать праздничный стол и поздравлять именинника.
-Скажите, пожалуйста, с каким словом связан праздник День рождения?
Дети: - С Рождеством.
Воспитатель: -Молодцы! Правильно. Он связан со словом Рождество. Я вам уже рассказывала о том, что, когда родился Спаситель Мира -Иисус Христос, на небе зажглась яркая звезда и мудрецы принесли ему подарки: золото, миро и ладан. Поэтому в День рождения каждому человеку принято дарить подарки. А как нужно дарить подарки? Вы умеете это делать? Мы с вами сейчас поучимся, играя в игру "Как будто". Я вам дарю цветок, а вы его подарите своему товарищу, обращаясь к нему со словами: "Дорогой Миша (дорогая Маша), поздравляю тебя с днем рождения. А принявший подарок в ответ благодарит: "Спасибо. Я очень рад (рада).
Воспитатель: - Дети! Когда рождается ребенок, то родители дают ему имя. А знаете, как раньше выбирали имя?
Наши предки к выбору имени своих детей подходили весьма ответственно. Их мечтой было видеть свое дитя сильным, крепким, добрым, милым. Отсюда и такие имена как Добрыня- делающий добро, Любомир- любящий мир, Людмила-милая людям.
Ребята! Кто мне скажет, в чем смысл имен Вера, Надежда, Любовь?
Дети дают пояснения :-Вера- быть верной, верить в Бога и людей.
-Надежда- жить мечтой, надеяться на хорошее.
-Любовь- любить родителей, воспитателей, друга, подругу.
Воспитатель: - Замечательно! А знаете ли вы, что наиболее распространенными именами были: Елена (в народе Алена)-означает свет, светлая.
Галина - спокойствие, тишина, гладь моря, тихая погода. В нашем детском саду тоже есть девочки с такими именами. Я не случайно привела эти примеры. Эти имена пришли к нам из другой страны-Греции.
Педагог называет многие имена и дает пояснение их значения (Александр-
защитник людей. Екатерина- всегда чистая и др.)
Посмотрите, ребята, у меня в руках (показывает свидетельство о рождении). Эта маленькая книжечка- документ, называется "Свидетельство о рождении". Сюда записывают фамилию, имя, отчество новорожденного, дата рождения и место рождения .У каждого из нас есть такое Свидетельство. Когда придете домой, попросите маму показать его вам.
Ребята! У каждого человека, кроме имени, есть свой Ангел-хранитель. Он его охраняет и оберегает всю жизнь.
Воспитатель: -Ангелов много но у каждого человека свой Ангел-Хранитель. Это один из светлых ангелов, данный человеку при крещении. Вот какое стихотворение посвятил Ангелу-Хранителю русский поэт Петр Вяземский:
Научи меня молиться,
Ангел добрый, научи:
Уст твоих благоуханьем
Чувства черствые смягчи.
Да во глубь души проникнут
Солнца вечного лучи
Да в груди моей забьются
Благодатных слов ключи .
Воспитатель: -Послушайте сказку Лидии Чарской "Чудесная звездочка".
Дети слушают.
Воспитатель: -Ребята! Скажите, пожалуйста, какой сначала была девочка Эзольда?
Дети :-Злой.
Воспитатель: -А в конце сказки?
Дети :-Доброй.
Воспитатель: -А ангелы больше любят добрых или злых людей?
Дети: -Добрых.
Воспитатель: -Значит, каждому из вас надо быть добрыми, слушаться родителей, воспитателей и старших.
Предлагаю поиграть в игру "Каков я?"Я буду называть поступки, а вы, если себя считаете такими, то поднимаете руки. Итак, внимательно слушаем:
Я...1) добрый
2) честный
3) смелый
4) слушаюсь родителей, воспитателей.
Воспитатель :-Молодцы ,ребята! Когда при крещении человеку дают имя, он получает своего помощника на всю жизнь. Нужно знать, как жил святой, имя которого вы носите. День памяти святого покровителя называется Днем Ангела.
Сегодня вы узнали, что каждый человек имеет имя. У каждого крещеного человека есть свой Ангел-Хранитель, который его любит и остается самым преданным другом. Ангела-Хранителя мы не можем увидеть своими глазами, но он всегда, днем и ночью, находится рядом и оберегает нас. Я дарю вам бумажных ангелочков.