Краткосрочный проект в подготовительной группе «Природу вместе сбережём» | Василенко Наталья Васильевна. Работа №341419
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Филиал МБДОУ «Детский сад №43» - «детский сад «Колосок»
Автор :Василенко Н.В.
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Природу вместе сбережём»
«Природа для нас - кладовая солнца с великими сокровищами. И охранять природу - значит охранять Родину». М. М. Пришвин.
Актуальность проекта:
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Тип проекта: исследовательский, практико-ориентированный.
Продолжительность: краткосрочный.
Участники проекта: дети группы, педагоги, родители.
Цель проекта: Формирование осознанно-нравственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста и их родителей.
Задачи проекта:
1. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле, развивать эстетическое восприятие природы.
2. Вовлекать детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.
3. Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
4.Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ - семья.
5. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных в природе, наблюдательность, творческое воображение.
6. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе у детей и взрослых.
7. Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
Этапы работы:
1 этап - подготовительный:
цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов, изучение программно - методического материала по направлению работы,
2 этап - практический:
собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами. Экскурсии во круг детского сада, наблюдения на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников, проведение образовательной деятельности.
Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, помогают закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных объектов.
В. Зотов «Заяц –беляк», «Лесная мозаика»,В. Чарушин «Что за зверь», Н. Сладков «Лесные шорохи», Л. Толстой «Волк», А. Клыков «Как лиса зимует», К. Ушинский «Жалобы зайки», «Лиса Патрикеевна», Г. Снегирев «Звери наших лесов», Н. Павлова «Белые шубки» (из книги «Четыре времени года»).
Экологическая беседы:«К природе с добротой», «Лес - важнейший компонент биосферы»;
«Ценность леса»;«Лес - кладовая природы»;«Братья наши меньшие».
Операция «Помоги природе».
Цель- уборка определённых уголков природы от мусора, помощь деревьям, насекомым.
Операция «Подарок птицам».
Цель - изготовление кормушек с помощью родителей, и развешивание их на территории детского сада.
Викторина «Знаем ли мы растения нашего края».
Экскурсия по экологической тропинки- закрепить названия деревьев, замечать изменения в природе, во внешнем виде деревьев и трав, с осени до весны.
Ручной труд с природным материалом «Дары осени».
Выставка работ детей и совместных работ с родителями.
Изготовление с помощью родителей скворечников.
На прогулке : подвижные игры «Угадай, чей хвост» «Кто где живет?» «Зайцы и охотник» «Хитрая лиса» «Волк во рву» «Кто знает, пусть продолжает» «Угадай, чей след».
Наблюдения: За красотой природы, за изменениями в природе, за птицами и насекомыми, за неживыми объектами и явлениями в природе: снег, дождь туман..;
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ
Что за чудо-красота! Расписные ворота
Показались на пути! В них ни въехать,
Ни войти. Ответ (Радуга)
По небесам оравою Бегут мешки дырявые,
И бывает – иногда Из мешков течёт вода.
Спрячемся получше От дырявой …
Ответ (Тучи)
На улице рубашка, В избе рукава.
Ответ (Солнечный луч)
Ты весь мир обогреваешь И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце, А зовут тебя все …
Ответ (Солнце)
Голубой платок, алый колобок,
По платку катается, людям улыбается.
Ответ (Небо, солнце)
Это что за потолок? То он низок, то высок,
То он сер, то беловат, То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый – Кружевной и синий-синий!
Ответ (Небо)
Ночью на небе один Золотистый апельсин.
Миновали две недели, Апельсина мы не ели,
Но осталась в небе только Апельсиновая долька.
Ответ (Луна, месяц
3 этап - заключительный:
закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми. Обобщение результатов работы по экологическому проекту "Природу вместе сбережём"
В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:
Были сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
Дети стали понимать взаимосвязь в природе, стали бережнее относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
Появился интерес к явлениям и объектам природы.
Закрепили умение экспериментировать, анализировать и делать выводы;
Повысилась экологическая культура родителей, они стали более внимательно относиться к вопросам экологии.
Созданы условия по проведению опытно-экспериментальной деятельности.
Опыт по формированию у детей осознанного, экологически грамотного поведения в природе.
Развито чувство сопереживания и желания помогать объектам природы.
Составлен альбом « Животные нашего края».
Сделаны кормушки и скворечники для птиц.
Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.